Вопросы для экзамена по дисциплине «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»



Скачать 71,07 Kb.
Дата21.05.2016
Размер71,07 Kb.
ТипВопросы для экзамена
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИИ

направление подготовки высшего образования

44.04.02 – Психолого-педагогическое образование

Квалификация (степень)

Магистр

Форма обучения



заочная

Типовые вопросы для экзамена по дисциплине «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»:



  1. Методология культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

  2. Понятие о высших психических функциях.

  3. Этапы развития высших психических функций.

  4. Специфика психического развития человека в онтогенезе.

  5. Понятие инструментального метода в исследовании высших психических функций. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций.

  6. Понятие знака и проблема опосредования.

  7. Проблема интериоризации в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  8. Проблема смысла в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и её развитие в современной психологии.

  9. Основные этапы в формировании значений у детей.

  10. Культурно-исторический подход в зарубежной психологии.

  11. Сравнительный анализ теории Л.С.Выготского и М. Коула.

  12. Теория Л.С.Выготского как основа развивающего обучения.

  13. Обучающий эксперимент и его модификации.

  14. Прогноз развития в понимании Л.С. Выготского.

  15. Развитие идей Л.С.Выготского в работах Д.Б.Эльконина.

  16. Теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина.

  17. Развитие идей Л.С.Выготского в работах Л.И.Божович.

  18. Методология деятельностного подхода в психологии.

  19. Деятельность как предмет и метод исследования.

  20. Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

  21. Внешняя предметная деятельность и внутренняя психическая деятельность.

  22. Проблема интериоризации в деятельностном подходе.

  23. Психологическая структура деятельности А.Н.Леонтьева.

  24. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

  25. Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

  26. Московская (деятельностная) психологическая школа, ее значение для развития психологии.

  27. Субъектно-деятельностная теория С.Л.Рубинштейна.

  28. Развитие идей деятельностного подхода в работах А.В.Брушлинского.

  29. Развитие идей деятельностного подхода в работах В.Д.Шадрикова

  30. Развитие идей деятельностного подхода в работах К.А.Абульхановой-Славской.

  31. Деятельностный подход в зарубежной психологии (А.Валлон, Л.Сэв, М.Форверг) (по выбору студента)

  32. Деятельностный подход в зарубежной психологии (А.Валлон, Л.Сэв, М.Форверг) (по выбору преподавателя).

  33. Общее и особенное в деятельностном подходе в отечественной и зарубежной психологии.

  34. Развитие идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития в отечественной психологии (Д.Б.Эльконин).

  35. Развитие идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития в отечественной психологии (В.В.Давыдов).

  36. Проблемно-ориентированное развивающее обучение (Л.В.Занков);

  37. Личностно-ориентированное развивающее обучение (Г.А.Цукерман, Л.М. Фридман и др.)

  38. Смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, 1990-е гг.).

  39. Рекомендации по реализации развивающего обучения в образовании.

  40. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития (Д.И.Фельдштейн)

  41. Деятельностная теория учения.

  42. Универсальные учебные действия (А.Г.Асмолов, 2000-е гг)

  43. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении.

  44. Методы активного обучения как практическое воплощение культурно-исторической-системно-деятетельностной парадигмы образования.

  45. Рекомендации по организации совместной деятельности детей и взрослых на основе культурно-исторического и деятельностного подхода

  46. Понятие о рисках образовательной среды.

  47. Рекомендации по профилактике и коррекции рисков образовательной среды, возникающих среди педагогов.

  48. Рекомендации по профилактике и коррекции рисков образовательной среды, возникающих среди учащихся.

  49. Рекомендации по профилактике и коррекции рисков образовательной среды, возникающих среди родителей учащихся.

  50. Методы оценки отношений между ребенком и социальной средой, в том числе образовательной.

Контрольная работа

Данный вид самостоятельной работы студентов является обязательным.

Предлагается два варианта контрольной работы:


  1. «Применение культурно-исторического подхода в образовании» (к семинару 3);

  2. «Применение деятельностного подхода в образовании « (к семинару 4).

Вариант 1 «Применение культурно-исторического подхода в образовании» (к семинару 3)

Темы:


1)Развитие идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития в отечественной психологии (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

2) Проблемно-ориентированное развивающее обучение (Л.В.Занков).

3) Личностно-ориентированное развивающее обучение (Г.А.Цукерман, Л.М. Фридман и др.; один по выбору) и др.

4) Смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, 1990-е гг.).

5) Коммуникативно-развивающее обучение.

6) Рекомендации по реализации развивающего обучения в образовании.

7) Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития (Д.И.Фельдштейн)
1) ориентируйтесь на основную и дополнительную литературу (см.выше), а также журналы «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология», «Психологический журнал».

2) в работе рассмотреть основные идеи и понятия, особенности «приложения» культурно-исторической концепции к обучению и воспитанию.и пр.. а также подготовить 1-3 вопроса аудитории. В конце – список литературы по ГОСТу, включая ссылки на сайты;

3) Публичное представление должно быть не более 5-10 минут (в зависимости от количества участников). В презентации следует отразить основные позиции, которые Вы будете освещать;

4) одинаковое содержание работ у двоих участников – засчитывается только одному студенту;

5) объем – до 10 с.; рукописный читабельный или печатный вариант: шрифт -TimesNew Roman, кегль – 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см;

6) критерии оценки: поверхностное изложение материала, без презентации не оценивается (0 баллов); то же, но с презентацией (с несколькими ошибками, одной ошибкой и без) – 15, 16 и 17 баллов соответственно; неуверенное представление (владение материалом), но с ответами на 1-2 вопроса (с ошибками и без) – 18, 19, 20 и 21 баллов соответственно; уверенное представление с ответами на 1 -3 вопроса (с ошибками и без) – 22, 23, 24, 25, 26 и 27 баллов соответственно; за подготовленный вопрос аудитории - 1 балл; оформление списка литературы не по ГОСТу – минус 1 балл.

Минимальное количество баллов – 15, максимальное – 30.
Вариант 2 «Применение деятельностного подхода в образовании» (к семинару 4)

Темы:


  1. Деятельностная теория учения.

  2. Талызина Н.Ф.

  3. Универсальные учебные действия (А.Г.Асмолов, 2000-е гг)

  4. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении.

  5. Методы активного обучения как практическое воплощение культурно-исторической-системно-деятетельностной парадигмы образования.

  6. Рекомендации по организации совместной деятельности детей и взрослых на основе культурно-исторического и деятельностного подхода

1) ориентируйтесь на основную и дополнительную литературу (см.выше), а также журналы «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология», «Психологический журнал».

2) в работе рассмотреть основные идеи и понятия, особенности «приложения» деятельностного подхода к обучению и воспитанию и пр.. а также подготовить 1-3 вопроса аудитории. В конце – список литературы по ГОСТу, включая ссылки на сайты;

3) Публичное представление должно быть не более 5-10 минут (в зависимости от количества участников). В презентации следует отразить основные позиции, которые Вы будете освещать;

4) одинаковое содержание работ у двоих участников – засчитывается только одному студенту;

5) объем – до 10с.; рукописный читабельный или печатный вариант: шрифт -TimesNew Roman, кегль – 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см;

6) критерии оценки: поверхностное изложение материала, без презентации не оценивается (0 баллов); то же, но с презентацией (с несколькими ошибками, одной ошибкой и без) – 15, 16 и 17 баллов соответственно; неуверенное представление (владение материалом), но с ответами на 1-2 вопроса (с ошибками и без) – 18, 19, 20 и 21 баллов соответственно; уверенное представление с ответами на 1 -3 вопроса (с ошибками и без) – 22, 23, 24, 25, 26 и 27 баллов соответственно; за подготовленный вопрос аудитории - 1 балл; оформление списка литературы не по ГОСТу – минус 1 балл.

Минимальное количество баллов – 15, максимальное – 30.



Желаем творческих успехов!
Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница