Вопросы кандидатского минимума по специальности: 13. 00. 05. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Раздел «Методологические основы социально-культурного формирования и развития личности»



Дата22.04.2016
Размер70.1 Kb.
Вопросы кандидатского минимума

по специальности: 13.00.05. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности.


Раздел «Методологические основы социально-культурного формирования и развития личности».


    1. Философские основы современной социальной педагогики.

    2. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.

    3. Понятие «социализации», её сущность, структура.

    4. Основные категории социально-культурного воспитания личности.

    5. Методы исследования социально-культурного развития личности.

    6. Национальные традиции и современность в формировании личности ребенка.

    7. Искусство как фактор социализации личности.

    8. Взаимосвязь обучения и воспитания.

    9. Социальная сущность личности, движущие силы и закономерности развития.

    10. Социализации личности как социально-педагогическое явление.

    11. Психолого-педагогические основы социализации личности.

    12. Культура межличностных отношений и её влияние на процесс социализации личности.

    13. Среда как фактор социализации личности на разных возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник).

    14. «Человек», «индивид», «личность». Соотношение индивидуального и социального в развитии человека.

    15. Формирование научного гуманистического мировоззрения личности.

    16. Общество как макрофактор социализации личности.

    17. Микро-, мезо-, мегафакторы социализации личности.

    18. Понятие «социальной адаптации». Его сущность и структура.

    19. Деятельность как фактор развития личности.


Раздел «История возникновения и развития воспитательных систем».

  1. История возникновения воспитательных систем.

  2. Воспитание в разные исторические эпохи. Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве.

  3. Современные зарубежные теории формирования и развития личности.

  4. Сущность и структура системы воспитания. Основные компоненты системы воспитания.

  5. Факторы социализации личности в педагогических взглядах Р. Оуэна.

  6. Идеи социализации личности в педагогических системах Т. Мора и Т. Кампанеллы.

  7. Государственные воспитательные учреждения в России 17-19 в.в. Вопросы социализации личности (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский).

  8. Идеи социализации в трудах И.Г. Песталоцци.

  9. Идеи трудовой школы и вопросы социализации личности в трудах зарубежных педагогов конца 19 – начала 20 в. Г. Кершентейнра и Д. Дьюи.

  10. Идеи социализации в трудах С.Т. Шацкого и П.П. Блонского.

  11. Идеи социализации в трудах А.С. Макаренко.

  12. Идеи социализации личности ребенка в трудах В.А. Сухомлинского.


Раздел «Социальная педагогика».

  1. Воспитание детей в семье. Семья и её роль в социализации личности ребенка.

  2. Государственная система воспитания. Общее и специфическое в региональной системе воспитания.

  3. Этнопедагогика и её влияние на социализацию личности.

  4. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка на каждом возрастном этапе (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник).

  5. Сочетание педагогического руководства с самостоятельностью учащихся как принцип всестороннего развития личности.

  6. Пути повышения эффективности процесса воспитания в образовательных учреждениях (дошкольные учреждения, школы, колледжи, вузы и учреждения дополнительного образования).

  7. Учение о коллективе и личности. Взаимосвязь коллектива и личности.

  8. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка.

  9. Цели, задачи и содержание духовно-нравственного воспитания.

  10. Общение как средство взаимодействия с членами социума.

  11. Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов воспитания и развития личности.

  12. Сущность процесса воспитания. Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс.

  13. Основные закономерности воспитания. Диалектика и движущие силы воспитательного процесса.

  14. Принципы воспитания и их гуманистическая направленность.

  15. Методы воспитания. Основные понятия и классификация. Их зависимость от цели, содержания и условий воспитания.

  16. Критерии оценки эффективности процесса воспитания.

  17. Игровое взаимодействие как средство социализации личности.

  18. Возможности и условия социализации личности в процессе обучения.

  19. Взаимосвязь и единство всех социальных институтов воспитания.

  20. Гуманистическая концепция воспитания.

  21. Противоречия в современной воспитательной системе.

  22. Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, её системных качеств и новообразований.

  23. Педагогические проблемы самодеятельных неформальных объединений и групп молодежи.

  24. Личность как объект и субъект воспитания.

  25. Создание воспитательного пространства в микросоциуме.

  26. Приоритеты воспитательных целей в педагогическом процессе.

  27. Детские и юношеские организации: проблемы, противоречия, перспективы.

  28. Формы организации молодежного движения. Их цели и задачи.

  29. Гражданственное и патриотическое воспитание. Традиции и современность. Формы и содержание.

  30. Взаимосвязь традиций и инноваций в современной системе воспитания.

  31. Педагогическое взаимодействие как средство воспитания и социализации личности.

  32. Единство педагогических требований к ребенку разных социальных институтов общества.

  33. Методы организации разнообразных видов деятельности (игра, учение, труд, научно-познавательная, творческая) и формирование опыта общения подростков.

  34. Система дополнительного образования детей как средство всестороннего развития личности и её социализации.

  35. Становление и развитие гуманистической педагогики.

  36. Культурологический подход к воспитанию личности (воспитание правовой, интеллектуальной, нравственной, экономической, экологической культуры, культуры труда личности).

  37. Школьная дезадаптация как социально-педагогическое явление.

  38. Социальная дезадаптация современной молодежи (безработица, кризис молодой семьи, фанаты-болельщики спорта, сужение социально-культурной среды, коммерциализация культурно-досуговой, спортивной сферы и др.).

  39. Педагогика и средства массовой информации (СМИ).

  40. Использование народной и религиозной педагогики в воспитании.

  41. Формирование профессиональной культуры педагога в социально-педагогической деятельности.

  42. Управление воспитательной системой.

  43. Методы исследования в педагогике.


Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991г.

  2. Азбука нравственного воспитания. Под ред. Кащова И.А. и Богдановой О.В.

  3. Актуальные проблемы социального воспитания. – М., 1990г.

  4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. – М., 1993г.

  5. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. – М., 1989г.

  6. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. – М., 1992г.

  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988г.

  8. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986г.

  9. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994г.

  10. Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. – М., 1986г.

  11. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. – М., 1998г.

  12. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 1997г.

  13. Гончарук А.Ю. Хорошо забытое старое. – М., 2000г.

  14. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998г.

  15. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987г.

  16. Дубровина И.В. Предмет и задачи социально-психологической службы // Вопросы психологии. – 1987г.

  17. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – М., 1985г.

  18. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. – М., 1988г.

  19. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995г.

  20. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1998г.

  21. Исторический опыт социальной работы в России. Под ред. Бадя Л.В. – М., 1994г.

  22. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996г.

  23. Клемантович И.П. Формирование профессиональной культуры социального педагога. – М., 2000г.

  24. Клемантович И.П., Мягченков С.В. Подготовка социального педагога к воспитательной работе. – М., 2000г.

  25. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994г.

  26. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995г.

  27. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. – М., 2008г.

  28. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988г.

  29. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. – М., 1989г.

  30. Левшин А.Л. Логика педагогического процесса. – М., 1980г.

  31. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. – М., 1982г.

  32. Лихачев Б.Т. Философия педагогики. – М., 1995г.

  33. Личность и факторы её социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н. Новгород, 1995г.

  34. Лэндгрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994г.

  35. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8 т. – М., 1983. – Т.1.

  36. Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь.- М., 1990г.

  37. Малярова Н.В., Несмеянова М.Н. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991, № 4.

  38. Маркович Д.Ж. Социальная экология. – М., 1991г.

  39. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. – М., 1996г.

  40. Молодежный ренессанс и проблемы социализации молодежи. – М., 1990г.

  41. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. – М., 1983г.

  42. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М., 1982г.

  43. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М, 1984г.

  44. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000г.

  45. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986г.

  46. Новикова Л.И. Педагогика коллектива. – М., 1978г.

  47. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. Под ред. И.А. Зимней. – М., 2001г.

  48. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – С-Пб., 1999г.

  49. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М., 2000г.

  50. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2000г.

  51. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М, 2001г.

  52. Смелзер Н. Социология. – М., 1994г.

  53. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм, практическое внедрение. – Белгород, 1991г., № 1.

  54. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Выпуск № 1, 1991г.

  55. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М., 1984г.

  56. Теория и методика воспитательных систем. / Под ред. Новиковой Л.И., Селивановой Н.Л., 1993г.

  57. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – М., 1999г.

  58. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2001г.

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница