Вопросы к первому семинару Что имеется в виду под утверждением о том, что социология не занимается тем, что называют «человеческой натурой»



Скачать 75.14 Kb.
Дата04.06.2016
Размер75.14 Kb.
Вопросы к первому семинару

1.      Что имеется в виду под утверждением о том, что социология не занимается тем, что называют «человеческой натурой»?

2.      Что такое принцип методологического индивидуализма, и чем отличается реализация этого принципа в экономике и социологии?

3.      В чем различие между источниками экономической и хозяйственной мотивации?

4.      В чем различие содержательного и формального значения термина «экономический» по К. Поланьи?

5.      Экономическая социология и социальная экономика: в чем различие?

6.      Что значит рассматривать экономическое действие как форму социального?

7.      В чем суть модели экономического человека? И почему именно эти характеристики?

8.      Что такое рациональность и как она понимается в ЭТ и ЭС?

 

Вопросы ко второму семинару (23/03):



  1. Когда появился термин «экономическая социология»?

  2. Кого считают классиками экономической социологии и почему?

  3. Теория Маркса: экономическая социология или социальная экономика?

  4. Какие из идей М.Вебера мы можем отнести к эконом-социологическим?

  5. За что Дюркгейм критиковал политическую экономию? Какие альтернативы предложил?

  6. Что такое «новая экономическая социология»? Кто является автором этого термина?

  7. Какие основные направления экономической социологии существуют сегодня?

  8. Друзья и оппоненты современной экономической социологии: в каких дисциплинах можно встретить идеи, созвучные эконом-социологическим, а в каких – таких идей практически нет?

Вопросы к третьему семинару (30/03):

  1. Почему Поланьи считает, что свободный рынок разрушает общество?

  2. В чем различие места и роли торговли в дорыночном и рыночном обществах?

  3. Почему Поланьи называет экономическую теорию «бизнес-идеологией»?

  4. Что такое «формы интеграции» и каково их место в теории К.Поланьи?

  5. Объясните, что имел в виду К.Поланьи под утверждением о том, что предложенные им формы интеграции не предполагают никакой последовательности во времени?

  6. Как Поланьи обосновывает идею о том, что формы интеграции не являются производными от индивидуального поведения акторов?

  7. В чем различия в обосновании понятия социальной укорененности экономического действия у М.Грановеттера и К. Поланьи?

  8. Как М.Грановеттер обосновывает то, что сетевые структуры должны рассматриваться в качестве альтернативного посредника в экономической деятельности?

Вопросы к четвертому семинару:

  1. Что такое «социальные деньги» по мнению В.Зелизер?

  2. Что такое «домашние деньги» и как этот пример показывает ограниченность рациональной модели денег?

  3. В чем специфика денег как подарка?

  4. Какой смысл вкладывает В.Зелизер в понятие институциональных денег?

  5. При каких условиях деньги приобретают моральную ценность, и когда они, напротив, становятся «грязными деньгами»?

  6. Каким образом происходило обозначение денег в качестве подарка?

  7. Приведите примеры того, когда один рубль в представлениях людей может быть не равен одному рублю.

  8. Как пример со становлением системы страхования жизни иллюстрирует тезис о социальной укорененности финансового поведения индивидов?

Вопросы к пятому семинару (20/04)

1.      Что такое оппортунистическое поведение и как экономическая теория объясняет то, как экономические агенты избегают оппортунизма?

2.      Как это делают социологи?

3.      В чем отличие позиции Дюркгейма и Грановеттера по поводу того, что лежит в основании контрактных отношений?

4.      Почему контракты всегда являются неполными?

5.      В чем, с точки зрения З.Баумана, различие между личностным и безличным взаимодействием?



Вопросы к шестому семинару (11.05)

1.      Кто является авторами теории человеческого капитала, и в чем заключаются ее основные положения?

2.      Что такое социальный капитал? В чем различие в определениях социального капитала, которые были даны П.Бурдье и Р. Патнемом?

3.      Что такое культурный капитал? В чем его отличие от человеческого капитала?

4.      Что такое инкорпорированное, объективированное и институционализированное состояния капитала? Приведите примеры культурного и социального капиталов во всех этих формах.

5.      Что такое конвертация капитала и как она осуществляется? Проиллюстрируйте как это происходит на примере социального и культурного капитала.

6.      Какие подходы к исследованию сетей в хозяйственной жизни существуют в социологии?

7.      Что способствует выживанию и устойчивости сетей? Почему сети дают сбои? Проиллюстрируйте это на примерах из хозяйственной жизни.

8.      Что такое мост, сильная и слабая связь по Грановеттеру? В чем заключается сила слабых связей?

 

Основная литература:

Бурдье П.

Формы капитала

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.519-536.



Неполная версия он-лайн

Электронный журнал Экономическая социология,Том 3, № 5, 2002, с.60-73. http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php  

 

Пауэлл У., Смит-Дор Л.


Сети и хозяйственная жизнь

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.226-280.



Неполная версия он-лайн

//Экономическая социология. Том 4, N 3, 2003 http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php

 

Дополнительная литература:

Радаев В.В.

Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация, Экономическая социология Том 3, № 4, 2002, с. 20-33. http://www.ecsoc.msses.ru/Mag.php

 

Mark S. Granovetter



The Strength of Weak Ties

The American Journal of Sociology, Vol. 78, No. 6. (May, 1973), pp. 1360-1380.

       Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0002-9602%28197305%2978%3A6%3C1360%3ATSOWT%3E2.0.CO%3B2-E

Вопросы к седьмому семинару (18.05)

1. Что такое государство? Какова его роль в экономике?

2. В чем суть экономико-социологического подхода к исследованию государства?

3. В чем различие между политикой суверенитета и политикой в обычном понимании этого слова?

4. В чем суть Веберовской концепции власти и доминирования?

Литература:

Основная литература:

Блок Ф.

Роли государства в хозяйстве

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.569-599.

 

Волков В.В.



Формирование государства как исторический процесс Силовое предпринимательство

Глава 8 Электронная публикация в журнале Экономическая социология Том 4. № 2. Март 2003



http://www.ecsoc.msses.ru/Mag.php

Вопросы к восьмому семинару (25.05)

1.      Что такое доступность образования? Какую роль играет образование в обществе?

2.      Каким образом образование связано с социальным неравенством?

3.      Как объясняют теории человеческого капитала и культурного капитала влияние образования индивида на уровень его заработков?

4.      Вырастет ли доступность высшего образования при расширении/введении платного образования в странах с переходными экономиками?

Основная литература:

M. T. Hallinan



Equality of Educational Opportunity

Annual Review of Sociology, Vol. 14. (1988), pp. 249-268.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0360-0572%281988%2914%3C249%3AEOEO%3E2.0.CO%3B2-H

Вопросы к девятому семинару (01.06)


  1. Что такое неформальная экономика?

  2. В чем причина ее существования? Каковы ее функции в обществе?

  3. В чем видит А.Портес "парадоксы" неформальной экономики?

  4. Надо ли бороться с теневой экономикой, и какие меры экономической и социальной политики можно применять?

Основная литература:

Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.303-339.

Неполная версия он-лайн

На русском Экономическая социология. Том 4, № 4. 2003 http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php

 

Доплонительная литература:



Де Сото Э.

Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catalaxy, 1995.

http://www.libertarium.ru/libertarium/way

 

Вопрос к десятому семинару (08.06)



 

Какие организационные стратегии применяли восточно-европейские фирмы в ситуации высокой неопределенности системной трансформации?

 

Основная литература:



Д.Старк

Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистическиих странах. В книге Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу, Москва 2002, с 47-96.

      Электронная версия: Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 115-132.



 

 

Адрес электронной почты для вопросов по курсу    ec_sociology@mail.ru
Каталог: ucheba -> files
files -> Методы диагностики организационных конфликтов
files -> 1 глава управление индивидуальной, групповой и организационной результативностью 3
ucheba -> Урок кубановедения, 1 класс. Тема урока: «Школьная дружба». Тип урока: вводный
ucheba -> «Актуальные ценностные конфликты как тематическая база современной американской поэзии»
files -> Лекция Введение в оргповедение 3 Основные подходы оп: 3 оп изучает организацию на 3-х уровнях: 4
files -> Литература по данному курсу: Есть в наличии в библиотеке
files -> Варианты классификации стратегий управления персоналом I. Миссия организации и особенности стратегии и политики управления персоналом
files -> 1. Предпринимательство сущность, экономические и социальные функции 3


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница