Вопросы и ответы



Скачать 113.13 Kb.
Дата16.02.2016
Размер113.13 Kb.
Вопросы и ответы.

Возрастная группа 8-9 классы.




  1. Через всю свою долгую жизнь Толстой пронес образ матери.
    В каких своих произведениях отразил его? Что отмечал Лев Николаевич в своей матери?

    Ответ: Это «маман» в повести «Детство», Мария Болконская в романе «Война и мир».
    Княжна Мария Николаевна умерла рано, когда Лёвушке не было и двух лет. По словам писателя, она была хорошо образована для своего времени. Она знала, кроме русского … четыре языка: французский, немецкий, английский и итальянский – и должна была чутка к художеству». Она хорошо играла на фортепьяно, клавикордах, гитаре, глубоко чувствовала музыку, была «большая мастерица рассказывать «сказки», выдумывая их по мере их рассказа».
    Кроме образованности и художественных задатков, Толстой отмечал в своей матери высокие моральные качества: чуткость и гуманность в отношении к людям, «равнодушие к суждениям людей и скромность, доходящую до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели перед другими людьми. Они как будто стыдились этих преимуществ.
    Оставшийся после смерти её богатый рукописный архив рассказывает о широком круге её интересов и даёт возможность представить образ глубоко одарённой, духовно богатой, обаятельной, жизнерадостной женщины, Ряд её рассуждений по психологическим вопросам: «О нерешительности», «О нежности», «О доброжелательности», «О мягкости» и т.д., сохранившихся в архиве за 1826 год, свидетельствуют об её интенсивной духовной жизни. Она была религиозна, и странники и странницы всегда находили гостеприимный приют в яснополянском доме.


  2. Когда Лева был маленьким, он был очень жалостливым и часто плакал, особенно, если при нем кого-нибудь обижали.
    Как обзывали его окружающие, смеясь над ним?

    Ответ: Окружающие обзывали его: «Лёва-рёва».

  3. В 1859 году в Ясной Поляне граф Толстой открывает бесплатную школу для крестьянских детей, в которой преподает сам, используя привезенное им из-за границы школьное оборудование, сам моделируя учебные книги, создавая свою необычную методику обучения.
    Что представлял собой данная школа?

Ответ: В его школе учились полный день, домашние задания отсутствовали, набор предметов был разнообразен, широко представлены не только сугубо научные, но и эстетические дисциплины. Присутствовали занятия трудом, физическим воспитанием.
В школе не было принуждения, не было системы дисциплинарных взысканий, отметки – формальность, существовала в основном качественная оценка – одобрение или недовольство учителя, отсутствовала привычная классно-урочная система. Расписание хотя и существовало, но не довлело, его легко преобразовывали под влиянием интереса к предмету, усталости или особенности настроения учеников.
Ребята были разделены на учебные группы на принципах относительно уровня подготовленности: смышленые выделены в особую группу, они привносят в школу духовное влияние учителя на учеников, он создаёт вокруг себя атмосферу любви, интереса, взаимопомощи.
На занятиях все садились, как кому сподручнее. Складывались учебные микрогруппы, основа которых – поддержка и взаимопомощь, общность интересов, нередко и личные симпатии. Учитель в школе озабочен не тем, как заставить детей действовать и мыслить по указке, а тем, как бы узнать, что кому нужно, помочь каждому, а главное, не содержать ненароком индивидуального продвижения вперёд. Потому труд учителя в Яснополянской школе был нелёгок, ему приходилось на занятиях решать массу незапланированных задач, работать одновременно с 7-10 группами учащихся.


  1. В каком здании размещалась школа Толстого?

Ответ: Школа размещалась в двухэтажном флигеле, где ныне находится литературный музей.

  1. Что из себя представляет «Азбука графа Л.Н. Толстого»?

Ответ: «Азбука» - одно из любимых Толстым его изданий. Сам писатель признавался, что потратил на нее 14 лет. Он надеялся, что по ней «будут учиться 2 поколения русских детей – от царских до мужицких».
«Азбука» - школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике. Методические советы и общие замечания. Литературно-педагогическая работа, состоящая из четырёх объёмных учебных книг. Первая книга включала азбуку, буквы, тексты для чтения, обучение счёту, методические указания для учителей. Следующие три книги предназначались для чтения. Туда входили художественные тексты и научно-популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, приводились тексты для заучивания и материалы по арифметике.


  1. С каким вызывающе демонстративным названием задумывал писатель издавать журнал, работая над своей «Азбукой»?

Ответ: Толстой мечтал об издании журнала «Несовременник», в котором «исключено бы было только то, что наполняет теперь работой 99/100 всех типографий мира, то есть критика, политика, компиляция, то есть непроизводительный задор и «дешёвый» гнилой товар для бедных умов потребителей». Цель журнала – «плакать и смеяться; его назначение – «сделаться учителем публики» в области художественного вкуса.
Замысел издания чисто художественного журнала остался неосуществлённым.


  1. Занимались ли с родными детьми Софья Андреевна и Лев Николаевич в плане обучения?

Ответ: Да. Софья Андреевна обычно давала детям базовые уроки по русскому (грамоте) и французскому языкам, немного по истории и географии, пению и игре на фортепьяно. Лев Николаевич учил математике, астрономии, латинскому и греческому языкам, обучал он и русскому, но не грамматике. Проводил занятия по физкультуре.

  1. Образование стоило в то время колоссальных денег. Семья Толстых экономила на чем угодно, только не на образовании. Требования, предъявляемые к преподавателям, были очень высоки.
    Кто занимался их подбором?

Ответ: К подбору гувернёров Лев Николаевич подключил свою родственницу фрейлину Александрин Толстую (Александра Андреевна Толстая) хорошо знавшая высший свет, которая занялась подыскиванием подходящих кандидатур.

  1. Толстой любил природу. Оставив на время художественные произведения, свою любимую «диалектику души», он почти весь 1879 год потратил на изучение мудрости природы, с головой уйдя во всевозможные фенологические наблюдения за стихийными явлениями, за изменениями, происходящими в растительном мире в зависимости от погодных условий и смены времени года.
    Чем он занимался ежедневно и чем закончился данный эксперимент?


Ответ: Толстой завёл специальную книжку, в которой, как в зеркале, регистрировалась им физическая реальность наблюдаемого объекта, изображалась плоть земли. С бесстрастностью фотографа он ежедневно фиксировал непрерывно меняющиеся состояния природы. Толстовские записи напоминают собой серию фотографий, отснятых моментальным фотоаппаратом. Со временем получилась своеобразная фотоновелла из жизни трав и цветов, наполненная естественностью и импрессионистичностью.
Ежедневно он стремился застигнуть природу врасплох. Вот когда ему пригодилась его врождённая сверхзоркость, позволявшая подмечать малейшие нюансы, происходившие в жизни растений, вибрацию их движений, повторяя каждый раз: «Как у Бога добра много!».
Толстовские экзерсисы продлились меньше года. Убедившись в конечности слова и в непроницаемости натуры для него, он закончил свой эксперимент. Доступность натуры оказалась эфемерной. Натура оказалась недоступной для слова, непереводимой в другую реальность. Оказалось невозможным словами передать «трепет листьев».


  1. Лев Николаевич обожал собак, и дворовых, и сеттеров.
    По именам героев, какого любимого им автора он давал клички своим собакам?

Ответ: По именам героев Чарлза Джона Хаффема Диккенса.

  1. Хорошо, понимая многогранную пользу леса и придавая большое значение правильному ведению лесного хозяйства, Лев Николаевич проявлял интенсивную деятельность в области лесоразведения. Продолжалась она более трех десятилетий - с 1857 по 1889 годы. А далее лесами занималась жена Толстого, которой он передал хозяйство. В 1857 году, оставив свои литературные дела, Лев Николаевич составляет проект восстановления лесов Тульских засек и отвозит его министру государственного имущества в Петербург.
    Что предлагает Толстой в этом проекте? Каким образом отреагировало министерство на данное предложение?


Ответ: В этом проекте Толстой предлагает все вырубки в засеках передать во временное сельскохозяйственное пользование – сроком от семи до девяти лет. Первые 4-6 лет пользователь проводит на вырубках очистку площади, корчёвку пней и сельхозработы – посевы и покос, а на 7-м или 9-м годах возвращает в лестничество площадь, засаженную 1-3 – ми молодняком.
Проект рассматривала специальная комиссия. Он был отклонён: чиновники доказывали негодность для казны такой формы лесовосстановления.


Но Толстой не оставил занятия лесом. Самый старый яснополянский лес – эталон засечных дубрав XVII века Чепыж – он сохранил. Лев Николаевич за свою жизнь посадил много леса и плодовых деревьев.

  1. Великий писатель очень любил сенокосную пору. Каждый год выходил с острой косой на Калинов луг к берегам прячущейся за деревьями Воронки. Придя в свой дом отсюда, написал он однажды: «Я теперь вот уже шестой день кошу траву с мужиками по целым дням и не могу вам описать не удовольствие, но счастье, которое я при этом испытываю».
    Кому из героев в «Анне Карениной» передал Толстой это ощущение?

Ответ: Передал Левину Константину Дмитриевичу. «Чем далее Левин косил, тем чаще и чаще он чувствовал минуты забытья, при котором уже не руки махали косой, а сама коса двигала за собой все сознающие себя полное жизни тело. Это были самые блаженные минуты».

  1. Льва Толстого пользовали разные врачи. В Москве – московские медики, в Ясной Поляне – тульские, иногда – калужские. Но… годы берут свое. Стареющего писателя начинают навещать болезни. Семья решает пригласить врача, который бы жил у них в доме постоянно и следил за здоровьем писателя. Но предложение встречает противодействие Толстого.
    Каковы были доводы писателя? Чем закончилось дело?


Ответ: Писатель знал, что любимый им крестьянский люд не имел не только хлеба, но был лишён и медицинской помощи. Крапивенский уезд, куда входила Ясная Поляна, насчитывал 98000 жителей. На весь уезд было всего 2 земских участка и 1 врач. Под давлением семьи он соглашается на приезд домашнего врача, ставя, правда, «одно непременное условие»: лечить не только писателя и его семью, но и крестьян Ясной Поляны и ближайших деревень: «Безнравственно пользование исключительной помощью врачей, доступной только богатым», - записывает писатель в дневнике. Домашним врачом стал серб Душан Маковицкий.

  1. В канун 80-х годов XIX века Толстой пережил глубочайший духовный переворот, в результате которого он порывает со своим классом, с его идеологией и культурой и становится выразителем интересов многомиллионного крестьянства.
    Свое отрицание жизни богатого класса Толстой переносит на собственную семью. Он ищет действенную форму, пробуя исправление человечества начать с исправления своей семьи. И форму эту он, наконец, находит, написав семейную комедию. Материалом для комедии послужила жизнь семьи Толстого и ее светских знакомых.

    Как называется эта комедия?

Ответ: Комедия называется «Плоды просвещения». В этой игре, в зеркале искусства должно было отразиться характеры самих актеров исполнителей. Любители, играя образ, который почти списан с него, должен был в комическом свете выставлять те черты своего характера и мировоззрения, которые осмеивались автором комедии. Нравственный урок подавался в процессе игры. В процессе самого акта творчества совершалась нравственная рефлексия дурных свойств натуры. Происходило освобождение, отделение дурных свойств натуры от исполнителя. Он расставался с ними и как бы передавал своему персонажу, этому эстетически воссозданному своему двойнику.

  1. В Ясной Поляне жил и творил Толстой. Сюда еще при его жизни шли письма со всего света, и они легко находили адресата даже тогда, когда на конверте указывалось всего два слова: «Россия, Толстому». Здесь жил властитель народных дум, которого боялось самодержавие.
    Что писал А.С. Суворин, сравнивая между собой Николая
    II и Л. Н.Толстого, в плане кто из них сильнее?

Ответ: А.С. Суворин писал: «Николай ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии. Его проклинают… Толстой отвечает, ответ расходится в рукописях и в заграничных газетах. Попробуй, кто тронуть Толстого. Весь мир закричит, а наша администрация поджимает хвост».

  1. Какие письма были предпочтительнее Толстому, адресованные «Льву Николаевичу Толстому», или, те, которые были адресованы «Его Превосходительству графу Толстому»?

Ответ: «Льву Николаевичу Толстому» - предпочтительнее.

  1. Лев Николаевич получал 30-40 писем ежедневно. Во время завтрака он просматривал корреспонденцию и, читая, помечал: «Б.О.», «П», «Б.С.». Но на многочисленные письма рабочих, крестьян он отвечал сам.
    Как расшифровываются эти обозначения?


Ответ: Расшифровывались: Б.О. – «без ответа», П. – «просьбы», Б.С. – «бессодержательное».

  1. Толстой и Тургенев – оба эти писателя прошли сложный жизненный и творческий путь, оба ненавидели крепостное право, оба отразили общественную жизнь дореформенного и пореформенного периода, оба горячо любили свою Родину, народ и оставили огромное художественное наследие.
    Будучи соседями по имениям, Тургенев неоднократно бывал в гостях у Толстого в Ясной Поляне. За рекой Воронкой есть поляна, получившая название «Тургеневской».
    На сколько лет были прерваны их отношения из-за ссоры? Несмотря на то, что внимание к литературной деятельности друг друга писатели не утратили и продолжали приветствовать выход каждого нового произведения в свет.


Ответ: Были прерваны на 17 лет, с 1861 года.

  1. «Во-первых я ни одного человека не любил так, как его… Во-вторых, когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не сделаешь, не так страшно так как Толстой делает за всех: - писал А.П. Чехов.
    Когда впервые был у Толстого в Ясной Поляне Чехов? Какую запись о Чехове оставил в своем дневнике Лев Николаевич?


Ответ: Чехов был 8-9 августа 1895 года. Толстой оставил следующую запись: «Чехов был у нас, и он понравился мне. Он очень даровит, и сердце у него должно быть».

  1. Среди гостей Ясной Поляны было много художников. Назовите их.

Ответ: М.С. Балашов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, К.Ф. Вальц, Л.О. Пастернак, М.В. Нестеров, И.К. Пархоменко, А.Н. Моравов, П.П. Трубецкой.

21. Лев Толстой прожил долгую жизнь. До самых последних дней пребывания в


Ясной Поляне он старался следовать строго установленному режиму, чередуя
напряженный умственный труд с активным отдыхом на природе и дома.
Чем увлекался с юности Толстой?


Ответ: Увлекался верховой ездой, плаванием, катанием на коньках, на лыжах, играл в теннис, в городки, шахматы. Рисовал (сохранились иллюстрации к роману Ж. Верна «80 дней вокруг света»). Играл на фортепьяно, в крокет, городки, винт (очень любил карты в молодости), раскладывал пасьянс. В свободное от творчества время занимался простым крестьянским трудом (тачал сапоги, клал печи, косил траву, качал воду из колодца, пахал землю), охотой, рыбной ловлей, физкультурой (упражнялся до глубокой старости с гимнастическими гирями - гантелями, до 60 лет пользовался турникетом, особенно любил прыгать через «кобылу»), катанием на велосипеде (уже будучи стариком).

22.Сколькими иностранными языками к концу своей жизни владел Л.Н.


Толстой?


Ответ: 15 языками. В совершенстве знал французский, английский, немецкий. Свободно переводил с итальянского, хорошо знал древнегреческий, латинский, древнееврейский, В разной степени владел польским, чешским, сербским, болгарским, голландским, татарским, украинским, эсперанто. В 80 лет начал изучать японский.

  1. В 1901 году Святейший Синод принял определение о Толстом: «Церковь не считает его своим членом и не может считать, до коле, он не раскается и не восстановит своего общения с нею».
    Как отреагировали современники Толстого на определение Синода?


Ответ: Определение Синода, как свидетельствуют современники, было воспринято кем-то положительно, но многими – неодобрительно. «Лев Николаевич три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма, адресы. До сих пор продолжаются эти изъявления сочувствия Льву Николаевичу и негодование на Синод и митрополитов», - пишет Софья Андреевна в своём дневнике.

  1. Когда и где умер известный писатель?

Ответ: Умер 7 ноября (20 ноября) 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги в доме начальника станции И.И Озолина.

  1. На историческом бульваре в Севастополе стоит стела с надписью: «Великому Л.Н. Толстому – участнику обороны Севастополя на 4 бастионе 1854-1855 гг.». Будущий великий писатель самоотверженно исполнял свой воинский долг.
    Какой чин и какие награды получил он за проявленное мужество?


Ответ: За проявленное мужество он получил чин поручика и орден святой Анны 4-й степени, медали «За защиту Севастополя» и «В память Восточной войны 1853-1856гг.», а также был представлен к Георгиевскому кресту. Однако в соответствии со своими убеждениями «уступил» его сослуживцу-солдату, посчитав, что существенное облегчение условий службы сослуживца стоит выше личного тщеславия.
В последствие его наградили двумя медалями «В память 50-летия защиты Севастополя» гг.»: серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора «Севастопольских рассказов».


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница