Вопросы к экзамену по специальности 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика



Скачать 154.55 Kb.
Дата14.02.2016
Размер154.55 Kb.
ТипВопросы к экзамену
Вопросы к экзамену по специальности 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика

Психология труда

1. Объект, предмет, методы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Схема междисциплинарного взаимодействия наук о труде; области их компетенции, объект, предмет, методы, цели и задачи.

2. Организационное становление индустриальной психологии в США и странах Европы. Концепция научного управления Ф.У. Тейлора и науки о труде.

3. История индустриальной психологии в России (20 – 30-е гг.). Рефлексология В.М.Бехтерева. Эргология и эрготехника В.Н.Мясищева.

4. Понятие «субъект труда», существенные признаки субъекта труда. Субъект труда как главный компонент эргатической системы. Показатели профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные и результативные.

5. Категория деятельности в психологии. Деятельность, сознание, личность. Психологическая теория деятельности.

6. Системный подход в психологии труда. Структурный, процессуальный и функциональный анализ деятельности. Применение структурного, процессуального и функционального анализа деятельности в психологии труда.
7. Понятие «макроструктура деятельности». Деятельность и действие; мотив и цель; операция и условия. Понятие «мотив». Потребностно-мотивационный слой деятельности. Понятие «ведущая деятельность»: критерии, виды ведущей деятельности.

8. Функциональный анализ деятельности. Выделение функциональных подсистем: потребность, мотив, цель, задача, объект, предмет, средства, условия, контроль, оценка, продукт (по Э. Мильману).

9. Понятия «эргатическая система» и «эргатическая функция». Виды эргатических функций. Трудовая функция и функция средств труда. Проблема соотношения должностных обязанностей и реальных эргатических функций.

10. Понятия «профессия», «трудовой пост», «рабочее место». Провести общий анализ составляющих трудового поста.

11. Объект труда и его основные разновидности (биологические системы, абиотические и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности).

12. Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда и как ориентирующий психический образ. Цели труда (объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности); цели труда как субъективные образы желаемого будущего.

13. Понятия «средства труда», «орудия труда» и их разновидности. Внешние объективизированные (вещественные и функциональные) и внутренние средства трудового поста.

14. Понятие об умственных действиях. Примеры умственных действий. Применение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина при оценке степени автоматизации действий. Ориентировочная и исполнительная части действия. Навык и умение в трудовой деятельности.

15. Условия труда (профессиональная среда). Обзорная характеристика основных разновидностей объективных условий труда (физических, социально-экономических, организационных) в различных трудовых процессах.

16. Основные методы психологии. Их классификация (с выделением критериев классификации). Методы построения простого совершенного объекта теории. Методы построения сложного совершенного объекта теории.

17. Эксперимент в психологии труда. Естественный и лабораторный эксперимент. Примеры.

18. Наблюдение в психологии труда. Наблюдение как деятельность, методика и метод. Виды. Примеры.

19. Опросные методы (беседа, интервью, анкета) в психологии труда. Принципы подготовки, организации и проведения беседы.

20. Метод изучения документации. Контент-анализ.

21. Метод экспертной оценки и экспертного проектирования в психологии труда.

22. Метод анализа продуктов деятельности.

23. Общая схема преобразующих или конструктивных методов психологии труда.

24. Методы обучения, развития субъекта труда. Проблемно-деловые (ПДИ) и организационно-обучающие игры (ООИ). Формирование ПВК субъекта труда на тренажерах.

25. Консультирование. Методы коррекции поведения, состояний субъекта труда.

26. Методы реконструкции – преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).

27. Понятия: «профессиография», «профессиограмма», «психограмма личности профессионала». Структура профессиограммы и психограммы.

28. Профессиография как средство организации психологического изучения профессиональной деятельности. Принципы и схемы профессиографирования, способы фиксации профессиографического материала (табличные, описательные, графические, алгоритмические).

29. Профессионально обусловленные особенности психики субъекта труда: особенности перцептивных действий, моторики, мнемических свойств, эмоционально-волевой сферы; особенности личности, профессионального общения; виды профессионального мышления, творчество в труде.

30. Профессионально важные качества субъекта труда как высшие психические функции. Профессиональные особенности сознания и самосознания субъекта труда.

31. Основные методические подходы реконструкции своеобразия психических свойств профессионала: генетический метод, сравнительный анализ, метод эксперимента.

32. Основные методы профессиографии: наблюдение, опрос, анализ документации, трудовой метод, метод алгоритмического (или операционно-структурного) описания трудового поведения, биографический метод, анализ продуктов деятельности (ошибок и рекордов), метод критических инцидентов (I.Flana¬gan), эксперимент, статистический метод, метод экспертных оценок, описательные и количественные оценки профессиональной деятельности.

34. Понятие профессиональной пригодности. Профессиональный отбор и профессиональное консультирование: сходство и различия.

35. Схема разновидностей форм установления взаимного соответствия особенностей человека и объективных требований труда (Е.А. Климов). Основные структурные компоненты пригодности человека к работе. Понятие «профессионально важные качества» (ПВК).

36. Охарактеризовать направления комплексной профессиональной ориентации населения:

а) информационно-профессиографическое консультирование;

б) первичная профессиональная диагностика и консультирование;

в) углубленная профессиональная диагностика и консультирование (идентификация и описание ПВК).

37. Методы исследования психофизиологических функций и качеств:

а) исследование свойств и функциональных состояний нервной системы;

б) исследование свойств анализаторных систем;

в) исследование характеристик двигательного аппарата;

г) исследование и описание высших психических функций

(мышление, память, внимание, пространственное представление).

38. Методы оценки успешности профессиональной деятельности. Требования к критериям профессиональной успешности.

39. Организационные формы работы по профессиональному подбору кадров в организациях (юридические и этические нормы).

40. Общее описание четырехъярусной классификации профессий (по Е.А. Климову). Критерий «различие предметных систем»; описание особенностей типов первого яруса профессий: «человек – природа», «человек – техника и абиотическая среда», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

41. Критерий «признак цели». Описание групп гностических, преобразующих, изыскательных профессий.

42. Критерий третьего яруса «основные орудия и средства труда». Описание характерных особенностей профессий с преобладанием ручного, автоматического и автоматизированного, а также функциональных средств труда. Системное представление средств труда профессионала.

43. Критерий «условия труда». Описание профессий, характеризующихся преобладанием бытовых, «уличных», «необычных» условий труда, а также условий повышенной моральной ответственности.

44. Классификация профессий по уровню интеллектуальной сложности; классификация социономических профессий; классификация артономических профессий; классификация гностических профессий.

45 Классификации профессий, применяемые для решения задач профконсультации и трудоустройства инвалидов. Классификации профессий, применяемые для решения задач профессиональной психодиагностики, построенные на основе кластерного и факторного анализа, метода распознавания образов.

46. Экономическая, техническая и психологическая эффективность эргатической системы.

50. Возрастное развитие человека как субъекта труда. Охарактеризуйте основные варианты и фазы развития профессионала: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник.

51. Жизненный путь профессионала; виды межсобытийных связей: потенциальные, реализованные, актуальные, сверхсильные. Биографические кризисы: нереализованности, опустошенности, бесперспективности. Примеры.

52. Психологические основы трудового и профессионального воспитания. Возможности формирования системы профессиональных ценностей.

53. Методы формирования профессиональных интересов, направленности личности и общетрудовых умений (планирование собственной деятельности, самоконтроль, саморегуляция, волевые усилия по преодолению препятствий, трудностей в труде и др.).

54. Цели, задачи, предмет и методы экологической психологии.

55. Комплекс наук (направлений), возникших на пересечении психологии и экологической проблемной области: экологическая психология и психологическая экология; психология среды и поведенческая география.

56. Критерии экологичности в психологии. Методы экологической психодиагностики. Оценка экологически благоприятной (неблагоприятной) ситуации.

57. Применение психосемантических методик при изучении экологичности сознания. Понятия: «экологичность личности» и «экологичность сознания», «экологичность профессионала».

58. Субъектная, объективная и природная экологичность. Коррекция субъективного отношения к объектам природной среды.

59. Понятия: «несчастный случай», «травма», «авария», «катастрофа». Объективные и субъективные причины несчастных случаев и аварий. Психологическая классификация причин ошибочных действий субъекта труда.

60. Достоинства и недостатки концепции К.Марбе. Современные представления о причинах разной степени защищенности от происшествий или подверженности им.

61. Виды профессионального риска. Склонность к риску и методы ее диагностики. Методы изучения и анализа несчастных случаев и аварий (статистический, клинический, метод моделирования).

62. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности.

63. Понятия: «трудоспособность», «дееспособность», «работоспособность» (актуальная и потенциальная). Функциональное состояние человека и актуальная работоспособность. Задачи исследования и диагностики функциональных состояний субъекта в труде.

66. Функциональные системы, обеспечивающие работоспособность человека в труде. Внешние факторы, влияющие на работоспособность. Обусловленность функциональных состояний субъекта труда характером профессиональной нагрузки, условиями труда и внутренними ресурсами.

67. Динамика функциональных состояний труда. Особые функциональные состояния в труде. Диагностика функциональных состояний. Психологические методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде.

68. Классификация видов труда по тяжести.

69. Классификация мотивов труда. Содержательно-структурные концепции трудовой мотивации (А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Мак-Клелланд); их достоинства, ограничения и пути использования в практике.

70. Теория ожиданий В.Врума и проектирование способов оплаты труда, форм морального поощрения и других действенных побудителей труда.

71. Методы диагностики мотивационных образований (оценка субъективной значимости элементов трудовой деятельности, оценка своеобразия ценностных ориентаций, профессиональных интересов, смысло-жизненных ориентаций личности).

72. Концепция интегрального исследования индивидуальности В.С.Мерлина. Уровни исследования индивидуальности.

73. Понятие «индивидуальный стиль деятельности». Нестандартность «человеческого фактора» как одно из условий эффектов кооперации работников. Факт множества индивидуально-своеобразных и социально равноценных образцов построения трудовой деятельности. Эффективный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль».

74. Методы и принципы исследования индивидуального стиля деятельности. Пути и способы формирования эффективного индивидуального стиля трудовой деятельности.

75. Исторические аспекты развития и формирования психологии труда. Связь психологии труда со смежными областями знания и практики. Тенденции развития наук о трудовой деятельности.

76. Место психолога труда в системе работы с человеческими ресурсами на предприятии. Основные виды и формы деятельности психолога труда в организации. Этические принципы работы психолога в организации.



  1. Трудовой пост и его структура.

  2. Проблемы безопасности труда.

  3. Субъект труда. Психологические признаки субъекта трудовой деятельности.

  4. Представления о профессионализме в психологии труда.

  5. Профессиональное становление личности субъекта труда. Самоопределение личности и профессиональное становление. Кризисы профессионального становления личности.

  6. Особенности работы психолога труда с субъектом трудовой деятельности в кризисные периода его профессионального развития.

  7. Теории трудовой мотивации. Применение теоретических представлений о мотивации на практике.

  8. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности.

  9. Основные представления о профессиональной пригодности в психологии труда.

  10. Психологическая оценка и формирование профессиональной пригодности. Возможности коррекции недостаточной профпригодности.

  11. Основные представления о профессии и специальности в психологии труда. Психологическая классификация профессий.

  12. Особенности классификация профессий под конкретный вид трудовой деятельности практикующего психолога.

  13. Использование данных описания профессии и классификации профессий при практической деятельности психолога труда в организации.

  14. Теории профессионализации личности и их применения в карьерном консультировании. Методы карьерного консультирования.

  15. Основные задачи и направления работы психолога-профконсультанта.

  16. Формы взаимодействия психолога-профконсульнта с клиентами.

  17. Критерии и формы проведения профессионального психологического отбора.

  18. Трудовая экспертиза: понятие, проблемы и задачи, формы, этапы и виды.

  19. Аттестация персонала: понятие, цели, виды и функции.

  20. Психологические аспекты профессиональной подготовки субъекта трудовой деятельности. Особенности адаптации субъекта труда к трудовой деятельности.

  21. Принципы построения исследования изучения трудовой деятельности.

  22. Организационные методы и методы сбора эмпирических данных для изучения особенностей трудовой деятельности.

  23. Особенности обработки и интерпретации данных при изучении особенностей трудовой деятельности.

  24. Основные подходы к профессиографическому исследованию.

  25. Профессиографическое исследование: понятие, цели и задачи, понятие, виды и формы проведения. Схема проведения профессиографического исследования.

  26. Функциональное состояние: понятие и представление, виды, формы. Функциональное состояние как динамический процесс.

  27. Работоспособность и дееспоосбность: понятия, отличительные и общие характеристики. Фазы работоспособности

  28. Особенности построения рабочего дня субъекта трудовой деятельности,

  29. Состояние напряженности: определение, факторы, влияющие на его возникновение, особенности при монотонной деятельности и в экстремальных условиях.

  30. Состояние утомления. Влияние утомления на трудовой процесс.

  31. Профессиональный стресс: основные понятия и представления. Стресс и дистресс как неотъемлемые части трудового процесса. Методы диагностики профессионального стресса.

  32. Синдром «эмоционального выгорания».

  33. Методы предотвращения и преодоления профессионального стресса.

  34. Корпоративная культура и методы ее диагностики.


Инженерная психология

  1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. Взаимосвязь предметов и объектов исследований в инженерной психологии, эргономике и психологии труда. Возникновение и развитие инженерной психологии. Современные проблемы инженерной психологии.

  2. Система "человек-машина". Показатели деятельности персонала и выходные характеристики систем "человек - машина". Человеко-машинные комплексы. Социотехнические системы.

  3. Методы инженерной психологии. Особенности наблюдения и эксперимента в инженерно-психологических исследованиях. Методы моделирования в инженерной психологии.

  4. Проблема распределения и согласования функций между человеком и техникой в современных системах управления. Инженерно-психологические проблемы втоматизации. Инженерно-психологические проблемы робототехники. Человеко-компьютерное взаимодействие: инженерно-психологические аспекты.




  1. Психологический анализ деятельности оператора. Информационный и когнитивный подходы в анализе деятельности оператора. Теоретико-информационные и структурно-алгоритмические модели деятельности оператора.

  2. Особенности операторской деятельности в экстремальных условиях рабочей среды. Надёжность операторской деятельности и её показатели. Профессиональная и функциональная надежность оператора.

  3. Концептуальная модель, ее роль в труде оператора. Прием и переработка информации оператором. Этапы приема и переработки информации. Познавательные процессы и их связь с процессами приема и переработки информации. Особенности профессионального мышления оператора.

  4. Принятие решений в деятельности оператора. Психологические факторы и условия принятия и реализации решений.

  5. Управляющие действия человека - оператора. Рабочие движения. Темп, зоны, усилия управляющих воздействий

  6. Проблемы инженерно-психологического проектирования средств операторской деятельности. Инженерно-психологические требования к средствам отображения информации. Инженерно-психологическая оценка средств отображения информации. Вопросы оптимизации знаковых алфавитов.




  1. Средства управления и ввода информации. Инженерно-психологические требования к средствам управления.

  2. Инженерно-психологические принципы организации рабочего места оператора. Инженерно-психологические аспекты безопасности труда операторов.

  3. Требования к профессиональному отбору операторов и их профессиональной подготовке. Организация деятельности группы операторов. Типы взаимодействия операторов в группе.

  4. Инженерно-психологическое обеспечение и психологическая поддержка деятельности операторов. Ситуации, содержание и приемы психологической поддержки.

  5. Аналитические и экспериментальные методы оценки эффективности взаимодействия оператора с программными и техническими средствами автоматизации. Инженерно-психологическая оценка на этапе испытаний, этап эксплуатации. Содержание, структура, показатели, критерии инженерно-психологической оценки.

Эргономика

  1. Предмет эргономики и ее задачи. Методологические проблемы эргономики. Междисциплинарные связи эргономики. Понятие человеческого фактора в эргономике

  2. Возникновение эргономики и ее современное состояние.

  3. Методы эргономических исследований. Эргономические основы проектирования техники.

  4. Структура эргономических свойств и показателей техники. Учет требований эргономики при проектировании техники.

  5. Общие эргономические требования. Требования антропометрии и биомеханики. Санитарно-гигиенические требования. Эргономические требования к предметной среде. Соматический комфорт и удобство рабочей позы.

  6. Основные направления эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции. Разработка нормативно-технических документов по эргономике. Эргономическая оценка качества промышленных изделий.

Каталог: engine -> documents
documents -> Социальная психология
documents -> Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности
documents -> Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста
documents -> Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
documents -> Межгрупповые различия в отношении к табакокурению
documents -> Субъектные и личностные характеристики женщин с травматичным опытом искусственного прерывания беременности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
documents -> Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
documents -> Модель психического детей-сирот 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
documents -> Часть I. Духовный интеллект  2009 г. Г. В. Ожиганова
documents -> Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница