Вопросы к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки»



Скачать 59.23 Kb.
Дата21.04.2016
Размер59.23 Kb.
Утверждаю:

Директор Института

гуманитарного образования

д.и.н. проф. Л.Н. Харченко

________________________

« »__________ 2008 г.


ВОПРОСЫ


к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки».

  1. Общие проблемы философии науки.




  1. Предмет философии науки, ее место в системе философского и конкретно - научного знания.

  2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения. Особенности научного и философского мировоззрения.

  3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Научное знание как система.

  4. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, сфера культуры и социальный институт. Классификация наук.

  5. Наука и философия. Мировоззрение и научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

  6. Генезис науки и проблема периодизации, ее истории. Преднаука и наука. Основные этапы развития науки.

  7. Становление философии и науки в Античном мире. Философия как универсальная наука в период античности.

  8. Платон и Аристотель, их роль в последующем развитии науки.

  9. Философия и наука эллинистического периода. Научные и этические взгляды Эпикура, Эвклида, Птолемея.

  10. Теоцентризм философии и наука в Средние века. Основные направления философии и науки Средневековья. Научная мысль арабского Востока.

  11. Эпоха Возрождения: антропоцентризм философии и развитие науки.

  12. Формирование опытной науки в Новое время. Идея создания «новой науки» (Фр. Бэкон, Р. Декарт).

  13. Зарождение и развитие собственно классической науки и методологии (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Бойль, Г.В. Лейбниц).

  14. Наука и философия в эпоху Просвещения. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

  15. Классическая немецкая философия, ее вклад в решение проблемы взаимоотношения науки, философии и методологии.

  16. Позитивизм, его истоки, основные принципы и эволюция «Наука сама по себе философия» (О. Конт).

  17. Концепция единства науки и философии в марксизме. Наука как всеобщий «духовный продукт общественного развития» (К. Маркс).

  18. Революция в естествознании конца 19 начала 20 вв. и становление идей и методов неклассической науки.

  19. Постнеклассическая наука. Традиции и новации в современной философии науки. Новые типы наук (синтетические, интегративные, комплексные). Синергетика как новое миропонимание.

  20. Анализ проблем динамики научного знания, модели роста (К. Поппер, И. Локатос, Т. Кун, П. Фейерабенд).

  21. Взаимосвязь научных и технических революций. Система: наука- техника- производство. Сущность современного этапа н-т. р.

  22. Технологическое применение фундаментальных и прикладных наук. Особенности формирования технических наук, их место и роль в общей системе наук и системе ценностей человека.

  23. Общие закономерности развития науки. Инновации и преемственность в развитии знаний и процесс ускорения как условие функционирования современной науки.

  24. Единство процессов дифференциации и интеграции наук. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

  25. Математизация как характерная черта современной науки. Границы применимости математики в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании. Сциентизм и антисциентизм.

  26. Наука и власть. Проблемы государственного регулирования науки.

  27. Роль науки в анализе и решении современных глобальных проблем. Проблема народонаселения.

  28. Кризис системы «природа – общество - экология» как глобальная проблема современности.

  29. Роль науки и философии в объяснении социальных процессов. Взаимодействие науки и общества, науки и власти.

  30. Основы методологии познания общества и его экономических систем.

  31. Методы социальных наук. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.



  1. Философские проблемы областей научного знания. Проблемы методологии научного познания.




  1. Эволюция и сосуществование методологий познания. Основные положения системно-диалектической методологии познания.

  2. Физика как фундамент естествознания. Категории материи. Современная естественнонаучная картина мира.

  3. Научное и философское понимание движения. Основные формы движения материи. Движение и развитие.

  4. Субстанциальная, атрибутивная и реляционная концепция пространства и времени. Диалектика конечного и бесконечного. Необратимость времени.

  5. Понятие жизни и живого в науке и философии. Организованность и целостность живых систем.

  6. Проблема человека и его эволюции. Триединая сущность человека.

  7. Сознание и самосознание человека. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке (З. Фрейд). Архетипы (К. Юнг).

  8. Роль науки в современном образовании и становление личности.

  9. Научное познание, его возможности и границы. Знание и вера. Теория познания как теория отражения.

  10. Диалектика объекта и субъекты познания. Объект и предмет познания и научного исследования.

  11. Познание как обобщенное отражение и «конструирование действительности». Диалектика единичного, особенного и всеобщего в научном познании.

  12. Чувственное и логическое в научном познании и их формы. Сущность и явление как ступени познания. Понятие «сущность» и «закон».

  13. Роль принципов в естественнонаучном и философском познании. Всеобщая связь и развитие – принципы диалектического мышления. Категории возможности и действительности как формы отражения развития.

  14. Типы взаимодействия в природе и обществе. Понятие закона и закономерности как отражение всеобщей связи явлений. Типы законов.

  15. Система диалектики как метод научного познания. Законы диалектики, их методологическое значение и формы их проявления в научном познании.

  16. Философский смысл принципа соответствия, концепции дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.

  17. Принцип детерминизма и его формы. Категории причины и следствия, необходимости и случайности. Вероятность и ее роль в современном познании.

  18. Проблемы истины в философии и науке. Истина, ложь, заблуждения. Критерий истины, его философское и конкретно-научное проявление.

  19. Формы и методы научного познания. Особенности эмпирического познания и его методы.

  20. Логическое познание и его формы. Сущность логического и теоретического методов познания. Гипотеза и теория, их структура и функции.

  21. Метод моделирования в научном познании.

  22. Модели эволюции Метагалактики в современной космологии. Концепция «Большого взрыва».

  23. Системно-структурный метод анализа. Типы систем.

  24. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения и понимания открытых систем.

  25. Представление о географической среде как об арене жизни человека и человечества. В.И. Вернадский о переходе биосферы в ноосферу.

  26. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

  27. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

  28. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

  29. Понятие стиля научного мышления и его эволюция. Особенности современного стиля научного мышления.

  30. Необходимость смены мировоззренческой пирадигмы как необходимое условие решения глобальных проблем современности.

  31. Естественные и социально-гуманитарные науки: сходство и отличие. Сущность социально-гуманитарного знания.

Вопросы по общей программе «История и философия науки», разработаны д.ф.н., профессором В.Е. Осиповым и к.ф.н., доцентом Г.И. Малых и утверждены на заседании кафедры «Философия и социальные науки» 03.09.2008 года. Протокол №1

Общее количество часов 100 из них лекционных 60 часов, семинарских 40 часов.

Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор А.Е. Кащаев






Каталог: web-edu -> sites -> files
files -> Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 (075. 8) Ббк 87а7 М20
files -> Курс лекций по экономике Тема Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории, ее взаимосвязи с другими экономическими науками
files -> Программа учебной дисциплины по дисциплине Иностранный язык (профессиональный) направление подготовки: 080100 экономика
files -> Курс лекций по истории и философии науки, который читают преподаватели кафедры «Философия и социальные науки»
files -> Рабочая программа производственной практики 3,4 курс Направление подготовки 090900. 62 «Информационная безопасность»
files -> Вопросы к кандидатскому экзамену по направлению подготовки 38. 06. 01


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница