Вопросы гэ по безопасности жизнедеятельности Часть I. Безопасность жизнедеятельности



Скачать 242.16 Kb.
Дата15.02.2016
Размер242.16 Kb.

Вопросы ГЭ по безопасности жизнедеятельности

Часть I. Безопасность жизнедеятельности

Раздел. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Возникновение и развитие проблемы защиты человека в различных условиях его обитания. Предпосылки возникновения области научных знаний - безопасности жизнедеятельности (БЖД). Виды безопасности. Основные положения учебной дисциплины БЖД. Предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Цель и задачи учебной дисциплины БЖД. Обеспечение общей грамотности человека в области безопасности и сохранения здоровья.

Основные понятия и определения: безопасность жизнедеятельности; безопасность; опасность; идентификация опасности; номенклатура и таксономия опасностей; причины и следствия потенциальных опасностей. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Классификация опасностей.




Алгоритм изучения опасностей:

  1. предварительный анализ опасности: а) источник опасности; б) определение части системы, которая может вызвать опасности; в) введение ограничений на анализ;

  2. выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей;

  3. анализ последствий.

Принципы безопасности жизнедеятельности по признаку реализации (ориентирующие, техногенные, организационные, управленческие).

Принципы безопасности: идентификации опасных производственных объектов; страхования жизни, имущества, жилища, транспортных средств; охраны здоровья граждан; охраны окружающей среды; правового регулирования трудовых отношений и нравственно - этических норм поведения; рационального питания; социальной и личной безопасности.



Понятие риска. Концепция риска, количественное его определение, ожидаемый ущерб. Виды рисков. Основные методы обеспечения безопасности. Классификация методов:

а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;

б) нормализация ноксосферы; в) адаптация человека к соответствующей среде; г) комбинирование. Средства обеспечения безопасности: а) производственные средства безопасности; б) средства индивидуальной защиты; в) средства коллективной защиты; г) социально-педагогические.

Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация и характеристика ЧС по природе возникновения, масштабу, причине возникновения, возможности предотвращения, скорости развития, характеру течения, ведомственной принадлежности. Авария и катастрофа, их различия. Стихийные бедствия. Организация управления по предупреждению, ликвидации и расследований ЧС.

Понятие здоровья. Качественная и количественная оценки индивидуального здоровья (холистическая модель, резервные возможности, уровни здоровья). Здоровье населения и критерии его оценки (демографические показатели: рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни). Характеристика здоровья населения России и региона. Факторы, определяющие здоровье человека и населения (образ жизни, экология, генетика, уровень медицинского обеспечения, социальное и экономическое состояние общества). Структура образа жизни, компоненты, определяющие здоровый и нездоровый образ жизни. Пути и методы формирования, сохранения и развития здоровья населения. Принципы охраны здоровья граждан.

Раздел. ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ


Общие закономерности адаптации организма к экстремальным факторам среды. Понятие адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Акклиматизация и акклимация. Структурный системный след-основа долговременной адаптации. Понятие "интенсивность функционирования структур". Ее роль в регуляции генетического аппарата клетки. Общий неспецифический адаптационный синдром Селье (стресс- реакция) и его значение.

Безопасность в системе "Природа-общество-человек". Диалектика взаимоотношений. Понятие экологической, общественной и личной безопасности. Экология человека, как дисциплина: предмет и методы. Экологические права и обязанности граждан РФ, обеспечивающие удовлетворение их потребностей при взаимодействии с природой. Экологический паспорт-экологическое лицензирование и мониторинг. Государственная инспекция в области охраны окружающей среды, права и обязанности государственного инспектора. Принципы охраны окружающей среды.

Экологические факторы среды, представляющие опасность для жизнедеятельности человека и защита от них. Высокая температура и опасности ее воздействия на организм человека. Правила поведения человека в высокотемпературной среде. Холод и его воздействие на организм человека. Способы защиты от холода. Правила поведения человека в низкотемпературной среде. Гипоксия и ее воздействие на организм человека. Способы защиты человека от действия гипоксии. Химические загрязнители внешней среды и их воздействие на организм человека. Загрязнения воздуха, почвы и их воздействие на здоровье человека. Водная среда, и ее загрязнители опасные для человека (диоксины и др.). Природные и техногенные загрязнители. Экологические катастрофы.

Основные способы и средства защиты населения в условиях ЧС биологического характера. Основные понятия: эпидемия, пандемия, зона биологического заражения, эпизоотии, эпифитотии, биологическое оружие.

ЧС биологического характера, связанные с растениями, животными, грибами, бактериями (проказа, чума, холера, туберкулез), вирусами (оспа, бешенство, грипп, гепатит А, СПИД). Основные способы применения биологического оружия: аэрозольный, трансмиссивный, диверсионный.

Специфические особенности возбудителей наиболее опасных инфекций: эпидемичность, высокая токсичность, инкубационный период, консервация микроорганизмов, распространение инфекций, трудность обнаружения, психическое воздействие. Действия населения в условиях инфекционных болезней. Правила личной гигиены, санитарно-гигиенические требования к питанию и воде. Санитарная обработка жилья.

Ограничение распространения инфекционных заболеваний. Обсервация, карантин. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.

Основные способы и средства защиты населения в условиях ЧС природного характера. Классификация ЧС природного характера и их взаимосвязь.



ЧС геологического характера: землетрясения, вулканическая деятельность, оползни, селевой поток, снежные лавины.

ЧС метеорологического характера: ураганы и бури, смерчи, снежные бури.

ЧС гидрологического характера: наводнения, заторы и зажоры льда на реках, нагоны, цунами.

Природные пожары: лесные, степные и торфяные.

Признаки, предшествующие возникновению ЧС природного характера, активные и пассивные мероприятия по их предупреждению.

Действия населения в зоне ЧС во время и после стихийного бедствия.

Раздел. ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ


Техногенные опасности современной действительности. Прогнозирование и ликвидация последствий техногенных аварий и катастроф. Потенциально опасные производственные объекты (ПОПО): определение, характеристика объектов. Основные понятия, используемые для характеристики ПОПО: авария, анализ риска, потенциально опасное вещество, промышленная катастрофа, особо опасное производство, техногенная ЧС. Виды и характер опасных производств в современном населенном пункте. ПОПО г. Новосибирска и НСО. Основные причины аварий на производстве.

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ОПО) №116 от 21 июля 1997г. - основной документ по обеспечению безопасности производственных объектов.

Оценка обстановки при авариях на РОО, ХОО, при взрывах и пожарах на объектах экономики; задачи, прогнозирование последствий.

Мероприятия по предупреждению ЧС на ПОПО на различных этапах строительства и эксплуатации.

Проведение АСДНР в процессе ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф. Особенности проведения СР., в условиях химического и радиоактивного заражения, при пожарах и обрушении сооружений.

Основные принципы безопасного поведения на дорогах и в различных видах транспорта. ДТП, причины, частота, последствия.

Основные правила дорожного движения: перехода через дорогу с регулируемым и нерегулируемым переходом; движение по улице без тротуара; движение по железнодорожным путям; поведения свидетеля и участника ДТП; поведения в общественном и личном транспорте.

Правила поведения при авариях на железнодорожном, авиационном, водном и автомобильном транспорте.

Дорожные знаки: запрещающие; предупреждающие; предписывающие; информационно-указательные; дополнительные. Профилактика ДТП и травматизма на транспорте. Дети и дорога.

Основные способы и средства защиты населения в условиях ЧС техногенного характера. Основные принципы защиты населения в условиях ЧС мирного времени. Противорадиационная и противохимическая защита: задачи и основные мероприятия.

Медицинская защита: основные мероприятия, использование СИЗ органов дыхания и кожи, оказание ПМП в ходе спасательных работ.

Инженерная защита: укрытие населения в убежищах, ПРУ, простейших укрытиях. Классификация, устройство и правила поведения населения в защитных сооружениях.

Защита населения путем эвакуации: цели планирования эвакомероприятий; виды эвакуации; обеспечение эвакомероприятий (транспортное, медицинское, охрана общественного порядка и т.д.).

Проведение АСДНР в зоне ЧС.

Организация жизнеобеспечения населения в зонах поражения.

Функционирование объектов народного хозяйства в условиях ЧС военного и мирного времени. Исходные положения для прогнозирования оценки устойчивости функционирования объекта. Методика оценки устойчивости работы объекта к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Методика оценки устойчивости работы объекта к воздействию вторичных факторов поражения. Гидродинамические опасности. Оценка химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, имеющих АХОВ.


Раздел. СОЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ


Социальные опасности как управляемые факторы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Характеристика социальных опасностей, причины их возникновения и распространения. Классификация социальных опасностей. Понятия социальная безопасность, социальная защита, социальная помощь, личная безопасность, общественная безопасность, государственная безопасность, национальная безопасность. Виды социальных опасностей и их профилактика (ИППП, ВИЧ - инфекции, наркомании, суициды и т.д.). Правила поведения в городе при социальных опасностях (воровство, мошенничество, уличные беспорядки, столпотворения и т.д.). Терроризм как глобальная опасность.

Дестабилизирующие факторы современности: религиозные секты, экстремистские организации националистического и религиозного толка, террористические организации, проблема самоопределения национальных меньшинств, неурегулированные территориальные споры, миграция населения и неблагоприятная криминальная обстановка.

Причины их возникновения: политические, экономические, социальные и др. Мероприятия по предупреждению возникновения дестабилизирующих факторов.

Психология безопасности как основополагающий аспект профилактики социальных опасностей. Психологические причины несчастных случаев. Роль человека как основного участника несчастных случаев. Влияние индивидуально - личностных особенностей человека на безопасное поведение.

Психические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение (интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и т. д); утомление; дистресс; тревога, испуг, страх, фобии, паника и др.

Психические нарушения человека, увеличивающие риск опасности (прием психоактивных средств и др.).

Методы повышения психологической безопасности. Мотивация и ее роль в формировании безопасного типа поведения. Безопасный тип поведения с позиций функциональных систем. Профилактические мероприятия: пропаганда и воспитание; обучение, отработка навыков по выходу из критических ситуаций; профотбор и медицинское обследование.

Информационная безопасность. Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации. Понятие об информации и виды информационных воздействий. Средства массовой информации (СМИ). Влияние образной информации на человека, виды рекламы. Влияние интеллектуальной информации, ее виды. Роль информации в социальных отношениях и ее значение для человека. Понятие дезинформации и причины ее существования. Примеры отрицательных информационных влияний в обществе. Подходы к оценке информационных влияний (мотив, цель, средства, реальные результаты). Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации; роль мировоззрения и нравственной устойчивости личности. Значение ориентации в социальной информации для профессиональной подготовки педагогов. Необходимость различных форм контроля над информационными потоками в образовательном пространстве.

Основные способы и средства защиты в условиях ЧС социального характера. Понятие экстремальной ситуации (ЭС). Основные элементы ЭС и их диагностика (место, время, нападающий). Степень агрессивности и эмоциональное состояние противника во время ЭС. Психические состояния жертвы, способы и средства выхода из этих состояний. Основные правила и приемы самообороны. Основные средства самозащиты. Самооборона женщины. Нормативно-правовые аспекты защиты и самозащиты человека в современных условиях. Роль государства и общества в обеспечении социальной защиты населения. Формирование навыков поведения по снижению риска ЧС социального характера.

Раздел. СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Естественные системы защиты организма, как факторы индивидуальной безопасности. Защитно-приспособительные системы организма, обеспечивающие безопасность человека. Роль костно-мышечной системы, органов чувств, поверхностных покровов человека и слизистых оболочек, крови, иммунной защиты, защитно-приспособительных реакций (чихание, кашель, рвота, воспаление, боль, лихорадка, движение). Условия сохранения постоянства внутренней среды и адаптации организма к среде существования. Биологическая надежность организма и ее роль в сохранении жизни при экстремальных ситуациях.

Основные теории и методы оздоровления, укрепления и сохранения здоровья человека. Традиционные и нетрадиционные системы оздоровления.

Закаливание, как научная система и научная методика.

Отечественные и восточные оздоровительные системы (Н.М. Амосова, П.К. Иванова, ЦИГУН, Аюрведа, Йога).

Основные средства оздоровления: действие физических; природных (солнце, воздух и вода) и преобразованных (искусственный свет, аэроионизация, соляная пещера и т.д.) факторов.

Фитотерапевтические аспекты восстановления и повышения работоспособности.

Виды и средства массажа. Сущность и механизм физиологического влияния на организм. Само массаж как гигиеническое и восстановительное средство.

Правовые основы безопасности личности, общества и государства. Безопасность государства и безопасность человека (понятие). Правомерное поведение и правонарушение. Основные признаки и черты правового государства. Право международной безопасности. Российское право (система, отрасли). Вред, причиненный жизни и здоровью гражданина, возмещение вреда. Трудовая деятельность и охрана труда в России. Обеспечение государством санитарно - эпидемиологического благополучия населения. Охрана окружающей среды, земельных, водных и воздушных ресурсов. Преступления против жизни и здоровья человека и их предупреждение и пресечение. Санитарные нормы и правила в РФ. Техника безопасности и ее соблюдение. Федеральные органы охраны БЖД. Федеральные и другие программы обеспечения БЖД.

Основные гигиенические нормы и требования к профилактике соматических и инфекционных заболеваний. Состав атмосферного воздуха. ПДК химических веществ в атмосфере. Гигиеническое нормирование экзогенных химических веществ в почве. Медико-биологическое значение содержания некоторых химических веществ (фтор, йод и др.) в почве, в воде. Нормативы водопотребления и качества питьевой воды. Физиологические нормы питания. Нормы употребления в пищу белков, жиров, углеводов для различных групп населения. Санитарно-гигиенические нормы к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Наиболее распространенные заболевания, социально-гигиенические условия их возникновения и их профилактика.

Основные принципы и методы оказания ПМП при различных экстремальных ситуациях. Общие понятия о первой медицинской помощи (ПМП). Этапы оказания медицинской помощи пораженным при катастрофах. Организация медицинской помощи при массовых поражениях. Медицинская помощь в чрезвычайной ситуации. Алгоритм оказания ПМП.

Объем ПМП при ЧС с преобладанием механических поражающих факторов. Объем ПМП в очагах с преобладанием термических поражений. Объем ПМП при ЧС с выбросом в окружающую среду АХОВ. Объем ПМП с выбросом радиоактивных веществ. Объем ПМП при массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения.

Основные принципы автономного существования в различных климатических и природных условиях. Особенности различных климатических условий: Арктики, пустынь, горно-таежной местности. Способы и методы, обеспечивающие автономное существование человека в различных экстремальных, природных и климатических условиях: защита от холода, жары, укусов насекомых, животных, обеспечение водой и пищей, сооружение временных укрытий и т.п.

Сроки автономного существования в зависимости от климатических условий. Сигналы бедствия и сигнальные средства. Правила безопасного поведения в туристском походе при различных экстремальных ситуациях.

Организация охраны труда учащихся и персонала в учебной деятельности. Техника безопасности, ее задачи и значение. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Нормативные документы. Основные трудовые права работников. Рабочее время и время отдыха. Профессиональные союзы и другие общественные организации. Разработка и утверждение правил по охране труда. Разработка и утверждение типовых инструкций по охране труда. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ. Нормативы по организации охраны труда и учебной деятельности в образовательных учреждениях.

Система охраны труда и организация безопасного образовательного пространства в учебных заведениях. Понятие образовательного пространства и его характеристика. Концепция безопасности образовательного пространства. Основные задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства (БОП). Основные правовые основы БОП. Правовые основы создания здоровых и безопасных условий труда граждан, в том числе участников образовательного процесса, изложенные в Конституции РФ (12.12.93г.), Кодексе законов о труде РФ (КзоТ с изменениями и дополнениями от 1988г., 1992г. и 1999г.), Семейный кодекс РФ от 02.01.2000 №32-ФЗ, а также в федеральных законах и других нормативных правовых актах, указах президента и постановлениях правительства. Федеральные законы. Нормативно-правовые акты.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста и учащихся к защите в условиях защиты ЧС. Основные международные акты по защите прав детей. Положение детей в мире, в Российской Федерации. Конвенция о правах ребенка, ее основное содержание. Формирование у детей понятий: "защита", "безопасность", "охрана", "чрезвычайная ситуация" и др.

Педагогические условия организации деятельности детей разного возраста с учетом их психологических особенностей на занятиях в дошкольных и общеобразовательных учреждениях для реализации задач по подготовке к защите в условиях ЧС.

Формирование опыта коллективной деятельности на занятиях с детьми. Содержание занятий с детьми по подготовке к защите от ЧС, Характеристика разнообразных методик, используемых при работе с детьми. Роль психологической подготовки. Арт-терапия, как метод снятия детских страхов, возникающих при ЧС.

Содержание и структура творческой сюжетно-ролевой игры при подготовке детей к защите ЧС (воображение, ситуация, сюжет, игровые действия, роль, правила, мотив и т.д.).

Опыт воспитателей и учителей по формированию навыков защиты у детей в ЧС (авторские программы).

Показатели, отражающие наличие у детей практических навыков по готовности к защите от ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС). Федеральные законы и постановления правительства РФ о защите населения: ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", постановление №1113 от 5.11.1995года "О Единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление №924 от 03.08.1996года "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения".

Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС. Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС: подсистемы (территориальные, функциональные и ведомственные) и уровни РСЧС. Задачи комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Органы управления РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства РСЧС.

Система организации ГО в стране и регионе, ее цель и задачи. Понятие ГО, ее роль в общей системе национальной безопасности. Нормативно-правовые акты в области ГО. Права и обязанности граждан РФ в области ГО. Организация и ведение ГО. Организационная структура ГО. Потенциально опасные производственные объекты, расположенные на территории Новосибирской области.

Роль и место Вооруженных сил в системе обеспечения национальной безопасности. Понятие о Вооруженных силах России. Нормативно-правовые акты Вооруженных сил России. Организация и структура Вооруженных сил России. Вероятные противники России. Права и обязанности граждан, проходящих службу по призыву и контракту. Допризывная подготовка молодежи к службе в рядах ВС.


Часть II. Теория и методика обучения "Безопасность жизнедеятельности"

Раздел 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Общая педагогика. Педагогика как наука и искусство. Объект и предмет науки педагогики. Функции педагогики: аналитическая, прогностическая, проективная. Основные категории: обучение, воспитание, образование, развитие, формирование личности, педагогический процесс. Структура педагогической науки (научные дисциплины и отрасли педагогики). Педагогика в системе других наук о человеке. Методология педагогики, ее уровни. Классификация методов педагогического исследования: теоретические, эмпирические, общенаучные. Структура и этапы научно-педагогического исследования.

Философско-педагогические концепции, определяющие значение социального и биологического в развитии человека. Характеристика движущихся сил развития личности: внутренние и внешние противоречия, общие и индивидуальные противоречия. Факторы развития личности.

Дидактика. Противоречия и проблемы современной российской школы. Обучение как педагогические насилие: просвещение обучающихся, доминирование обучения над учением, единообразие и закостенелость в содержании и формах, регламентированное исполнительство, репрессивная среда в школе, формирование личности с заданными свойствами, социально-психологические последствия принуждения, превознесение внешних показателей, надзор вместо управления. Показатели авторитарного стиля педагогического общения: позиция взрослого "над ребенком", учащийся вынужден занимать позицию ведомого, функционально-ролевой уровень взаимодействия, личностно-отчужденный тип взаимоотношений, властные методы управления.

Современная дидактическая концепция: определение цели образования, обучение как развивающий и воспитывающий процесс, интерпретация функций обучения, гуманистический характер современной педагогической концепции. Подходы современной дидактики: личностный, деятельностный, социальной направленности, целостный, технологический. Деятельность учителя и учащихся в процессе профессионального обучения. Условия построения образовательного процесса на основе идей педагогики ненасилия. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, структура, движущие силы, основные направления развития.

Целеполагание. Целеполагание в педагогике. Определение цели. Иерархия педагогических целей. Требования к формулировке целей. Таксономании целей обучения. Методы согласования целей педагогической деятельности учителя и учебно-профессиональной деятельности учащихся. Обучение учащихся целеполаганию. Взаимосвязь целеполагания и рефлексии в обучении.

Содержание образования. Определение содержания образования. Исторический характер содержания образования. Детерминанты содержания образования: цель образования; организация деятельности учащихся; целенаправленно организованное взаимодействие школьников с миром; передача социального опыта, накопленного предшествующими поколениями; формирование базовой культуры личности. Взаимосвязь общей и специальной профессиональной подготовки в содержании профессионального образования. Основные компоненты содержания общего образования в концепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Критерии отбора содержания профессионального образования.

Требования к содержанию образования, определяемые Законом РФ "Об образовании". Государственный образовательный стандарт, его федеральный, национально-региональный, школьный компоненты. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования: учебные планы, учебные программы учебники и учебные пособия.

Формы обучения. Урок - основная форма организации педагогического процесса. Урок как культурологический феномен. Типология и структура урока. Положения развивающего обучения, реализуемые на уроке. Культура современного урока, его характерные черты-постулаты. Требования к современному уроку.

Нетрадиционные уроки, их классификация и характеристика.

Сопутствующие, дополнительные и вспомогательные формы обучения (экскурсия, лабораторное занятие, школьная учебная конференция, индивидуальные и групповые консультации; группы выравнивания, репетиторство, факультативные занятия, спецкурс, кружок, экспедиции).

Самостоятельная работа учащихся как средство организации деятельности на уроке. Разновидности самостоятельной познавательной деятельности. Приемы организации самостоятельной работы школьников и студентов.

Проблема домашних заданий в современной системе образования. Функции домашних заданий, их виды. Условия организации домашней самостоятельной работы.

Комплексное использование различных форм организации педагогического процесса. Их разнообразие и тесное взаимодействие для достижения образовательных целей.

Методы обучения. Сущность и специфика методов проблемного обучения. История становления, современные целевые ориентации в применении. Методы проблемного обучения: метод проблемного изложения, частично-поисковый метод (эвристический), исследовательский метод обучения. Алгоритмы в деятельности педагога и учащихся при проблемном обучении. Проблемная ситуация и основные приемы создания проблемных ситуаций. Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание. Анализ достоинств и недостатков методов проблемного обучения. Условия эффективного применения проблемного обучения.

Технология групповой проблемной работы (учебной дискуссии, диспута), характеристика этапов ее подготовки и проведение. Конструктивные приемы управления дискуссией: стимулирования активности участников диспута; обострение дискуссии; поддержания и направления дискуссии; торможения высказываний.

Понятие педагогической диагностики. Понятийный аппарат в диагностике: контроль, проверка, оценка, отметка. Диагностика обученности.?

История использования отметки в образовании. Определение оценки и отметки в современных образовательных моделях. Функции оценки и отметки. Влияние оценки и отметки на формирование учебной деятельности и личностное развитие учащегося. Формирование адекватного отношение к отметке у субъектов педагогической ситуации.

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Формы контроля эффективности обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная; устная, письменная, практическая формы контроля; зачет, экзамен.

Методы и приемы контроля эффективности обучения: методы устного контроля (беседа, рассказ, объяснение, чтение теста, доклад); методы письменного контроля (контрольная работа, диктант, сочинение, реферат, опрос по карточкам; программированный контроль - с помощью ЭВМ, перфокарт, выполнение тестовых заданий; графический контроль - заполнение таблицы, составление графика, схемы, создание рисунка); методы практического контроля (приготовление препарата, выполнение опытов, лабораторная работа); самоконтроль. Современные подходы к решению проблем диагностирования обученности учащихся: способы повышения стимулирующей роли 5-бальной шкалы; введение 12-бальной шкалы; опыт безотметочного обучения; разноуровневая диагностика на основе обязательных результатов обучения; применение проверочных заданий в тестовой форме. Средства обучения. Понятие о средствах обучения. Эволюция взглядов на роль средств обучения в истории педагогики. Различные подходы к классификации дидактических средств: источник информации и инструмент освоения учебного материала; для учителя и для учащихся; материальные и нематериальные (идеальные); визуальные, аудиальные, аудиовизуальные; на уровне урока, на уровне учебного предмета, на уровне образовательного процесса.

Психолого-педагогические условия применения технических средств обучения. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к современным техническим средствам обучения. Характеристика технических средств обучения: диапозитивы, транспаранты, эпиобъекты, диафильмы, кино- и видеофильмы, телепередачи, радио и звукозапись.

Средства новых информационных технологий (СНИТ). Специфические особенности электронного учебника, его функции и структура. Возможность применения электронного учебника в образовательном процессе. Классификация компьютерных обучающих программ. Школьная медиатека. Комплексный подход к применению средств обучения в образовательном процессе.

Педагогические технологии. Принципы организации проектировочной деятельности в сфере образования. Характеристика этапов разработки педагогического проекта (проектировочные алгоритмы). Психологические основы педагогического проектирования. Сущность планирования как результата проективной деятельности педагога. Специфика планирования работы классного руководителя. Специфика планирования в деятельности учителя - предметника.

Технология дифференцированного обучения: целевые ориентации, истории становления. Внешняя и внутренняя дифференциация. Основные формы дифференциации: распределение по разным типам образовательных учреждений; внутришкольная; межклассная; внутриклассная. Современный подход к обучению одаренных, талантливых детей, а также детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в развитии. Компенсирующее обучение как направление дифференциации школьного образования. Анализ достоинств и недостатков технологии дифференцированного обучения.

Сущность альтернативных традиционной системе обучения технологий, реализующих идею свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Р. Штейнер и др.). Их актуальность для современной парадигмы образования. Вальдорфская педагогика как воплощение идей "свободного воспитания" и "гуманистической педагогики". Целевые ориентации. Концептуальные положения. Специфика взаимоотношений педагога и учащихся.

Теория и методика воспитания. Диалектика индивидуального и коллективного в воспитательном процессе. Ученический коллектив школы и школьный класс в воспитательной системе школы. Функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива. Эволюция концепции коллективистского воспитания: от коллективизма к взаимодействию (учение А.С. Макаренко, педагогические идеи Ю.П. Азарова, И.П. Иванова, Т.А. Куракина, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой и др.). Педагогическое руководство детским коллективом. Развитие ученического самоуправления. Самодеятельные группы, детские и юношеские "неформальные" объединения.

Смысл педагогического взаимодействия школы и семьи. Особенности современной семьи. Характеристика демографической ситуации в России. Современные тенденции и проблемы семейного воспитания. Условия развития и саморазвития личности в семье. Классификация типов семей по составу и характеру взаимоотношений. Направления работы классного руководителя с семьями учащихся. Схема анализа особенностей семейного воспитания учащихся. Формы работы с семьями учащихся. Методика работы с родителями школьника.

Характеристика различных подходов к определению содержания воспитания. Гуманистический подход в воспитании. Воспитание как вхождение ребенка в культуру (культурологический подход в воспитании). Деятельность - основа воспитательного процесса (деятельностный подход в воспитании). Воспитание как организация предметной деятельности и духовной деятельности по осмыслению жизни. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей; ценностные отношения к миру как содержание воспитательного процесса (ценностный подход в воспитании). Формирование мировоззрения школьников в целостном педагогическом процессе (комплексный подход в воспитании).

Характеристика приоритетных стратегий воспитания по схеме: ключевые понятия, задачи воспитания, формы организации деятельности, критерии и показатели воспитанности.

Понятие о формах организации воспитательной работы. Их классификация по различным основаниям: по количеству и составу участников, по продолжительности и по месту проведения; по аспектам содержания воспитания; по степени сложности; по характеру связей между участниками. Комплексное использование различных форм организации воспитательного процесса, их разнообразие и тесное взаимодействие для достижения цели. Критерии выбора форм воспитания. Характеристика форм воспитательной работы.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: педагогическая оценка, поощрения, наказание, создание ситуаций успеха/неуспеха, соревнование, игра.

Раздел 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Мобилизация участников образовательного процесса на всех этапах урока: Психологическая и организационная готовность участников образовательного процесса к осуществлению деятельности. Правильный выбор и оптимальное сочетание степеней мобилизации учителя и учащихся. Регулирование психоэмоционального напряжения участников образовательного процесса. Чередование мобилизационных состояний учителя и учащихся с целью организации продуктивной деятельности. Творческая продуктивная коммуникация.

Целеполагание и мотивационное обеспечение урока: Определение и предъявление целевой установки. Осмысление и принятие цели учащимися. Использование приемов, развивающих мотивацию безопасного поведения. Создание ситуации успеха. Наличие признаков устойчивой мотивации. Обеспечение психологической безопасности учащихся.

Степень динамичности и вариативности форм организации процесса обучения: Содержание учебных программ предмета ОБЖ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Отбор содержания образования в области БЖ (принципы: интегративности, системности, целостности, функциональной полноты, стандартизации, общезначимости, фундаментальности, гуманизации, эвристичности, практичности, деятельности, историзма, экологизации). Особенности организации и проведения занятий с обучающимися различных возрастных групп.

Понятийный аппарат предмета: Характеристика этапов и условий формирования и развития понятий по ОБЖ. Междисциплинарные аспекты фундаментальных понятий и понятийной периферии курса БЖ. Формы интеграции знаний по безопасности жизнедеятельности.

Методика проведения занятий по ОБЖ: Предназначение предмета ОБЖ в выработке привычек безопасного поведения человека в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Интегрированный характер предмета ОБЖ. Структурно-логические связи предмета ОБЖ с другими предметами. Разработка плана проведения занятий. Учет динамики работоспособности при планировании и проведении урока (хронометраж времени, завершенность учебных операций). Отбор содержания учебного материала и его соответствие целям урока. Отбор методов обучения, ориентированных на развитие учащихся. Наличие рефлексивных показателей.

Профилактические мероприятия на уроке: Наличие соответствующих СанПиНам санитарно-гигиенических условий. Профилактика утомления. Профилактика заболеваний (миопии, нарушения осанки и др.). Безопасность образовательного пространства.

Технология образовательного процесса: Понятие педагогической технологии. Традиционные и нетрадиционные технологии обучения. Инновационное обучение, его характеристики. Значение интерактивных методов обучения в курсе ОБЖ. Информационные технологии (методика использования в процессе обучения ОБЖ).

Учебно-методическое обеспечение предмета ОБЖ: Учебники по основам безопасности жизнедеятельности, включенные в федеральный комплект учебников. Наглядные пособия по программе ОБЖ, их наличие, содержание, соответствие учебным вопросам.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2004

  2. Антюхин Е.Г., Мелихов Ю.Ф., Сулла М.Б. Рабочая тетрадь по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности": 5-6 классы. - М.: Просвещение, 2000

  3. Антюхин Е.Г., Сулла М.Б. Рабочая тетрадь по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности": 7-8 классы. - М.: Просвещение, 2000

  4. Безопасность человека: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. - М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994

  5. Головачев М.В. Безопасность жизнедеятельности: программно-методический комплекс для преподавателей и студентов педагогических вузов. - Н.Новгород: НГПУ, 2002

  6. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10кл.,11 кл.: Учебник для общеобразовательных школ - М.: Дрофа, 2000

  7. Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие (6,7 и 8 классы). - М.: Дрофа, 2000

  8. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену (9-11 классы). - М.: НЦ ЭНАС, 2000

  9. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Пособие для учителя - Санкт - Петербург: "СОЮЗ", 2003

  10. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности: Учебное пособие по "Педагогика".- Барнаул, 1999

  11. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: БГПУ, 2002

  12. Склянова Н.А., Плющ И.В., Шелегин Н.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по подготовке детей и учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2000

  13. Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10кл., 11 кл. - М.: Просвещение, 2000

Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников. - М.: Просвещение
Каталог: files -> fpkipp -> 08.04.11
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
fpkipp -> Общие вопросы теории и методики обучения физике
08.04.11 -> Модуль «Дошкольная педагогика» Раздел Общие вопросы дошкольной педагогики. Тема Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница