Часть 4 ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ПРИ ЭФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ Форму афазии вашего ученика определит логопед. Нарушения повествовательной, вопросительной и побудительной речи является основным признаком эфферентной моторной афазии. Оказывается, мало хорошо произносить звуки, ведь говорим-то мы предложениями, состоящими из слов с различными падежными окончаниями. В центре каждого предложения стоит сказуемое (глагол), которое соответствует в роде и числе (при спряжении глагола по лицамя, ты, он и т.д.) существительным и местоимениям. В разговорной речи большую роль играют местоимения, заменяющие существительные. К сказуемому примыкает серия наречий, обстоятельств места, времени, образа действия и т.п. и дополнений — существительных в косвенных падежах (родительном, дательном и т.д.). Все эти дополнения и обстоятельства называются группой сказуемого. Их нахождение и затруднено при данной форме афазии. Кроме внешней (устной) речи, существует многоярусная внутренняя речь, включающая в себя, прежде всего, мотив, замысел и цель высказывания. Если вы понаблюдаете за ходом своей мысли, то заметите следующее: во-первых, вам надо что-то сделать, вовторых, это «надо» необходимо для достижения того или иного результата, в-третьих, для этого требуется составить план действия и т.д. И в конце концов, вы выберете форму высказывания: просьбу, приказ, задание, пожелание, рассказ о чем-то важном и т.д. Вариантов таких форм великое множество, но именно эта сторона речи и нарушается при эфферентной моторной афазии: больной что-то пытается сказать, иногда ругается, не в силах объяснить, что ему надо. У него нарушен и выбор слов, но сохраняются богатые интонации согласия или отрицания: он сердится, если вы его не поняли, или плачет от своей беспомощности. А вы, родственники, страдаете не меньше от невозможности помочь больному. Больше того, при этой форме афазии нарушается и письмо. Восстановление речи при эфферентной моторной афазии — кропотливый, но весьма перспективный процесс. Нужно только понять, что устную речь надо начинать с малого, с самых коротких предложений, которыми являются отдельные, очень важные для нас слова: Вот!Дай!На!Возьми!Хочу!Буду! Знаю! Помню! и т.д. Эти побудительные и утвердительные фразы устанавливают контакт между обучающимся и его родственниками. 73 Однако существует небольшой ранний этап после инсульта (3—4 недели), когда больной еще очень слаб и «командовать» пока не может. Этот период очень важен для того, чтобы несколько растормозить его речь путем договаривания последних слов в пословицах и поговорках. Но ни в коем случае нельзя заниматься этим при помощи автоматизированных речевых рядов (порядкового счета, называния дней недели, месяцев года и пения). Они, в отличие от пословиц и поговорок, не являются способами общения и противопоказаны больным с нарушением побудительной и повествовательной речи. Пословицыи поговорки насыщены глаголами и очень многозначны. Повторим, что глаголы (сказуемые) — основа основ нашей активной речи. Поэтому с первых же дней заболевания вашего родственника необходимо стимулировать понимание им фраз побудительного характера: Вытрирот. Найди платок. Дай ложку (вилку). Поправь подушку. Возьми салфетку. Подложи полотенце. Давайте больному небольшие задания, выполнение которых вы будете проверять, глядя на его реакцию. Если он вас не понял, сделайте указанное движение вместо него. Задания такого типа насытят его внутренний лексикон глаголами, заложат фундамент к восстановлению нормальной речи. Далее следует резидуальный (поздний) этап работы над речью. Напомним, что на раннем этапе нельзя стимулировать у больного повторение слов и называние предметов. Именно для этой формы афазии верна мудрая пословица «Что посеешь, то и пожнешь»: «посеешь» такое повторение — больной останется без активной речи, «посеешь» глагол — она восстановится. На резидуальном этапе широко используется схема предложения с соответствующими сюжетному рисунку или ситуации вопросами в косвенных падежах кдополнениям и обстоятельствам времени, места и т.д. Эффект восстановления устной речи обязательно сопровождается восстановлением возможности записать слово. Для этого потребуетсяработа с разрезной азбукой, с опорой на списывание и зрительный диктант. Больной сначала вместе с вами повторяет и читает слово из 3—4 букв, а затем складывает его из букв разрезной азбуки, которые вы предварительно подобрали для него. Больному трудно найти нужный порядок букв, поэтому повторяйте каждое такое упражнение 2—3 раза. Не спешите с накапливанием новых слов. Пусть их будет 4—5, но больной постепенно прочно усвоит в них порядок следования букв. Затем перейдет к записи пропущенных в слове букв и другим упражнениям. Как правило, у больных с данной формой афазии парализована правая рука, в связи с чем надо обучать их письму левой. Для этого посадите больного за стол так, чтобы вся левая рука от локтя до кисти удобно, прочно лежала на столе в положении пишущей правой: кисть и запястье должны прилегать к тетради, на которой он пишет. Это удается не сразу, но через несколько попыток положение 74 становится верным: левая рука полностью прижимается к столу и спокойно держит шариковую ручку. Общую тетрадь (в клеточку) надо положить ей «навстречу», а правой рукой больной должен пытаться придерживать тетрадь. Сначала он учится писать палочки, крючочки, прописные буквы по целой строчке каждую, величиной в 2 клеточки. Для улучшения почерка надо проводить в тетради через каждые 3—4 клетки хорошо заметную опорную линию, на которой больной будет списывать серии букв, а затем писать слова и фразы. Желаю вам успехов