Вопросы к экзамену по дисциплине «Поведение потребителя»



Скачать 395.35 Kb.
страница1/11
Дата21.05.2016
Размер395.35 Kb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Факультет маркетинга и логистики
Кафедра промышленного маркетинга и коммуникаций

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
для студентов специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»

специализация 1-26 02 03 01 «Рекламная деятельность»


Составитель: к.э.н., доцент Саевец А.Н.,

Минск 2015


Содержание комплекса



1

Введение

3




1.Учебно-программная документация

1.1 Учебная программа

1.2 Учебная программа (рабочий вариант для ЗФО)

1.3 Учебная программа (рабочий вариант для ДФО)

2.Теоретический раздел (конспект лекций)


4

4

17



31

46


3

3.Практический раздел

3.1 Практические задания, задачи и ситуации по темам

3.3 Блок-конспект

3.4 Тематика рефератов и методические рекомендации по их написанию

4.Раздел контроля знаний


143

143


152

159


163

4

4.1 Методические рекомендации по подготовке к к тестированию

4.2 Примеры тестов для контроля знаний

4.3 Вопросы к экзамену по дисциплине «Поведение потребителя»

163


166
167




5.Вспомогательный раздел (рекомендуемая литература)

169



Введение

Концепция маркетинга базируется на том, что любой производитель должен ориентироваться на нужды конкретных потребителей. Именно потребитель определяет, хочет ли он приобрести какой-либо товар и оплатить покупку. Поэтому важно изучать его потребности, постоянно отслеживать и анализировать их изменение; добиваться интеграции всех составляющих комплекса маркетинга в соответствии с единым стратегическим планом, основанным на предварительном изучении поведения потребителя и управлении им.

Предметом изучения прикладной дисциплины «Поведение потребителя» выступает поведение человека на рынке в качестве конечного потребителя. Процессы подготовки и непосредственного потребления товаров и услуг остаются за ее рамками, поскольку она изучает поведение человека только в рыночном контексте.

Цель курса – раскрыть роль потребителя и модель его поведения на рынке, научить студентов методологии решения разнообразных вопросов управления поведением потребителя с последующим использованием полученных знаний на практике.

Данный учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Учебной программой «Поведение потребителя» для специальности «Маркетинг» (регистрационный № УД 491-10/баз) с учетом специфики специализации «Рекламная деятельность». Структура и содержание комплекса помогут студентам всех форм обучения раскрыть роль и значение конечного потребителя, организации-покупателя в системе маркетинга, будут способствовать приобретению умения моделирования поведения потребителя и навыков анализа процессов принятия покупательских решений. Знание механизмов принятия покупательских решений делает предсказуемым реакции потребителя и помогает воздействовать на него, добиваясь желаемого результата.
1.Учебно-програмная документация
1.1 Учебная программа «Поведение потребителя»
Учреждение образования

«Белорусский государственный экономический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

____________В. Н. Шимов

«17» февраля 2011

Регистрационный № УД 491-10/баз.

Поведение потребителя


Учебная программа для специальности

1-26 02 03 «Маркетинг»

Минск 2011
СОСТАВИТЕЛЬ: Саевец А.Н., доцент кафедры промышленного маркетинга и коммуникаций Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Учреждения образования

«Белорусский государственный аграрный технический университета»,

кандидат экономических наук, доцент Рыжанков М. Ф.

Доцент кафедры маркетинга Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент Крылова Е.Г.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой промышленного маркетинга и коммуникаций Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № 7 от 28.01.2010).


Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № 3 от 17.02.2010).


Ответственный за выпуск: Саевец А. Н.

1. Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии со стандартом высшего образования по специальности «Маркетинг».

Цель курса – раскрыть роль потребителя и модель его поведения на рынке, научить студентов методологии решения разнообразных вопросов управления поведением потребителя с последующим использованием полученных знаний на практике.

В результате изучения курса студенты должны

♦ знать:


  1. Роль теории поведения потребителей в системе маркетинга;

  2. Цели изучения и методы исследования поведения потребителя;

  3. Исторические предпосылки возникновения и развития теории поведения;

  4. Основные модели покупательского поведения потребителя;

  5. Содержание и этапы принятия решения о покупке потребительских товаров;

  6. Классификацию и содержание основных факторов, влияющих на поведение потребителя;

  7. Внешние побудительные стимулы покупательского поведения;

  8. Нормативные акты международных и государственных органов Республики Беларусь, регулирующие защиту прав потребителей;

♦ уметь:

  • Объяснить необходимость изучения поведения потребителя;

  • Смоделировать поведение потребителя;

  • Охарактеризовать многомерную структуру потребностей и разнообразие мотивов;

  • Описать различные ситуации покупок;

  • Объяснить на примерах механизм влияния на поведение потребителя факторов внутренней и внешней среды;

  • Определить консьюмеризм и суверенитет покупателя;

  • Разъяснить положения Гражданского кодекса и Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», защищающие права потребителя.

♦ иметь навыки:

Дисциплина «Поведение потребителя» базируется на знаниях экономической теории, основ менеджмента, маркетинга, маркетинговых исследований и коммуникаций.

Для изучения дисциплины учебным планом предусмотрено всего часов – 188, из них аудиторных часов – 82, в том числе 40 часов лекции, 32 часа практические занятия и 10 часов лабораторные занятия.

Рекомендуемая форма контроля – экзамен.

Примерный тематический план

дисциплины «Поведение потребителя»






Наименование темы

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

1

Теория поведения потребителя в системе маркетинга

6

4

2




2

Моделирование поведения потребителя

6

2

2

2

3

Принятие покупательских решений потребителем

12

6

4

2

4

Процесс обучения потребителя

12

4

4

4

5

Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя

12

6

4

2

6

Влияние внешней среды на поведение потребителя

8

4

4




7

Внешние побудительные стимулы покупательского поведения

8

4

4




8

Защита прав потребителя

8

4

4




9

Особенности поведения покупателей-организаций

10

6

4




Итого

82

40

32

10


2. Содержание дисциплины
Тема 1. Теория поведения потребителя в системе маркетинга.

Определение понятия «поведение потребителя». Соотношение единичного, особенного и общего.

Исторические предпосылки возникновения и развития науки «Поведение потребителя». Практическая необходимость более полного использования достижений маркетинга. Роль психологической науки в возникновении теории поведения. Гештальтпсихология, теория психоанализа и бихевиоризм. Эволюция взглядов на поведение.

Поведение потребителя и маркетинг. Стратегия маркетинга, ориентированная на потребителя и ее цели. Подходы к сегментированию потребительских рынков и формированию групп лояльных потребителей.

Цели изучения и методы исследования поведения потребителя. Необходимые условия правильного понимания потребителя и его поведения. Этапы маркетинговых исследований поведения потребителя и методы сбора информации.
Тема 2. Моделирование поведения потребителя.

Сущность, цели и задачи моделирования. Подходы к моделированию поведения потребителя.

Базовая модель покупательского поведения и ее структура. Внешние стимулы. «Черный ящик» потребителя. Ответная реакция на стимулы окружающей среды.

Классификация моделей по способу представления взаимосвязей между различными факторами: логические, математические, комбинированные.

Классификация моделей по доминирующим факторам покупательского поведения. Экономическая модель и рациональное поведение потребителя на рынке. Эффект дохода и замещения.

Социологическая модель. Факторы социологической модели, предопределяющие поведение потребителей. Социализация потребителей. Модели персонального влияния: «сверху вниз», двухэтапное распространение, многоэтапное воздействие.

Направления современной психологии в исследованиях поведения потребителей. Психологические модели покупательского поведения. Модель Фишбейна, идеальной точки, «продукт – рынок».

Психографические методы исследования потребителей. Модели VALS, VALS-2, LOV, модель глобальных жизненных стилей и др.

Моделирование процессов принятия покупательских решений. Модель ЭКБ. Моделирование отдельных этапов покупательских решений.

Современные подходы в моделировании покупательских решений. Модель Шетона. Модель Беттмана. Модель потребительских ценностей (модель Шетона – Ньюмана – Гросса).



Тема 3. Принятие покупательских решений потребителем.

Моделирование процесса принятия решения о покупке. Общая схема и основные этапы процесса принятия покупательских решений.

Вовлеченность потребителя и типы покупательского поведения. Комплексное, неуверенное, привычное и поисковое поведение. Типы рисков, воспринимаемых потребителем.

Осознание потребности. Виды потребностей. Врожденные и приобретенные. Явные и неявные. Выявление и исследование проблем потребителя. Активизация осознания потребности.

Внутренний и внешний поиск и обработка информации. Источники внешнего поиска. Характеристика поиска информации: масштаб, направление, последовательность.

Этапы обработки информации потребителем. Контакт с раздражителем. Внимание и его свойства. Понимание. Принятие и запоминание информации. Способы усиления запоминания. Память и ее виды.

Оценка вариантов и выбор альтернатив. Определение набора рассматриваемых вариантов. Оценка альтернатив на основе предыдущих оценок или определение новых критериев оценки. Соотнесение с категориями или поэтапный процесс. Компенсационные и некомпенсационные правила выбора. Модели выбора: доминантная, разделительная, модель ограничений, лексикографическая.

Принятие решения о покупке. Факторы, сдерживающие принятие окончательных решений: отношение других людей, непредвиденные обстоятельства.

Типы покупок: специфически запланированные, в целом запланированные, покупки-заменители, незапланированные, внутримагазинные.

Модели поведения при принятии решений о покупке в магазине: инерционная, вариантная, модель «активный режим», модель «поиск лучшей цены». Личные и социальные мотивы посещения магазинов. Факторы, влияющие на внутримагазинные покупки.

Поведение после покупки. Послепокупочный диссонанс и факторы, его определяющие. Ритуальный и обыденный характер потребления. Удовлетворенность потребителя. Уровни воспринимаемого качества товара. Необходимые и достаточные условия лояльности. Поведение неудовлетворенных потребителей. Проблемы избавления от части или всего продукта. Исследование уровня удовлетворенности потребителя.

Особенности принятия покупательских решений по отношению к новым товарам. Непрерывные, динамически непрерывные и прерывистые инновации. Процесс принятия решений об инновациях: познание, формирование мнения, решение, освоение, подтверждение. Диффузия инноваций. Классификация потребителей по времени, затрачиваемому ими на принятие решений по новым товарам: новаторы, раннее меньшинство, раннее большинство, позднее большинство, отстающие.



Тема 4. Процесс обучения потребителя.

Процесс обучения потребителя и его этапы. Познавательный и бихевиористский подходы в понимании процесса обучения.

Повторение и актуализация. Оценка познавательного обучения. Узнавание и воспоминание.

Подкрепление поведения. Формы обучения: классическая и инструментальная. Методы обучения потребителя.

Реклама как процесс обучения клиентов компетентному выбору, принятию решений о покупке и использованию продукта.

Роль рекламы в процессе обучения. Направленность в рекламе: «на себя», «на сам процесс», «на клиента». Формы воздействия рекламы на потребителя в процессе принятия покупательских решений.

Цели рекламной коммуникации в процессе обучения: развитие первичного спроса, создание известности торговой марки, создание благоприятной установки по отношению к марке, стимулирование намерения совершить покупку, содействие покупке.
Тема 5. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

Личностные факторы поведения. Индивидуальность личности. Методы изучения личности: психоаналитический, социопсихологический и теория характерных особенностей.

Личностные ценности потребителя. Терминальные и инструментальные ценности. Шкала ценностей Рокича.

Стиль жизни потребителя. Внешняя сторона проявления жизненного стиля. Психографика. Действия, интересы и мнения потребителей.

Влияние возраста, пола и рода занятий потребителя на его покупательские решения.

Психологические факторы поведения: мотив, восприятие, знания, отношения.

Виды мотивов. Этапы формирования мотива. Теории мотивации Мак-Клелланда, А. Маслоу, Д. Шварца, З. Фрейда. Теория двух факторов Герцберга.

Восприятие и его свойства. Предметность, целостность, осмысленность, обобщенность, избирательность восприятия. Этапы избирательного восприятия. Законы восприятия. Основные характеристики восприятия: объем, скорость, точность, полнота, надежность.

Знания как информация, хранящаяся в памяти. Сенсорная, краткосрочная и долгосрочная память. Взаимосвязь компонентов памяти.

Знания потребителя о продукте: осведомленность, узнаваемость, припоминание. Знания о покупке: место и время, цена товара. Знания об использовании товара, об убеждении, знания о самом себе.

Отношения как составляющая трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Чувства и настроения потребителей. Характеристики установок потребителей: валентность, сила, консервативность, доступность, приверженность. Типы отношений: отношения к товару, к рекламе, предпочтения, установки относительно покупательского поведения. Формирование отношения и покупательского поведения потребителя.

Ресурсы потребителя: экономические, временные и когнитивные.

Экономические ресурсы. Зависимость между доходами и расходами населения. Законы Энгеля. Благосостояние и уверенность потребителей в завтрашнем дне.

Временные ресурсы потребителя и факторы, влияющие на их рациональное использование.

Когнитивные ресурсы: потенциальные и актуальные. Структура и характеристика способностей.

Психологические типы потребителей. Характер и темперамент человека. Тип личности. Индикаторы MБТИ. Покупатели-экстраверты, интроверты, сенсорные, интуитивисты, мыслительные, чувствующие, решающие и воспринимающие.


Тема 6. Влияние внешней среды на поведение потребителя.

Культура как фактор внешней среды. Уровни культуры. Структура культуры потребителей: ценности, нормы, язык, мода, обычаи и традиции, мифы, санкции. Особенности моды как фактора культуры. Особенности культуры как внешнего фактора воздействия на потребителя.

Социализация потребителей.

Субкультура и ее проявления в различных группах людей. Принудительный характер субкультуры.

Общественный класс и социальные страты. Поведение различных социальных слоев.

Социальные факторы поведения: референтные группы, семья, роли и статусы.

Причины создания референтных групп. Классификация референтных групп по признакам: по уровню взаимодействия, степени организованности, направленности восприятия, по форме влияния, по способу существования. Критерии определения групповой принадлежности. Типы вовлечения потребителей в коммуникации. Модели распространения прямых коммуникаций: модель «перетекания сверху вниз», двухэтапная модель распространения влияния, модель мультиэтапного воздействия.

Классификация типов семей. Домашнее хозяйство. Функции семьи: поддержание экономического благополучия детей, обеспечение эмоциональной поддержки, социализация потребителей, формирование жизненного стиля.

Этапы жизненного цикла семьи. Поэтапное изменение потребительского поведения семьи.

Модели принятия покупательских решений в семье: доминирование мужское, женское, совместное. Состав участников процесса принятия решений: инициатор; влиятельное лицо; лицо, принимающее решение; покупатель; пользователь. Роль детей в принятии покупательских решений.

Социальная роль и статус. Потребность в символах статуса. Механизм статусно-ролевого взаимодействия.

Факторы конкретной ситуации: время, случай, место. Процесс формирования ситуации. Ситуационная вовлеченность.


Тема 7. Внешние побудительные стимулы покупательского поведения.

Сущность стимулирования. Маркетинговые стимулы производителей и продавцов: товар, цена, распределение и продвижение товара.

Стимулирующая функция товарной политики. Позиционирование товара на рынке как инструмент стимулирования потребителей. Задачи позиционирования. Пирамида позиционирования. Варианты позиционирования: по атрибутам и выгодам; по соотношению «цена/качество», по потребителю, по использованию товара, позиционирование по конкуренту. Карта восприятия. Стимулирующие свойства отличительных особенностей товара: важность, неповторимость, наглядность, защищенность, доступность, превосходство.

Роль цены в маркетинге. Стратегии корректировки цен: стимулирующее ценообразование, ценообразование с введением скидок и зачетов, психологическое ценообразование.

Политика распределения как стимул покупательского решения. Современные формы розничной торговли: гипермаркеты, дискаунтеры, оптовые магазины, электронная коммерция. Выбор оптимального соотношения уровня обслуживания и цены.

Основные средства продвижения товаров на рынке: реклама, личные продажи, стимулирование продаж, связи с общественностью (PR). Особенности политики продвижения на рынке потребительских товаров. Основные приемы стимулирования продаж. Функции и инструменты PR в комплексе продвижения.

Реклама как инструмент стимулирования сбыта и продвижения товаров. Взаимосвязь рекламы и продвижения товаров. Моделирование товара в рекламе. Цели рекламной коммуникации.

Синтетические средства маркетинговых коммуникаций: участие в выставках и ярмарках, брендинг и фирменный стиль. Стимулирующее действие сильного бренда и фирменного стиля. Коммуникационные характеристики выставочной деятельности.

Приемы воздействия на потребителей: информирование, убеждение, стимулирование, напоминание.

Стимулы окружающей среды: экономические, политико-правовые, научно-технические, культурные.

Экономические стимулы: уровень инфляции, курсы обмена валют, процентные ставки, состояние рынка товаров. Инфляция спроса и издержек.

Совершенствование политической системы и усиление регулирующей роли государства в системе рыночных отношений. Источники правового регулирования.

Научно-технический прогресс и инновационная деятельность как средство удовлетворения новых общественных потребностей.

Стимулирующий характер культуры. Мода как социальная норма поведения.



Каталог: bitstream -> edoc
edoc -> Тема Предмет, задачи и методы психологии семьи Психология семьи
edoc -> Парадигмальное пространство современной философии. Учебное-методическое пособие
edoc -> Конспект лекций общая часть тема Понятие, предмет и система международного частного права
edoc -> Тема Ключевые категории в управлении персоналом организации Вопросы темы: Понятия «человеческие ресурсы»
edoc -> И. В. Радина эумк по дисциплине «методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка»
edoc -> Методические рекомендации по написанию курсовых работ и рефератов
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «психология поведения человека в экстремальных ситуациях»
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «Психология семьи»
edoc -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 «Психология»
edoc -> Конспект лекций тема «итория развития «конфликтологии»» Вопросы для обсуждения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница