Вопросы к письменному экзамену по педагогике



Скачать 268,51 Kb.
страница1/18
Дата28.04.2020
Размер268,51 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Вопросы к письменному экзамену по педагогике

1 Непрерывное педагогическое образование – это условие успешности профессионально-личностного роста учителя и его самореализации.

2 Коммуникативная компетентность учителя в современных условиях. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса. Стили педагогического общения. Особенности педагогического общения с учащимися разных возрастов. Требования к реализации педагогического общения.

3 Педагогическая рефлексия как основа самовоспитания. Роль педагогического коллектива в самовоспитании личности учителя. Значение самовоспитания в повышении профессиональной компетентности педагога в условиях непрерывного образования.

4 Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Основные пути развития профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагога.

5 Становление и развитие педагогической науки. Педагогика как область современного человекознания.

6 Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики. Задачи педагогической науки на современном этапе развития общества

7 Основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс), их взаимосвязь.

8 Специфика использования педагогической наукой междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, развитие, социализация, формирование).

9 Система педагогических наук. Формы взаимосвязи педагогики с философией, психологией, социологией, физиологией и др.

10 Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Уровни методологии педагогики. Философские законы, закономерности. Законы диалектики, их всеобщий характер. Теория познания. Системный подход как отражение всеобщей связи явлений.

11 Теория личности. Теория деятельности. Теория ценностей. Теория управления. Теория социализации. Диалектика взаимодействия педагогической теории и практики.

12 Сущность и содержание научно-педагогического исследования. Организация педагогического исследования.

13 Методы педагогической науки.

14 Технология научно-педагогического исследования. Программа и процедура научного исследования.

15 Методы исследовательской деятельности учителя.

16 Методологические основы педагогического исследования. Методика организации и проведения конкретного педагогического исследования.

17 Положение о человеке как единстве природного и социального, физического и духовного, историческом, активном существе – методологическая основа педагогического понимания личности, факторов ее развития, формирования и воспитания.

18 Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» и их соотношение. Личность как субъект деятельности и саморазвития.

19 Понятия «развитие», «воспитание», «формирование», «социализация/личности и их соотношение. Концепция соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности (биологическая, социологическая, биосоциальная).

20 Факторы, влияющие на развитие и формирование, воспитание, социализацию личности (внешние и внутренние, биологические и социальные). Основные факторы: наследственность, среда, воспитание, их взаимосвязь. Роль деятельности и общения в развитии и формировании личности.

21 Личность как объект и субъект воспитания, собственного развития. Движущие силы и основные закономерности развития и формирования личности. Самовоспитание – условие, результат развития и формирования личности.

22 Понятие о возрастных особенностях развития личности, ее природный потенциал. Возрастные этапы и развитие личности обучающегося, характеристика возрастной периодизации.

23 Проблемы неравномерности психофизиологического развития детей (возрастные кризисы, одаренные дети, акселерация) и базовые психосоциальные потребности детей, их учет в учебно-воспитательном процессе.

24 Педагогическая поддержка развития, обучения, саморазвития, самовоспитания обучающихся. Инклюзивный подход в образовании и его реализация в Казахстане.

25 Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП). Понятие «объект деятельности учителя» и «педагогический процесс» (П. Ф. Каптерев, Н. Д. Хмель, В. А. Сластенин и др.). Знание теории целостного педагогического процесса как основа профессиональной компетентности учителя.

26 Педагогический процесс как социальная система педагоги-учащиеся» - объект деятельности учителя. Признаки свойства педагогического процесса. Взаимодействие учителя и учащихся как субъектов деятельности (субъектно-субъектые отношения) – сущностная характеристика педагогического процесса.

27 Целостность педагогического процесса. Структура и характеристика компонентов ЦПП. Функции педагогического процесса (обучающая, воспитывающая, развивающая). Единство учебной и внеучебной сфер ЦПП как условие становления личности.

28 Противоречия - движущая сила педагогического процесса. Двигательный механизм педагогического процесса (средства, формы, методы и приемы).

29 Воспитательные механизмы педагогического процесса как система отношений между педагогами и учащимися, отношений внутри коллектива.

30 Цель как научная категория и идеальная модель личности. Цель воспитания как системообразующий фактор целостного педагогического процесса. Иерархия целей в педагогическом процессе.

31 Цель воспитания как конкретно-историческое явление. Проблема цели воспитания в истории педагогической мысли. Становление понятия всестороннего и гармонического развития личности как цели воспитания.

32 Современные трактовки цели воспитания на основе общечеловеческих ценностей, культурологического подхода, идеи всестороннего гармонического развития личности, национальных ценностных ориентиров, гуманизации и демократизации воспитательного процесса, компетентностного подхода.

33 Сущность понятия «воспитание». Воспитание как часть целостного педагогического процесса. Типы воспитания в мировой истории.

34 Современные концепции, типы и модели воспитания. Идеология воспитания личности в правовом демократическом государстве.

35 Взаимосвязь целей, задач и содержания воспитания в правовом демократическом государстве. Зависимость содержания воспитания от общественного сознания и ценностных установок.

36 Виды воспитания и их характеристика. Традиционные виды воспитания. Социально-экономическая обусловленность содержания воспитания. Закономерности и принципы воспитания.

37 Взаимосвязь видов воспитания в ЦПП. Усиление личностного начала в содержании воспитания: самопознание, саморазвитие, самовоспитание. Жизненное самоопределение, социальная активность школьника.

38 Воспитание в контексте социализации. Компоненты педагогической характеристики социализации. Виды, этапы социализации в условиях школы. Основные ступени социализации школьника – индентификация, индивидуализация, персонализация.

39 Воспитательное пространство как фактор социализации школьника. Понятие о средствах, формах, методах воспитания как двигательном механизме ЦПП, их взаимосвязь и соподчиннность.

40 Основные группы форм воспитательной работы с учащимися: формы управления и самоуправления школьной жизнью, познавательные формы, развлекательные формы и т.п. Воспитательное дело как форма воспитания.

41 Понятие о средствах воспитания. Основные средства воспитания: природа, общение, материальные и духовные ценности, режим, соревнование, коллектив, деятельность и др.

42 Взаимосвязь средств, форм и методов как условие эффективности организации воспитательной деятельности. Профессиональная компетентность учителя в определении средств, форм и методов воспитания.

43 Понятие о методах и приемах воспитания. Общие методы воспитания, их психологические основы. Классификация методов воспитания и критерии их разработка.

44 Методы формирования сознания личности. Методы формирования положительного опыта и культуры поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы контроля и самоконтроля. Методы самовоспитания.

45 Педагогические условия применения методов воспитания. Отбор методов воспитания как проявление педагогического творчества. Интерактивные, инновационные методы и технологии воспитания.

46 Диагностика воспитанности личности. Критерии воспитанности личности.

47 Семья как фактор и активный субъект социализации личности ребенка. Нормативно-правовые основы семейного воспитания. Гуманистический и этнопедагогический аспекты семейного воспитания. Функции, типы семьи. Особенности современной семьи.

48 Организация педагогического процесса в семье. Основные компоненты педагогического процесса в семье: цель, задачи, содержание семейного воспитания, средства, формы, методы организации жизнедеятельности детей и взрослых. Основные направления педагогического процесса.

49 Современные проблемы семейного воспитания. Этические особенности воспитания в семье. Влияние семьи на формирование национального самосознания личности школьника.

50 Участие родителей в управлении образованием. Формы сотрудничества школы и семьи

51 Целостный педагогический процесс

52 Педагогические технологии обучения.

53Образовательные технологии

54 Педагогический контроль качества процесса обучения.

55 Воспитание в целостном педагогическом процессе

56 Развитие у обучающихся интереса учебному предмету.

57 Межпредметные связи в учебном процессе.

58 Преемственность и перспективность в учебном процессе

59Формы организации современного обучения.

60 Виды планирования. Планирование учебного материала: календарный план работы, тематический план работы, план урока.

61Урок. Цели и содержание урока. Структурные элементы урока и их функции.

62 Виды уроков. Типология уроков.

63 Нетрадиционные формы проведения уроков.

64 Условия эффективного проведения урока

65 Методы обучения и средства обучения.

66 Методы обучения. Структурные элементы метода обучения.

67 Виды методов обучения.

68 Классификации методов обучения

69 Средства обучения.

70 Учебник как ведущее средство обучения. Особенности действующих учебников. Формы предъявления информации в современных учебниках.

71 Учебник - средство овладения умениями. Реализация в учебниках индивидуализации обучения. Система повторения пройденного в учебниках. Справочные материалы.

72 Реализация в учебнике задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся. Методический аппарат учебника. Пособия, дополняющие учебник.

73 Содержание современного школьного образования.

74 Состав школьного курса. Принципы отбора знаний и умений для школьного курса. Структура современного школьного курса.

75 Содержание современного образования в школе.

76 Дидактическая теория содержания образования

77 Классификация педагогических целей и их характеристика

78Понятие и структура цели. Целеполагание.

79 Классификации целей образования. Одноуровневые классификации целей образования. Многоуровневые классификации целей образования.

80 Системно-структурные классификации целей образования

81Законы, закономерности, принципы дидактики

82Сущность понятий закона и закономерностей обучения.

83Основные законы и закономерности обучения.

84 Принципы обучения и правила их реализации в учебном процессе

85 Обучение в целостном педагогическом процессе

86 Понятие о дидактике. Предмет дидактики.

8 7 Основные дидактические категории.

88 Структуры педагогического процесса

89 Теория поэтапного формирования умственных действий

90 Сущность обучения

91 Научные основы содержания образования в современном мире

92 Средства, формы, методы обучения как двигательный механизм процесса обучения

93 Урок как основная форма обучения

94 Методы проблемно-развивающего обучения

95 Диагностика и контроль в обучении

96 Виды педагогического контроля

97 Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения

98 Технологии обучения в профессиональной деятельности учителя

99 Система формативного и суммативного оценивания деятельности обучащихся.

100 Место дидактики в системе педагогических наук. Связь дидактики с социально-педагогическими науками.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница