Вопросник к вступительному экзамену по специальности 19. 00. 13



Скачать 61.96 Kb.
Дата17.02.2016
Размер61.96 Kb.
ВОПРОСНИК К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ

по специальности 19.00.13

  1. Предмет, задачи и объект исследования психологии развития (генетической психологии). Соотношение детской и возрастной психологии. Связь с другими психологическими дисциплинами. Значение психологии развития для теории и практики психологической науки. Особенности методов в психологии развития.

  2. Становление психологии развития как области психологической науки. Развитие представлений о психическом развитии в основных психологических школах.

  3. Основные этапы становления психологии развития и педологии в России. Достижения и ошибки педологии. Современные отечественные теории психического развития.

  4. Основные принципы психического развития.

  5. Критические и сензитивные периоды развития. Модель сензитивного периода. Генетико-средовая детерминация развития психических процессов.

  6. Детерминация психического развития в теориях деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, субъектно-деятельностном подходе А.В. Брушлинского, комплексном подходе Б.Г.Ананьева, системном подходе Б.Ф.Ломова.

  7. Принципы системогенеза П.К.Анохина. Эволюционно-системный подход в психологии развития.

  8. Депривация психического развития. Современные исследования депривационных факторов развития в отечественной и зарубежной психологии. Возможности компенсации депривационных факторов психического развития.

  9. Сравнение периодизаций психического развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже, А.Валлон, З.Фрейд, Э.Эриксон). Проблема периодизации развития.

  10. Непрерывность и скачкообразность психического развития. Критерии стадий. Непрерывность и антиципирующий характер переходов. Проблема кризисов развития.

  11. Пренатальная психология. Психология материнства. Психологические аспекты беременности.

  12. Стадии развития плода. Поведение плода и его значение для развития. Пренатальное обучение. Непрерывность пре- и постнатального развития. Тератогенные факторы. Критические периоды пренатального развития.

  13. Когнитивное развитие младенца. Теория сенсомоторного интеллекта Ж.Пиаже. Современные представления об истоках познания. Адекватность восприятия мира. Познание физического и социального мира. Оценка психического развития в младенчестве.

  14. Развитие привязанности в младенчестве. Теория Дж.Боулби. Методы оценки и виды привязанности. Значение привязанности для дальнейшего психического развития.

  15. Психомоторное развитие в младенчестве. Основные составляющие и факторы психомоторного развития.

  16. Психологические особенности развития в раннем детстве. Дооперациональная стадия в развитии мышления Ж.Пиаже, ее характеристики и современная критика.

  17. Развитие речи. Теории речевого развития. Предшественники развития речи. Основные этапы речевого развития. Генетические и средовые факторы речевого развития.

  18. Генетические корни эгоцентрической речи в теориях Ж.Пиаже и Л.С.Выготского. Аргументы «за» и «против».

  19. Роль речи в регуляции поведения. Развития речи при сенсорных аномалиях.

  20. Психология игры. Функции игры. Теории игры. Игра как символическая функция.

  21. Теория игры Д.Б.Эльконина.

  22. Символизм в детском рисовании: от каракулей к графическим символам. Теория развития рисования Люке.

  23. Диагностические возможности рисуночных тестов. Рисунок в детской психокоррекционной и психотерапевтической практике.

  24. Эмоциональное развитие и его роль в регуляции поведения. Модель эмоционального развития В.В.Лебединского.

  25. Стадия конкретных операций Ж.Пиаже. Сериация, классификация и обратимость умозаключения. Кросс - культурные сравнительные исследования конкретных операций.

  26. Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина, современные исследования в рамках данной теории.

  27. Нравственное развитие ребенка. Уровни нравственного развития по Л.Колбергу. Эмпатия. Нравственное сознание. Современные представления о развитии нравственности.

  28. Готовность детей к школьному обучению (когнитивная, эмоционально-личностная, регулятивная). Психодиагностика готовности детей к школе.

  29. Влияние школьного обучения на психическое развитие. Психология письма и чтения. Нарушения формирования навыков письма и чтения.

  30. Психометрический интеллект и академическая успеваемость. Возможности и ограничения измерений психометрического интеллекта для прогноза обучаемости.

  31. Социально- историческая обусловленность протекания подросткового периода. Этнокультурные исследования М.Мид. Характеристика подросткового возраста. Соотношения биологической, психологической и социальной зрелости.

  32. Биологические и психологические особенности подросткового возраста. Индивидуальная идентификация.

  33. Подростковый возраст в теориях Л.С.Выготского, З.Фрейда, Э.Эриксона. Современные исследования подросткового кризиса.

  34. Агрессивное поведение детей и подростков. Основные теории агрессии (этологический подход, психоанализ, бихевиоризм, необихевиоризм). Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение.

  35. Суицидальное поведение подростков. Виды, факторы и условия подростковой суицидальности.

  36. Девиантное и аддиктивное поведение подростков. Диагностика и коррекция. Значение социально- психологической работы с подростками.

  37. Определение понятия “взрослость”. Особенности биологического и физического развития человека в период взрослости. Теории развития взрослого человека.

  38. Кризисы взрослого возраста. Идентичность, близость и генеративность. Самореализация. Самосовершенствование. Жизненный путь личности. Стратегии жизненного пути.

  39. Становление семьи. Семья как система отношений. Стили родительского воспитания и их влияние на развитие личности. Роль семьи в психическом развитии ребенка. Влияние ребенка на родителей. Психологическая коррекция и психотерапия семейных отношений.

  40. Проблемы пожилого возраста. Изменения психических процессов в пожилом возрасте. Типы приспособления к старости. Пенсионный возраст и изменения стиля жизни. Психическое и физическое здоровье в пожилом возрасте. Представление о смерти. Культурные традиции восприятия смерти и подготовки к ней человека.

  41. Структура и функции Я-концепции. Основные теоретические составляющие Я-концепции (теория У.Джеймса, символический интеракционизм Ч.Кули и Дж.Мида, кризисы эго-идентичности Э.Эриксона, представления о развитии «Я» в гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу).

  42. Развитие Я-концепции в онтогенезе человека. Факторы развития. Психологические защиты в детском возрасте. Совладающее поведение.

  43. Соотношения темперамента, характера и личности в развитии человека. Представления о темпераменте в разных теориях (Г. Айзенк, А.Томас и С.Чесс, И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин, В.М. Русалов) Методы измерения темперамента. Генетико-средовая детерминация развития темперамента (психогенетические исследования).

  44. Нормальный, акцентуированный и патологический характер. Критерии патологического характера по Ганнушкину - Кербикову. Акцентуации характера у подростков. Индивидуальная склонность к девиантному поведению.

  45. Критерии развития личности. Представление о личностном развитии в зарубежных и отечественных теориях. Соотношение понятий личность, индивидуальность, субъект в концепциях Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского. Становления человека как субъекта.

  46. Жизненный путь личности. Личность как субъект жизненного пути. «Акме» в личностном развитие человека. «Акме» в контексте индивидуального развития человека. «Акме» профессионального развития.

  47. Природа человеческих способностей. Психогенетические исследования природы способностей в отечественной и зарубежной психологии. Генетико-средовые влияния на фенотипические различия в общем интеллекте, когнитивных способностях, когнитивных стилях и их изменения в онтогенезе человека.

48.Представления о развитии интеллекта в отечественной и зарубежной психологии. Модели интеллекта. Тестирование, интерпретация и ограничения оценок интеллектуального развития.

49. Когнитивные стили в структуре индивидуальности. Биологические и социальные детерминанты когнитивных стилей. Уровни стилевого поведения.

50.Развитие половой дифференциации. Основные принципы половой дифференциации Дж.Мани.Концепции полового диморфизма. Системная модель половой дифференциации В.Е. Кагана. Психосексуальное развитие и половая социализация.

51. Гендерные различия. Гендерные роли, сценарии. Динамика гендерного поведения. Темпы полового развития. Акселерация и ретардация. Соотношение полового и гендерного развития. Культурные традиции гендерного развития. Гендерное воспитание.

52.Процесс социализации и представления о нем в разных теориях: социального научения А.Бандуры, теория подкрепления Б.Скинера, когнитивная теория социализации Ж.Пиаже.

53.Механизмы социализации в современных теориях: теория интерсубъективности (К.Тревартен), теория модулярности А.Лешли, теория подобия (Э.Мелтзофф, А.Гопник, М.Мур). Роль общения в работах М.И.Лисиной и ее учеников.



54. Акмеология и акмеологический подход к проблемам развития. «Акме» в личностном развитие человека. «Акме» в контексте индивидуального развития человека. «Акме» профессионального развития.





Каталог: engine -> documents
documents -> Социальная психология
documents -> Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности
documents -> Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста
documents -> Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
documents -> Межгрупповые различия в отношении к табакокурению
documents -> Субъектные и личностные характеристики женщин с травматичным опытом искусственного прерывания беременности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
documents -> Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
documents -> Модель психического детей-сирот 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
documents -> Часть I. Духовный интеллект  2009 г. Г. В. Ожиганова
documents -> Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница