Воспитательной работы



Скачать 122.72 Kb.
страница1/3
Дата27.05.2016
Размер122.72 Kb.
  1   2   3
Утверждаю

Директор МОУ ООШ №5 г.Бикина

-------------------О.М.Мордвинова

(протокол педсовета№__ от ____)

Система

воспитательной работы



МОУ ООШ №5 г.Бикина

« Путевка в жизнь»

Содержание

  • Актуальность

  • Цели и  задачи

  • Воспитательная система по возрастным группам

  • Раздел №1 "Дорога к человечности"

  • Раздел №2 "Наш дом - Россия"

  • Раздел №3 "Отчий дом"

  • Раздел №4 "Живая планета"

  • Раздел №5 "Счастливо жить - здоровым быть"

  • Раздел №6 "Традиции храня и умножая"

  • Раздел №7 "Путь в мир профессии"

  • Раздел №8 "Профилактика правонарушений"

  • Раздел №9"Каникулы"

  • План действий по реализации программы "Путевка в жизнь"

  • Управление воспитательной программой

  • Развитие внешних связей

  • Ожидаемые результаты



Актуальность

Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы. Данная программа является результатом творческого поиска педагогов и документом, определяющим основные направления воспитательной  деятельности школы.

В организации воспитательного процесса в школе мы вплотную подошли к проблеме создания воспитательной программы, ощутили её необходимость. Конечно, сложилась стройная система воспитательной работы, но дальнейшего развития нет, поставленные цели и задачи реализованы. Мы находимся на новом этапе, пора определить стратегию и тактику нового этапа воспитательной работы. Выход мы видим в создании и реализации воспитательной программы. Это требование времени.




Цель:

Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.


Задачи:

v    развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;

v    формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;

v    формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

v    координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:

v    развитие и упрочение детской организации как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося.

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т. д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

-       в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;

-       программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;

-       содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

-       содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;

-       семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;

-       воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;

-       программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;

-       программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.


. При разработке нашей модели было использовано следующее определение понятия воспитания.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного, систематического развития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Является частью процесса социализации.

Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является развивающаяся личность ребенка.


Принцип построения системы - поэтапное решение личностью задач на  каждом возрастном уровне:

·        Раскрытие личности (1-4 классы).

·        Развитие личности (5-7 классы).

·        Самореализация, саморегуляция (8-9 классы).

·        Задача школы - поддержать и развить в человеке Человека, заложить в нем механизм
·        Самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания Таким образом, признавая в качестве приоритета личность ребенка, мы сформулировали модель выпускника:
Выпускник – это свободная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.

Для реализации этой модели личность должна обладать определенными качественными характеристиками. Данные характеристики можно разбить на четыре группы:



  • здоровье;

  • культура личности, жизненные и нравственные позиции;

  • познавательная деятельность

  • знания и умения

Здоровье

  1. здоровье физическое и психологическое

  2. ведение здорового образа жизни

  3. осознанное и активное отношение к здоровью и физической культуре

Культура личности, жизненные и нравственные позиции

  1. гуманистическое мировоззрение

  2. культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию

  3. коммуникативность, культура общения

  4. бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность

  5. честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения

  6. оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей

  7. адекватная самооценка

Познавательная деятельность

  1. интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования

  2. осознанные познавательные интересы и стремление реализовывать их

  3. способность использовать знания на практике

  4. рациональная организация труда, самообразования

Знания и умения

  1. достижение уровня компетентности в знаниях

  2. целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях

  3. знание способов рациональной работы, способность к самообразованию

  4. умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем

Для реализации такой модели личности выпускника, мы построили воспитательную систему школы основанную на нескольких методологических подходах. В качестве основных нами использовано два методологических подхода:




  1. Системный подход.

Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, происходящих в школе, то есть видеть в педагогических явлениях разные компоненты, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с другими внешними системами.
Школа обладает всеми признаками такой системы:

  1. Наличие совокупности элементов. Элемент в составе системы выполняет только одному ему присущую функцию, которая может быть реализована при условии взаимосвязи с другими элементами.

  2. Система обладает определенными связями и отношениями между элементами. Способ взаимодействия этих элементов в системе определяет ее структурное построение. Поведение системы, её развитие, свойства обусловлены не столько поведением отдельных элементов, сколько свойствами структуры.

  3. Система обладает интегративными качествами, то есть такими, которыми не обладают отдельные компоненты.

  4. Система взаимодействует с другими системами.

  5. Специфическим свойством социальной системы является наличие цели.

  1. Личностно- ориентированный подход.

Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.

Признаками этого подхода являются:



  1. Построение взаимоотношений между педагогом и ребенком на основе сотрудничества, совместного творчества и взаимной ответственности. Эмпатическое понимание ребенка.

  2. Природосообразность воспитания. Ведение воспитательной работы в соответствии с индивидуальными возрастными, психологическими, половыми особенностями детей.

  3. Создание оптимистической установки, ситуации успеха, опирающейся на сильные стороны личности ребенка.

  4. Разнообразие форм и видов деятельности для предоставления ребенку возможности выбора в приложении своих сил.

  5. Создание условий ребенку для самопознания и самореализации себя как личности и как члена общества.

  6. Стимулирование развития позитивных творческих устремлений детей.

Наряду с этими основными методологическими подходами мы частично использовали и другие подходы:



Средовой подход.

Использование окружающей социальной среды, её культурных и социальных объектов, для более гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.



Рефлексивный подход.

Использование приемов рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять непрерывную самооценку себя, своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, корректировании с учетом этого собственной позиции.



Проблемно-ориентированный подход.

Выявление проблем на основе анализа содержания собственной деятельности и деятельности всех участников педагогического процесса.

Таким образом, на основе данных подходов и определения воспитания, название нашей концепции воспитательной системы можно определить как:
Предлагаемая система состоит из разделов - подпрограмм:

- «Дорога к человечности»;

- «Наш дом - Россия»;

- «Отчий дом»;  

- «Живая планета»;  

- «Счастливо жить - здоровым быть!»;

- «Традиции храня и умножая»;

- «Путь в профессию».

- «Профилактика правонарушений","Семья»;

- «Каникулы».

Практическая реализация системы воспитания «Путевка в жизнь» на всех её этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы школы, творческой и нравственной личности педагога и ребенка.

Система подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям: Добру, Истине и Красоте. Она носит ступенчатый характер, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать





 Воспитательная система по возрастным группам

 

Классы

Задачи

Задача доминанта

Знания

Умения

Действия

Система

воспитательной работы учащихся 1-4 классов

 


1-2 классы

 


привитие санитарно-гигиенических навыков;

воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья;

формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене;

воспитание потребности в занятиях спортом;

формирование умения вести здоровый образ жизни.

 


формирование социокультурных ценностей

знать о состоянии своего здоровья;

знать основы экологической, гигиенической культуры;

знать особенности своего физического, физиологического развития;

знать всё о здоровом образе жизни



уметь заботиться о своём здоровье;

уметь правильно рассчитывать свои силы и возможности;

уметь ухаживать за своим телом, культурно питаться;

уметь охранять природу



беречь свои силы и возможности;

правильно вести себя на природе;

заниматься в кружках, секциях;

участвовать в соревнованиях;

проводить беседы о здоровье и здоровом образе жизни, о природе края.

 


 

3-4 класс

адаптация ребенка к условиям школьной жизни;

ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

приобщение учащихся к общечеловеческому этикету и овладению им;

создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников;

воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение;

формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

 


знать основы культуры поведения человека;

знать правила общения;

знать способы общения с природой;

знать историю школы и её традиции;

знать ценности общественной жизни.

 


уметь вести себя в обществе;

уметь оценивать свои поступки;

уметь дружить;

уметь выбрать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я».

 


оказывать помощь младшим;

помогать в учёбе одноклассникам;

участвовать в диспутах;

организовывать встречи с интересными людьми.

 


Система

воспитательной работы для учащихся 5-6 классов

 


 

развитие потребности к изучению истории своего города, его быта и традиций;

воспитание чувства ответственности за свои поступки, долга перед родными, друзьями;

развитие культуры человека, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям;

формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

воспитание любви к природе, бережного отношения к флоре и фауне родного города

 


Формирование способности к саморегуляции

знать историю своего города;

знать основы экологической культуры;

знать о состоянии своего здоровья и здоровья членов семьи;

знать правила здорового образа жизни;

знать элементарные правила культуры поведения и общения;

знать о профессиях своих родителей и родственников;

знать ценности общественной жизни

 


уметь заботится о своём здоровье и здоровье родных людей;

уметь вести себя в обществе;

уметь выбрать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я»;

уметь строить свои отношения с людьми, согласно принципам уважения, доброжелательности, честности, взаимовыручки;

уметь охранять природу;

уметь уважать историю своего города, его традиции, нравы и обычаи.

 


правильно вести себя на природе;

заниматься любимым делом в кружке;

оказывать помощь во время болезни себе и другим людям;

сохранять и развивать традиции семьи;

выполнять домашнюю работу;

принимать участие в школьных делах;

проводить экскурсии по городу;

ухаживать за животными.



Система воспитательной работы для учащихся 7-8 классов

 


 

развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа, края, города;

формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьёй, друзьями, Родиной;

воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе, изменяя свой внутренний мир через приобретение опыта трудовой, художественной, общеобразовательной деятельности;

воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнёрства;

развитие активности во всех сферах жизни: всесторонне ознакомить подростков с основными приёмами и методами самопознания, научить видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность

 


Расшире

ние представления о социаль

ном устройстве жизни

 


знать историю своего города, края;

знать обычаи и традиции родного края;

знать народный календарь, приметы;

знать интересы и увлечения родных;

знать социальные роли в семье;

знать культуру семейных отношений;

знать проблемы и заботы семьи;

знать биографии своих родителей, предков, родословную;

знать виды деятельности человека;

знать культуру быта;

знать профессионально-должностные и общественные функции человека в обществе;

знать основы экономических знаний и культуры;

знать правила общения;

знать об особенностях своего организма;

 


уметь заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей;

уметь рассказать о своей семье, родственниках, родословной;

уметь рассказать о профессиях своих родителей, родственников;

уметь планировать семейный бюджет;

уметь поддерживать добрые отношения в семье, родственные связи, уважительные отношения с соседями;

уметь уважать историю своего города, края, их традиции, нравы, обычаи;

уметь выбрать свой вид деятельности;

уметь определять свои профессиональные склонности; готовиться к выбору профессии;

уметь организовывать свой труд;

уметь быть бережным и щедрым;

уметь защищать Отечество;

уметь планировать свою деятельность с целью наблюдения за своим поведением, характером, волей, сравнивать себя с другими людьми, сопоставлять оценки, которые дают ему сверстники, учителя, с собственными представлениями о себе;

анализировать с помощью педагога свою деятельность (учёбу, спорт, общение, труд), внутреннее состояние.


самостоятельно работать над углублением знаний по интересующим темам истории родного края;

вести беседы в коллективе ровесников,

правильно вести себя в обществе

сохранять и развивать традиции семьи

принимать активное участие в КТД, предметных неделях, олимпиадах и др.

оказывать помощь  себе и другим людям;

выращивать овощи, цветы;

принимать участие в школьных делах;

 


Система воспитательной работы для учащихся 9 классов

 


 

расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;

формирование отношения человека к обществу;

развитие творчества и самотворчества;

формирование навыков безопасного поведения;

формирование навыков коллективной творческой деятельности;

формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.

 


Становле

ние и самоактулизация личности



знать историю своей страны;

знать обычаи и традиции русского народа;

знать профессионально-должностные, общественные функции человека в обществе;

знать культуру быта;

знать виды деятельности человека;

знать культуру физического и умственного труда;

знать роль и место человека в жизни;

знать значение понятия «красота: внешняя и внутренняя»;

знать культуру внешнего вида;

знать нормы культурной жизни;

знать соотношение материального и духовного;

знать роль прессы, радио, телевидения;

знать идеал мужчины и женщины;

знать культуру семейных отношений.

 


уметь выбрать свой вид деятельности;

уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;

уметь осмысливать и анализировать происходящие события;

уметь применять этическую защиту в повседневной жизни;

уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;

уметь принимать окружающий мир;

уметь воспитывать в себе разумные потребности

уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, совесть, долг);

уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;

уметь защищать Отечество;

Уметь быть полезным своей Родине.

 







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница