Воспитание в Ленинградской области



Скачать 223,25 Kb.
Дата20.04.2016
Размер223,25 Kb.

воспитание в Ленинградской области


1. Общие положения

Данная концепция определяет научно-методическую базу воспитательного процесса и основные направления воспитательной работы в образовательных учреждениях Ленинградской области.

Она включает социокультурную ситуацию становления современного человека, цели и задачи воспитания, основные направления и способы решения задач воспитания, методологические подходы к определению качества воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области, а также краткий словарь основных терминов, содержащихся в концепции.

В настоящей концепции учтена необходимость преемственности основных направлений воспитательной работы, содержащихся в предыдущей концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области и в ней нашли всестороннее отражение основные идеи и положения стратегического развития российского образования; социальная, культурная и экономическая специфика региона; новые направления и способы решения современных воспитательных задач, основанные на идее воспитания гражданина и патриота своей земли.

Концепция подготовлена с учетом положений: Закона Российской Федерации "Об образовании", областного закона "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р.

Концепция развивает основные принципы образовательной и воспитательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Концепция разработана также в связи с принятием Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа», сформулированной в Обращении Президента России Д.А.Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации, а также в решениях Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Необходимость принятия Концепции вызвана также государственным заказом на качество воспитания подрастающего поколения и социальными потребностями жителей Ленинградской области в эффективной системе воспитания.



2. Введение

Мир, в котором живет современный человек, все более динамично и радикально изменяется. Эти изменения затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни, и связаны с революционными преобразованиями в сфере культуры, экономики, социальных отношений, политики и т.д. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают человека, его сознание и образ жизни.

Современный мир, в условиях которого взаимодействуют педагоги и воспитанники, существенно отличается от того мира, в котором люди жили еще несколько десятков лет назад. Как новое, нужно отметить увеличение самой скорости изменений, освоения новыми поколениями социального опыта. Обострилась проблема «необратимого разрыва между поколениями».

Это означает, что личность и восприятие ребенка отличается от мировосприятия взрослого не только из-за различий в возрасте, но в связи с тем, что ребенок формируется в условиях другой социокультурной среды, под влиянием иного образа жизни.

Поэтому восприятие мира и опыт педагога уже не столь актуален для воспитанника, как это было раньше. Из этого может следовать, что мировосприятие молодых поколений является более изменчивым и гибким в отличие от мировосприятия педагога. Изменения весьма быстро находят отражение в восприятии мира молодыми людьми (освоение новой информационной техники и возможностей овладения новыми формами социально-экономической и культурной жизни, стилевыми особенностями общения и поведения и др.). Это приводит к разрыву между поколениями, нарастанию разобщенности.

Другой особенностью современного мира, отражающейся на образе жизни молодых людей, является глобализация. С одной стороны, глобализация является процессом сближения разных стран и народов, всех людей, живущих на планете. Основные факторы глобализации проявились в середине XX столетия. Они связаны, прежде всего, с культурно-историческим развитием человечества. К таким факторам, ведущим человечество по пути возрастающей взаимосвязи, можно отнести нарастающие масштабы созидательной материально-предметной и духовной деятельности современного общества, интегрирующий эффект коммуникационной революции, а также массовой миграции населения. С другой стороны, унификация образа жизни людей, игнорирование самобытности культур разных народов и групп также характеризуют процессы глобализации.

Еще одной особенностью современного мира, с которой непосредственно связаны изменения в личности и мировосприятии человека, является «смещение» ценностных ориентации. Современные исследователи, изучая и анализируя динамику ценностных ориентации, отражающихся в общественном сознании и способе функционирования современной цивилизации, называют ее «тихой революцией». Она заключается в переходе от традиционных («материалистических») ценностей к экзистенциальным («постматериалистическим») ценностям.

Для традиционных ценностей характерен акцент на материальной обеспеченности и экономической надежности (высокая обороноспособность, закон и порядок, стабильная экономика и др.). Экзистенциальный тип ценностей ориентирован на внеэкономические и духовные приоритеты (сохранение природы, создание более духовного общества, в котором идеи будут иметь большую ценность, чем деньги, глубокое осознание своего социума и др.).

Помимо названных особенностей современного мира на становление молодых людей оказывают существенное влияние научно-техническая революция, новые формы освоения мира природы, экономические и социо­культурные противоречия и конфликты и др.

Влияние современного мира на мировосприятие человека может быть обусловлено глобальными и региональными кризисами, разнообразными конфликтами, угрожающими человеку, его жизни и здоровью. В связи с этим в обществе получают распространение социально-психологические проблемы, имеющие экзистенциальное звучание. Такие проблемы могут быть обозначены следующими категориями: «смысл», «страх», «надежда», «духовная жизнь личности», «бессилие мысли» и др.

Существенная роль в разрешении противоречий отводится образованию человека, которое понимается как целостный процесс и результат обучения и воспитания. Однако, многие ведущие страны далеко не удовлетворены собственной системой образования. Эта ситуация обусловлена прежде всего тем, что проблема образования относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее проблемами, задачами, поисками идеала нравственного, культурного и социального развития испытывает потребность в человеке с определенным уровнем образования — возможностей, принципов поведения, восприятием мира - в человеке определенного качества.

Образование как фактор социализации формирует человека эпохи, в процессе преобразования старых смыслов и значений, способов существования в мире. Именно поэтому, проблему человека, его мировосприятия и проблемы психолого-педагогические необходимо рассматривать в их сущностном единстве.

Важной теоретико-методологической позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет.

Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

3. Цели и задачи воспитания и особенности их реализации в Ленинградской области

Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам-воспитателям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, формировать эффективное воспитательное пространство на территории Ленинградской области и воспитательных систем образовательных учреждений региона.

История, культура и современное развитие Ленинградской области заключают в себе мощный воспитательный потенциал.

Ленинградская земля сыграла заметную роль в истории Отечества. Здесь ее начало и основные вехи развития. Старая Ладога явилась центром северо­западных русских земель. Крепости - военные, торговые и культурные центры северо-запада русской земли образуют рубеж России, по которому проходила оборона русских земель от многочисленных завоевателей. Петровское время открыло возможности всестороннего культурного и экономического обмена с Европой.

Ленинградский край внес выдающийся вклад в развитие отечественной культуры. Памятники древнерусского зодчества, храмы и крепости являются гордостью нашего отечества.

Сегодня Ленинградская область вносит весомый вклад в возрождение России. Строительство мощных портовых сооружений и логистических комплексов, крупных промышленных предприятий делает Ленинградскую область важнейшим центром на Балтике. Развитие промышленности и сельского хозяйства, социальной сферы определяют черты области сегодня. Таков воспитательный потенциал социокультурной образовательной среды региона.

Образовательные учреждения области создают разнообразные воспитательные системы. В настоящее время необходимо на концептуальной основе объединить воспитательный потенциал социокультурной среды региона и образовательных учреждений (детских садов, школ разных видов, профессионально-технических училищ, вузов и др.).

Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине.

Такова ключевая идея региональной концепции воспитания.

Главный результат воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области - гражданственность и патриотизм молодых людей, заканчивающих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.

Важными задачами воспитания является развитие позитивных конструктивных отношений в важнейших сферах жизнедеятельности, гражданское участие в решении личностно и общественно значимых вопросов.



К основным задачам в воспитании следует отнести:

  1. Воспитание позитивного отношения к себе, развитие позитивной Я-
    концепции, развитие нравственных качеств личности, гуманистических
    ценностей как основы жизнедеятельности человека;

  2. Воспитание уважения к родительской семье, нравственно-
    психологическая готовность к созданию собственной семьи;

  3. Воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению,
    традициям, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству;

  4. Воспитание ответственности и самостоятельности, добросовестного
    отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности;

  5. Воспитание бережного отношения к природе, чувства хозяина,
    живущего на родной земле и отвечающего за ее благополучие.

Целостная и гармоничная система отношений личности молодого человека в важнейших сферах жизни определяет чувство его глубинной сопричастности к Родине. Любовь к Родине в настоящее время проявляется не только в стремлении человека сделать ее более сильной и могущественной в экономическом и военном отношении. Важна нацеленность человека на активное участие в жизни общества, окружающего социума, более гуманные и справедливые отношения. Без этого невозможно повышение качества жизни людей, критериями которого выступают: хорошее образование, здоровье, продолжительность жизни и социальное благополучие.

Таким образом, патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины — поселка, города, области, страны.

