Воспитание у подрастающего поколения гражданской позиции, патриотизма через организацию внеурочной деятельности. Выступление учителя истории С. В. Строгиной на городском семинаре 17. 03. 2015г. Слайд№2,3



Скачать 92.27 Kb.
Дата23.05.2016
Размер92.27 Kb.
Воспитание у подрастающего поколения гражданской позиции, патриотизма через организацию внеурочной деятельности.

Выступление учителя истории С. В. Строгиной на городском семинаре 17.03.2015г.

Слайд№2,3

Я представлю творческий педагогический коллектив школы. Наш педагогический коллектив МБОУ СОШ № 29 с 2009г. реализует программу муниципальной экспериментальной (инновационной) площадки "Повышение уровня культуры субъектов-участников образовательного процесса". Сегодня Мы находимся на 5-ом, заключительном этапе эксперимента. Безусловно, за столь продолжительное время накоплен большой опыт работы. Я работаю учителем истории и обществознания. На каждом уроке мною создаются условия для формирования общечеловеческих ценностей, патриотизма, гражданственности. Сегодня я хотела бы поделиться опытом работы формирования этих ценностей во внеурочной деятельности. На примере работы школьного музея.

Реалии времени перед школой ставят следующие задачи, нашедшие отражение в ФГОС ООО:


  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа

России;


2. осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России и человечества;


  1. усвоение гуманистических, демократических и

традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Разрешите напомнить уважаемые коллеги, что значит гражданственность в широком смысле этого слова.

Слайд№4

Гражданская идентичность в современной педагогической науке понимается как осознание индивидуумом своей государственной принадлежности, своего социального окружения.

Потребность в воспитании гражданина и патриота отражена в национальной образовательной политике «Наша новая школа» - «Воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».



Слайд№5,6

В своей работы мы большое внимание уделяем воспитанию гражданственности и патриотизма средствами исторического краеведения. А именно, через усиление роли внеклассной работы, практическую деятельность учащихся в рамках работы школьного музея, профильных отрядов, поисковых групп. Наши ученики постоянно принимают участие в НПК, конкурсах, олимпиадах

Ведут исследовательскую и поисковую работу, занимают призовые места

Слайд№7

Наша школа богата традициями и гордится своей историей. 2011 год был юбилейным для образовательного учреждения. Школе исполнилось 50 лет. Золотой фонд школы составляют ветераны педагогического труда, они создали лучшую в Южном округе организацию ветеранов труда. Мы гордимся своими выпускниками, многие из них стали достойными гражданами России, внесли значительный вклад в развитие города Хабаровска, Хабаровского края.



Слайд№8

В ходе подготовки празднования пятидесятилетия школы возникла необходимость систематизировать архивный материал, посвящённый истории школы. Пришло осознание необходимости создания музея школы.



Слайд№9

В летний период 2010 года была организована деятельность городского лагеря историко-краеведческой направленности «Пост -29». Цель которого - создание необходимых условий для актуализации активной гражданской и социальной позиции учащихся как значимого личностного качества у субъектов образовательного процесса.



Слайд№10

Задачи:

  • способствовать воспитанию гражданственности патриотизма

  • расширить знания по истории и краеведению

  • сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

  • сбор материала для экспозиций музея школы

  • создание проектов «Ветераны педагогического труда»,

  • «Защитники Отечества – Герои моего округа»

  • Сформированность ценностных установок и ориентиров, важных для общества и государства

Слайд №11

Этапы работы:

Первый этап – подготовительный. На этом этапе наша задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края, города, школы.

Второй этап – организация практической поисково-исследовательской деятельности в рамках сбора материала для школьного музея с целью получения учащимися опыта гражданского действия.

Третий этап – систематизация материала, оформление результатов исследования, создание экспозиций музея



Слайд№12

Социальные партнеры

Работа поискового отряда была организована по нескольким направлениям:


  • Сбор материала по истории школы (сотрудничество с Хабаровским городским архивом, музеями города, в частности, с музеем Индустриального района Хабаровска)

  • поиск информации и ее систематизация о ветеранах пед. Труда, ВОВ и локальных войн, Шефская работа над ветеранами

( Сотрудничество с ветеранскими организациями города: Боевое братство. Ветеранов труда Индустриального района, воинскими частями, военно-патриотическим клубом Комбат, МЧС России)

  • поиск информации о выпускниках школы, внесших значительный вклад в развитие города и края. Огромную помощь нам оказали родители и ученики школы, встречи с интересными людьми

  • систематизация материала по истории Южного округа Хабаровска

Слайд№13
Деятельность музейной комнаты основывается на основных принципах:

- Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе интересов и потенциальных возможностей.

- Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы.

- Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.



Слайд№14

Многие исследовательские работы являются основой экспозиции и виртуальных экскурсий.



Слайд№15, 16

Основные экспозиции школьной музейной комнаты;

Стенды:


  1. История школы

  2. Ветераны педагогического труда

  3. Детские организации школы

  4. Гордость школы (учителя, ученики)

Слайд №17

Экспозиции в витринах:

-исследовательские работы учащихся, среди них есть работа посвящённая истории Школы№29, которая стала победителем в конкурсе, посвящённому 75-летию Индустриального района и отмечена дипломом и ценным подарком.

- материалы с деловой игры «Выборы»

- символы октябрятской, пионерской, комсомольской организаций (галстук, значки, горн, барабан)

- виниловые пластинки с патриотическими песнями

- награды, кубки

- альбомы с фотографиями



- фотовыставка (история школы в фотографиях)

Слайд №18

Важными достижениями работы школьного музея стали дипломы 2 и 3 степени в городском смотре конкурсе музеев общеобразовательных учреждений.



Ещё одним важным направлением своей работы считаю исторический туризм.

Cайд№19

В Законе РФ

«Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной

политики в области образования является воспитание гражданственности в

духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями,

великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Родине. В современном мире все это богатство служит основой для формирования граждан Российской Федерации. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду. Патриотизм – качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Прививая это чувство молодому поколению, мы даём ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с

принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической

активностью.

В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно

формируются в ходе работы с историческими материалами,

раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу,

подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные

качества государственных, политических и общественных деятелей и др.;

уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического

интернационального сознания школьников занимает содержание образования.

Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Следует отметить, что особую роль играют предметы «История», «Обществознание», новый предмет в 4-5 классах «Основы религиозных культур и светской этики». Оптимальный результат достигается при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала. Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся. Одной из форм внеурочной деятельности является исторический туризм.

Туристические экскурсии помогают сформировать такие качества и навыки личности, как:

· формирование мотивации для дальнейшего образования и самообразовании, выбор исторической личности — поведенческого эталона;
· умение устанавливать контакты с окружающими, уважать иные мнения, обычаи, привычки и культурные традиции;
· осознание гражданской позиции и идентификацию с определенным гражданским обществом;
· толерантное отношение к представителям других национальных культур;
· осознание важности изучения и сохранения культурных ценностей.

Важная особенность исторического туризма — наглядность (изучение параграфа по истории и поездка в исторические места— конечно же, интереснее увидеть то, о чем пишут в учебниках, чем просто заучивать). Экскурсия в исторические места просто необходима, попадая в города с богатой историей, посещая музеи, дворцы у индивида возникают ощущения гордости за свою Родину, чувство ответственности и уважения к предкам. Эти уникальные экскурсии играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширении знаний, оздоровлении и физическом развитии ребёнка, способствуют осознанию героического прошлого нашей Родины. Я с учащимися своего класса начала путешествовать, как только стала их классным руководителем.



Слайд №20,21

В 5 классе мы посетили город Биробиджан. Детям очень запомнилось посещение музея и швейной фабрики. Они увидели красоту родной природы, чистоту маленького города. Совершили поездку в г. Владивосток. Там одна экскурсия за другой, в числе который было посещение Ворошиловской батареи, Владивостокской крепости, подводной лодки. Дети узнали об истории создания, о героях защитниках нашей родины.



Слайд№22,23

В 6 классе мы путешествовали в г. Санкт- Петербург. Дети посетили все предложенные экскурсии, узнали много нового, и самое главное очень много информации им пригодится при изучении Истории России в 7 классе. С интересом наблюдала, когда ученики листали учебник истории, разглядывали фотографии и рассказывали о том, что они были в этих местах и лично видели это. Летний сад, Михайловский замок, Петропавловская крепость, реки и каналы, Петергоф, Царское село, Павловск, Кронштадт, Эрмитаж, Кунсткамера, Разведение мостов - восторгу детей не было предела. Детям даже пришлось использовать свои навыки, знания английского языка. Во время одной из экскурсий было много иностранцев детей. Наши девочки познакомились и общались на английском языке. Чувствовалось, как гордятся ребята тем, что в нашей стране есть такие красивые места. После каждого дня экскурсий ребята делали записи в свои дневники наблюдений, длились впечатлениями.

Сейчас мои ученики учатся в 7 классе и в конце учебного года мы запланировали поездку по Золотому кольцу России: Муром-Дивеево-Владимир-Кострома-Ярославль-Ростов-Переславль-Залесский-Александров-Сергиев Посад-Москва. С нетерпением дети ждут эту поездку. И в целом можно сказать, что через такую деятельность формируется не только патриотизм и гражданственность, но и укрепляются чувства товарищества, взаимовыручки, ответственности друг за друга.

Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание и активное взаимодействие подрастающего поколения с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на подростков, а главное, с помощью экскурсий воспитывается гражданственность, патриотизм и чувство толерантности. А еще через экскурсии прививается любовь к предмету История.



Слайд№24

Чего я жду от своей работы?



Из школы выйдет Личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Спасибо за внимание
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница