Воспитательной системы



Скачать 164.97 Kb.
Дата22.04.2016
Размер164.97 Kb.
КОНЦЕПЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

МКОУ СОШ №12
В настоящее время в нашей стране происходит процесс модернизации системы образования, ориентированный на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса происходят существенные изменения.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Оно требует усилий направленных на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, новых подходов для духовно-нравственного совершенствования личности школьника.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы в каждом растущем человеке сформировать саморазвивающуюся, самореализующуюся личность. Что требует не только умственного развития школьника, но и развития образа мышления, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни общества.

Главная тенденция развития школы – повышение ее роли как центра воспитательной деятельности общества, что означает достижение безусловного паритета двух функций учебного заведения – обучение и воспитание. Повышение уровня воспитательной функции школы требует научно-обоснованной работы по реализации процесса воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрирую учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно-расширяющееся воспитательное пространство.

Основными компонентами воспитательной системы школы являются:

- цель – совокупность идей, для реализации которых она создается;

- основные виды деятельности детей и взрослых;

- отношения между субъектами, рождающимися в деятельности и общении;

- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С.Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является создание благоприятных условий для сплочения учащихся, системы работы по воспитанию и развитию свободной, жизнелюбивой, творческой личности, обогащённой знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:


  • Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми

  • Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей

  • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

  • Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления. Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.

  • Формирование системы профилактики безнадзорности, профилактики среди несовершеннолетних.

  • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Укрепление связи семья-школа.

  • Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.

  • Изучение и внедрение новых воспитательных технологий

Реализация поставленных целей и задач воспитательной работы основана на следующих принципах.

Принципы организации воспитательной работы.
1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя.
2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества.
3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы.
4. Личностного подхода в воспитании.

Воспитательная работа школы включает в себя три взаимосвязанных и взаимозависимых блока:

1. Воспитание в процессе обучения.
2. Внеурочная деятельность.
3. Внешкольная деятельность.

I БЛОК. ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В.А. Сухомлинский писал: «Обучение – важнейшее средство умст­венного воспитания. Успех умственного воспитания определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы, духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура, содержание учебных программ, характер методов обучения, организация умственного труда учащихся на уроке и дома».

Идея патриотического воспитания находит свое преломление в каждом уроке, который был и остается главной формой учебно-воспитательного процесса, основным звеном воспитательной системы школы.

В учебный план образовательного учреждения введены предметы, изучающие историю и географию Ставропольского края, а также спецкурсы «Экология ландшафтов», «Современное развитие Ставропольского края». Кроме того, 10-15% учебного времени на предметах литературы, истории, географии, биологии, музыки, изобразительного искусства отводится на изучение краеведения «Региональный компонент». Учащиеся 4-5 классов изучают "Основы светской этики» учащиеся 1-ых классов работают по программе "Перспективная начальная школа". Школа участвует в эксперименте по сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ; введены предпрофильный элективный курс в 9 классе «Ценности и смысл твоей профессиональной карьеры».

На уроках воспитываются ценностные отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, к обществу и здоровому образу жизни.

II БЛОК.  ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внеурочная деятельность осуществляется по ряду важнейших направлений:



  1. «Эколого - валеологическое» - формирование и пропаганда здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, участие в школьных и городских спортивных конкурсах «Днях здоровья», экологическое воспитание школьников, природоохранная деятельность, организация мероприятий, ориентированных на защиту природы от техногенных катастроф.

  2. «Гражданско-патриотическое» - формирование чувства любви и уважения к своей стране, народу; формирование понятий «гражданин», «гражданский долг», формирование понятия о необходимости изучать историю и культуру своей страны.

  3. «Духовно-нравственное» - формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, толерантного сознания и поведения, развитие культуры общения; развитие внутренней свободы, способности, к объективной самооценке, чувства собственного достоинства; сознание личностной причастности к миру, современной цивилизации.

  4. «Межэтническое» - воспитание ценностного отношения к своей малой родине, любовь к своим традициям, обычаям и уважение культурных традиций своих земляков.

  5. «Художественно-творческое» - раскрытие и развитие творческих возможностей ребёнка во всех сферах его жизнедеятельности.

  6. «Самоуправление» - создание условий для развития ученического самоуправления, обеспечение социальной защиты детей.

  7. «Безопасность учащихся» - создание условий для развития личности детей и подростков, способных ориентироваться и действовать в динамично изменяющейся дорожно-транспортной среде, а также воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации культуры здоровья.

Воспитательная система нашей школы строится с опорой на пять взаимосвязанные направления развития личности:

  • общекультурное;

  • общеинтеллектуальное;

  • духовно-нравственное;

  • социально-нравственное;

  • спортивно-оздоровительное.

Безусловно, что не у всех школьников процесс формирования личности и её социализации проходит гладко. В решении возникающих проблем ребенку может понадобиться инди­видуальная помощь. В нашем образовательном учреждении действует социально-психологическая служба. Разработано положение «О системе работы МОУ СОШ № 12 по профилактике правонарушений и помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», согласно которому члены педагогического коллектива осуществляют целенаправленную профилактическую функцию по конкретизированным обязанностям. В школе работает основной орган профилактики – Совет профилактики учебной дезадаптации, правонарушений и преступлений обучающихся.

Реализация основных направлений деятельности осуществляется через следующие виды совместной деятельности:

- организация коллективного творческого дела;

- работа детского объединения «Союз верных друзей»;

- организация школьного самоуправления через Совет школы;

- сотрудничество семьи и школы;

- организация летнего труда и отдыха учащихся;

- создание широкого спектра дополнительных образовательных услуг;

- профилактическая работа школы;

- психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.

Деятельность и общение детей, детей и взрослых порождает сетку отношений, которые и определяют воспитательный потенциал системы. Организуя деятельность, мы организуем и педагогические целесообразные отношения, а значит, и благоприятные условия для воспитания детей. Наша воспитательная система строится на основе:

- взаимопознания – объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений, стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

- взаимопонимания – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами, школьниками, родителями; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов принятия поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

- взаимоотношений – проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга; сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

- взаимных действий – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность, поддержка друг друга;

- взаимовлияния – способность приходить к согласованию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга, восприятие другого как примера для подражания.

Такие отношения несут большой воспитательный потенциал в совместной деятельности и наиболее эффективны в реализации воспитательной системы школы. Наиболее приемлемые пути гармонизации отношений между субъектами нашей воспитательной системы, это:



  • высокая значимость деятельности;

  • осуществление ситуации выбора;

  • применение индивидуальных эталонов в оценке деятельности школьника;

  • создание для каждого ситуации успеха;

  • формирование реалистического уровня притязаний;

  • обеспечение рефлексивной самооценки результатов деятельности.

III БЛОК.  ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СВЯЗЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися; самими учащимися; общеобразовательного учреждения и семьей в целом.

Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Она должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать как партнер. Обеспечить это можно, если приобщить родителей к педагогическому процессу, знакомить  с результатами учебно-воспитательного процесса.

Педагогический коллектив общеобразовательного учреждения в работе с родителями использует разнообразные формы и методы:

-родительские собрания;

- дни открытых дверей;

-психолого-педагогическое консультирование;

-совместные коллективные творческие дела;

-информирование.



МИКРОСОЦИУМ

Ш.А. Амонашвили писал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот про­цесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».

В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями Левокумского района, а также с представителями общественности.

Коллектив школы осуществляет воспитательную работу взаимодействуя с:

- СДК, ДДТ, ДЮСШ;

- юридической службой района;

- приглашение инспекторов КДН, ГИБДД, ДПС для проведения бесед для обучающихся, лекториев для родителей;

- музеями с.Левокумского,п.Новокумского, с.Величаевского - экскурсии для школьников;

- встречи учащихся с детьми ветеранами ВОВ, тематические мероприятия;

- работниками сельского дома культуры.



Формы сотрудничества:

- совместная организация и проведение внеклассных и внешкольных    мероприятий;


- вечера-встречи с интересными людьми;
- консультации;
- шефская и спонсорская помощь школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, быть творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение.

Участие в управлении школой – это способ обучения демократии, подготовки их  к жизни.

Во главе ученического самоуправления стоит Совет школы, сформированный на выборной основе из уч-ся 5 – 11 классов.

Совет дела – другая форма самоуправления. Он создается временно при подготовке определенного мероприятия.


РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАИЯ.

Значимость классного руководителя со временем не уменьшается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции:



Главное в деятельности классного руководителя – содействие са­моразвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспече­ние активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и дос­таточных условий для активизации усилий детей по решению собствен­ных проблем.

В воспитательной работе классного руководителя следует выде­лить три главных направления.



1. Непосредственное воздействие на ученика:

  • изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, ин­тересов;

  • программирование воспитательных воздействий;

  • реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.

  1. Создание воспитывающей среды:

    • сплочение коллектива;

    • формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

    • включение учащихся в разные виды социальной деятельности;

    • развитие детского самоуправления.

3. Коррекция влияния различных субъектов социальных

отношений ребенка:

  • социальная помощь семье;

  • взаимодействие с педагогическим коллективом;

  • коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

  • нейтрализация негативных воздействий социума;

  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, знания, навыки, владеть современными методами воспитания де­тей. Методическую помощь классным руководителям в школе оказы­вают педагогические советы, совещания, консультации, МО классных руководителей, общение с учителями других школ, городов, курсы переподготовки учителей в СКИПРО.

Планы работы классных руководителей направлены на развитие познавательных и эмоциналь­но-личностных устремлений детей и формирования комфортного для каждого ребенка психологического климата в классных коллективах. Обусловлено это тем, что организация образовательного процесса подра­зумевает повышенное внимание к каждому ребенку, заботу о его физиче­ском и психическом здоровье, повышенные требования к уровню воспитанности обучающегося.


ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Важнейшим аспектом управления воспитательной системы являются укрепление ее системности на каждом новом этапе ее развития; создание действенных связей между ее компонентами. Создание, укрепление и корректировка связей между компонентами системы должны обеспечивать целостность системы.

Управление воспитательной системы мы рассматриваем как трех аспектный процесс:


  • управление процессом ее развития как целостной системы;

  • управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности;

  • управление корректирующее, направленное на включение каждого ребенка и взрослого в системообразующую деятельность.

Приоритетами управления воспитательной системой являются:

1. Совместная работа с информационно-методическими центрами:

- отдела образования администрации Левокумского района

- методическим отделом МОУ ДОД «Дом детского творчества»;

- связь с общественными и социальными структурами села и района.



2. Работа с педагогическими кадрами:

- повышение квалификации классных руководителей;

- знакомство с передовым опытом воспитательной работы школ района, края, России;

- работа методического объединения классных руководителей;

- обобщение методических материалов;

- проведение школьных конкурсов «Самый классный классный» и «Самый классный класс»;

- посещение и анализ внеклассных мероприятий.

3. Сбор информации:

- педагогические наблюдения;

- анкетирование;

- анализ собранной информации.



4. Планирование:

- разработка программ и планов, направленных на всестороннее развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;

- подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.

5. Контроль и коррекция:

- анализ и оценка планов и программ воспитательной работы различного уровня;

- контроль за воспитательным процессом;

- корректировка планов и программ;

- совещания.

6. Создание условий для развития учащихся:

- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах;

- создание системы дополнительного образования;

- создание материально-технической базы;

- тесная связь семьи и школы;

- работа с активом учащихся.

Воспитательная система в контексте заданных целей рассматривается как дружественная для всех участников педагогического процесса, культуроемкая, компетентная эффективная среда активной жизнедеятельности, в которой происходит обучение, воспитание и социализация личности. Исходя, из этих положений нами разработана модель выпускника школы.

Модель выпускника образовательного учреждения - это человек:


  • овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;

  • воспитанный на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;

  • любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;

  • обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;

  • наделенный глубокими и прочными  знаниями по различным дисциплинам;

  • получивший начальные профессиональные навыки по выбранному  им направлению;

  • способный к продолжению образования и самообразованию;

  • готовый к самостоятельной трудовой деятельности;

  • эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;

  • уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;

  • владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;

  • обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;

  • трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Этапы

Ход работы

  1. Подготовительный

Цель – выявить позитивный опыт воспитательной работы в школе, определить приоритетные направления его развития.

(январь - февраль 2010-2011 уч. г.)



1. Заседание МО классных руководителей, семинаров с обменом опыта работы классных руководителей.

2.Прогностический

Цель – разработать концепцию, подготовить условия для работы по концепции «Воспитание социально активной личности»

(март – август 2010-2011 уч. г.)


1.Разработать концепцию воспитательной системы школы.

2.Обеспечить методическую поддержку участникам эксперимента (семинары, заседания МО классных руководителей, совещания классных руководителей).

3.Диагностировать уровень воспитанности уровень социализированности учащихся школы.

4.Диагностировать работу школьных кружков и секций, выявить уровень заинтересованности учащихся в их деятельности.

5. Разработать программы деятельности по реализации концепции развития воспитательной системы школы.


3.Практический

Цель – реализация программы деятельности (по - необходимости, внесение коррективы в концептуальное содержание).

( сентябрь – 2011 - май 2015)


1.Работа детских объединений (Совет старшеклассников,9-11 классы, организация «Союз верных друзей»,5-8 классы).

3.Создать условия для самореализации учащихся:

-организовать работу школьных кружков

драматического, краеведческого, резьбы по дереву, хореографического, молодого журналиста, кукольного, вокального, экологического, предметных и секций баскетбольной, волейбольной , футбольной, общей физической подготовки;

-обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся.



4.Обобщающий

Цель – определение эффективности работы школы по концепции. Выявление и оценка результатов деятельности (май 2011 г, май 2012 г, май 2013г, май 2014г., май 2015 г, основные выводы по действию концепции март – май 2015 г)



1.Провести школьную педагогическую конференцию «Осуществление на практике концепции воспитательной системы школы: опыт, проблемы, перспективы».

2.Изучение качества реализации концептуальных программ, внесение корректив в воспитательную систему школы.



3.Провести школьный мониторинг по проблеме «Качество реализации новой воспитательной концепции школы» через опросы учащихся, через систему оценок и наблюдений осуществления программы деятельности.




ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:


  • Повышение у учащихся мотивации к познавательной деятельности;

  • Личностный рост воспитанников и развитие коллектива;

  • Освоение подростками и принятие общечеловеческих нравственных, духовных и культурных ценностей;

  • Приобщение детей к здоровому образу жизни, формирование положительных привычек.

  • Сформированность у воспитанников четких позиций достойного гражданина и патриота своей Родины.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница