«Воспитание патриотизма на уроках литературы и во внеурочное время на примере произведений о Великой Отечественной войне»



страница1/3
Дата22.04.2016
Размер225 Kb.
  1   2   3
Автор: Немцева Ольга Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Тема: «Воспитание патриотизма на уроках литературы и во внеурочное время на примере произведений о Великой Отечественной войне»
Война и дети.

69 лет назад советская армия одержала великую Победу над фашистскими захватчиками. Целое поколение отделяет современную молодёжь от Великой Победы

Война… Это слово в сознании взрослого человека вызывает вполне определённые ассоциации: ужас, смерть, страх, разрушение, голод, сиротство. Нужно ли об этом говорить сегодня с детьми? А если говорить, то как, чтобы этот разговор не оставил их равнодушными.

Мы не должны воспитывать «Иванов, не помнящих родства», и поэтому говорить с детьми о войне надо, тем более в канун 70-летия Великой Победы. Память о прошлом, о людях,отдавших жизнь за родину, священна. Тема войны несёт в себе большой нравственный, воспитательный потенциал. Неизвестно, какими соображениями руководствовались авторы основной программы для средней школы, но произведения о Великой Отечественной войне в курсе 5-6 классов не включены. Поэтому нам кажется необходимым восполнить просчёты программы, включить в уроки внеклассного чтения произведения о Великой Отечественной войне.



О том, какие проблемы в теме «Война и дети» волновали писателей, начиная с тех грозных лет и заканчивая современной литературой, писали многие исследователи детской литературы и методисты. Прежде всего писатели стремились познать и выразить характер ребёнка в страшные годы военного времени, описать внутренний мир маленького человека, исследовать истоки героизма, духовности, нравственной стойкости, отразить связь судьбы детей и всего народа. Дети, которые были лишены детства и рано повзрослели, всё-таки оставались детьми и тогда. Война вытравила в них способности быть наивными, искренними, способности реагировать на ласку, юмор. Жестокость, смерть близких, тяжесть условий существования не смогли искалечить детскую ранимую душу, хотя во многом деформировали её.

Для разговора с детьми в 5 классе можно взять ряд небольших произведений, но в то же время ёмких по содержанию и интересных по идее. Это могут быть рассказы Л. Пантелеева, посвящённые детям блокадного Ленинграда, и рассказ А. Платонова «Маленький солдат».

Оба урока внеклассного чтения по таким разным и таким схожим в подходе к теме «Война и дети» произведениям помогут пятиклассникам представить грозовые годы, осознать силу людей, выдержавших кошмар войны, защитивших нашу Родину, научат быть эмоционально отзывчивыми, дадут возможность увидеть гуманизм книг о войне.

Учащимся старших классов можно предложить прочитать повести

Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и В.Закруткина «Матерь человеческая».

Урок внеклассного чтения

по рассказам Л.Пантелеева «Маринка», «На ялике».

Тема урока: «Суровые будни детей блокадного Ленинграда».

Цель урока: познакомиться с творчеством Л.Пантелеева, проследить, как раскрывает автор внутренний мир маленького человека в страшные годы военного времени.

Заранее, за две-три недели до урока внеклассного чтения, даётся задание прочитать рассказы Л.Пантелеева «Маринка», «На ялике» и подумать над вопросами:


  1. Что объединяет все рассказы Пантелеева?

  2. Каким вы представляете облик блокадного Ленинграда после прочтения рассказов?

  3. Какие качества детей помогли им выжить в суровое время испытаний?

Даются групповые задания к рассказу «На ялике»:

I задание:

Сопоставить поведение пассажиров, которых перевозил Мотя на лодке, рассказчика и мальчика в сцене «Под осколочным дождём».

II задание:

Как показывает автор внутреннее состояние мальчика через внешние детали поведения: действия, мимику, интонацию речи, жесты в сцене «Вторая встреча рассказчика с Мотей»

По желанию пятиклассники готовят иллюстрации к любимому эпизоду.


Ход урока.

I. Вступительное слово учителя о писателе Л.Пантелееве.

(Богатый фактический материал для вступительного слова имеется в книге Е.Путиловой «…Началось в республике ШКИД», где целая глава «В осаждённом городе» посвящена блокадному периоду жизни и творчества Л.Пантелеева. Можно использовать интереснейшие дневники писателя, опубликованные в 4-томном собрании сочинений, которые помогают наиболее полно и зримо представить годы войны).

Писатель Л.Пантелеев (настоящее его имя Алексей Иванович Еремеев) известен в нашей литературе как автор книг для детей «Республика ШКИД», «Лёнька Пантелеев», «Часы», «Пакет» и др. Жизнь его была лишений и радостей, крутых переломов: безоблачное детство до 10-11 лет, потеря отца в гражданскую войну, скитания по России, детские колонии, детские дома, шумный успех книги, написанной в 18 лет с товарищем по школе им. Ф.М.Достоевского Григорием Белых, восторженный отзыв о ней М.Горького.

Среди его книг особое место занимают произведения, написанные на основе личных впечатлений. Первый год Великой Отечественной войны Л.Пантелеев находился в Ленинграде. Писатель перед самой войной перенёс операцию, дважды медицинская комиссия не допускала его в армию. С начала войны он активно включился в работу группы самозащиты, а в конце декабря 1941 года назначен начальником домовой группы МПВО. В марте 1942 года в последней стадии дистрофии он был подобран «скорой помощью» и доставлен в больницу, врачам еле удалось спасти его от смерти. В июне 1942 года А.А.Фадеев, известный писатель вывез тяжелобольного Пантелеева на самолёте в Москву. В санатории и госпитале Пантелеев работал в полную силу, привёл в порядок Ленинградские записные книжки, написал рассказы «На Ялике», «Маринка», «Главный инженер».

В 1943 году по собственной просьбе писатель был направлен в Военно-инженерное училище в Большове, затем служил в инженерных войсках, был редактором ежедневной батальонной газеты «Из траншей по врагу», впоследствии Пантелеев был направлен на работу в издательство «Молодая гвардия». В январе 1944 года по командировке ЦК комсомола он едет в Ленинград: это было время решающих боёв, окончательного разгрома немецкой группировки. Так выглядит внешняя биография Пантелеева в годы Великой Отечественной войны, но за этим стоит большая жизнь писателя-патриота, подлинного ленинградца. Он не растерялся в труднейших условиях, в каких находился почти год блокады: он работал ежедневно, писал, уверенный в необходимости этой работы, убеждённый, что об этих днях ленинградцев человечество должно будет узнать всю правду. Поэтому и писалось ему «легко, как никогда легко и свободно». Вот декабрьская запись его дневника 1941 года: «Сил нет, а тянет писать, работать. Сознание, как никогда, ясное… У стола моего до сих пор висит приколотый кнопками, начертанный в позапрошлом году девиз: «Ни дня без строчки!»

Рассказы Пантелеева о детях блокадного Ленинграда создают полную художественной правды картину незабываемого времени Великой Отечественной войны. Как свидетель, он вынес из того времени точные, тонкие наблюдения, его произведения отличает особая лиричность, причастность автора ко всему изображаемому.

II. Ход беседы по предложенным рассказам.



  • Как описывает в своих произведениях Л.Пантелеев город?

  • Какие приметы блокадной жизни врезались в вашу память?

(ответы детей сопровождаются зрительным рядом документальных фотографий блокадного города)

Дети отмечают следующие детали быта: заколоченные фанерой окна, полярный холод в ленинградских квартирах, лежащий на подоконниках снег, не таявший даже в те часы, когда в комнате удавалось затопить «буржуйку» («Маринка»), «страшная музыка» зениток над Невой («На ялике»). Дети на улицах с трудом двигаются от бессилия, везде трупы, искорёженные, растерзанные человеческие тела. Поражает то, что люди разучились плакать даже тогда, когда узнавали о смерти детей. Смерть стала явлением привычным, но жители Ленинграда не утратили доброты, беда объединила их, сделала стойкими, научила состраданию, взаимовыручке (вспомним, как, например, рассказчик во время бомбёжки открыл в своей квартире нечто вроде филиала бомбоубежища для детей с мамами и бабушками).


Беседа о главных героях рассказов – маленьких гражданах Ленинграда. Обратимся вначале к рассказу «Маринка».

  • Как построен рассказ?

В этом произведении мы видим главную героиню, девочку Маринку, в разные моменты жизни: незадолго до войны (первое знакомство с рассказчиком), осенью, когда начались бомбёжки (вторая встреча), в январе 1942 года, когда город превратился в передовую линию фронта и Марина уже 2 месяца лежала в постели, и в конце произведения, когда она, выжившая, но ослабевшая, играла с подружками во дворе дома.

Основной приём, используемый автором, - приём контраста.

Просим детей найти описание девочки в начале рассказа: это очень красивая, живая шестилетняя девчушка, черноволосая, курчавая, большеглазая, «вылитая кукла», с неподдельным, играющим на щеках румянцем. Сравним этот портрет с описанием Марины в период болезни. Мы представляем девочку, лежащую под грудой одеял и одежд, с недетскими морщинами на лице, ребёнок не может улыбнуться, не хватает силёнок.

«Я смотрел на её смертельно бледное личико, на тоненькие, как ветви, ручки, лежащие поверх одеяла, на заострившийся носик, на огромные ввалившиеся глаза – и не мог поверить, что осталось от Маринки, от девочки, про которую говорили: «кровь с молоком», от жизнерадостной, пышущей здоровьем резвушки. Казалось, ничего детского не осталось в чертах её лица».

Но контрастно не только описание внешности, изменилось и само поведение девочки, её характер. Дети отметили, как повлияли на неё испытания, всё увиденное, болезнь. В начале рассказа она беззаботное существо, единственная внучка, почувствовавшая власть над взрослыми, которые её холили, любили, ласкали. В ней сочетаются застенчивость и развязность, «ребёнок и резонёр», то она храбрится, то молчит и жмётся к бабушке. И немцы в её представлении – нечто вроде Бабы-Яги, сказочного чудища. Когда рассказчик шутя спрашивает у неё, что бы она стала делать, если бы вдруг вошёл немец, то она отвечает по-детски прямо и наивно: «Я бы его стулом». Немец для неё – мишень, с которой она сказочно просто расправится.

Во второй части рассказа мы видим, как Маринка изменилась: она не забывает предложить бабушке кусочек гостинца, принесённого рассказчиком, благодарит взрослого за угощение, вспоминает, что однажды отказалась станцевать для него («Как жалко, что когда мы немножко больше кушали, я не сплясала дяде»). И какая-то нешуточная серьёзность и расчётливость чувствуются при её ответе на вопрос, что она теперь стала бы делать, если бы немец вдруг вошёл в её комнату. Она задумчиво сказала, прекрасно понимая, что стула ей не поднять: «Я его укушу». Ответила с такой решительностью и силой, что как пишет автор, он «не позавидовал бы тому немцу, который отважился бы войти в эту холодную и закоптевшую, как вигвам, комнату».

Нельзя не обратить внимания на эпизод встречи рассказчика и девочки весной, после страшной зимы. Какой предстаёт перед читателем Маринка? Истощённая до такой степени, что не в состоянии даже прыгать, двигаться, она рада встрече с человеком, который принял участие в её судьбе, был к ней милосерден в трудные для неё минуты, девчушка помнит добро, готова посочувствовать, поделиться новостями и даже сплясать.

В заключении беседы по этому рассказу задаём вопрос:

- Какую роль играет рассказчик в произведении?

Рассказчик, наблюдая за девочкой, размышляя о её судьбе, о судьбе Родины, он от имени всех взрослых даёт клятву: врага надо победить во что бы то ни стало, чтобы такие, как Марина, девочки и мальчики, не умирали от пуль, голода, ран, болезней, радовались жизни, и чтобы никогда больше не было войны, так как война – противоестественное для ребёнка состояние.
Последняя часть урока посвящена беседе об одном из самых знаменитых рассказов Л.Пантелеева «На ялике».


  • Как начинается рассказ? Каким чувством проникнуто описание летнего дня?

Автор начинает повествование с описания июльского солнечного дня, проникнутого чувством радости, которое испытывает рассказчик, сидя на берегу реки Невы, слушая плеск воды, наблюдая за белой бабочкой, мелькавшей в ясном прозрачном воздухе. Рассказчик искренне сознаётся: «И разве можно было в эту минуту поверить, что идёт война, что фронт совсем рядом, что он тут вот, за этими крышами и трубами, откуда изо дня в день летят в наш осаждённый город немецкие бомбардировщики?...»

  • Каким увидел главного героя рассказчик в первый раз?

  • На какие детали в портрете ребёнка вы обратили внимание?

  • Как относятся к мальчику окружающие: те, кого он перевозит через реку?

Мальчику 11-12 лет, у него обычная внешность, но лицо ребёнка отличает серьёзное и строгое выражение. Чувствуется, что все давно знают его, перевозчик не первый раз сидит на вёслах, люди обращаются к нему ласково «Мотенька», «Привет», любовно называя его то «капитаном», то уважительно «Матвеем Капитонычем».

Во время посадки пассажиров мальчик выглядит очень усталым, по его лицу катится пот, но в то же время он спокойно, без раздражения распоряжается всем, ведёт себя с достоинством, отказавшись от «дармовых денег». В этом рассказе писатель вновь использует один из своих излюбленных приёмов – приём контраста. Яркий солнечный день противопоставлен ужасам войны, бомбёжке, смерти («И вдруг в эту счастливую, безмятежную тишину ворвался издалека звук, похожий на отдалённый гром»).

Контрастно и поведение героев. При анализе сцены «Под осколочным дождём» проверяем выполнение одного из домашних групповых заданий. Ребята сопоставляют поведение женщин, рассказчика и мальчика.

Женщины, напуганные обстрелом, грохотом канонады, сначала кричали, потом затихли от страха, пригнули головы, многие легли на дно лодки, закрыв себя руками, пытаясь так защититься от смертоносного метала. Рассказчик, много раз бывший под обстрелом на суше, тоже испугался, но, будучи человеком военным, он старается не выдать свой страх. Подросток оказался единственным человеком в лодке, не обратившим внимания на грохот канонады, и продолжал спокойно грести.

Ребята отметили в тексте ряд глаголов, характеризующих бесстрашное поведение Моти: «Не обратил никакого внимания на подозрительный грохот», «ни на один миг не оставил вёсел», «так же уверенно и легко вёл своё маленькое судно», «усмехался». Взрослого начинает даже раздражать улыбка мальчика, его смущает вопрос: «неужели он боится?» Повествователь, находя оправдание поведению мальчика, рассуждает так: «А впрочем, он ещё маленький. Он ещё не понимает, что такое смерть, поэтому небось и улыбается так беспечно и снисходительно». Рассказчику становится стыдно, что ребёнок оказался храбрее его.

Для понимания характера мальчика большое значение имеет сцена второй встречи с подростком. На данном этапе урока мы слушаем ответы на второе групповое задание.

Ребята должны проследить по тексту, как показывает писатель внутреннее состояние маленького героя через внешние детали: действия, интонацию речи, мимику, жесты. Пятиклассники делают небольшое открытие, анализируя сцену, где разговор героев заходит о трагической смерти отца Моти. Оказывается, если проследить за внешними деталями поведения ребёнка, то становится ясно, что Капитоныч не так хладнокровен и бесчувственен, как думал о нём вначале рассказчик, о чём свидетельствуют детали: «показалось, что на одно мгновение вёсла дрогнули в его руках», «сказал он хрипло и отвернулся в сторону», «целую минуту он молчал», «не глядя на меня, а куда-то в сторону, хриплым басовитым и, как мне показалось, даже не своим голосом сказал: «Воды бояться – в море не бывать». Героя Пантелеева выдаёт и хриплый голос и затянувшееся молчание, и дрогнувшие вёсла.



ВЫВОД О СВОЕОБРАЗИИ РАССКАЗОВ ПАНТЕЛЕЕВА.

В них всё обыденно, просто, нет описаний каких-то особенных и невероятных подвигов, произведения его предельно реалистичны. Автор передал свою тревогу за судьбу ребёнка на войне, и мы его поняли и поверили ему. Необходимо отметить документальность, очерковый характер прозы Алексея Ивановича Пантелеева. Но правда факта в его изображении производит не меньшее впечатление, чем захватывающий сюжет. Правы авторы книги: «Всем лучшим во мне я обязан книгам», которые, следуя за А.М.Горьким, утверждают: «Проникнуться ощущением душевной силы, красоты и мужества маленьких героев – значит стать нравственно хотя бы чуть-чуть сильнее, подняться на одну ступеньку выше». Нравственное воздействие рассказа на пятиклассников очевидно: они так горячо и страстно обсуждают каждую словесную деталь, так искренне сочувствуют мальчику, что не приходится сомневаться в том, что они близко к сердцу приняли судьбу героя и поверили всему, о чём писатель так доходчиво им рассказал.

Урок внеклассного чтения

по теме: "В О Й Н А И Д Е Т И",

посвящённый произведению

А. Платонова «Маленький солдат».


Цель урока: сообщить учащимся краткие

сведения о писателе Андрее Платоновиче Платонове, проследить, как раскрывается внутренний мир маленького человека в суровые военные годы в рассказе «Маленький солдат».


Ход урока:

Начинаем урок со вступительного слова, в котором определим задачи предстоящей работы и сообщим краткие сведения о писателе Андрее Платоновиче Платонове. ( При подготовке к этому этапу урока можно использовать вступительную статью Сергея Залыгин к сборнику рассказов А.Платонова «Сухой хлеб» или книгу Т.Д. Полозовой, Т.А.Полозовой «Всем лучшим я обязан книгам»).

Разговор можно начать с показа фотографий писателя. Обратим внимание детей на глаза этого человека, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое, доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде» «Видит насквозь»,-говорят в народе о таких глазах. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, чего многие или не могли или не хотели замечать. Писал А.Платонов не только для взрослых, для детей вышло более двадцати его книг. Самые известные его рассказы для детей — «Никита», «Ещё мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле». Ом выпустил в литературной обработке сборники русских народных сказок, куда вошли такие сказки, как «Финист — Ясный сокол», «Волшебное кольцо», «Солдат и царица» Во время войны А.Платонов был специальным корреспондентом «Красной Звезды» в действующей армии. Ом пошёл туда, где в тяжёлом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту жизни от врагов человечества.


Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боёв нашей армии на Украине. Находясь в действующей армии, он стал свидетелем и участником многих сражений. Его книги о войне помогают ответить на вопрос:

почему выстояли в той беспримерной битве русские люди, как победили сильного и лютого в злобе врага.

Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте, вспоминает: «Был он мягок и прост в обращении, умел найти своё слово для каждого — будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребёнок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами-тружениками войны. Мне помнится его разговор с сапёрами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека».

Рассказ «Маленький солдат», о котором мы будем говорить сегодня, был опубликован в 1943 году,

Беседу по рассказу начнём с выяснения впечатлений от прочитанного. Выслушав ответы ребят, сформулируем общую задачу урока: выяснить, в чём СЕКРЕТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭТОГО МАЛЕНЬКОГО РАССКАЗА НА ЧИТАТЕЛЯ.

Вначале поведём разговор о своеобразии КОМПОЗИЦИИ рассказа:

- Что особенного вы заметили в построении рассказа?

(Мы можем выделить 3 части, 3 основных эпизода,

1 ЧАСТЬ. Сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказал­ся рассказчик. Первое знакомство с героями.

2 ЧАСТЬ. Рассказ о судьбе Серёжи Лабкова, услышанный из уст майора

Бахичева.

3 ЧАСТЬ. «Бог весть, куда он ушёл». — Побег.

Поговорим о своеобразии каждой части.

— От чьего лица ведётся повествование?

— Где происходит действие рассказа?

Повествование ведётся от лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, перепол­ненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток, гул самолётов.

— Что поражает нас во внешности и поведении ребёнка при первой встрече?

— Каким вы себе его представляете? Словесно нарисуйте портрет героя, опираясь на текст.

(Важно, чтобы дети увидели противо­речия во внешности и поведении мальчика.) Ребёнку лет 9- 10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги — всё это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Срезу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребёнок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека и, несмотря на ласку, тёплые слова другого майора, остаётся к нему равнодушен. Наверное, он уже испытал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уго­варивая не оставлять его с чужим человеком. В начале рассказа порази­тельные психологические детали заинтриговали читателя, нам хочется узнать загадку ребенка, его судьбу, найти объяснение поведению мальчика. Так автор нас исподволь готовит к восприятию истории жизни маленького солдата.

Кроме психологических деталей в описании сцены прощания передать драматическую напряжённость ситуации помогает фон, на котором происходит действие, авторская интонация, особое построение фразы, ме­тафоры, своеобразный язык А.Платонова. Поскольку в 5 классе мы уже работали над формированием у школьников таких понятий, как «голос автора в произведении», «авторская интонация», «метафора», то вполне реально показать детям, как эти понятия реализуются в произведении Платонова. Отметим особенности манеры писателя в I части рассказа:

— Какие фразы в начале произведения помогают передать напряжённость атмосферы сцены прощания мальчика с майором Савельевым, создают щемящую интонацию тревоги?

Авторский взгляд отмечает из всего многообразия вокзальной толчеи, здесь, недалеко от линии фронта, как бы на границе войны и мира, только то, что напоминает о доме, о счастье, о семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие ещё люди, казалось, шептали друг другу уговаривающие, тёплые слова и даже пение котла дежурного паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рас­сказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, счастья, семьи. А какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Серёжи! «Светлые глаза ребёнка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца». Или «сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрёт». О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе. Чувство сострадания, жалости возникает при чтении этих поразительных, проникновенных строк. Как хотелось бы донести до детей это авторское чувство! Платонов, благодаря необыкновенному мастерству, смог в нескольких фразах передать, говоря словами Шолохова из рассказа «Судьба человека», «неизбывную грусть», взрослую силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.


Каталог: sites -> default -> files -> u12
u12 -> Заседание № 2013года. Программа развития
u12 -> Программа создана на основе концепции «Начальная школа XXI века»
u12 -> Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «основы патопсихологии»
u12 -> Педагога психолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №84
u12 -> Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «гештальт психология»
u12 -> Варианты контрольных работ
u12 -> Вопросы для контрольных работ по курсу «Организационная психология»
u12 -> Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология»
u12 -> Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Деловые коммуникации»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница