Вопросы к экзамену "Социальная психология"



страница1/4
Дата29.02.2016
Размер0.54 Mb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3   4
Вопросы к экзамену "Социальная психология"
Кратко ответьте на вопросы.
1 1. Общение как обмен информацией.
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Выявим специфику в самом процессе обмена информацией.

Распространение инф-ции. в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Существуют средства, помогающие принятию инф. и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором осн. инф-я выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.



Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация –побуждение к действию в заданном направлении; интердикция –побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.





  1. Место соц. психологии в системе научного знания.

Возникнув на стыке наук - и социологии -, до сих пор сохраняет особый статус, кот. приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин включает ее в свои состав. Это связанно как с тем, что исследование этих фактов общественной жизни могут быть сделаны в рамках совместных усилий обеих наук. Вторая причина - история развития соц.  которая складывалась в недрах этих наук. Таким образом, для нее актуальным является одновременное решение 2 задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований и достраивание своего собственного знания с уточнением своего предмета, разработки теорий. Специфика с - изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленной их включением в соц. группы, а также  характеристика этих групп. Разные версии вопроса о границах социальной психологии. В процессе развития сложились три подхода: 1. с - как наука о массовых явлениях психики (предмет - исследование обществ.  - уровень обществ. сознания, характерный для классов и групп); 2. предмет - личность. 3. синтез 1 и 2. Границы соц.  - 4 позиции: 1. с - часть социологии; 2. часть ; 3. на стыке соц. , и , причем этот стык понимается двояко - а. с отторгает определенную часть  и соц и больше она захватывает ничью землю. ; Два подхода: междисциплинарный и интрадисциплинарный (внутридисциплинарный). «Интра»: социальная психология внутри социологии. Психологии – социальная психологии внутри психологии. «Интер»: помещение социальной психологии между этими областями. Б. Д. Парыгин: предмет социальной психологии – психология общения. Другая версия – захватывая и то, и другое. (теория личности – и психология, и социология). Задачи общетеоретические и прикладные.

2 1. Речь как средство коммуникации.
Передача инфо возможна лишь при помощи знаковых систем. Выделяют два типа коммуникаций - вербальную и невербальную. При вербальной в качестве знаков системы используется речь. Речь является универсальным средством коммуникации, т. к. здесь менее всего теряется смысл сообщения. Различают в процессе речевого обмена позицию говорящего и слушающего – позиции говорения и слушания – и рисуют разные схемы, связанные с процессом вербальной коммуникации, которые отражают суть происходящего в его ходе... Коммуникатор имеет намерение (интенцию), с которым он обращается к реципиенту. Иногда формулируется цель, но не всегда цель представлена. Но есть нечто, что заставляет коммуникатора вступать в коммуникацию. Коммуникатор передает реципиенту сообщение. Хараш: необходимо различать сообщение и текст. В открытой позиции – сообщение, в закрытой – текст. В данном случает говорим о нормальной ситуации, когда коммуникатор передает сообщение, отвечающее его намерениям и отражающее позицию коммуникатора. Сообщение – персонифицированный текст. Задача реципиента – расшифровать смысл, который коммуникатор вложил в это сообщение, что коммуникатор вложил... смысл. Коммуникатор кодирует свое сообщение, а реципиент его декодирует, расшифровывает. Реципиенту важно не просто понять значение сообщения, а расшифровать смысл.

Америк психолог Гарольд Lasswell. Предложил схему коммуникативного акта. 5 компонентов коммуникативного акта:

1. кто передает – коммуникатор;

2. что передается – сообщение;

3. кому передается – адресат, реципиент, аудитория;

4. по какому каналу, каким образом – канал;

5. с каким эффектом – эффективность сообщения (коммуникации).

Проблема соотношения текста с нетекстовыми реальностями, которые человек постигает читая текст: 1. подтекстовые – скрытый смысл; 2. контекст – общее целое, в которое текст вписан – предтекст (расшифровка интенции коммуникатора, что хочет выразить в своем тексте) и затекст (личностная позиция коммуникатора, установки и т. д. )


2. Проблема группы в соц. псих. Классификация групп.
В общественных науках - двоякое употребление термина группы: условные группы - произвольные объединения людей по признаку, необходимому в данной системе анализа (социологический подход). С друг. стороны под группой также понимается и реально существующее образование, в котором люди объединены общим признаком, и определенным образом осознают свою принадлежность к нему (соц- подход - выполняя разл. функции, человек является точкой, в которой пересекаются влияния этих групп ). НО чтобы определить, каков вклад каждой из них, который и определит содержание личности - психологический план: с - исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленная фактом их включения в реальные соц. группы, а фокусом анализа является содержательная характеристика этих групп. Группа - определенная система деятельности. Для обеспечения такого анализа необходимо обратиться к соц. группам, которые выделены по социологическим критериям в каждом плане общества, а потом на этом основании осуществляется описание  характеров каждой группы, их значимости для каждого члена. при рассмотрении группы как субъекта соц. деятельности можно выделить некоторые черты, свойств. ей как субъекту деятельности:  - групповые интересы, нормы, цели... Для индивида, входящего в группу, необходимо осознание принадлежности к ней через принятие этих характеристик -факт  общности с др. членами группы , что позволяет идентифицироваться с ней. Выделяют следующие параметры групп: состав группы , ее структура, групповые процессы (организующие деятельность группы и рассматривать. их в контексте развития группы), групповые нормы и ценности, система санкций (с помощью которых группа возвращает на место своего члена). Др. ракурс - рассматривать группу с точки зрения индивида в группе в качестве ее члена. Понятия - статуса или позиции (место в системе групповой жизни), роль (динамический аспект статуса, определяющийся через функции заданные группой), система групповых ожиданий, которая для того, чтобы быть как-то определенной связанна с групповыми нормами, выполняет регулятивную функцию.
3 1. Невербальная коммуникация.
Этот тип призван выполнить следующие функции: дополнение и замещение речи, репрезентация эмоционального состояния. Выделяют несколько знаковых систем в рамках невербальной коммуникации:

1. Оптико-кинетическая (зрительно воспринимаемое движение) (кинесика): а) мимика (движения лица); б) жесты (движения рук);в) пантомимика (движения тела);г) поза (статичная характеристика).

2. Экстра- и паралингвистика (голосовые манипуляторы относятся к ней). Паралингвистика – тембр голоса, темп, интонация. Экстра – неречевые вкрапления в речи – паузы, смех, слезы, покашливание, вздохи, междометия... Она призвана выст. в роли фасцинации (увеличение семант. значим. инфо с помощью околоречевых приемов)

3. Пространственно-временная организация общения.

Эдвард Холл (амер. ) – ввел представление о личном пространстве человека – то расстояние вокруг себя (эллипсообразно), при вторжении в которое у человека возникает дискомфорт. Представление о разных дистанциях (расстояниях):

а) Интимное – от 0 до 50 см – то, на котором общаемся с близкими людьми, включая прикосновения. б) Личное – передняя часть эллипса – от 50 см до 1-1,5 м – психологическая безопасность – для друзей и приятных людей. в) Социальное (социальная дистанция) – от 1-1,5 до 1,5-2 м – деловые контакты – знакомые, для служебных и ролевых. г) Публичное (публичная дистанция). Оптимальное психологическое расположение – через угол. Визави – конфронтационное общение. Наборы простр. - времен. констант - хронотопы (вагонный попутчик).

4. Визуальный контакт, зрительный, контакт глаз.

5. Тактильный контакт – с помощью прикосновений. Элиминирован в общении взрослых людей. 4-5 приемов и нужно использовать хотя бы эти.

6. Ольфакторная система – система запахов.
2. Иерархическая структура диспозиции личности.
Иерархия потребностей по Ядову:

классификация по одному основанию: включения личности в различные сферы соц. деятельности, соотв. расширению потребностей личности. 4 уровня потребностей в завис от того, в какой сфере д-ти они реализуются. Сферы по порядку: семья, контактная малая группа, более широкая сфера деятельности, связанная со сферой труда, досуга и т.д, последняя — сфера д-ти, в кот. индивид включается через усвоение идеологич. и культ. ценностей общ-ва.


1.Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях

2.Второй уровень это более сложные диспозиции, кот. формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиции закл. в том, что личность уже вырабатывает какие-то опред. отношения к тем социальным объектам, кот. включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, или аттитюду, кот.по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехкомпонентную структуру и содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

3.Третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки. Диспозиции такого рода формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, т.е. это не столько выражение отношения к отд. социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.

4.Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, кот. регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, кот. могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экон., полит., идеол. принципов. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций.
4 1. Общение как взаимодействие (интеракция).

Интерактивная сторона общения - характеристика компонентов общения, которое связано с непосредственной организацией их совместной деятельности, взаимодействием людей. В ходе этой совместной деятельности важно (кроме обмена инфо. ) организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность. Существует несколько теорий, описывающих структуру взаимодействий. Одна из них - Щепаньского и связана с описанием ступеней развития этого взаимодействия Центральное понятие при описание соц. поведения у него - соц. связи. Она может быть представлена как последовательное развитие: пространственного контакта псих. контактасоц. контактавзаимодействие  соц. отношения (взаимосопряженные системы). + транзактный анализ - регулирование отношений участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учета характера ситуации и стиля взаимодействий. Каждый участник может занимать 1 из 3 позиций: Родитель (Надо), Взрослый (Надо и Хочу), Ребенок (Хочу). Транзакции эффективны, если позиции носят дополнительный характер (Взрослый - Взрослый) - дополнительные vs. пересекающие транзакции. II Каждая ситуация носит свой стиль поведения и действий3 ур. стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.


2. Проблема развития групп в соц. психологии.
Психологическая теория коллектива - рассматривание уровня развития групп и роль совместной деятельности в формировании  общности. Особое качество группы (т. е. коллектив), связанной общей деятельностью - продукт развития группы , который существует внутри определенной системы соц. деятельности.

Модели развития коллектива: Ступени в развитии группы, уровни развития группы по Уманскому...

1. На самом низком уровне... – кооперации.

2. Aвтономия – групповые процессы отрегулированы, но еще не хватает сил, чтобы смотреть вовне, во внешнюю среду. Силы – на поддержание внутреннего мира. Группа замкнута на свои проблемы.

3. группа – коллектив. Облагораживающее влияние на социум вокруг. Но с точки зрения Уманского... группа может заболеть.

Зона болезни – психологической болезни:

1. что-то разлаживается на этапе кооперации – возникает дезинтеграция (дискоординация);

2. на этапе автономии – интроэгоизм (действует во имя поддержания групповой структуры);.

3. антиколлектив – лихорадит на фоне благоприятной психологической жизни, возникают трудности, и с ними она не может справиться.



Петровский. Стратометрическая концепция.

1. Центральный слой групповой активности – ядро структуры, которая включает в себя групповые цели. И цели, связанные с совместной деятельностью.

2. ценностно-ориентационного единства. Это – слой отношений группы, связанный с разделением членами группы ценностей. Положение человека в группе определяется тем, насколько велик его вклад в групповую деятельность.

3. Непосредственные эмоциональные отношения – на принципах симпатии-антипатии. Соответственно процессу развития группы с точки зрения Петровского – ядро…, все отношения все глубже и глубже. Отношения становятся опосредованы совместной деятельностью. И вкладом в нее (концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений).

Явления групповой сплоченности: подход Петровского.

1. Вновь созданная группа.

2. Коллектив, который соответствует позитивной направленности, высокий уровень. А в негативной зоне находится группа – подростки, которые начали прогуливать уроки, но еще не по плохому делу.

3. Банда.


5 1.Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции


Типы взаимодействия:

кооперация и конкуренция, при этом конкуренция в виде межличностного конфликта лучше, чем кооперация. Шмелев вводит континуум форм взаимодействия. На полюсах – кооперация и конфронтация. Продуктивная конкуренция ближе к полюсу кооперации, чем к полюсу конфронтации. ПК – кооперативный заряд. Объединение усилий людей,... по созданию единого объекта, предназначенного для совместного использования или на продажу.

Кооперация: 2 основные черты совместной деятельности по Леонтьеву: разделение единого процесса между участниками и изменение деятельности каждого (т. к. предмет и мотив не совпадать).

Конкуренция: Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях, ценностях и т. д. сторон. Конфликт связан с понятием противоречия.

Структуре конфликта:

1. стороны конфликта;

2. конфликтную ситуацию – объективная ситуация этого противоречия;

3. осознание конфликтной ситуации участниками, образ конфликтной ситуации (хотя бы одним из них);

4. конфликтное взаимодействие (собственно поведение) – в обыденном – понимаем только это;

5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия. Функция конфликта: конструктивная и деструктивная.

Уровни конфликта: 1. внутриличностный; 2. межличностный; 3. внутригрупповой;

4. межгрупповой. Образ конфликтной ситуации (КС):

1. Если присутствует и реальная ситуация противоречия, и осознание – это – истинный конфликт.

2. КС есть, противоречие существует но не осознается участниками – латентный (потенциальный) конфликт

3. Объективного противоречия нет, а кому-то кажется, что есть – ложный конфликт. 4. Условный (случайный) конфликт (сражаются за ресурс, который не является единственным.

5. Неверно приписанный конфликт (когда хотя бы одна из сторон реального взаимодействия не является истинной стороной конфликта, например, руководитель ругает сотрудника за то, что он выполняет распоряжения непосредственного начальника).

6. Смещенный конфликт (за внешним поводом конфликта скрывается более глубокая истинная его причина). О стратегиях поведения в конфликте. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях (в основе – представление об ориентации человека на собственные интересы или интересы партнера - Томас):

1. собственные интересы противоборство, конкуренция и борьба.

2. Ориентация на интересы партнера и собственные – высоки –стратегия сотрудничества.

3. Стратегия компромисса – пожертвовать своими на уступку партнера.

4. Приспособление – ориентация на интересы партнера в ущерб собственным,

5. Стратегия ухода, избегания – стратегия ухода от конфликта.

Доценко: Континуум типов отношений. На левом полюсе – Я-Ты, на втором – Я-Оно – как к объекту воздействия (в первом – как к партнеру. )

Содружество: другой – как самоценность, основной инструмент – согласие.

Партнерство: учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее средство. Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент – борьба, соревнование.

Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого (воздействия) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных целей манипуляторов... Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные на подавление.


2. Исторические исследования соц. установок.
Как соц. опыт преломляется личностью. Это связанно с изучением соц. установки. В общей психологии – своя установка, и эти два понятия рефлексируют разные явления. Узнадзе: это целостное динамичное состояние субъекта, готовности к определенной активности, сост. обусловленное потребностью и соотв. объективной ситуацией. В социальной психологии – аттитюд – отношение к социальным объектам  понятию социальной установки родственно понятие отношение В. Н. Мясищева, направленности личности (Л. И. Божович), леонтьевскому личностному смыслу. Социальная установка, как зафиксировал Олпорт, – это некоторое состояние нервной системы, оформившееся на основе прошлого опыта, определенным образом организованное и выражающее готовность вести себя или действовать определенным образом. В социальной психологии – на социальные объекты.

В 1918 году вышел в США пятитомный труд двух исследователей, американских эмигрантов из Польши – У. Томас и Ф. Знанецкий, «Польский крестьянин в Европе и в Америке» – личная переписка эмигрантов из Польши – выявить социальные установки при переезде в новую страну. Они установили 2 зависимости, связанные с процессом адаптации: зависимость индивида от соц. организации и наоборот. Две стороны этого явления они назвали соц. ценностью (соц. организ) и соц. установкой - аттитюд ( пережитые индивидом ценности соц. объекта).

1935 – после бума в исслед. аттитюда Олпорт сделал обзор этого понятия: определенное состояние НС, выраженная готовность к реакции, организованное на основе предыдущего опыта, оказывающего направление и динамическое влияние на поведение. Функции аттитюда: приспособительная (аттитюд. направляет субъекта к объектам, который служит достижению целей); знания (аттитюд. дает упрощенные указания о способе поведения); защиты (способствует разрешению внутренних конфликтов). Все эти функции аттитюд способен выполнить, поскольку он обладает сложной структурой. Смитом (1942) была предложена 3-компонентная структура : когнитивный компонент, аффективный, поведенческий.

30-е гг. Ла Пьер определил кризис в исследовании установки. Он исходил из принятого всеми предположения, что установки определяют поведение человека. Выявил парадокс – парадокс ЛаПьера – который состоял в рассогласовании социальной установки и реального поведения.


6 1. Общение как познавание людей друг друга (соц. перцепция).
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по- разному:

  1. или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию

  2. или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не только просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследований: в первом случае – в плане анализа взаимодействия, во втором – в плане анализа так называемой «аттракции». Однако и в том и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Возможны 8 типов восприятия. в 4 субъектом выступает человек, в 4-х — группа.




  1. Некий человек, субъект восприятия, может воспринимать объекта как члена своей группы.

2. Межличностное восприятие как члена другой группы, межэтническое восприятие.

3. Восприятие человеком в качестве объекта собственно группы. Субъект восприятия видит в качестве объекта свою группу.

4. Человек воспринимает чужую группу.

1-4 – в качестве субъекта – индивид, а объект – группа своя собственная или чужого.

5. Группа в качестве субъекта воспринимает члена как объекта.

6. Группа воспринимает в качестве объекта восприятия представителя другой группы. Класс в школе – учителя.

7. Субъект – группа – воспринимает саму себя, и здесь на этом восприятии основана групповая самооценка.

8. Группа в качестве субъекта воспринимает другую группу в качестве объекта – одна этническая группа другую; русские – немцев и наоборот. Стоит употреблять термин «социальная перцепция» к любым объектам. Выделяются 3 элемента, которые изучаются в рамках социальной перцепции – самоочевидны – субъект восприятия, объект и процесс восприятия.

Разделяют анализ содержания социальной перцепции (процесс приписывания объекту восприятия различных свойств; суть – процесс атрибуции, приписывания объекту восприятия различных свойств) и процессов. Изначально в социальной психологии изучалась каузальная (кауза – причина) атрибуция (приписывание) – приписывание причин поведения другого человека. Этот механизм приписывания – универсален и пронизывает социальную психологию. Опора – на когнитивистские модели, предполагающие – каждый человек склонен строить непротиворечивую картину мира. Чтобы осмысленно картину мира строить – используем каузальную атрибуцию – причины поведения приписываем, пытаемся представить, какие они могли бы быть.

Три основных источника, откуда берем информацию: 1. идентификации с человеком; 2. социальный опыт (опыт взаимодействия с разными людьми – как вообще в подобных случаях, ситуациях); 3. опыт совместной деятельности ( взаимодействия с этим конкретным партнером). Вступая во взаимодействие человек оценивается как личность и оценивает другого.  при построении взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только мотивы, потребности, но и то как мои потребности воспринимает другой. Это происходит с помощью идентификации (связанно с понятием эмпатии) и рефлексии (осознание как он воспринимается партнером по общению).




  1. Каталог: 2013
    2013 -> Сборник методических материалов
    2013 -> «Я»-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика
    2013 -> Креативность и мотив достижения в
    2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
    2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
    2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
    2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
    2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
    2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница