Вопросы к зачету по дисциплине «Психология управления»



Скачать 52.18 Kb.
Дата01.06.2016
Размер52.18 Kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Психология управления»

для студентов 5 курса специальности «Менеджмент организации»

Тема 1.Содержание и задачи дисциплины «Психология управления»

1. Психология управления как раздел психологии труда, предметом которой является управленческая деятельность, а объектом – психологическое обеспечение управления как особого вида трудовой деятельности.

2. Психология управления как прикладная отрасль психологии, исследующая проблемы управленческой деятельности с помощью психологических категорий.

3. Категориальный аппарат психологии управления: деятельность, труд, управление, его психологический аспект.

4. Профессиограмма менеджера и ее психологическая сторона.

5. Основные задачи дисциплины «Психология управления», ее исследовательские методы.

6. Теоретико-методологические предпосылки и краткая история становления психологии управления.

7. Понятие и структура управленческой деятельности, ее основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

8. Психологические проблемы реализации основных задач управленческой деятельности. Влияние психологических факторов на эффективность основных управленческих функций.

9. Целеполагание, как начало и основа управленческой деятельности.

10. Типы целеполагания. Задачи как предполагаемые действия, необходимые для достижения цели. Соотношение целей, задач и средств их достижения.

11. Организация, как осуществление действий по выполнению плана.

12. Формы организационной деятельности: делегирование, создание организационных структур предприятия, инструктаж работников, принятие решений. Концепция «идеальной бюрократии» Макса Вебера.

13. Регулятивные психические процессы как предпосылка эффективной организационной деятельности. Возрастание роли психологических и информационных аспектов в современной организации.

14. Проблема участия работников в управлении. Участие и мотивация. Особенности организации и мотивации в предпринимательских организациях.

15. Мотивация как психологическое явление, побуждающее к деятельности. Человеческие потребности и мотивация деятельности.

16. Материальное и моральное стимулирование.

17. Контроль, как комплексное явление и механизм функционирования любой системы управления.

18. Принципы организации контроля: объективность, стратегическая направленность, своевременность, адекватность содержания контроля характеру деятельности организации и др. Открытость и позитивный характер контроля.
Тема 2.Психология субъекта и объекта управления

19. Структура личности. Личность как субъект управления: особенности восприятия, мышления, памяти и принятия решений.

20. Комплексный характер профессиональных требований к способностям руководителя. Категории ответственности, долга, чести и совести в деятельности руководителя. Психологический портрет эффек-тивного руководителя.

21. Подбор и расстановка управленческих кадров как средство обеспечения эффективности менеджмента организации. Динамика руководящего состава организации.

22. Личность и стиль управления: демократический, авторитарный, либеральный и др. Коучинг как специальный (тренерский, репетиторский) стиль руководства.

23. Управленческие ориентации менеджера. «Управленческая решетка».

24. Психологические особенности организации труда, подготовки и саморазвития менеджера.

25. Управленческие способности высшего уровня (топ-менеджмент): когнитивные, директивные, мотивационные.

26. Личность как объект управления. Подчинение как вторая сторона власти.

27. Мотивация как фактор управления личностью. Мотивы подчинения и неподчинения. Принципы мотивирующей организации труда. Социальные формы мотивации. Неденежное вознаграждение.

28. Мотивация и развитие человеческих ресурсов. Понятие «стимул деятельности». Иерархия потребностей (по А. Маслоу).

29. Роль организационных ценностей, ритуалов и традиций в регулировании деятельности и поведения подчиненных. Изменения в управлении человеческими ресурсами на современном этапе.



Тема 3.Психологические аспекты управления групповыми процессами

30. Социальная группа и трудовой коллектив как объекты управления.

31. Сущность малой социальной группы, ее признаки и основные параметры. Классификация малых социальных групп. Позитивные и негативные стороны влияния малых социальных групп на личность.

32. Особенности поведения человека в группе. Механизмы групповой динамики, стадии развития группы.

33. Пути формирования коллектива, его психологические характеристики. Понятие «психологический климат группы».

34. Психологическая совместимость, сплоченность, распределение деловых ролей.

35. Психологические методы диагностики межличностных отношений.

Тема 4. Психология управленческого общения

36. Сущность общения и его формы. Структура человеческого общения и его проблемы.

37. Понятие «управленческое общение». Причины, уровни и стадии управленческого общения.

38. Функции общения: информационная, эмоциональная, деятельностная.

39. Основные формы управленческого общения и их психологическая характеристика.

40. Процесс восприя-тия и передачи информации, правила и проблемы.

41. Коммуникации как главное условие эффективной деятельности организации.

42. Процесс восприятия и передачи информации. Роль обратной связи.

43. Манипуляционные техники в сфере управления и методы их нейтрализации.

44. Механизмы делового общения: умение слушать и говорить. Электронные средства общения.

45. Особенности управленческого общения с неоднородным персоналом. Отношение руководителя к работникам, злоупотребляющим психоактивными веществами.

46. Конфликтное взаимодействие. Сущность и психологическая типология конфликтов. Причины конфликтов, динамика их развития и методы управления.

47. Стратегии и стили конфликтного взаимодействия. Негативные последствия конфликтов и способы их преодоления. Правила конструктивного поведения в условиях конфликта.

48. Роль руководителя в профилактике конфликтов.



Тема 5.Психологические особенности деятельности по выработке и исполнению управленческих решений

49. Управленческие решения в структуре деятельности руководителя. Общая характеристика управленческих решений, их классификация.

50. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Этапы выработки решений (диагностика проблемы, формирование ограничений, оценка и выбор альтернатив, реализация решения, обратная связь).

51. Психологические проблемы принятия и передачи управленческой информации исполнителям.

52. Адекватные решения. Понятие «оптимальное решение». Стимулирование и контроль исполнения управленческих решений.

53. Выявление психологических проблем, влияющих на исполнение решений.



Тема 6. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях

54. Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя.

55. Сущность экстремальных и стрессовых ситуаций.

56. Стресс в деятельности руководителя, профилактика стрессов.



57. Психологические основы формирования эмоциональной устойчивости руково-дителя к воздействию стрессов. Антистрессовый образ жизни.

58. Предупреждение и преодоление жизненных кризисов.
Каталог: fil
fil -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
fil -> Актуальность исследования
fil -> Рабочая программа дисциплины
fil -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
fil -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
fil -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
fil -> Программы
fil -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница