      Министерство образования Оренбургской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Оренбургский областной Дворец
творчества детей и молодежи
им. В.П. Поляничко»
Воспитание и
социальная адаптация
учащихся
(региональный опыт)
Оренбург
2015
ББК 74.204
В 77
Утверждено научно-методическим советом ООДТДМ им. В.П. Поляничко.
Протокол № 62 от 09.04.2015 г.
Руководитель проекта «Классный руководитель XXI века»
М.Н. Крухмалева, начальник отдела дополнительного образования и
воспитания министерства образования Оренбургской области
Научный консультант
серии «Классный руководитель XXI века»
А.И. Щетинская, директор ООДТДМ им. В.П. Поляничко,
д.п.н., профессор
Авторы-составители
Л.К. Климентова, завотделом НПЛ «Поиск» ООДТДМ им. В.П. Поляничко
Т.И. Вороньжева, заслуженный учитель школы РФ
Библиотека научно-методического журнала «Внешкольник Оренбуржья» для руководителей образовательных учреждений, педагогов, методистов и студентов.
Серия основана в 2005 году.
Выпуск № 4, 2015 г.
В 77 Воспитание и социальная адаптация учащихся : региональный опыт / авт.-сост. Т. И. Вороньжева, Л. К. Климентова. – Оренбург: ООДТДМ, 2015. – 56 с.
В методических рекомендациях представлены практико-ориентированные материалы по организации и повышению профилактики деструктивных явлений в деятельности классного руководителя.
ББК 74.204
© ООДТДМ, 2015
Содержание
Вороньжева Т.И. Опыт воспитания и социализации учащихся с труд-ностями в социальной адаптации, в том числе детей группы риска …... 4
Брусенцева Н.А. Социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении детей и подростков (Проект воспитательной работы с трудными подростками) ………………………………………………………………… 6
Яровая И.Н., Ахмедзянова Г.К., Аминева А.Х. Опыт работы по эффективной организации занятости детей и подростков, состоящих на всех видах профилактического учета в Тюльганском районе…………………………... 28
Система работы МОАУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 18 г. Орска» по профилактике правонарушений, преступлений и других негативных проявлений у обучающихся………………….………… 36
Особенности учебного процесса
Особенности контингента учащихся
Наиболее острые проблемы, связанные с профессиональной деятельностью классного руководителя
Цель. Задачи. Направления воспитательной работы
Основные формы и способы работы классного руководителя
Работа в социуме по профилактике правонарушений, преступлений и других негативных привычек
Профилактика наркомании, алкоголизма и ВИЧ/СПИДа
Система индивидуальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
Заключение
Литература ……………………………………………………………..…. 54
Опыт воспитания и социализации учащихся
с трудностями в социальной адаптации,
в том числе детей группы риска
Региональный Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя (далее – Центр), с 2008 года действующий на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко», при поддержке министерства образования области ежегодно издает сборники методических рекомендаций и практико-ориентированных материалов по организации и повышению эффективности воспитывающей и профилактической деятельности классных руководителей, среди таких изданий широко известны следующие сборники: «Система современных форм и прогрессивных технологий в практике работы классного руководителя», «Диагностические методики в работе классного руководителя», «Воспитательная компонента в общеобразовательных организациях», «Во имя жизни» (программа профилактики деструктивных явлений в детско-подростковой и молодежной среде для организаций общего и профессионального образования) и др., проводит областные конкурсы на лучшее портфолио «Классный руководитель: личность и профессионал», проектов, направленных на популяризацию роли ИКТ в научно-методическом, информационном сопровождении деятельности классного руководителя и т. д. Информация об эффективных практиках взаимодействия классных руководителей, психологов, социальных педагогов по профилактике девиаций в детско-подростковой среде регулярно размещается на интернет-сайте Центра (orenklass.narod.ru), в областном научно-методическом журнале «Внешкольник Оренбуржья».
Проблемы занятости во внеурочное время обучающихся, состоящих на всех видах профилактического учета, эффективные и востребованные современными подростками профилактические программы и проекты ежегодно обсуждаются в рамках региональных семинаров-совещаний со специалистами муниципальных органов управления образованием, директорами учреждений дополнительного образования детей, руководителями методических объединений классных руководителей «Профессиональные компетенции классного руководителя как основа повышения качества воспитательной работы в современной школе» (2013 г.), «Развитие системы дополнительного образования детей в Оренбургской области: задачи, ресурсы, перспективы» (2014 г.).
Современные программы эффективной социализации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуются педагогическим коллективом МОАУ «Гимназия № 1 им. Ю.В. Романенко» г. Бузулука совместно с МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». В их числе программа по социальной адаптации детей-инвалидов «Мой мир», программа «Помощь детям-сиротам», программа воспитательной работы с детьми группы социального риска «Социально-педагогический аспект профилактики отклонений в поведении детей и подростков» (размещена на сайте orenklass.narod.ru в рубрике «Звездный опыт региона» в разделе «Архив за 2010 год»). Основное внимание уделяется организации совместного с обучающимися поиска причин возникновения проблемы, возможных путей ее решения, оценке ситуации «со стороны», оказанию поддержки в принятии обучающимися личной ответственности за происходящее. Для установления контакта и взаимодействия с подростком и его социальным окружением активно используются технология социального патронажа семьи и детей (индивидуальная адресная социальная поддержка семьи), технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска (диагностика и определение факторов риска, установление доверительных отношений с подростками и их родителями, повышение адаптивных возможностей подростков, улучшение внутрисемейной ситуации, включение в различные виды трудовой деятельности).
В г. Орске успешно реализуется совместный проект Управления образования и автономной некоммерческой организации «Центр практической психологии» по созданию служб примирения во всех муниципальных общеобразовательных организациях, в рамках которого подготовлена соответствующая нормативно-правовая база, сформирован необходимый кадровый ресурс (150 педагогов и учащихся обучены основам конфликтологии и технологиям медиации), апробируются восстановительные (примирительные) практики, осуществляется правовое просвещение.
Деятельность по обобщению и распространению лучшего опыта работы с трудными детьми и подростками в области осуществляется на постоянной основе, в том числе в рамках поддержки профессионального развития педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Вороньжева Т.И.,
заслуженный учитель школы РФ
Социально-педагогическая профилактика отклонений
в поведении детей и подростков
________________________________
Проект воспитательной работы
с трудными подростками
Брусенцева Н. А.,
МОУ «Гимназия №1 им. Ю.В. Романенко», г. Бузулук
Пояснительная записка
Никакой человек в мире не родится готовым,
то есть вполне сформировавшимся,
но всякая его жизнь есть не что иное,
как беспрерывно движущееся развитие,
беспрерывное формирование.
В.Г. Белинский
В последнее время обострение социально-экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
Однако все чаще приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Переходный период проявляет все пороки общества. Поведение ребенка называют трудным или трудновоспитуемым.
Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через включение ребенка в ситуацию успеха, переживание социально значимой ситуации, информатизацию окружающей среды.
Основная идея проекта. Создание организационной культуры в воспитательном пространстве, способной помочь обучающимся найти свое место в системе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной активной личности.
Цели проекта:
1. Общая цель – образование и воспитание обучающихся в духе широкой социальной коммуникабельности, ответственного отношения к самому себе, окружающим людям.
2. Стратегическая цель – содействие повышению квалификации кадров, повышению роли психолого-социально-педагогической службы, созданию необходимых методик, взаимодействию родительского, педагогического коллективов.
3. Тактическая цель – на основе доверительного взаимодействия сформировать механизм воздействия на обучающихся, способный помочь растущему человеку стать субъектом собственной образовательной карьеры, усвоить накопленные ценности, обрести себя в них и взрастить собственную культуру.
Задачи проекта:
-
Выявление обучающихся категории «группа риска», определение причин отклоняющегося поведения (семья, группа сверстников, образовательная среда, наследственность и др.).
-
Устранение причин отклонений в поведении подростка.
-
Создание благоприятного воспитательного фона, способствующего осмыслению и усвоению детьми и подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении.
-
Приобщение максимального количества подростков к осознанному выбору здорового образа жизни в широком смысле этого слова.
-
Создание и обеспечение эффективного использования организационно-педагогических и психологических условий для:
-
раскрытия и всемерного развития индивидуальных способностей каждого ребенка;
-
удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении.
-
Воздействовать на личностный потенциал подростков через систему дополнительного образования.
-
Укрепление связи «семья-школа».
Проект реализуется через основные идеи:
-
Детство – это самоценный период, а не подготовка к будущей жизни.
-
Каждый ребенок – уникальная и неповторимая личность.
-
Здоровый ребенок – жизнерадостный ребенок.
-
Шанс на успех – каждому ребенку.
-
Преодоление предвзятого отношения к подростку со стороны общественности. Психологический фон помогает преодолеть «агрессивную настороженность» среды к подростку, ставшему на пути исправления.
Проблемный вопрос: Как в условиях новой социокультурной ситуации, осложняемой экономическими неурядицами и социальной напряженностью, сделать школу высокоорганизованным сообществом с прогрессивной системой ценностей и развитой культурой деятельности, позволяющими преодолеть отчужденность классного руководителя и воспитанника; родителей и педагогического коллектива; личности и окружающей среды.
Типичные проблемы при реализации проекта:
-
Недостаточно разработана мотивация и стимулирование педагогической деятельности при работе с детьми группы риска.
-
Проблема самоорганизации и саморазвития каждого участника.
-
Отсутствие взаимопонимания между педагогическими сотрудниками и семьями, имеющими детей группы риска.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Разработка основных направлений по изучению и внедрению программ комплексного решения задач профилактики правонарушений.
Этап
|
Содержание
|
Прогнозируемые продукты
|
1 этап
Подготовительный
|
Знакомство с научно-методической литературой.
Подбор диагностик и методик.
Составление пакета документов.
|
Утверждение программы в коллективе.
|
2 этап
Прогностический
|
Проблемный анализ состояния воспитательной работы.
Выявление противоречий.
|
Проработка проблемы проекта, обоснование ее актуальности.
|
3 этап
Научно-методический
|
Проведение семинаров, бесед, повышающих компетенции, позволяющие работать с детьми группы риска.
|
Создание программ по различным направлениям работы с данной категорией детей, с их последующим утверждением.
|
4 этап
Практический
|
Реализация проекта на практике.
|
Создание условий для реализации проекта.
|
II этап – практический
Реализация программы воспитательной работы с трудными подростками по этапам (диагностика, коррекция, посткоррекция).
III этап – обобщающий
Анализ и обобщение опыта воспитательной работы с трудными подростками:
1. Мониторинг по отслеживанию результатов.
2. Накопление банка данных по всем направлениям профилактической работы.
3. Взаимодействие со всеми межведомственными профилактическими структурами.
4. Выделение наиболее значимых и эффективных компонентов реализации программ.
Теоретический аспект профилактики отклонений
в поведении детей и подростков
Трудновоспитуемость – реакция перед воздействием, которое может быть обусловлено различными причинами. Она устанавливается в обществе через несоблюдение норм и правил общества, которое называется девиацией (одна из сторон изменчивости, которая присуща всему окружающему, выражается в поведении, во взаимодействии с окружающей средой, опосредованная активностью подростка).
Выделяют два основных вида поведения:
-
Нормальное поведение – взаимодействие подростка с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям или возможностям его развития и социализации.
-
Отклоняющееся поведение – может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средовых особенностей его индивидуальности, и проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам, одно из проявлений социальной дезадаптации.
Виды
-
Девиантное поведение (антидисциплина, нарушение социальных норм и правил поведения, характерных для семьи, школы, социальной группы).
-
Делинквентное поведение (повторяющиеся асоциальные поступки, которые складываются в стереотипы действия, нарушающие правовые нормы: побои, поджоги, мелкие кражи – стремление к материальной выгоде).
-
Криминальное поведение (противоправный поступок, который по достижению совершеннолетия служит основанием для возбуждения уголовного дела).
Дети, подверженные этому процессу:
-
школьники, не посещающие школу;
-
сироты и дети, находящиеся под опекой;
-
социальные сироты (дети, живущие с родителями, которые избивают их, подвергают насилию);
-
наркоманы и токсикоманы;
-
подростки сексуально распущенного поведения;
-
подростки, совершившие противоправные действия.
Проявляющиеся потребности в познании себя выливаются в собственную оценку событий, происходит временное отдаление от семьи и школы, возникают проблемы с взрослыми. Отсюда и отклонения в поведении.
Причины отклонений.
-
Отклонения от нормы в состоянии здоровья.
-
Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе и т. д.).
-
Ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.).
-
Ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»).
-
Социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).
-
Психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).
В результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.
С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивации зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.
Таким образом, трудности в поведении представляются как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался.
Одной из основных задач преодоления трудностей в поведении детей и подростков является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
В случае необходимости проводится социальная диагностика семьи, определяется тип семьи: по структуре (полные семьи, неполные семьи), по материальной обеспеченности семьи, социально-правовой устойчивости, воспитательному потенциалу семьи, по взаимоотношениям, по семейной ориентации.
Реализация проекта
«Социально-педагогическая профилактика отклонений
в поведении детей и подростков»
Поделитесь с Вашими друзьями: |