Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем



Дата27.05.2016
Размер39.9 Kb.
ТипВопросы к экзамену
Вопросы к экзамену

по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем

(2009-2010 учебный год).


  1. Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Практическое значение физиологии высшей нервной деятельности и ее связь с другими гуманитарными и естественными науками.

  2. Поведение как результат деятельности нервной системы. Целенаправленность и адаптивность поведения. Основные элементарные компоненты поведения Л.В.Крушинскому.

  3. Механическая концепция рефлекса (Р.Декарт, Ж.О. де Ламетри и др.). Биологическая концепция рефлекса (Й.Прохазка). Анатомическая концепция рефлекса (Ч.Белл, Ф.Мажанди, И.Мюллер).

  4. Научная деятельность И.М.Сеченова и его представления о рефлекторном характере психики. Открытие центрального торможения, понятие о функциональном состоянии нервных центров.

  5. Концепция условного рефлекса. Научная деятельность И.П.Павлова. Развитие концепции условного рефлекса в XX в.

  6. Бихевиоризм и его развитие (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др.).

  7. Основные методы изучения высшей нервной деятельности и нейрофизиологии поведения.

  8. Генетика поведения. Основные способы изучения генетики поведения. Нервно-психические заболевания генетической природы. Генетика инстинктов. Генетическая детерминация особенностей поведения и психики.

  9. Формирование поведения в онтогенезе. Зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные. Гетерохронное созревание систем. Ювенильное поведение.

  10. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Поддержание гомеостаза и физиологические потребности. Нейрофизиология мотиваций.

  11. Роль эмоций в организации поведения. Эмоции и мотивации. Функции эмоций.

  12. Этология: предмет, основные понятия, методы исследования. Структура поведенческого акта. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных и человека.

  13. Поведение как фактор эволюции. Естественный отбор и приспособленность. Поведение как фактор репродуктивной изоляции. Ритуализация. Половой отбор.

  14. Анонимные и индивидуализированные сообщества. Агрессия и территориальное поведение, их роль в сообществах животных и человеческом обществе. Конфликтное поведение.

  15. Классификация форм безусловных рефлексов (инстинктов) по П.В.Симонову. Инстинкты в психике человека.

  16. Классификация форм индивидуального обучения.

  17. Неассоциативное обучение: привыкание, сенситизация. Суммационная реакция.

  18. Импринтинг (запечатление). Подражание.

  19. Общие свойства ассоциативного обучения. Классические и инструментальные условные рефлексы.

  20. Правила образования классических условных рефлексов. Общие свойства условных рефлексов.

  21. Виды торможения условных рефлексов по И.П.Павлову: внешнее, запредельное, внутреннее. Современные представления о причинах внутреннего торможения.

  22. Инструментальное обучение. Законы обучения по Э.Торндайку. S-R связь в представлениях бихевиористов. Понятие драйва по Ю.Конорскому. Двухфакторная теория обучения Х.Маурера.

  23. Роль подкрепления в инструментальном обучении; режимы и схемы подкрепления. Положительное и отрицательное подкрепление, суеверное поведение, взятка, наказание.

  24. Молекулярный и молярный ответы в инструментальном обучении. Когнитивная трактовка инструментального обучения. Теоретические представления Б.Скиннера и Э.Толмена.

  25. Условные рефлексы на комплексные раздражители. Условнорефлекторное переключение. Рефлексы n-го порядка. Цепные условные рефлексы. Динамические стереотипы.

  26. Роль условных рефлексов в психике человека. Экспериментальное изучение причин возникновения фобий у человека. Принципы поведенческой психотерапии.

  27. Филогенетические уровни высшей нервной деятельности по Л.Г.Воронину. Значение условных рефлексов в поведении животных и человека.

  28. Доминанта и ее свойства по А.А.Ухтомскому. Принцип активности по Н.А.Бернштейну. Функциональная система по П.К.Анохину.

  29. Типы высшей нервной деятельности (темпераменты) животных и человека по И.П.Павлову.

  30. Патология высшей нервной деятельности. Понятие о неврозе по И.П.Павлову. Классификация неврозов.

  31. Гипноз и внушение. Физиологические и психологические причины гипноза. Типы воздействия при гипнозе. Условия формирования гипнотического состояния.

  32. Виды и формы памяти. Процессы, связанные с памятью: кодирование, консолидация, хранение, воспроизведение, забывание. Виды амнезии. Локализация поражений мозга у больных с амнезией.

  33. Локализация психических функций в коре больших полушарий мозга человека. История представлений о локализации функций: локализационизм и эквипотенциальность. Современный взгляд на проблему локализации функций в мозге.

  34. Межполушарная асимметрия. Исследования на больных с расщепленным мозгом. Проблема доминантности полушарий. Функции правого и левого полушарий.

  35. Физиологические механизмы речи. Основные речевые центры, связи между ними. Основные формы нарушения речи (афазии, алексия).

  36. Структура сна человека: медленноволновый и парадоксальный сон. Энцефалограмма при сне и бодрствовании; основные ритмы ЭЭГ человека. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

  37. Основные понятия физиологии сенсорных систем: рецептор, рецептивное поле, адекватный стимул, орган чувств, анализатор, сенсорная система. Общие принципы трансдукции и разнообразие рецепторов. Виды кодирования сенсорного сигнала в ЦНС.

  38. Организация обработки сенсорной информации в ЦНС. Проблема связывания и восприятие.

  39. Нейрофизиология внимания. Классификация видов внимания. Нервные сети внимания по М.Познеру.

  40. Психофизическая проблема. Нейрофизиологические подходы к изучению сознания человека. Проблема связывания и восприятие. Синхронизация в нейронных сетях. Теория «глобального рабочего пространства» Б.Дж.Баарса и ее развитие.







Каталог: data -> 2010
2010 -> Введение о чем эта книга
2010 -> Психология гендерных отношений 19. 00. 05 социальная психология
2010 -> В. Д. Шадриков 14 апреля 2000г. Номер государственной регистрации
2010 -> Психология и педагогика
2010 -> Программа дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии для направления 030300 «Психология»
2010 -> Программа дисциплины Философия и методология науки для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
2010 -> Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2010 -> Александр Дмитриев По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы
2010 -> Программа обновление гуманитарного образования в россии
2010 -> Назад в будущее. "Послезавтра" в экономике


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница