Воспитание и социальная адаптация



страница1/5
Дата10.02.2016
Размер0,84 Mb.
#100
ТипПротокол
  1   2   3   4   5
Министерство образования Оренбургской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Оренбургский областной Дворец

творчества детей и молодежи

им. В.П. Поляничко»




Воспитание и

социальная адаптация

учащихся

(региональный опыт)

Оренбург


2015

ББК 74.204

В 77

Утверждено научно-методическим советом ООДТДМ им. В.П. Поляничко.


Протокол № 62 от 09.04.2015 г.
Руководитель проекта «Классный руководитель XXI века»

М.Н. Крухмалева, начальник отдела дополнительного образования и

воспитания министерства образования Оренбургской области



Научный консультант

серии «Классный руководитель XXI века»

А.И. Щетинская, директор ООДТДМ им. В.П. Поляничко,

д.п.н., профессор



Авторы-составители

Л.К. Климентова, завотделом НПЛ «Поиск» ООДТДМ им. В.П. Поляничко

Т.И. Вороньжева, заслуженный учитель школы РФ

Библиотека научно-методического журнала «Внешкольник Оренбуржья» для руководителей образовательных учреждений, педагогов, методистов и студентов.

Серия основана в 2005 году.

Выпуск № 4, 2015 г.

В 77 Воспитание и социальная адаптация учащихся : региональный опыт / авт.-сост. Т. И. Вороньжева, Л. К. Климентова. – Оренбург: ООДТДМ, 2015. – 56 с.
В методических рекомендациях представлены практико-ориентированные материалы по организации и повышению профилактики деструктивных явлений в деятельности классного руководителя.

ББК 74.204

© ООДТДМ, 2015



Содержание
Вороньжева Т.И. Опыт воспитания и социализации учащихся с труд-ностями в социальной адаптации, в том числе детей группы риска …... 4

Брусенцева Н.А. Социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении детей и подростков (Проект воспитательной работы с трудными подростками) ………………………………………………………………… 6

Яровая И.Н., Ахмедзянова Г.К., Аминева А.Х. Опыт работы по эффективной организации занятости детей и подростков, состоящих на всех видах профилактического учета в Тюльганском районе…………………………... 28

Система работы МОАУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 18 г. Орска» по профилактике правонарушений, преступлений и других негативных проявлений у обучающихся………………….………… 36



Особенности учебного процесса

Особенности контингента учащихся

Наиболее острые проблемы, связанные с профессиональной деятельностью классного руководителя

Цель. Задачи. Направления воспитательной работы

Основные формы и способы работы классного руководителя

Работа в социуме по профилактике правонарушений, преступлений и других негативных привычек

Профилактика наркомании, алкоголизма и ВИЧ/СПИДа

Система индивидуальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Заключение

Литература ……………………………………………………………..…. 54



Опыт воспитания и социализации учащихся

с трудностями в социальной адаптации,

в том числе детей группы риска
Региональный Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя (далее – Центр), с 2008 года действующий на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко», при поддержке министерства образования области ежегодно издает сборники методических рекомендаций и практико­-ориентированных материалов по организации и повышению эффективности воспитывающей и профилактической деятельности классных руководителей, среди таких изданий широко известны следующие сборники: «Система современных форм и прогрессивных технологий в практике работы классного руководителя», «Диагностические методики в работе классного руководителя», «Воспитательная компонента в общеобразовательных организациях», «Во имя жизни» (программа профилактики деструктивных явлений в детско-подростковой и молодежной среде для организаций общего и профессионального образования) и др., проводит областные конкурсы на лучшее портфолио «Классный руководитель: личность и профессионал», проектов, направленных на популяризацию роли ИКТ в научно-методическом, информационном сопровождении деятельности классного руководителя и т. д. Информация об эффективных практиках взаимодействия классных руководителей, психологов, социальных педагогов по профилактике девиаций в детско-подростковой среде регулярно размещается на интернет-сайте Центра (orenklass.narod.ru), в областном научно-методическом журнале «Внешкольник Оренбуржья».

Проблемы занятости во внеурочное время обучающихся, состоящих на всех видах профилактического учета, эффективные и востребованные современными подростками профилактические программы и проекты ежегодно обсуждаются в рамках региональных семинаров-совещаний со специалистами муниципальных органов управления образованием, директорами учреждений дополнительного образования детей, руководителями методических объединений классных руководителей «Профессиональные компетенции классного руководителя как основа повышения качества воспитательной работы в современной школе» (2013 г.), «Развитие системы дополнительного образования детей в Оренбургской области: задачи, ресурсы, перспективы» (2014 г.).

Современные программы эффективной социализации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуются педагогическим коллективом МОАУ «Гимназия № 1 им. Ю.В. Романенко» г. Бузулука совместно с МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». В их числе программа по социальной адаптации детей-инвалидов «Мой мир», программа «Помощь детям-сиротам», программа воспитательной работы с детьми группы социального риска «Социально-педагогический аспект профилактики отклонений в поведении детей и подростков» (размещена на сайте orenklass.narod.ru в рубрике «Звездный опыт региона» в разделе «Архив за 2010 год»). Основное внимание уделяется организации совместного с обучающимися поиска причин возникновения проблемы, возможных путей ее решения, оценке ситуации «со стороны», оказанию поддержки в принятии обучающимися личной ответственности за происходящее. Для установления контакта и взаимодействия с подростком и его социальным окружением активно используются технология социального патронажа семьи и детей (индивидуальная адресная социальная поддержка семьи), технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска (диагностика и определение факторов риска, установление доверительных отношений с подростками и их родителями, повышение адаптивных возможностей подростков, улучшение внутрисемейной ситуации, включение в различные виды трудовой деятельности).

В г. Орске успешно реализуется совместный проект Управления образования и автономной некоммерческой организации «Центр практической психологии» по созданию служб примирения во всех муниципальных общеобразовательных организациях, в рамках которого подготовлена соответствующая нормативно-правовая база, сформирован необходимый кадровый ресурс (150 педагогов и учащихся обучены основам конфликтологии и технологиям медиации), апробируются восстановительные (примирительные) практики, осуществляется правовое просвещение.

Деятельность по обобщению и распространению лучшего опыта работы с трудными детьми и подростками в области осуществляется на постоянной основе, в том числе в рамках поддержки профессионального развития педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

Вороньжева Т.И.,

заслуженный учитель школы РФ


Социально-педагогическая профилактика отклонений

в поведении детей и подростков

________________________________



Проект воспитательной работы

с трудными подростками
Брусенцева Н. А.,

МОУ «Гимназия №1 им. Ю.В. Романенко», г. Бузулук




Пояснительная записка
Никакой человек в мире не родится готовым,

то есть вполне сформировавшимся,

но всякая его жизнь есть не что иное,

как беспрерывно движущееся развитие,

беспрерывное формирование.

В.Г. Белинский
В последнее время обострение социально-экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Однако все чаще приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Переходный период проявляет все пороки общества. Поведение ребенка называют трудным или трудновоспитуемым.

Как показывают наблюдения,  наиболее  успешно  реализуются профилактические  программы, в которых  обучение  социальным  и здоровьесберегающим  навыкам  осуществляется  через  включение ребенка в ситуацию успеха, переживание социально значимой ситуации, информатизацию окружающей среды.


Основная идея проекта. Создание организационной культуры в воспитательном пространстве, способной помочь обучающимся найти свое место в системе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной активной личности.
Цели проекта:

1. Общая цель – образование и воспитание обучающихся в духе широкой социальной коммуникабельности, ответственного отношения к самому себе, окружающим людям.

2. Стратегическая цель – содействие повышению квалификации кадров, повышению роли психолого-социально-педагогической службы, созданию необходимых методик, взаимодействию родительского, педагогического коллективов.

3. Тактическая цельна основе доверительного взаимодействия сформировать механизм воздействия на обучающихся, способный помочь растущему человеку стать субъектом собственной образовательной карьеры, усвоить накопленные ценности, обрести себя в них и взрастить собственную культуру.



Задачи проекта:

  1. Выявление обучающихся категории «группа риска», определение причин отклоняющегося поведения (семья, группа сверстников, образовательная среда, наследственность и др.).

  2. Устранение причин отклонений в поведении подростка.

  3. Создание благоприятного воспитательного  фона, способствующего  осмыслению и усвоению  детьми  и  подростками  нравственных  норм, духовной  культуры  человечества, закреплению этих  норм  в  их  повседневном  поведении.

  4. Приобщение максимального количества  подростков  к  осознанному  выбору  здорового образа  жизни  в  широком  смысле  этого  слова.

  5. Создание  и  обеспечение  эффективного использования  организационно-педагогических  и  психологических  условий  для:

  • раскрытия  и  всемерного развития индивидуальных  способностей  каждого ребенка;

  • удовлетворения  базовых потребностей личности  в защищенности, в  признании и уважении, в  самоутверждении.

  1. Воздействовать на личностный потенциал подростков через систему дополнительного образования.

  2. Укрепление связи «семья-школа».



Проект реализуется через основные идеи:

  1. Детство – это самоценный период, а не подготовка к будущей жизни.

  2. Каждый ребенок – уникальная и неповторимая личность.

  3. Здоровый ребенок – жизнерадостный ребенок.

  4. Шанс на успех – каждому ребенку.

  5. Преодоление предвзятого отношения к подростку со стороны общественности. Психологический фон помогает преодолеть «агрессивную настороженность» среды к подростку, ставшему на пути исправления.


Проблемный вопрос: Как в условиях новой социокультурной ситуации, осложняемой экономическими неурядицами и социальной напряженностью, сделать школу высокоорганизованным сообществом с прогрессивной системой ценностей и развитой культурой деятельности, позволяющими преодолеть отчужденность классного руководителя и воспитанника; родителей и педагогического коллектива; личности и окружающей среды.
Типичные проблемы при реализации проекта:

  1. Недостаточно разработана мотивация и стимулирование педагогической деятельности при работе с детьми группы риска.

  2. Проблема самоорганизации и саморазвития каждого участника.

  3. Отсутствие взаимопонимания между педагогическими сотрудниками и семьями, имеющими детей группы риска.


Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный
Разработка основных направлений по изучению и внедрению программ комплексного решения задач профилактики правонарушений.


Этап

Содержание

Прогнозируемые продукты

1 этап

Подготовительный





Знакомство с научно-методической литературой.

Подбор диагностик и методик.

Составление пакета документов.


Утверждение программы в коллективе.


2 этап

Прогностический



Проблемный анализ состояния воспитательной работы.

Выявление противоречий.



Проработка проблемы проекта, обоснование ее актуальности.

3 этап

Научно-методический




Проведение семинаров, бесед, повышающих компетенции, позволяющие работать с детьми группы риска.

Создание программ по различным направлениям работы с данной категорией детей, с их последующим утверждением.

4 этап

Практический



Реализация проекта на практике.

Создание условий для реализации проекта.



II этап – практический
Реализация программы воспитательной работы с трудными подростками по этапам (диагностика, коррекция, посткоррекция).
III этап – обобщающий
Анализ и обобщение опыта воспитательной работы с трудными подростками:

1. Мониторинг по отслеживанию результатов.

2. Накопление банка данных по всем направлениям профилактической работы.

3. Взаимодействие со всеми межведомственными профилактическими структурами.

4. Выделение наиболее значимых и эффективных компонентов реализации программ.


Теоретический аспект профилактики отклонений

в поведении детей и подростков

Виды трудностей в поведении несовершеннолетних

Трудновоспитуемость – реакция перед воздействием, которое может быть обусловлено различными причинами. Она устанавливается в обществе через несоблюдение норм и правил общества, которое называется девиацией (одна из сторон изменчивости, которая присуща всему окружающему, выражается в поведении, во взаимодействии с окружающей средой, опосредованная активностью подростка).


Выделяют два основных вида поведения:

  1. Нормальное поведение – взаимодействие подростка с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям или возможностям его развития и социализации.

  2. Отклоняющееся поведение – может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средовых особенностей его индивидуальности, и проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам, одно из проявлений социальной дезадаптации.


Виды

  • Девиантное поведение (антидисциплина, нарушение социальных норм и правил поведения, характерных для семьи, школы, социальной группы).

  1. Делинквентное поведение (повторяющиеся асоциальные поступки, которые складываются в стереотипы действия, нарушающие правовые нормы: побои, поджоги, мелкие кражи – стремление к материальной выгоде).

  2. Криминальное поведение (противоправный поступок, который по достижению совершеннолетия служит основанием для возбуждения уголовного дела).


Дети, подверженные этому процессу:

  • школьники, не посещающие школу;

  • сироты и дети, находящиеся под опекой;

  • социальные сироты (дети, живущие с родителями, которые избивают их, подвергают насилию);

  • наркоманы и токсикоманы;

  • подростки сексуально распущенного поведения;

  • подростки, совершившие противоправные действия.

Проявляющиеся потребности в познании себя выливаются в собственную оценку событий, происходит временное отдаление от семьи и школы, возникают проблемы с взрослыми. Отсюда и отклонения в поведении.
Причины отклонений.

  1. Отклонения от нормы в состоянии здоровья.

  2. Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе и т. д.).

  3. Ошибки педагогов (превышение педагогической власти; ли­шение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как уни­жения личности ученика; конфликтные отношения между родителями ученика и учите­лями или между учеником и учителями и др.).

  4. Ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задав­ленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»).

  5. Социальные причины (противоречия в обществе, в микросоци­уме).

  6. Психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близ­ких, перемена места жительства и т. д.).

В результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. В основе противоправного поведе­ния несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.

С возрастом такое поведение уступает место поведению «раци­ональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивации зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.

Таким образом, трудности в поведении представляются как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался.

Одной из основных задач преодоления трудностей в поведении детей и подростков является обеспе­чение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

В случае необходимости проводится социаль­ная диагностика семьи, определяется тип семьи: по структуре (полные семьи, неполные семьи), по материальной обеспеченности семьи, социально-правовой устойчивости, воспитательному по­тенциалу семьи, по взаимоотношениям, по семейной ориентации.
Реализация проекта

«Социально-педагогическая профилактика отклонений

в поведении детей и подростков»




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница