КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИИ
направление подготовки высшего образования
44.04.02 – Психолого-педагогическое образование
Квалификация (степень)
Магистр
Форма обучения
заочная
Типовые вопросы для экзамена по дисциплине «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»:
-
Методология культурно-исторической теории Л.С.Выготского.
-
Понятие о высших психических функциях.
-
Этапы развития высших психических функций.
-
Специфика психического развития человека в онтогенезе.
-
Понятие инструментального метода в исследовании высших психических функций. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций.
-
Понятие знака и проблема опосредования.
-
Проблема интериоризации в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
-
Проблема смысла в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и её развитие в современной психологии.
-
Основные этапы в формировании значений у детей.
-
Культурно-исторический подход в зарубежной психологии.
-
Сравнительный анализ теории Л.С.Выготского и М. Коула.
-
Теория Л.С.Выготского как основа развивающего обучения.
-
Обучающий эксперимент и его модификации.
-
Прогноз развития в понимании Л.С. Выготского.
-
Развитие идей Л.С.Выготского в работах Д.Б.Эльконина.
-
Теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина.
-
Развитие идей Л.С.Выготского в работах Л.И.Божович.
-
Методология деятельностного подхода в психологии.
-
Деятельность как предмет и метод исследования.
-
Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).
-
Внешняя предметная деятельность и внутренняя психическая деятельность.
-
Проблема интериоризации в деятельностном подходе.
-
Психологическая структура деятельности А.Н.Леонтьева.
-
Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
-
Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.
-
Московская (деятельностная) психологическая школа, ее значение для развития психологии.
-
Субъектно-деятельностная теория С.Л.Рубинштейна.
-
Развитие идей деятельностного подхода в работах А.В.Брушлинского.
-
Развитие идей деятельностного подхода в работах В.Д.Шадрикова
-
Развитие идей деятельностного подхода в работах К.А.Абульхановой-Славской.
-
Деятельностный подход в зарубежной психологии (А.Валлон, Л.Сэв, М.Форверг) (по выбору студента)
-
Деятельностный подход в зарубежной психологии (А.Валлон, Л.Сэв, М.Форверг) (по выбору преподавателя).
-
Общее и особенное в деятельностном подходе в отечественной и зарубежной психологии.
-
Развитие идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития в отечественной психологии (Д.Б.Эльконин).
-
Развитие идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития в отечественной психологии (В.В.Давыдов).
-
Проблемно-ориентированное развивающее обучение (Л.В.Занков);
-
Личностно-ориентированное развивающее обучение (Г.А.Цукерман, Л.М. Фридман и др.)
-
Смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, 1990-е гг.).
-
Рекомендации по реализации развивающего обучения в образовании.
-
Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития (Д.И.Фельдштейн)
-
Деятельностная теория учения.
-
Универсальные учебные действия (А.Г.Асмолов, 2000-е гг)
-
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении.
-
Методы активного обучения как практическое воплощение культурно-исторической-системно-деятетельностной парадигмы образования.
-
Рекомендации по организации совместной деятельности детей и взрослых на основе культурно-исторического и деятельностного подхода
-
Понятие о рисках образовательной среды.
-
Рекомендации по профилактике и коррекции рисков образовательной среды, возникающих среди педагогов.
-
Рекомендации по профилактике и коррекции рисков образовательной среды, возникающих среди учащихся.
-
Рекомендации по профилактике и коррекции рисков образовательной среды, возникающих среди родителей учащихся.
-
Методы оценки отношений между ребенком и социальной средой, в том числе образовательной.
Контрольная работа
Данный вид самостоятельной работы студентов является обязательным.
Предлагается два варианта контрольной работы:
-
«Применение культурно-исторического подхода в образовании» (к семинару 3);
-
«Применение деятельностного подхода в образовании « (к семинару 4).
Вариант 1 «Применение культурно-исторического подхода в образовании» (к семинару 3)
Темы:
1)Развитие идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития в отечественной психологии (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).
2) Проблемно-ориентированное развивающее обучение (Л.В.Занков).
3) Личностно-ориентированное развивающее обучение (Г.А.Цукерман, Л.М. Фридман и др.; один по выбору) и др.
4) Смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, 1990-е гг.).
5) Коммуникативно-развивающее обучение.
6) Рекомендации по реализации развивающего обучения в образовании.
7) Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития (Д.И.Фельдштейн)
1) ориентируйтесь на основную и дополнительную литературу (см.выше), а также журналы «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология», «Психологический журнал».
2) в работе рассмотреть основные идеи и понятия, особенности «приложения» культурно-исторической концепции к обучению и воспитанию.и пр.. а также подготовить 1-3 вопроса аудитории. В конце – список литературы по ГОСТу, включая ссылки на сайты;
3) Публичное представление должно быть не более 5-10 минут (в зависимости от количества участников). В презентации следует отразить основные позиции, которые Вы будете освещать;
4) одинаковое содержание работ у двоих участников – засчитывается только одному студенту;
5) объем – до 10 с.; рукописный читабельный или печатный вариант: шрифт -TimesNew Roman, кегль – 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см;
6) критерии оценки: поверхностное изложение материала, без презентации не оценивается (0 баллов); то же, но с презентацией (с несколькими ошибками, одной ошибкой и без) – 15, 16 и 17 баллов соответственно; неуверенное представление (владение материалом), но с ответами на 1-2 вопроса (с ошибками и без) – 18, 19, 20 и 21 баллов соответственно; уверенное представление с ответами на 1 -3 вопроса (с ошибками и без) – 22, 23, 24, 25, 26 и 27 баллов соответственно; за подготовленный вопрос аудитории - 1 балл; оформление списка литературы не по ГОСТу – минус 1 балл.
Минимальное количество баллов – 15, максимальное – 30.
Вариант 2 «Применение деятельностного подхода в образовании» (к семинару 4)
Темы:
-
Деятельностная теория учения.
-
Талызина Н.Ф.
-
Универсальные учебные действия (А.Г.Асмолов, 2000-е гг)
-
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении.
-
Методы активного обучения как практическое воплощение культурно-исторической-системно-деятетельностной парадигмы образования.
-
Рекомендации по организации совместной деятельности детей и взрослых на основе культурно-исторического и деятельностного подхода
1) ориентируйтесь на основную и дополнительную литературу (см.выше), а также журналы «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология», «Психологический журнал».
2) в работе рассмотреть основные идеи и понятия, особенности «приложения» деятельностного подхода к обучению и воспитанию и пр.. а также подготовить 1-3 вопроса аудитории. В конце – список литературы по ГОСТу, включая ссылки на сайты;
3) Публичное представление должно быть не более 5-10 минут (в зависимости от количества участников). В презентации следует отразить основные позиции, которые Вы будете освещать;
4) одинаковое содержание работ у двоих участников – засчитывается только одному студенту;
5) объем – до 10с.; рукописный читабельный или печатный вариант: шрифт -TimesNew Roman, кегль – 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см;
6) критерии оценки: поверхностное изложение материала, без презентации не оценивается (0 баллов); то же, но с презентацией (с несколькими ошибками, одной ошибкой и без) – 15, 16 и 17 баллов соответственно; неуверенное представление (владение материалом), но с ответами на 1-2 вопроса (с ошибками и без) – 18, 19, 20 и 21 баллов соответственно; уверенное представление с ответами на 1 -3 вопроса (с ошибками и без) – 22, 23, 24, 25, 26 и 27 баллов соответственно; за подготовленный вопрос аудитории - 1 балл; оформление списка литературы не по ГОСТу – минус 1 балл.
Минимальное количество баллов – 15, максимальное – 30.
Желаем творческих успехов!
Поделитесь с Вашими друзьями: |