Патриотизм предполагает осознание и прочувствование человеком ценности культуры, традиций и жизненного уклада своей родины, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами.

Настоящий патриот - не националист, он с уважением и заинтересованностью относится к другим странам и народам, признает равноценность и равноправие разных мировых культур и цивилизаций.

Современная социокультурная среда региона, уникальная история и культурный потенциал должны выступать в качестве основы воспитания молодого поколения. Социокультурная образовательная среда территорий Ленинградской области является важным и еще слабо востребованным ресурсом воспитания.

Вместе с тем, молодые люди по мере становления и развития в результате образовательной деятельности сами стремятся к позитивному преобразованию своей малой родины. В этом заключается диалектика взаимоотношений личности человека и среды.

Отношение может быть одной из базовых категорий, служащих для описания и социально-педагогического осмысления закономерностей и особенностей связи и взаимодействия индивида и социальной среды, общества. Именно поэтому в контексте проблем отношения в системе «Я - мир» необходимо рассматривать ценностные ориентации человека как индивидуальное отражение в психике и сознании индивида социальных ценностей.

Ценностные ориентации являются важными элементами личностной структуры, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, знаний и представлений. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует структуру, обеспечивающую устойчивость личности, преемственности определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков человека.

Отношения человека связано с мировосприятием, которое может включать ситуативные, более устойчивые и общие, наиболее глубинные ценностные диспозиции человека. Эти наиболее устойчивые диспозиции являются связующим звеном между процессом мировосприятия и мировоззрением человека.

Для мировоззрения человека характерно осознание субъектом своего отношения к объектам и к окружающему миру в целом как к ценностям, ради которых развертывается его деятельность, осознание порождает личностный смысл этой деятельности, соотносимый с потребностями, мотивами, установками, целями и идеалами личности.

Процесс формирования отношений связан с возникновением противоречий, которые приводят к неустойчивости личности, необходимости поиска новых жизненных смыслов. В эти периоды человек особенно подвержен влиянию социального и культурного окружения. Вместе с тем потребность поиска идентичности провоцируют ребенка к активному экспериментированию с внешним окружением.

Ребенок может испытать свои возможности, познать себя, изменяя окружение, влияя на него. Такая экспансия во внешний мир дает необходимую информацию о собственных возможностях, уточняя образ «Я», способствует формированию реалистических жизненных позиций.

В становлении ценностей и отношений молодого человека значительна роль образовательного учреждения. Воспитательный потенциал, который во многом определяется тем, является ли оно субъектом современной культуры.



В современном обществе образовательное учреждение выступает как субъект культуры при определенных условиях, а именно:

  • является транслятором культуры и ценностей в обществе, т.е. проявляет себя как активный субъект воспитания «социального характера», присущего большинству представителей данной культуры;

  • отражает изменения, происходящие в культуре, является проводником и источником изменений в жизни общества;

  • организует диалог представителей разных культур, социальных и
    возрастных групп, объединяя людей на основе этических представителей и норм;

  • создает условия для творческой активности педагогов и учащихся, которые могут становиться сотворцами культуры;

  • рождает особую педагогическую культуру - этические и эстетические представления, мастерство педагога, учебное содержание, методы обучения и воспитания и т.д., содержащую духовные и интеллектуальные ценности, накопленные на протяжении человеческой истории, служащие основой становления детей и молодежи.

Цели и задачи воспитания должны решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека от раннего детства до этапа профессионального образования и далее, поскольку социализация является непрерывным процессом жизнедеятельности человека.

4. Основные принципы воспитания.

В соответствии с целями и задачами концепции, условиями ее реализации целесообразно выделить следующие основные принципы воспитания.



Принцип нравственной позиции воспитателя — означает наличие личной и профессиональной ответственности педагога-воспитателя. Личность педагога является нравственным ориентиром для воспитанников. Педагог-это человек, нацеленный на продуктивное взаимодействие с воспитанниками, коллегами и родителями, видящий в своей работе нравственный смысл.

Принцип природосообразности воспитания — предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а также развивать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип кулътуросообразности воспитания — предполагает, что воспитание должно основываться на культурно-исторических традициях своей страны, региона, где живет человек, в контексте общемировых тенденций развития культуры.

В соответствии с принципами культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом.



Принцип развития личности в процессе воспитания — предполагает помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными институтами. Этот принцип означает, что каждый человек на различных этапах своего развития сохраняет возможность изменения и самоизменения.

Принцип диалогичности воспитания означает, что становление и развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно-интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др.).

Диалогичность воспитания означает признание ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса.



Принцип единства воспитания и обучения предполагает целостность образовательного процесса, взаимосвязь и взаимодополнение обучения и воспитания. Содержание каждого учебного предмета должно быть использовано учителем-предметником в целях воспитания. Особое значение в воспитании имеют гуманитарные предметы школьной программы (история, литература, мировая художественная культура и др.). Вместе с тем, отношение к учебе, познавательной деятельности зависит от мотивации и установок ученика, его взаимоотношений с учителем-предметником.

Принцип открытости в воспитании означает:

  • взаимодействие различных воспитательных систем государственной, региональной, муниципальной, воспитательных систем образовательных учреждений разных типов и видов, городских и сельских);

  • взаимодействие и взаимовлияние социокультурной образовательной среды, окружающей молодого человека, и воспитательного пространства, организуемого педагогами;

  • взаимодействие различных систем ценностей – традиционных и инновационных, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.[3]

5. Направления реализации воспитательной работы

Основными направлениями реализации воспитательных задач выступают совершенствование и развитие профессионализма педагога как воспитателя, создание и развитие воспитательной системы образовательного учреждения, развитие и совершенствование социокультурной образовательной среды. Эти направления реализации воспитательных задач содержательно и технологически взаимосвязаны.



5.1. Совершенствование и развития профессионализма педагога как воспитателя.

Современный педагог-воспитатель – это, прежде всего, интересная детям и взрослым глубокая личность с определенными жизненными планами, установками, взглядами и притязаниями. В его жизненных планах имеется четкая ориентация на учительство, преподавание, взаимодействие с детьми и коллегами. Такой педагог обладает гуманистическим мировосприятием, он свободен и ответственен.

Одним из важнейших качеств личности современного педагога должна стать его потребность и способность к саморазвитию в образовательной социокультурной среде. Как показывает опыт, создание такой развивающей педагога среды необходимо не только в структурах системы последипломного образования учителя, но и в образовательном учреждении, в котором он работает.

Основными структурными компонентами процесса саморазвития педагога (В.А. Сластенин, Д.Ю. Ануфриева) являются:


  1. Рефлексивный компонент, который выражается в умении учителя
    переосмысливать отношения с педагогической действительностью, что
    выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, его
    различных подструктур (Я-реальное, Я-будущее, Я-идеальное и т.д.),
    реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой стороны - в
    выработке более адекватных знаний о профессиональной сфере и понимании
    смысла связей своей личности и профессиональной деятельности.

  2. Регулирующий компонент, который включает профессиональные
    знания и умения саморегуляции, способен объединить конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальные возможности учителя.

3. Компонент развивающего взаимодействия, который находит свое отражение в умении педагога в процессе взаимодействия с субъектом образовательного процесса находить возможности для собственного личностного и профессионально значимого развития.

Развитию именно этих компонентов должны способствовать образовательные среды, в которых протекает жизнедеятельность педагога, становление его профессионализма как педагога-воспитателя.



Основной целью образовательной деятельности учителей является освоение ими ведущих идей и методов решения проблем воспитания, гуманизации современной школы, на уровне их внутреннего принятия как личностных ценностей.

Организация такой деятельности строится на основе следующих предпосылок:

  • освоение ценностно-смысловых структур (отношений, установок, убеждений), т.е. все более глубокое их осмысление, внутреннее принятие и использование в качестве ориентировочной основы для организации собственной деятельности, не может быть достигнуто путем прямой передачи информации; оно может быть результатом определенной личностно-ориентированной деятельности;

  • такая деятельность предполагает, что взрослый человек выступает в ней как активный субъект, анализирующий проблемные ситуации, формулирующий задачи, апробирующий пути и способы их решения;

  • такая деятельность выступает как деятельность групповая, где индивид становится полноправным участником совместной выработки решений, вступая в диалог с другими;

  • результативность образовательной совместной деятельности педагога определяется творческой атмосферой групповой работы и общей социокультурной средой, в которую погружен учитель, осуществляющий эту деятельность;

  • задачи организаторов такой деятельности заключаются в том, чтобы создать необходимые условия для совместной работы учителей.

Образовательную среду, нацеленную на развитие творческой инновационной деятельности педагога, необходимо создавать и на уровне образовательного учреждения. Многие определения творчества имеют общие черты и, в частности, почти все подчеркивают, что творчество характеризуется выдвижением оригинальных идей, способностью по-новому взглянуть на решение той или иной проблемы. В образовательном учреждении педагогу приходится ежедневно решать вопросы, требующие творческого подхода.

Как показывают исследования, мотивация, а не особая умственная одаренность играет значительную роль в творческой успешности человека. Поэтому среда образовательного учреждения должна способствовать развитию мотивации к творческой деятельности педагога.

Еще одной особенностью педагогического труда в школе является то, что усилия одного педагога малоэффективны. Необходим целостный педагогический коллектив профессионалов, способных сообща решать творческие задачи.

5.2. Создание и развитие воспитательной системы образовательного учреждения.

Создание воспитательной системы в образовательном учреждении включает несколько основных этапов: целеполагание, согласование категориального аппарата, выбор содержания и средств воспитания, определение результатов деятельности воспитательной системы. Все это включает научно-методическое обеспечение деятельности современного образовательного учреждения.



Целеполагание. Необходима выработка цели воспитательной системы всеми участниками образовательного процесса, в контексте общих целей деятельности образовательного учреждения.

Научно-методическое обеспечение предполагает определение телеологической иерархии в образовательной системе, прогнозирование и постановку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Целеполагание в образовательной системе базируется на концептуальных положениях - основных категориях работы.



Согласование категориального аппарата (концептуальная общность).

Воспитательная система будет эффективной, если все участники образовательного процесса и, прежде всего педагоги, будут работать в едином «смысловом поле», поэтому очень важно определить смысл и содержание основных категорий работы.

Прояснить смысл категории можно только договорившись, а сам процесс выработки сходного понимания проблем поможет объединить педагогов, вовлечет их в общую творческую деятельность.

При выработке концептуальных оснований воспитательной системы важно знать и учитывать многогранные особенности учащихся.

Об индивидуальных и возрастных особенностях учащихся имеются весьма обширные сведения (развитие познавательных процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение; эмоционально-волевой сферы личности: чувства, воля; индивидуально-психологических особенностей: темперамент, характер, способности и др.). Однако в исследованиях, в практической деятельности педагогов, психологов почти не отражены особенности мировосприятия детей школьного возраста.

Мировосприятие - многоплановое понятие, связанное с генотипом человека, культурными и социальными нормами и представлениями, глубинными структурами сознания. Полноценное научно-методическое обеспечение образовательного процесса невозможно без учета возрастных и социокультурные особенности мировосприятия воспитанников.

Предложим некоторые критерии выбора концептуальных положений воспитания:

Этическая обоснованность. Теория должна базироваться на нравственных принципах. Авторы концепции должны демонстрировать ответственную позицию, необходимый риск (если он имеется) должен быть сведен к минимуму и обоснован.

Доступность. Это означает, что теоретические положения должны быть сформулированы таким образом, чтобы содержащиеся в них идеи, предложения, гипотезы были определены ясно и четко. Теоретические положения должны быть доступны для проверки и обсуждения.

Внутренняя согласованность. Теоретические положения должны быть свободны от внутренних противоречий, логически связаны друг с другом.

Комплексность. Концепция должна рассматривать различные стороны образовательного процесса, личности ученика и педагога, социокультурные условия и др. Всесторонняя концепция может быть использована как логический каркас для объединения и интеграции разнообразных подходов и направлений развития образовательной системы.

Практическая ценность. На основе концепции возможна эффективная работа всех элементов образовательной системы. Это означает высокую результативность применения на практике.

Универсальность. Основные концептуальные идеи могут быть успешно применены в деятельности различных образовательных систем, получают сравнительно широкое распространение.

Содержание и средства воспитания непосредственно связаны с целями. Средства воспитания предполагают развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе воспитания творческого и критического мышления, овладения учебно-исследовательской деятельностью, ролевым и имитационным моделированием.

С инновационным подходом связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности; обучения как организации учебно-игровой , моделирующей деятельности; обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии.

Важным содержанием воспитания является приобщение человека к системе ценностей в ходе учебной деятельности. Особая значимость принадлежит предметам история, литература, культура.

В настоящее время разработаны курсы и подготовлены учебные пособия для учащихся «История и культура русской земли с древнейшей истории до наших дней» и «Серебряный пояс России». Необходимо более полное использование исторического и культурного потенциала Ленинградской земли на уроках по гуманитарным предметам.

Важным содержанием воспитания является создание и развитие в ОУ структур ученического самоуправления, молодежных клубов, музеев, исследовательских обществ учащихся.

5.3. Определение результатов воспитательной системы.

Назовем некоторые критерии:



  • развитие социально-психологических качеств личности ученика, ценностей, проявляющихся на уровне сознания и деятельности;

  • включенность учащихся, учителей, родителей в различные сферы школьной жизни;

  • реализация профессионально-личностного потенциала педагогов, потенциала учащихся;

  • эффективность управления воспитательной системой.

Качество научно-методического обеспечения воспитательного процесса определяется многими факторами, но особо следует обратить внимание на профессиональную компетентность педагогов, уровень научного руководства и качество управленческой деятельности в организации, обеспечивающих достижение поставленных целей.

6. Развитие и совершенствование социокультурной образовательной среды в Ленинградской области

В настоящее время особенно актуальным становится создание условий для продуктивной жизнедеятельности человека, его воспитания и социализации в рамках территории, где он живет и работает.

Значительную роль в этом процессе играет образовательная и социокультурная среда территории, которая не только предоставляет человеку возможность постоянного совершенствования своих знаний и способностей, но и обращает его внимание на образованность как на особый ресурс.

Образовательная и социокультурная среда взаимосвязаны и взаимозависимы. Образовательную среду, которая является частью социокультурной среды, представляют следующие социальные институты: семья, образовательные учреждения, которые в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными объединениями создают дееспособную образовательную среду.

С позиции психологии образовательная среда включает в себя внешние и внутренние факторы. Внутренними факторами образовательной и социокультурной среды, ее особым ресурсом, выступает внутренний мир человека, его самосознание, потребности, на основе чего он выстраивает всю совокупность связей и отношений, оценивает свою жизненную ситуацию через призму удовлетворенности или неудовлетворенности.

Образовательная и социокультурная среда является важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, предупреждения социальной дезадаптации, расширения поля возможностей для самореализации в тех жизненных условиях, которые у данной личности есть. Таким образом, целенаправленное и осознанное построение образовательной и социокультурной среды территории, где живут дети, родители и педагоги, проектирование способов управления этим внутренним ресурсом развития является делом чрезвычайной важности для Ленинградской области.



Литература.

  1. Концепции, модели, проекты социокультурной среды территории: дайджест материалов современных отечественных и зарубежных исследований // Под ред. С.А.Лисицын, С.В.Тарасов. – СПб.: ЛОИРО, 2005.

  2. Образование в современном мире: словарь категорий. // Под ред. С.В.Тарасов. – СПб.: ЛОИРО, 2010.

  3. Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика. Пособие для специалистов по воспитанию // С.В.Тарасов СПб.: ЛОИРО, 2005

  4. Единое образовательное пространство городской и сельской школы // Под ред. С.В.Тарасов , СПб.: ЛОИРО, 2004.

  5. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. — 2008.

  6. В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М.: изд. Пед. об-во, 2-ое издание, дополненное и переработанное, 2000.

  7. Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога / Под общей ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой: Учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений, - М. Издательский цетр «Академия», 2007.




Каталог: files -> articles
articles -> Печатается по решению кафедры
articles -> Переоценка ценностей
articles -> 1. Реализация метода проектов История метода проектов
articles -> Соционика, ментология и психология личности” №3/2007 с. 67-77 2007 Шлаина В. М. Зачем ладонь с повинной ты на сердце кладешь?
articles -> Методические рекомендации по реализации гендерного подхода в обучении и воспитани
articles -> Использование педагогических технологий развивающего обучения на уроках математики Что такое технология?
articles -> Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования
articles -> Психоинформационные
articles -> Особенности звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
articles -> Факторы стресса в социальных контактах


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница