«Воспитание искусством в подростковом клубе»



Скачать 250.84 Kb.
Дата22.04.2016
Размер250.84 Kb.


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Поиск»

г. Самара

Методические рекомендации
«Воспитание искусством в подростковом клубе»


Автор: педагог-организатор

подросткового клуба «Юность»

(ул. Авроры, 122)

Ширшова Ольга Владимировна


Самара, 2010 г.
Воспитание искусством в подростковом клубе



  1. Введение. Эстетическое воспитание как неотъемлемая часть мировоззренческого становления детей и подростков.




  1. Эстетика быта в подростковом клубе.




  1. Искусство как главная часть эстетического воспитания.




  1. Различные виды искусств в клубе.




  1. Театр как особый синтетический вид искусства.




  1. Заключение.




  1. Приложения.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"

Б. М. Неменский


Эстетическое воспитание как неотъемлемая часть мировоззренческого становления детей и подростков
Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного воспитания, т.е. как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. В Кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В определении речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его, но и подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д. Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" пишет: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, подросток, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом им не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у подростка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности

В результате вот основные положения, говорящие о сущности эстетического воспитания:

1. Это процесс целенаправленного воздействия.

2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

3. Формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют три ведущие задачи:

Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни.



Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

Эстетика быта в подростковом клубе
«С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей».

Г. С. Лабковская.
В процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.

Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.



Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства". Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик является основой эстетического чувства. Испытывая такие чувства неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве.

Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. Нам более импонирует определение, что эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. Эстетические вкусы следует воспитывать в школьном возрасте.

Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в детстве и подростковом возрасте. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста.

Главным человеком для ребенка в клубе является педагог-организатор. Поэтому его взгляды, его вкусы впитываются и воспитанниками. Из педагогического опыта А. С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. Поэтому мы считаем, что педагог-организатор должен быть сам эстетически развит, а для этого ему надо не только эстетически выглядеть, но необходимо посещать различные выставки, театр, концерты, читать хорошую литературу и т.д., что мы стараемся осуществлять в клубе «Юность».

Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею». Поэтому в своем клубе «Юность» мы стремимся к максимальному (по мере возможности) эстетическому оформлению как внутреннего убранства, так и внешнего.

В клубе


- соблюдаются цветовые пропорции в покраске стен и пола;

- специально подобраны шторы и тюли;

- учитывается цвет обоев и расцветка фотообоев;

- подбирается специально цвет и форма цветочных горшков

- расстановка мебели играет большую роль и т.п.

Все это, возможно, специально и не отмечается детьми, но, несомненно формирует эстетическое восприятие.



3.Искусство как средство эстетического воспитания
"Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании".

Б. М. Неменский.
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Иску́сство - образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции. В масштабах всего общества искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. Искусство дает огромный материал для познания жизни. В процессе общения ребенка с явлениями искусства накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека.

Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога-организатора и педагогов дополнительного образования воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Моральное последствие искусства, несомненно, существует и обнаруживается ни в чем другом, как в некоторой внутренней проясненности душевного мира, в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно, в освобождении некоторых скованных и оттесненных сил, в частности сил морального поведения.

Прекрасный пример этому мы находим в чеховском рассказе «Дома», где отец, прокурор, всю жизнь упражнявшийся во всевозможного рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, оказывается в чрезвычайно затруднительном положении, когда сталкивается с маленьким фактом преступления своего сына, семилетнего мальчика, который, как рассказывает гувернантка, стащил со стола отца табак и курил. Сколько отец ни старался объяснить сыну, почему не следует курить, почему не следует брать чужой табак, поучения его не достигали цели, потому что они наталкивались на непреодолимые препятствия в психике ребенка. Так, ничего не добившись, отец прекращает беседу с сыном, и только перед самым сном, когда по привычке он начинает рассказывать сыну сказку, неумело соединяя первые попавшиеся в голову мысли с традиционными сказочными шаблонами, его сказка неожиданно выливается в наивное и смешное повествование о старом царе, у которого был сын, сын курил, заболел чахоткой и умер в молодом возрасте; пришли неприятели, разрушили дворец, убили старика — и «уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков»... Самому отцу показалась наивной и смешной эта сказка; однако она вызвала неожиданный эффект в сыне, который задумчиво и упавшим голосом сказал, для отца совершенно неожиданно, что он больше не будет курить.

Пережитое произведение искусства может действительно расширить наш взгляд на какую-нибудь область явлений, заставить нас смотреть на нее новыми глазами, обобщать и объединять часто совершенно разрозненные факты.

В нашем клубе огромную роль играет сотрудничество с общественной организацией «Центр альтернативного творчества», основными целями которой является формирование, воспитание и развитие эстетического вкуса у населения; повышение культурного уровня жителей города Самары; развитие и пропаганда альтернативных направлений в области театра, музыки, живописи, скульптуры, литературы, публицистики, кинематографа, музейного дела, туризма, экскурсий.

В наше время, когда мы строим гражданское общество, невозможно функционирование какого-либо муниципального или государственного учреждения без сотрудничества со структурами общественными, так как таким образом удваиваются все ресурсы – материальные, информационные, творческие, человеческие и др. В нашем случае педагог-организатор не смог один выполнять всю работу, не будь поддержки общественной организации «Центр альтернативного творчества». Именно во много благодаря этому сотрудничеству мы можем уделять столько внимания различным видам искусств в клубе «Юность».

4. Различные виды искусств в клубе

Нет, не покину, Музы, алтарь ваш...

Истинной жизни нет без искусства.

Еврипид
Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Вспомним, что развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру. Потребность в эстетических впечатлениях и верное восприятие эстетических явлений воспитываются в самых различных областях искусства. Поэтому в клубе необходимо по мере доступности уделять внимание всем видам искусств.

Изобразительное искусство

представлено в клубе различными средствами, в том числе стены оформлены

- репродукциями картин известных художников

- картинами самарских художников

- художественными фотографиями уголков Самарского края

- творческими фото с различных интересных клубных мероприятий (концертов, спектаклей, творческих проектов, выступлений)

- коллажами

- есть в свободном доступе красочные альбомы по живописи

На подоконниках – инсталляции (один из современных видов изобразительного искусства).

Снаружи помещения – красочные информативные баннеры.

Все это ненавязчиво, без лишней дидактики и насилия над собственными вкусами ребенка, прививает воспитанникам эстетический вкус, помогает воспринимать этот вид искусства.

Кроме того, каждый может попробовать себя в свободном творчестве. Для этого в свободном доступе – бумага, гуашь, карандаши.


Кино

Естественно, чтобы знакомиться с этим видом искусства, необходимо специальное оборудование. Желательно, чтобы это были проектор, экран и DVD-проигрыватель. Экран и проектор у нас заменяет телевизор. Собрана видеотека качественных игровых, научно-популярных, документальных фильмов. Есть полнометражные и короткометражные фильмы, причем сделанные ребятами из других городов школьного возраста и представленные на различных фестивалях и конкурсах.

Особенно это важно для детей младшего и среднего школьного возраста. Так как для них ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является наряду с детской литературой мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет детям легко и свободно войти в мир общественных идеалов.

Ребятам старшего школьного возраста важно самим проявляться в киноискусстве, поэтому им нужно работать с видеокамерой, постигать азы операторской и режиссерской профессий. К сожалению, пока мы такой возможности не имеем. Но, когда нам предоставляли видеокамеру, мы проводили такие занятия со старшеклассниками.

Литература

Это один из видов искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.

Поэтому в нашем клубе мы собираем библиотеку классической и современной художественной, научно-популярной литературы, и любой может ею воспользоваться. Также в клубе работает Литературный клуб, где собираются те, кто сам пробует себя в роли писателя или поэта. В рамках литературного клуба организуются творческие встречи с самарскими писателями и поэтами.

Один из наших интереснейших опытов – Поэтический ринг между двумя литературными клубами, когда в жюри был А. В. Громов, председатель Самарской областной писательской организации. На поэтическом ринге звучат стихи поэтов в их собственном исполнении и оценивается то, как они их подают. Это важно – умело читать свои стихи, чтобы ими восхищались не только сами юные поэты, но чтобы поэтика их творчества стала понятной каждому. В то же время здесь оценивается и знание классической поэзии. Причем каждый выбирает автора по душе, будь то Вознесенский, Пушкин или Есенин…

Кроме этого, наши ребята - юные поэты и педагог-организатор Ольга Ширшова записывались на радио «Голос Самары» в цикле передач «В душе покоя нет…», где первая часть радиопередач была посвящена одному из классиков русской поэзии, а вторая – творчеству самого начинающего автора.

Танец

В клуб привлечена инструктор по восточному танцу. Причем, выступления воспитанников включаются в общие концерты и выступления театральной студии.



Музыка

В клубе собрана обширная медиатека, в которой классические произведения русских и зарубежных авторов, современная музыка различных жанров, детские песни, инструментальные произведения и т.д.

Записи используются на всех мероприятиях, проводимых в клубе.

В клубе проходят концерты различных музыкальных коллективов, выступающих в различных стилях. Это и бардовская песня, фолк - , рок-направление и др. Здесь очень важно сотрудничество с другими клубами – «Каскад», «Орленок», где проводятся концерты.

Кроме этого, в стадии становления в клубе «Юность» находится Музыкальный клуб.

***


Также в клубе есть интересные информативные стенды, на виду - фото людей искусства, в свободном доступе – журналы и буклеты, касающиеся различных видов искусства.

Кроме этого, воспитанники совместно с педагогом-организатором посещают театры, выставки, музеи, концерты.

Мы проводили анкетирование и выяснили, что интерес воспитанников к искусству довольно высок.


  1. Театр как синтетический вид искусства.


«Сила театра особенно огромна потому, что это синтетическое искусство: будущий театр явит собой сложную и мощную композицию искусств».

М. А. Чехов.

Всем известно, что театр – это синтетический вид искусства, объединяющий в себе многие виды искусства: литературу, танец, изобразительное искусство, музыку, даже кино и др.

Особенность этого вида искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

Воспринимая спектакль, подросток может ограничиться лишь вниманием к развитию фабулы, динамике действия. А глубокие нравственные идеи спектакля, взаимоотношения героев, их переживания останутся за пределами его восприятия. Воспитание общей культуры, выработка самостоятельности суждений, любви к искусству все это способствует глубине и полноценности художественного восприятия. Обмен мнениями с товарищами, разговор о впечатлениях от спектакля с родителями способствуют художественному и нравственному обогащению личности подростка.

Многие особенности восприятия спектакля, его нравственных идей, всего богатства его художественных средств аналогичны восприятию подростком других произведений искусства: телевизионной постановки, кинофильма, а нередко и художественной литературы. Задачи и средства воспитания здесь во многом общие.

Театральное искусство в нашем клубе занимает особое место. Почему? Потому что это - постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, которое «поможет детям заселить свое уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения, посеять там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои». В этом огромном воспитательном потенциале – сила театра как синтетического искусства перевоплощения. Занятия театром – это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, поверить в себя. Это не только подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и родители, враг и друг, сильный и слабый. Здесь приобретаются навыки публичного поведения и решения конфликтов. Чем раньше театр станет инструментом воспитания, тем больше выиграет и подросток, и мы все, общество в целом.

Поэтому в нашем клубе действуют:



- детский театр-студия

- детский кукольный театр (начинает свою работу)

- молодежный театр-студия

Причем, как детский, так и молодежный театры-студии существуют при театре и все эти структуры взаимодействуют между собой. Дети и подростки посещают представления и спектакли театра «Крылья», проводятся совместные творческие вечера.

Кроме этих, традиционных структур, в клубе работают:

- театр для детей, подростков и их родителей - Социальный экспериментальный театр «Крылья»

Социальный – то есть общественный, т. е. кроме художественного и эстетического, спектакли несут и чисто функциональное значение для каждого зрителя, т. е. человек, пришедший сюда, может решить какую-то свою проблему или хотя бы задуматься о ней. Потому известный психотерапевт Михаил Львович Покрасс, побывав почти на всех этого спектаклях театра, так оценил его творчество: «Вы отнимаете у меня хлеб».

Социальный экспериментальный театр «Крылья» осуществляет сразу несколько проектов.

1. «Ах, Самара – городок!»

Познавательно-развлекательное шоу посвящено истории Самары и Самарского края. Во время программы проводится викторина с элементами беседы об истории родного края, в конце которой подводятся итоги и награждается победитель. Каждый тематический этап викторины сопровождается клоунскими номерами по данной теме. Большинство номеров интерактивны, что всегда плюс в общении с подростками.

2. Театрализованный урок по правилам дорожного движения «Шагай осторожно!»

Этот урок предназначен для детей 1-2 классов и дошкольников. В веселой игровой форме дети получают и закрепляют знания о сигналах светофора, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и в транспорте.

Театрализованный урок готовит детей к самостоятельности на улице, развивает творческий потенциал, фантазию, ловкость, а также зрительную память и внимание.

3. Театрализованный урок «В стране вежливости»

Этот урок предназначен для дошкольников и учащихся 1-х. В уроке участвуют два персонажа – Фея страны вежливости и Ромбик.

На протяжении урока дети познакомятся в занимательной игровой форме с основными правилами этикета, принятыми в обществе, попробуют их применять сообразно обстановке. Урок развивает сообразительность, фантазию

4. Мистическая драма «За закрытыми дверями»

по мотивам пьесы Жан-Поля Сартра имеет, кроме художественного, и чисто функциональное значение - дает духовное очищение. Это напряженный захватывающий разговор со старшеклассниками и их родителями о самом главном в жизни человека - о жизни и смерти, о его взаимоотношениях с другими людьми. Известный психотерапевт М. Л. Покрасс, который был на всех спектаклях театра, так оценил творчество коллектива и конкретно этого спектакля: «Вы отнимаете у меня хлеб».

- театр-клуб

Это новая форма содержательного досуга для тех, кто любит театральное искусство и хотел бы овладеть азами актерского мастерства по уникальной системе. В театре-клубе занятия проводятся циклами. Первое занятие проходит в форме видеопоказа одного из лучших спектаклей российских театров.

После просмотра идет обсуждение увиденного. На следующем занятии желающие приносят различный материал по теме просмотренного спектакля – отрывки из пьес. Все выбирают себе роли, составляется общий сценарий.

Затем идут репетиции. Итоговое занятие – открытый показ, выход на зрителя.



Заключение

Воздействие искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе большую роль играет и подростковый клуб. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.

Действительно, средства искусства, используемые в воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы столкнулись с тем, что педагоги мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в школьном возрасте, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


Библиография
1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? -

М., 1985.

2. Буров. А. И. Эстетическое воспитание школьников. - М., 1974.

3. Гавриловец К. В Нравственно-эстетическое воспитание школьников.- М., 1987.

4. Золотусский И. П. По следам Гоголя.- М., Дет. лит., 1988.

5. Кипнис М. Драмотерапия. - М., Ось-89, 2002.

6. Лабковская Г. С. Семейное консультирование. Интегральный подход. - С.-П., Вестник Балтийской педагогической академии, 2007. http://www.baltacademy.ru/archive/76.php

7. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников.- М., Просвещение, 1985.

8. Лихачев Д. Б. Эстетическое воспитание школьной молодежи.- М.,1981.

9. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. - ru.wikipedia.org/wiki/Антон_Макаренко

10. Неменский Б. М. Мудрость красоты. - М., Просвещение, 1987.

11. Разумнов В. А., Овсянников М. Ф. Краткий словарь по эстетике. - М., Политиздат, 1963.

12. Чехов А. П. Рассказы.- М., Просвещение, 1985.

13. Чехов М. А. Об искусстве актера.- М., Искусство, 1986.



Приложение 1

Анкета


  1. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?




  1. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?




  1. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?




  1. Хотел бы ты бывать там чаще?




  1. Что ты знаешь об искусстве?




  1. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?




  1. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?


Приложение 2

Сценарный план Поэтический ринга

1. Вступительное слово педагога-организатора.

2. Представление команд.

3. Представление жюри.

4. I раунд

1 человек от команды – дается строфа от жюри и цитата из классики (необходимо написать стихотворение) – 10 минут.

3 человека от команды по одному читают наизусть произведения классиков поэзии.

5. Подведение итогов.

6. II раунд

1 человек от команды – дается набор из 5 слов. Нужно написать стихотворение за 15 минут.

По одному из каждой команды читают свои стихи, другая команда их анализирует.

7. Подведение итогов.

8. III раунд

Всем представляются 2 картины самарских художников. 1 человек из команды пишет стихи на тему одной из картин. - 20 минут.

Команды вместе со зрителями подбирают название картинам. Тот, кто будет максимально близок к автору картин, побеждает.

9. Подведение итогов.

10. IV раунд

Чтение своих стихов.



11. Общее подведение итогов. Награждение победителей и участников поэтического ринга.

Приложение 3

Сценарий литературно-театрального клуба по творчеству А. И. Куприна

Звучит музыка.

Входит Ведущий.

Ведущий. Он родился в г. Наровчате Пензенской губернии в 1870 году. Рано лишился отца. Воспитывался в сиротском училище в Москве, был кадетом, затем юнкером, затем произведен в подпоручики. Оставил военную службу. За свою жизнь он успел поработать учетчиком на сталелитейном заводе, журналистом, служил актером на выходах, укрывал восставших матросов с крейсера «Очаков», совершил полет на воздушном шаре, был опытным садоводом и огородником, в водолазном костюме опускался на морское дно, летал на аэроплане, несколько дней просидел в тюрьме, встречался с Лениным, Львом Толстым, жил во Франции – видел там бой быков, присутствовал на открытии памятника д’Артаньяну. Кто догадался, о ком идет речь.

Входит Ведущая.

Ведущая. Но все это не самое главное. Потому что он был известным русским писателем, автором рассказов, повестей, романов. Наряду Чеховым, Буниным, Горьким входит в русскую писательскую элиту. Наиболее интересны его рассказы. Многие из них вы, возможно, знаете – «Белый пудель», «Гамбринус», «В цирке» и другие. (Может быть, вы узнали этого человека сейчас?) Да. Это Александр Иванович Куприн – человек, испытавший в жизни и славу, и нищету, много работал, имел несомненный литературный дар. Ведущий. Да, он этот дар в себе чувствовал с детства. Еще в годы учения в Московском кадетском корпусе писал лирические и шуточные стихи. А позже, в военном училище, написал свой первый рассказ, который был даже опубликован в настоящем журнале. Ведущая. Кстати, за эту публикацию Куприн получил взыскание – двое суток карцера, так как юнкерам в те времена было запрещено почему-то выступать в печати. Ведущий. Но вот училище окончено, началась служба вдали от Москвы – в 46-м Днепровском пехотном полку. Здесь он познакомился с жизнью армейских гарнизонов, таможенников и контрабандистов, со скучным бытом черноземного захолустья. Ведущая. Именно в этот период жизни он написал рассказ «Куст сирени». Он. Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он представлял профессору последнюю самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности.

Начинает нервничать. Ходит из стороны в сторону, садится на стул. Она молча смотрит на него.

Она. Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не ответил. Она. Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим. Он. Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Два года проваливался, и вот, наконец, поступление в академию стало таким возможным! Всю эту дрянь ( он злобно ткнул ногой портфель с чертежами), всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт! Она. Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю. (Она обвила рукой его шею). Какое же пятно, Коля? Он. Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно… Да еще густое такое пятно…жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да еще решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, - аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: « Здесь действительно кусты растут». А он и говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом…Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…» Она. Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов? Он. Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Молчание.

Она. Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей. Он. Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей. Она. Нет, не глупости. Никто тебя не заставляет ехать с извинением…А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же. Он. Посадить?.. Кусты?.. Она. Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, - надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку.. Кофточку… Зонтик! (Она роется в вещах) Она. Серьги…Ну, это пустяки… За них ничего не дадут…А вот это кольцо с солитером (крупный бриллиант) дорогое… Надо непременно выкупить… жаль будет, если пропадет. Браслет… тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый… Где твой серебряный портсигар, Коля? Он. Где-то там. Она. Едем. Он. Но куда же мы поедем? Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст. Она. Глупости…Едем! (Уходят. Через секунду появляются, смеются) Она. Ой, ужасно устала! Как меня раздражал этот оценщик, который так методично рассматривал наши драгоценные вещи. Даже не думала, что старинный и погнутый браслет стоит так дорого! Хорошо, что той суммы, которой он дал нам за наши драгоценности, хватило для посадки кустов. Он. Да, а еще хорошо то, что ты рассказала всю правду садовнику, и он решил нам помочь, а то он уже заподозрил какую-то мистификацию. Действительно, приехали к нему ночью, требуем сажать какие-то кусты, да еще в десяти верстах от Петербурга. Она. А как долго пришлось выбирать кусты! Сирень, конечно, не очень подходит, но, я думаю, все обойдется. Он. Я думаю, сирень станет нашим любимым цветком. Ведущая. А какие произведения Куприна вы знаете? Ведущий. А какие произведения вы читали? Ч то вам понравилось в его произведениях?

Педагог-организатор предлагает почитать книги Куприна.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница