Вопросы к квалификационному экзамену по направлениям и методам психологической коррекции и психотерапии



Скачать 251.87 Kb.
Дата15.02.2016
Размер251.87 Kb.
ТипПрограмма

Вопросы к квалификационному экзамену по направлениям и методам психологической коррекции и психотерапии,

специализация – интегративный подход в психологической коррекции и психотерапии


Программа 2014-2015 уч. года

ВОПРОСЫ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И МЕТОДАМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Углубленная очная специализация – интегративный подход в психологической коррекции и психотерапии

Общие вопросы

  • История отечественной психотерапии, основные направления.

  • История зарубежной психотерапии, основные направления.

  • Теории личности в зарубежной психологии и психиатрии (психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое и когнитивно-бихевиоральное направления).

  • Теории возникновения неврозов в отечественной и зарубежной психологии и психиатрии

  • Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия: цели, задачи, показания.

  • Этические основы психотерапии и психологической коррекции.

  • Эффективность психотерапии и психологической коррекции, критерии и методы оценки.

  • Психическая адаптация и дезадаптация, цели психологической коррекции при дезадаптации.

  • Основные формы психотерапии и психологической коррекции: индивидуальная, семейная, групповая.

  • Психотерапия и психологическая коррекция в соматической медицине.

Литература из электронной библиотеки института, раздел "Общий подход в психотерапии и коррекции":

Карвасарский Б. Д. Психотерапия. С-Пб. Издательство Питер. 1998


Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. С-Пб. Издательство Питер. 2005



Основы психологического консультирования, коррекции и психотерапии, выбор стратегии и тактики

  • Разграничение уровня работы при психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапии. Цели и задачи психологической коррекции и психотерапии. Виды коррекционных программ.

  • Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.

  • Основные принципы общей и частной психотерапии.

  • Особенности директивной и недирективной психотерапии.

  • Индивидуальная и групповая психологическая коррекция и психотерапия.

  • Сочетание психотерапии и лекарственного лечения.

  • Работа в команде с другими специалистами.

  • С чего начать психологическое консультирование.

  • Особенности первой встречи с клиентом.

  • Заключение контракта.

  • Формирование и изменение запроса клиента.

  • Стратегии работы с мотивацией.

  • Общие принципы ведения психотерапевтической сессии.

  • Границы консультирования, коррекции, психотерапии.

  • Диагностика при психологическом консультировании.

  • Клиническая беседа, виды интервью, психологический анамнез.

  • Определение выбора психологической помощи.

  • Виды клиентов.

  • Когда клиент становится «трудным». Готовность клиента к определенному объему конфликтного материала.

  • Понятие первичной и вторичной выгоды от болезни. Эффект выученной беспомощности и т.д.

  • Основные практические навыки специалиста. Границы компетентности.

  • Особенности, цели, инструменты и показания в различных направлениях психотерапии (психоанализ, арттерапия, аналитическая, поведенческая, телесно-ориентированная психотерапия, НЛП, гештальттерапия и др.).

  • Виды психологических воздействий (когда, что и зачем использовать).

  • Экология работы и экологическая проверка.

  • Критерии оценки эффективности психологической помощи.

  • Эмоциональное выгорание специалиста и его профилактика.


Психотерапия и психологическая коррекция пограничных психических расстройств (личностных расстройств, неврозов)

  • Разграничение понятий «пограничные  психические расстройства», «пограничный уровень расстройств», «пограничное расстройство личности». Медицинский и психологический взгляды на пограничные расстройства.  

  • Теории возникновения пограничных расстройств в различных психологических и психотерапевтических школах.

  • Построение стратегии и тактики психотерапии с позиции основных психотерапевтических школ.

  • Диагностика проблем пациентов при первичной беседе. Основные запросы лиц с пограничной психической патологией.

  • Формирование навыков построение первичной терапевтической гипотезы в отношении больных. Подбор техник в зависимости от проблематики пациента.

  • Основные мишени терапии при невротических и личностных (психопатических) расстройствах пограничного уровня, Работа с чувством внутреннего напряжения и дискомфорта, страхами, тревожно-фобическим реакциями, ипоходрической фиксацией, истеро-возбудимой симптоматикой.

  • Типичные внутриличностные конфликты при отдельных видах пограничных нарушений.

  • Различные психотерапевтические подходы при лечении пограничных состояний (психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, феноменологический, эклектический).

  • Динамика терапии пациентов с пограничными расстройствами. Комбинация психотерапии и психофармакотерапии.

  • Акценты психотерапевтической работы при различных формах неврозов. Разнообразие подходов в терапии. Подбор индивидуальных коррекционных техник.

  • Техники гештальт-терапии, транзактного анализа в терапии невротических расстройств.

  • Возможности когнитивно-бихевиоральной терапии при неврозах.

  • Отработка навыков владения приемами рациональной терапии, основными релаксационными техниками, различными видами аутотренинга, креативной визуализации.

  • Работа с ресурсными состояниями.

  • Отработка арттерапевтических приемов в работе с невротическими расстройствами.

  • Семейная и групповая психотерапия невротиков.

  • Разбор комплексного применения психотерапевтических техник на примере больных с тревожно-фобическими расстройствами.


Психотерапия и психологическая коррекция депрессивных расстройств

  • Теоретические аспекты депрессивных расстройств: психоанализ, когнитивно-поведенческая и когнитивно-аналитическая терапия.

  • Внешние факторы, способные спровоцировать возникновение депрессивного расстройства. "Внутренние" факторы, от которых зависит тяжесть и особенности течения депрессии.

  • Клинические проявления психогенных депрессий.

  • Диагностические процедуры при депрессивных расстройствах.

  • Депрессия в рамках личностных акцентуаций.

  • Различные терапевтические подходы в психотерапии психогенных депрессивных расстройств.

  • Особенности течения депрессий у детей и подростков. Депрессии раннего возраста. Стратегии психотерапии при работе с детьми и подростками.


Психотерапия и психологическая коррекция эндогенных расстройств

  • Возможности психотерапии в большой психиатрии. Обзор современных отечественных и зарубежных подходов.

  • Мишени психотерапии у различных категорий психически больных.

  • Особенности построения межличностных отношений с эндогенными пациентами. Основные ошибки при формировании контакта. Виды психологических защит у эндогенных больных.

  • Выделение дефицитарных потребностей больных и работа с ними.

  • Трудности и ограничения в терапии эндогенных больных. Показания и противопоказания к применению психотерапевтических техник.

  • Психотерапия пациентов с вялотекущей шизофренией.

  • Особенности индивидуальной и групповой терапии в психиатрической клинике. Особенности проведения индивидуальных и групповых занятий. Схемы групповой работы, структура групповых сеансов


Клиническое интервью и диагностика

  • Первичное интервью, правила и схемы проведения.

  • Биографическое интервью, как метод сбора информации о клиенте.

  • Проведение и анализ структурного интервью О. Кернберга, диагностическое интервью М. Балинта.

  • Принципиальные отличия психологического интервью от психиатрического сбора анамнеза.

  • Психоаналитическая диагностика Н. МакВильямс.

  • Структура характера и критерии его диагностики.

  • Уровни организации личности.

  • Практическое проведение первичного опроса "клиента", диагностика, написание биографического интервью. 

  • Экспрессивная техника в работе с пограничными клиентами.

  • Поддерживающая техника с клиентами психотического уровня.

  • Способы беседы и диагностики со сложными клиентами.


Заключение контракта на терапию и выбор стратегии

  • Виды психотерапии. Психодинамический, поведенческий (бихевиоральный), когнитивный, гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подходы в психотерапии.  

  • Системный  и интегративный подходы в психотерапии. 

  • Понятия "терапевтический контракт" и "сеттинг".

  • Основные понятия терапевтического контракта: деньги, границы, ответственность, конечность терапии, доступность, время для клиента и для терапевта.

  • Этика психолога.

  • Варианты контракта, и чем обусловлена вариабельность.

  • Показания к выбору того или иного вида психотерапии.

  • Начало терапевтического процесса.

  • Модели терапии относительно здоровых клиентов.

  • Экспрессивная техника в работе с пограничными клиентами.

  • Поддерживающая техника с клиентами психотического уровня.


Работа с симптомом в психотерапии

  • Общее представление о симптоме. Формирование невротических и психотических симптомов.

  • Место симптома в семейной системе. Симптом как метафора, отражающая групповую тему семьи

  • Отношение к симптому в психотерапии. Работа с причиной симптома

  • Соматический феномен трансформации тревоги, соматизация переживаний, психосоматические расстройства.

  • Основные понятия при формировании симптома:

  • Концепция двойной природы симптома.

  • Понятие сопротивления сопротивлению.

  • Понятие хронического напряжения низкой интенсивности.

  • Понятие "соматической проекции"  – проекции отчужденных переживаний на определенную часть тела.

  • Функционирование симптома в межличностных взаимодействиях, диагностика социальной значимости симптома.

  • Эклектический подход в работе с симптомом.

  • Работа с распространенными симптомами: печаль, гнев, индуцированный гнев, преувеличивание проблем, самокритика, нерешительность, головная боль, хроническая усталость, тревога, социофобия, панические атаки.

  • Упражнения: "Осознавание тела", Разговор с симптомом, "Осознание "выгоды от болезни", "Формирование "выгоды от здоровья".


Работа с чувствами стыда, вины и обиды

  • Характеристика феноменов: "стыд", "вина", "обида", представления о здоровой и патологической функции каждого переживания.

  • Причины возникновения, характеристики, функции и формы выражения вины, стыда и обиды.

  • Основные вопросы о "социально-аутичных" и "базовых эмоциях", какими и являются – стыд, вина и обида.

  • Раскрытие понятия "токсического уровня эмоций".

  • Чувство вины как злость на собственные действия и страх наказания.

  • Обида и три реакции на фрустрацию. Обида, как корректор ожиданий и иллюзий в длительных отношениях.

  • Способы работы с клиентами, которые предъявляют вину, стыд или обиду, как основное переживание жизни.


Работа с алекситимией

  • Определение алекситимии, причины возникновения. Фактором риска чего является алекситимия.

  • Методики измерения алекситимии.

  • Способы помощи клиенту дифференцировать свои ощущения, чувства, мысли, желания, планы и действия.

  • Развитие способности к рефлексии (осознаванию) своих переживаний, и реализации собственных целей.

  • Техники: «Палитра чувств», «Дифференцировка», «Миры», «Герой-антигерой», «Источник переживаний» - описание техник и возможности их применения.


Работа с переносом, сопротивлением, "трудными клиентами"

  • Основные понятия психотерапии "перенос", "контрперенос", "сопротивление".

  • Выявление переноса, его признаки.

  • Метод разграничения явлений переносов согласно степени их сложности, предложенный Анной Фрейд.

  • Формирование навыка работы с трансферентными отношениями.

  • Демонстрация, как переносная и контрпереносная реакция клиента и терапевта формируют терапевтические отношения.

  • Варианты работы с "переносом" и "контрпереносом".

  • Негативная терапевтическая реакция.

  • Понятие и основные признаки сопротивления.

  • Причины возникновения сопротивления. "Вредные привычки" и личная проблематика психотерапевта, способствующие возникновению сопротивления.

  • Виды сопротивления: сопротивление-подавление, сопротивление-перенос, сопротивление вторичных выгод, сопротивление дискомфорту адаптации, сопротивление контролю, "бегство в здоровье", сопротивление из-за проблем в отношениях, сопротивление стыда, сопротивление, возникающее из боязни вылечиться, сопротивления, связанные с характером, сопротивление суперэго (негативная терапевтическая реакция).

  • Схема работы с сопротивлением. Гибкость как основа в работе с сопротивлением.

  • Признаки группового сопротивления и способы работы с ним.

  • Типы клиентов."Трудные клиенты" и работа с ними. 

  • Работа психолога с клиентом, склонным к критике.

  • Техники контрпарадокса для работы с "трудными" клиентами 


Ошибки в работе практического психолога и психотерапевта

  • Ошибки начинающих и опытных терапевтов. Способы выявления собственных "излюбленных" ошибок.

  • Синдром эмоционального выгорания и его профилактика и терапия.

  • Основные цели и виды супервизии. Стадии супервизии: сбор материала, опорные точки одной сессии, выбор приема.

  • Джеймс Бьюдженталь об ошибках в психотерапии. П. Кейсмент об "обучении у пациента".

  • Кодекс этики и практики супервизоров Британской Ассоциации консультирования.

  • Баллинтовские группы, их цели и задачи. особенности проведения.


Введение в психотерапию психосоматических расстройств

  • Основы психосоматики. Виды психосоматических расстройств. Функциональные и органные психосоматозы. Особенности течения и проявления "неврозов органов".

  • Теории, модели и механизмы возникновения психосоматических расстройств.

  • Личность психосоматического больного и методы её психологической диагностики. Типы личностной реакции на заболевание.

  • Копинг-стратегии при психосоматических расстройствах.

  • Противоречивость психологического портрета психосоматика, наличие множественных "мишеней терапии".

  • Комплексная психотерапия. Общие принципы терапии психосоматических расстройств в различных направлениях психотерапии (психоаналитическом, когнитивно-бихевиоральном, экзистенциально-гуманистическом).

  • Эклектический подход при работе с психосоматическими больными (гештальттерапия, телесно-ориентированная психотерапия, арттерапия, символдрама, психосинтез, НЛП, терапия нового решения, работа с семьей, суггестивные методы и др.).

  • Работа с телом и телесными недомоганиями в интегративном подходе.

  • Половой диморфизм, особенности переживания ситуации болезни мужчинами и женщинами. Типичные поведенческие паттерны. Личностнополовая специфика при функциональных расстройствах и  классических психосоматозах, их учет в психотерапии.

  • Особенности протекания психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте. Роль детско-родительских отношений в возникновении психосоматических расстройств. Общие принципы коррекции и психотерапии.

  • Специфика психосоматических расстройств в пожилом возрасте. Возможности психотерапии психосоматических нарушений у пожилых пациентов.

  • Роль семьи в возникновении психосоматозов. Родители как "слабое звено" психосоматиков. Внутренние страхи и комплексы родителей.

  • Искажения в системе детско-родительских отношений при формировании психосоматических расстройств. Основные проявления семейной дисгармонии в семьях психосоматиков.

  • Диагностика внутрисемейных отношений. Мишени терапии при нарушении семейных взаимоотношений у пациентов с психосоматическими расстройствами.

  • Применение системной семейной терапии, ресурсных техник и др. психотерапевтических методов для коррекции семейной дисгармонии у пациентов с психосоматическими расстройствами.

  • Диагностика и профилактика синдрома профессионального выгорания при работе с психосоматическими больными.


Психотерапия психосоматических расстройств отдельных систем и органов

  • Основные клинические проявления бронхиальной астмы (БА).

  • Бронхоспазм как символическое выражение личностного конфликта.

  • Роль семейных взаимоотношений и др. психологических факторов в возникно­вении БА.

  • Особенности личности больных БА.

  • Психологические реакции на заболевание и психические расстройства при БА.

  • Индивидуальная психотерапия больных БА.

  • Клинические проявления гипервентиляционного синдрома (ГС).

  • Тревога, панические реакции в рамках ГС.

  • Психотерапия ГС: работа со страхами, внутренними конфликтами, обучение прерыванию приступов.

  • Клинические проявления гипертонической болезни (ГБ).

  • Личностные особенности больных ГБ, мишени терапии, комбинации психотерапевтических техник при ГБ.

  • Динамика нервно-психического состояния больных, перенесших инфаркт миокарда. Специфические психологические реакции на сосудистые заболевания. Методы социально-психологической реабилитации больных с ишемической болезнью сердца (ИБС). Школа больных ИБС.

  • Виды инсультов, их последствия. Составление ПТ программы с выделением основных мишеней воздействия, этапы терапии. Учет ограничений, опора на сохранные функции. Эриксоновские ресурсные и тематические трансы, рисуночные техники, лепка, му­зыкотерапия. Работа с когнитивными установками.

  • Психологические особенности больных с нарушениями желудочно-кишеч­ного тракта. Основные клинические проявления заболеваний, роль психологических факторов в их формировании. Психотерапия при гастроэнтерологических психосоматических расстройствах.

  • Болезни эндокринной системы, их основные клинические проявления, лич­ность пациента. Связь эндокринных расстройств и стрессов. Психотерапия при таких заболе­ваниях как тиреотоксикоз, сахарный диабет, ожирение.

  • Особенности личности и роль эмоциональных факторов при нейродермите, экземе, псориазе. Основные мишени терапии. Работа с границами, созданием чувства стабильности и безопасности, принятием себя, коммуникативными проблемами.

  • Клинические проявления и принципы психотерапии при ревматоидном артрите. Коррекция коммуникативной неловкости, ригидных проявлений, развитие гибкости. Работа с проблемной самооценкой, потерей перспективы и опор.

  • Возможности психотерапии при лечении аллергических расстройств.

  • Особенности ведения больных с фибромиалгиями. Работа с болью.

  • Мишени терапии при заболеваниях костно-мышечной системы, остеохондрозе.


Психотерапия при тяжелых заболеваниях и онкологии

  • Влияние хронического и тяжелого заболевания на психику.

  • Психосоматиче­ская модель рака и психологический аспект "исцеления", выхода в ремиссию.

  • Авторские разработки психологического сопровождения онкоболь­ных Ивашкиной М. Г.

  • Схема психотерапии онкобольных К. и С. Саймонтон.

  • Особенности индивидуальной и групповой психотерапии при тяжелых сомати­ческих расстройствах.

  • Работа с ресурсами – варианты техник, которые можно использовать в работе с "тяжелыми" пациентами.

  • Экстренная психотерапев­тическая работа с симптомом: болью, тошнотой, страхом.

  • "Палатный" метод психотерапии.

  • Работа с родственниками тяжелых больных.


Психология экстремальных ситуаций и состояний

  • Основы экстремальной психологии. Виды и особенности чрезвычайных ситуаций (ЧС). 

  • Системы организации помощи в ЧС, основные принципы, цели и задачи.

  • Острая реакция на стресс: физиология, патогенез и течение стрессовой реакции. 

  • Стадии реагирования на острую стрессовую ситуацию, включая отдаленный период. 

  • Стрессоустойчивость. Осложнения острой реакции на стресс

  • Основные психологические реакции, пострадавших в ЧС.

  • Динамика переживаний травматических ситуаций. Задачи экстренной психологической помощи. 

  • Помощь в ЧС. Основные принципы помощи при остром стрессе. 

  • Рекомендации по работе с родственниками заложников и пострадавших.

  • Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции. 


Кризисные состояния и психическая травма, механизмы развития, симптоматика, стратегия психотерапии

  • Классификация кризисных состояний, основанная на причине возникновения

  • Возрастные кризисные периоды: психоаналитическая концепция З. Фрейда, эпигенетическая концепция Э. Эриксона

  • Экзистенциальные кризисы, клиника, диагностика, течение. Стратегия психологической помощи 

  • Духовные (эволюционные) кризисы: концепции Р. Ассаджиоли, Ст. и К. Гроф, клиника, диагностика, течение. Стратегия психологической помощи

  • История развития концепции посттравматического стрессового расстройства

  • Посттравматическое стрессовое расстройство  у участников боевых действий, жертв катастроф и сексуального насилия

  • Стресс радиационной угрозы и его последствия

  • Суицидальное поведение и ПТСР. Прогностические критерии суицидального риска

  • Теории возникновения, этиология и патогенез развития посттравматического стрессового расстройства

  • Факторы риска развития и факторы, обуславливающие защиту от возникновения ПТСР 

  • Симптомы посттравматического стрессового расстройства  у взрослых, критерии ПТСР по DSM-IV

  • Проявление последствий стресса с т. з. телесно-ориентированной психотерапии 

  • Диагноз посттравматического стрессового расстройства по МКБ-10

  • Классификация ПТСР, основанная на тяжести расстройства  

  • Диссоциация и диссоциативные расстройства.

  • Отдаленные проявления (ассоциированные признаки) ПТСР.

  • Сопутствующие расстройства и осложнения посттравматического стрессового расстройства.

  • Последствия боевого стресса.  

  • Личностные качества человека, пережившего психическую травму.

  • Формирование психологии жертвы, вследствие психологической и сенсорной депривации, нарушения течения детских возрастных периодов, детских травм.  

  • Проявления последствий детских травм и ПТСР (в системе DSM-IV).  

  • Основные принципы лечения посттравматического стрессового расстройства.

  • Основные категории методов посттравматической терапии.

  • Стратегия лечения простых посттравматических стрессовых расстройств.

  • Стратегия лечения сложных посттравматических стрессовых расстройств.


Психотерапия кризисных состояний и психической травмы, работа с последствиями насилия

  • Первая встреча с пациентом. Оценка и диагноз посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у взрослых: комплексный психологический подход.

  • Ошибки, допускаемые специалистами вначале работы с пациентами, пережившими тяжелые травмирующие ситуации.

  • Особенности биографического интервью с кризисным пациентом.

  • Создание зоны доверия и безопасности, формирование раппорта, присоединение и ведение пациента.

  • Техники и методы для создания зоны доверия и безопасного контакта (эриксоновский гипноз, НЛП, психосинтез, арттерапия).

  • Создание ресурсного состояния, снижение уровня тревоги. Методы эриксоновского гипноза, НЛП, психосинтеза, арттерапии, телесно-ориентированной психотерапии, символдрамы и др.

  • Упражнения, формирующие состояние безопасности, создание ресурсных состояний, работа с границами, агрессией в телесно-ориентированной психотерапии.

  • Десенсибилизация негативных переживаний и чувств с помощью когнитивных методов, ДПДГ, техник арттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.

  • Групповая психотерапия и профилактика ПТСР.

  • Семейная психотерапия ПТСР.

  • Психологическая помощь при экзистенциальных кризисах.

  • Дифференциальная диагностика духовных кризисов и эндогенных заболеваний, сопровождение и лечение пациента в духовном кризисе.

  • Насилие, его виды и проявления.

  • Насилие над женщинами: домашнее (семейное) насилие, изнасилование.

  • Консультирование жертв семейного насилия. Принципы помощи жертвам изнасилования.

  • Насилие над детьми: эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное, инцест, насилие в школе, буллинг (школьная травля).

  • Диагностические признаки насилия у детей.

  • Последствия насилия у детей: нарушения физического и психического развития, заболевания как следствие насилия, психические особенности детей, пострадавших от насилия, социальные последствия жестокого обращения с детьми.

  • Консультирование и психотерапия детей жертв насилия.

  • Психологическая помощь лицам, пострадавших от насилия в детстве.

  • Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов, работающих с кризисными клиентами.

  • Вторичная травма у специалиста, работающего с последствиями стресса и методы работы с ней.


Психотерапевтическая помощь при горе, утрате, суицидах

  • Горе, как закономерный и необходимый процесс переживания утраты. Основные этапы переживания.

  • Понятие и психологическая картина острого горя. Нормальная динамика и патологическое горе. Факторы, влияющие на процесс горевания. Задачи горя. Понимание сущности психологических процессов при утрате.

  • Состояния в процессе горевания, требующие психотерапии. Модели психологической помощи. Цели консультации и психотерапии. Основные приемы установления контакта и взаимодействия, принципы работы с горюющим клиентом. Предварительное горе.

  • Работа с детьми, пережившими утрату близкого человека. Горе в семейной системе.

  • Феномен суицидального поведения. Многообразие теорий, объясняющих формирование данного вида девиации. Теория микросоциальной дезадаптации, как ведущая интегративная модель.

  • Анализ этапов суицидального поведения. Возможности и задачи психологической помощи на каждом этапе.

  • Факторы суицидального риска.

  • Суицидальная мотивация. Противосуицидальные факторы. Превенция.

  • Психологическая реабилитация суицидентов. Особенности течения постсуицидального периода.

  • Индивидуальная и групповая модель психотерапии. Возможности реабилитации в стационаре и амбулаторной психологической службе.

  • Основные методы, используемые для работы с суицидентами.


НЛП-практик, цикл 1

  • Фундаментальные правила нейро-лингвистического программирования.

  • Репрезентативные системы, бессознательные стратегии памяти.

  • Способы создания и сохранения доверия. Вербальное и невербальное присоединение и ведение.

  • Определение состояния клиента по мельчайшим признакам - калибровка.

  • Метамодель, милтон-модель.

  • Якоря. Якорение. Виды якорей. Условия их постановки.

  • Техника «Коллапс якорей».

  • Доступ к ресурсным состояниям. «Круги силы».

  • Формирование цели и плана достижения. Хорошо сформированный результат.

  • Субмодальности и техники их изменения. Контрастный анализ субмодальностей.

  • Визуально-кинестетическая диссоциация и способы выхода из травмирующих воспоминаний.


НЛП-практик, цикл 2

  • Нейрологические уровни восприятия.

  • Способ классификации запроса клиента с учетом нейрологических уровней. Принципы подбора техники НЛП.

  • «Интеграция нейрологических уровней»

  • Вербальный рефрейминг. Рефрейминг смысла и контекста.

  • Шестишаговый рефрейминг.

  • Паттерн взмаха.

  • Техника изменения убеждений.

  • Быстрое лечение фобий.

  • Техника НЛП для лечения аллергий.

  • Генератор нового поведения.

  • Выявление глубинной цели части личности.


Дистанционные методы психологического консультирования

  • Виды психологического консультирования. Принципы и правила, этика дистанционного консультирования.

  • Задачи дистанционного консультирования. Особенности телефонного и Интернет-консультирования (Skype, ICQ, e-mail и т. п.).

  • Проблемы и запросы в дистанционном консультировании. Этнокультурные, гендерные, возрастные аспекты дистанционного консультирования. 

  • Особенности консультирования в зависимости от поведения и акцентуации характера клиента.

  • Этапы консультирования. Построение консультативного альянса. Активное слушание. Особенности постановки вопросов в дистанционном консультировании. 

  • Работа с чувствами и переживаниями, Я-концепцией клиента. 

  • Коррекционный этап и методы, которые в нем применяются. 

  • Трудности и ошибки в  дистанционном консультировании.  

  • Консультирование при риске суицида. Факторы суицидального риска. Основные рекомендации служб, работающих с данной категорией запросов. 

  • Рекомендации и особенности работы "Телефона доверия" и иных подобных структур

  • Работа с горем в дистанционном консультировании. Рекомендации при работе с горем. 

  • Дистанционное консультирование зависимых и созависимых лиц. 

  • Принципы дистанционного консультирования при проблемах в эмоциональной сфере: депрессиях, тревоге, страхах, панических атаках.

  • Дистанционное консультирование в работе с запросами, связанными с работой. Профориентация. Консультирование безработных. 

  • Дистанционное консультирование организаций.   

  • Психодинамические основы дистанционного консультирования: классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психосинтез Р. Ассаджиоли, самоанализ К. Хорни. Техники и процедуры психоанализа и их применение в дистанционном консультировании. 

  • Когнитивно-поведенческие основы дистанционного консультирования: систематическая десенсибилизация Й. Вольпе, метод самоинструкции Д. Мейхенбаума, мультимодальная терапия А. Лазаруса, рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека. Техники и процедуры когнитивно-поведенческой психотерапии в дистанционном консультировании.

  • Экзистенциально-гуманистические основы дистанционного консультирования: клиент-центрированная терапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, логотерапия В. Франкла. Техники и процедуры экзистенциально-гуманистической психотерапии в дистанционном консультировании.






Институт психотерапии и клинической психологии, 2014 г. www.psyinst.ru, (495) 987-44-50

Каталог: files -> fupload
fupload -> Вопросы к квалификационному экзамену по направлениям и методам психологической коррекции и психотерапии
fupload -> Вопросы к квалификационному экзамену по направлениям и методам психологической коррекции и психотерапии
fupload -> Дипломных работ по специальности 030401 «клиническая психология»
fupload -> Вопросы к квалификационному экзамену по направлениям и методам психологической коррекции и психотерапии
fupload -> Вопросы к квалификационному экзамену по направлениям и методам психологической коррекции и психотерапии
fupload -> Вопросы по патопсихологии
fupload -> Вопросы к экзамену по патопсихологии утверждено Гордеевой Е. Г. Составлено Некрасовой С. В
fupload -> Темы курсовых работ для студентов 2-3 курса факультета психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница