Вопросы итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 030300. 62 Психология



Скачать 81,83 Kb.
Дата14.02.2016
Размер81,83 Kb.
ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ


  1. Аналитическая психология К. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера.

  2. Античная психологическая мысль в учениях Гиппократа, Демокрита, Платона и Аристотеля.

  3. Бихевиористский подход к пониманию педагогического процесса. Виды научения у человека. Оперантное научение и его закономерности. Механизмы научения.

  4. Виды воображения. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Мечты и фантазии. Место воображения в системе познавательной деятельности человека.

  5. Виды и роль эмоций в жизни человека. Психологические теории эмоций. Приспособительное значение эмоций. Эмоции и личность. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека.

  6. Виды терапевтической работы, с использованием гештальттерапии.

  7. Внимание и его роль в организации познавательной активности. Общее представление о внимании. Место внимания в структуре познавательной деятельности. Функции внимания. Виды внимания.

  8. Внутренняя картина болезни.

  9. Возникновение психоанализа. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа.

  10. Выбор схемы или модели эксперимента, обеспечение репрезентативности выборки и эквивалентности групп.

  11. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма.

  12. Диагностика в психосоматике.

  13. Задачи пожилого возраста. Физическое и когнитивное развитие в пожилом возрасте. Психосоциальное развитие в пожилом возрасте.

  14. Зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте. Подростковый кризис – становление субъекта социальных отношений. Схема развития в отрочестве. Основные новообразования в возрасте 13–17 лет. Кризис 13 лет.

  15. История изучения и современные представления о психологической природе личности. Три основных подхода к вопросу о личности, ее формированию и развитию (биогенетический, социогенетический, психогенетический).

  16. История психодиагностики.

  17. Категории психологии: деятельность, отражение, личность и общение.

  18. Классификация психосоматических заболеваний и расстройств.

  19. Классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигма в психологии.

  20. Количественные и качественные характеристики ощущений. Методы изучения ощущений.

  21. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.

  22. Методология экспериментального метода - общие понятия.

  23. Методы диагностики памяти. Влияние различных условий жизнедеятельности на мнемические процессы человека. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Профессиональная память психолога.

  24. Методы противостояния страху (релаксирующие, отвлекающие методики, метод парадоксальной интенции).

  25. Механизмы возникновения посттравматического стресса.

  26. Младший школьный возраст, его динамика и структура. Кризис семи лет. Основные психические новообразования в младшем школьном возрасте.

  27. Нарушение ощущений: гиперестезия, гипестезия, истероидная анестезия, парестезии, сенестонатии.

  28. Нарушения восприятия.

  29. Нарушения произвольных движений и действий.

  30. Новое неофрейдистское направление в психологии – эго-психология.

  31. Новообразования в дошкольном возрасте. Развитие личности в дошкольном возрасте. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Роль взрослого в развитии личности ребенка. Формирование самосознания в дошкольном возрасте.

  32. Общее представление о методологии науки.

  33. Общие симптомы и фазы горя. Признаки патологического горя.

  34. Определение термина «стресс». Условия, при которых фактор становится стрессорным для организма.

  35. Основные законы развития психики. Факторы развития психики. Механизмы психического развития. Предпосылки и условия психического развития человека.

  36. Основные подходы к дихотомии «норма - патология».

  37. Основные подходы к пониманию малой группы. Параметры изучения малой группы: состав, структура, процессы, ценности, нормы и санкции. Классификация малых групп.

  38. Основные положения и психотерапевтические установки в «индивидуальной психологии» А. Адлера.

  39. Основные понятия психологии учения. Обучение и учение. Усвоение как психологическая сторона учения. Подходы к определению усвоения. Структурная организация усвоения. Этапы, стадии усвоения. Основные характеристики усвоения.

  40. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность.

  41. Основные процессы мышления. Логические операции мышления

  42. Основные свойства внимания. Формирование и развитие внимания. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Психологические теории внимания.

  43. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы. Методы изучения восприятия.

  44. Основные теоретические концепции отечественной и зарубежной социальной психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм о механизмах социального поведения личности.

  45. Основные теории психического развития человека.

  46. Основные этапы конструирования тестов.

  47. Особая роль и место семьи в обществе. Специфические особенности, присущие семье. Основные функции семьи. Современная концепция семьи как малой социальной группы.

  48. Особенности организационных конфликтов. Сущность конфликта. Типы конфликтов. Факторы возникновения конфликтов. Структура конфликта. Уровни протекания конфликта в организации.

  49. Особенности основных архетипов К.Г. Юнга: Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Самость.

  50. Ощущения человека и их психологическая характеристика. Сущность и роль ощущений в психической жизни человека.

  51. Патология мышления.

  52. Понятие «возраст», критические и литические возрасты, основные кризисы возрастного развития, понятие «новообразование», основные новообразования каждого возраста. Основные периодизации возрастного развития.

  53. Понятие «деятельность». Личность в процессе деятельности. Виды деятельности. Роль деятельности в процессе становления личности.

  54. Понятие «структура личности». Основные составляющие структуры личности. Основные структуры личности в отечественной психологии. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности. Подходы к структуре личности в зарубежной и отечественной психологии на примере двух-трех концепций западных и отечественных психологов.

  55. Понятие интеллекта. Тесты интеллекта. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития, неоднозначность их связи с профессиональными успехами человека.

  56. Понятие установки (аттитюда) в социальной психологии. Основные функции аттитюда. Структура аттитюда: когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Изменение социальных установок.

  57. Потребности человека. Основные теории потребностей в современной психологии. Классификация потребностей. Понятие мотива. Методы изучения потребностей и мотивов человека.

  58. Правовые нормы и этические принципы, регулирующие деятельность психолога.

  59. Причины возникновения гомосексуальности

  60. Проблема темперамента в психологии. История изучения и современные представления о психологической природе темперамента. Типология темпераментов.

  61. Проблема эмоций в современной психологии. История изучения и современные концепции эмоций. Функции и виды эмоциональных явлений. Эмоции и чувства. Эмоции и потребности. Эмоции и система ценностей личности.

  62. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами. Психологические закономерности мнемонической деятельности.

  63. Психоаналитический подход в социальной психологии. Теории когнитивной ориентации о восприятии людьми окружающего мира.

  64. Психокоррекционные подходы, цели, техники, их применение и специфика на различных этапах травматического стресса и при работе с различными возрастными группами и категориями пострадавших.

  65. Психологическая характеристика восприятия человека. Восприятие в системе когнитивного взаимодействия человека со средой. Виды и свойства восприятия. Закономерности восприятия.

  66. Психологические концепции в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка.

  67. Психологические проблемы аномального дизонтогенеза.

  68. Психология воображения. Психологическая сущность воображения. Отличие воображения от образов памяти и восприятия. Основные функции воображения.

  69. Психология как профессия. Виды и области профессиональной деятельности психолога. Профессионально важные качества (ПВК).

  70. Психология мышления. Сущность мышления. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов.

  71. Психология памяти. Память в системе психического отражения. Функции памяти. Виды памяти.

  72. Психосоматические теории и модели.

  73. Психофизическая и психофизиологическая проблемы.

  74. Развитие в среднем возрасте. Задачи среднего возраста. Кризис среднего возраста. Психосоциальное развитие в зрелом возрасте.

  75. Расстройства памяти: количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии).

  76. Репрезентативность, надежность, валидность и достоверность психодиагностических измерений.

  77. Речь в системе познавательной деятельности. Психологическая характеристика речевой деятельности. Функции речи. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении.

  78. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их значение и психологическая характеристика.

  79. Система этических принципов и конкретных требований (профессиональных стандартов) к разработчикам и пользователям методик.

  80. Современный клинический подход к изучению аномалий личности: переход от психопатий, акцентуаций личности и характера к расстройствам личности.

  81. Стадии общего адаптационного синдрома.

  82. Структура и динамика младенческого возраста. Стадия младенчества. Кризис новорожденности. Характеристика основных психологических новообразований к концу первого года жизни.

  83. Структура и динамика раннего детства. Кризис трех лет. Ведущая деятельность в раннем детстве. Новообразования в период раннего детства.

  84. Схема личности по 3. Фрейу: Ид (Оно), Эго (Я), Суперэго (Сверх-я). Понятие бессозательного.

  85. Телесная психотерапия Вильгельма Райха.

  86. Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и характер.

  87. Теоретические модели психологического консультирования семьи. Виды психологического консультирования семьи. Диагностика семейных отношений.

  88. Теории и законы памяти. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение. Основные изменения, происходящие с памятью человека в процессе развития.

  89. Теории мышления в психологии. Развитие мышления. Разные подходы к развитию мышления. Стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

  90. Теория деятельности А. Н. Леонтьева.

  91. Типичные ошибки в психодиагностике.

  92. Типологии характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард). Акцентуации характера и их типы. Проблема характера в психологии.

  93. Факторы, угрожающие внутренней и внешней валидности эксперимента.

  94. Формулирование проблемы, цели эксперимента, операционализация понятий, выдвижение гипотез, определение независимой и зависимой переменных.

  95. Характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития.

  96. Экспериментальные планы и их валидность.

Каталог: R Prog -> %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа учебной дисциплины «психология развития и возрастная психология»
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа учебной дисциплины «введение в профессию»
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа учебной дисциплины «экспериментальная психология»
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа учебной дисциплины «психология аддиктивного поведения»
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа учебной дисциплины «психология конфликта»
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа учебной дисциплины «экзистенциально-гуманистическая психотерапия»
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогическая психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница