Вопросы кандидатского минимума по специальности: 13. 00. 05. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Раздел «Методологические основы социально-культурного формирования и развития личности»
Дата 22.04.2016 Размер 70.1 Kb.
Вопросы кандидатского минимума
по специальности: 13.00.05. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности.
Раздел «Методологические основы социально-культурного формирования и развития личности».
Философские основы современной социальной педагогики.
Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
Понятие «социализации», её сущность, структура.
Основные категории социально-культурного воспитания личности.
Методы исследования социально-культурного развития личности.
Национальные традиции и современность в формировании личности ребенка .
Искусство как фактор социализации личности.
Взаимосвязь обучения и воспитания.
Социальная сущность личности, движущие силы и закономерности развития.
Социализации личности как социально-педагогическое явление.
Психолого-педагогические основы социализации личности.
Культура межличностных отношений и её влияние на процесс социализации личности.
Среда как фактор социализации личности на разных возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник).
«Человек», «индивид», «личность». Соотношение индивидуального и социального в развитии человека.
Формирование научного гуманистического мировоззрения личности.
Общество как макрофактор социализации личности.
Микро-, мезо-, мегафакторы социализации личности.
Понятие «социальной адаптации». Его сущность и структура.
Деятельность как фактор развития личности.
Раздел «История возникновения и развития воспитательных систем».
История возникновения воспитательных систем.
Воспитание в разные исторические эпохи. Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве .
Современные зарубежные теории формирования и развития личности.
Сущность и структура системы воспитания. Основные компоненты системы воспитания.
Факторы социализации личности в педагогических взглядах Р. Оуэна.
Идеи социализации личности в педагогических системах Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Государственные воспитательные учреждения в России 17-19 в.в. Вопросы социализации личности (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский).
Идеи социализации в трудах И.Г. Песталоцци.
Идеи трудовой школы и вопросы социализации личности в трудах зарубежных педагогов конца 19 – начала 20 в. Г. Кершентейнра и Д. Дьюи.
Идеи социализации в трудах С .Т. Шацкого и П.П. Блонского.
Идеи социализации в трудах А.С. Макаренко.
Идеи социализации личности ребенка в трудах В.А. Сухомлинского.
Раздел «Социальная педагогика».
Воспитание детей в семье. Семья и её роль в социализации личности ребенка .
Государственная система воспитания. Общее и специфическое в региональной системе воспитания.
Этнопедагогика и её влияние на социализацию личности.
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка на каждом возрастном этапе (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник).
Сочетание педагогического руководства с самостоятельностью учащихся как принцип всестороннего развития личности.
Пути повышения эффективности процесса воспитания в образовательных учреждениях (дошкольные учреждения, школы, колледжи, вузы и учреждения дополнительного образования).
Учение о коллективе и личности. Взаимосвязь коллектива и личности.
Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка.
Цели, задачи и содержание духовно-нравственного воспитания.
Общение как средство взаимодействия с членами социума .
Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов воспитания и развития личности.
Сущность процесса воспитания. Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс.
Основные закономерности воспитания. Диалектика и движущие силы воспитательного процесса.
Принципы воспитания и их гуманистическая направленность.
Методы воспитания. Основные понятия и классификация. Их зависимость от цели, содержания и условий воспитания.
Критерии оценки эффективности процесса воспитания.
Игровое взаимодействие как средство социализации личности.
Возможности и условия социализации личности в процессе обучения .
Взаимосвязь и единство всех социальных институтов воспитания.
Гуманистическая концепция воспитания.
Противоречия в современной воспитательной системе.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, её системных качеств и новообразований.
Педагогические проблемы самодеятельных неформальных объединений и групп молодежи.
Личность как объект и субъект воспитания.
Создание воспитательного пространства в микросоциуме.
Приоритеты воспитательных целей в педагогическом процессе .
Детские и юношеские организации: проблемы, противоречия, перспективы.
Формы организации молодежного движения. Их цели и задачи.
Гражданственное и патриотическое воспитание. Традиции и современность. Формы и содержание.
Взаимосвязь традиций и инноваций в современной системе воспитания.
Педагогическое взаимодействие как средство воспитания и социализации личности.
Единство педагогических требований к ребенку разных социальных институтов общества.
Методы организации разнообразных видов деятельности (игра, учение, труд, научно-познавательная, творческая) и формирование опыта общения подростков.
Система дополнительного образования детей как средство всестороннего развития личности и её социализации.
Становление и развитие гуманистической педагогики.
Культурологический подход к воспитанию личности (воспитание правовой, интеллектуальной, нравственной, экономической, экологической культуры, культуры труда личности).
Школьная дезадаптация как социально-педагогическое явление.
Социальная дезадаптация современной молодежи (безработица, кризис молодой семьи, фанаты-болельщики спорта, сужение социально-культурной среды, коммерциализация культурно-досуговой, спортивной сферы и др.).
Педагогика и средства массовой информации (СМИ).
Использование народной и религиозной педагогики в воспитании.
Формирование профессиональной культуры педагога в социально-педагогической деятельности.
Управление воспитательной системой.
Методы исследования в педагогике .
Литература
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991г.
Азбука нравственного воспитания. Под ред. Кащова И.А. и Богдановой О.В.
Актуальные проблемы социального воспитания. – М., 1990г.
Алексеев В.П. Очерки экологии человека. – М., 1993г.
Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. – М., 1989г.
Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. – М., 1992г.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988г.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986г.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994г.
Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне . – М., 1986г.
Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. – М., 1998г.
Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 1997г.
Гончарук А.Ю. Хорошо забытое старое. – М., 2000г.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998г.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987г.
Дубровина И.В. Предмет и задачи социально-психологической службы // Вопросы психологии. – 1987г.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – М., 1985г.
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. – М., 1988г.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995г.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1998г.
Исторический опыт социальной работы в России. Под ред. Бадя Л.В. – М., 1994г.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996г.
Клемантович И.П. Формирование профессиональной культуры социального педагога. – М., 2000г.
Клемантович И.П., Мягченков С.В. Подготовка социального педагога к воспитательной работе. – М., 2000г.
Комаров М.С. Введение в социологию . – М., 1994г.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995г.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. – М., 2008г.
Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988г.
Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. – М., 1989г.
Левшин А.Л. Логика педагогического процесса. – М., 1980г.
Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. – М., 1982г.
Лихачев Б.Т. Философия педагогики. – М., 1995г.
Личность и факторы её социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н. Новгород, 1995г.
Лэндгрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994г.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8 т. – М., 1983. – Т.1.
Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь.- М., 1990г.
Малярова Н.В., Несмеянова М.Н. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991, № 4.
Маркович Д.Ж. Социальная экология. – М., 1991г.
Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. – М., 1996г.
Молодежный ренессанс и проблемы социализации молодежи . – М., 1990г.
Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. – М., 1983г.
Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М., 1982г.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М, 1984г.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000г.
Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986г.
Новикова Л.И. Педагогика коллектива. – М., 1978г.
Общая стратегия воспитания в образовательной системе России . Под ред. И.А. Зимней. – М., 2001г.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – С-Пб., 1999г.
Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М., 2000г.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2000г.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М, 2001г.
Смелзер Н. Социология. – М., 1994г.
Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм, практическое внедрение. – Белгород, 1991г., № 1.
Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Выпуск № 1, 1991г.
Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М., 1984г.
Теория и методика воспитательных систем . / Под ред. Новиковой Л.И., Селивановой Н.Л., 1993г.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – М., 1999г.
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2001г.
Поделитесь с Вашими друзьями: