Вопрос 4 Скульптура Древней Греции эпохи архаики и классики. Монументальная скульптура эпохи архаики



Скачать 241.27 Kb.
Дата25.04.2016
Размер241.27 Kb.


Вопрос 4

Скульптура Древней Греции эпохи архаики и классики.

Монументальная скульптура эпохи архаики отличается статичностью, фронтальностью, малой расчлененностью форм, замкнутостью композиции и условной стилизацией в трактовке человеческого тела; четкие контуры, простой и ясный ритм и сильно выраженные декоративные тенденции свойственны рельефам этого времени. Основные направления в искусстве этого времени связаны с творчеством главнейших эллинистических племен - дорян (Аргос Сикион Спарта Селинунт), ионян (Наксос Парос Хиос Милет), эолян (Ассос). Особо должно быть отмечено искусство Аттики.

Скульптура 7в до н.э. отличается весьма примитивными, очень обобщенными формами; в искусстве этого времени еще не изжиты традиции геометрического стиля. Для этого периода особенно характерны каменные изваяния, по типу относящиеся к ксоанам (большие деревянные не дошедшие до нас скульптуры, о которых свидетельствуют древние авторы). Позднее в 6 веке мы увидим больше детализации, нередко придающей произведениям несколько орнаментальный характер.

Есть основание полагать, что в развитии греческой скульптуры 7в известную роль сыграло воздействие Крита, где уже с эгейских времен держалась традиция деревянной скульптуры. Литературную традицию подтверждают дошедшие до нас памятники: статуя Артемиды с острова Делоса, голова Геры из Олимпии; находящаяся в Лувре женская статуя критской работы 7в.

Статуя Артемиды, найденной в святилище Аполлона на острове Делосе. Формы симметрично построенной, очень компактной, схематически обобщенной фигуры переданы крайне упрощенно, очертания ее напоминают 4-гранный столб. Не подлежит сомнению, что вся статуя подобно другим греческим скульптурам была богато расцвечена, как и статуя из Лувра. Фронтальность, неподвижность, условная отвлеченность геометризированных форм в статуе Артемиды сочетаются с объемным характером скульптуры, что придает фигуре замкнутый характер. Абсолютно отчужденный образ божества. Столбообразный характер фигуры связывает статую с деревянными образцами.

Уже здесь приемы свойственные всему древнейшему периоду греческой каменной скульптуры. Скульптор исходил из блока, имеющего геометрически правильную форму-форму куба или прямоугольной 4-гранной призмы. На одной из сторон этой призмы он намечал контур передней стороны статуи и затем прорезал блок по проекции контура - от передней поверхности в глубину к задней - и таким образом вся глыба получала контур фаса фигуры. После этого на боковую сторону блока наносился контур профиля статуи и аналогичным образом прорезался от данной до противоположной стороны. Эта система была возможна только при фронтальных формах, совершенно симметричном построении фигуры. Кроме того, они обычно сочетались со слабой расчлененностью весьма компактных статических форм стилизованного целостного образа. Эти особенности свойственны всему периоду архаики (7-6вв).

Голова богини Геры, найденная в Олимпии(7в до н.э). Та же 4-фасадность, передняя и боковые стороны мало связанны между собой + плоскостная трактовка поверхностей = кубовидная форма головы. Плоскостная разделка волос и головного убора, построение форм лица отличается большой примитивностью.

Голова юноши аттической работы, происходящей из Дипилона(7в). Построение ее отличается уже известной нам 4-фасадностью и вместе с тем некоторым своеобразием: голова сильно сжата с боков, овал лица очень удлинен, волосы исполнены в виде небольших бугорков, большие резко очерченные глаза имеют миндалевидную форму. Доминируют широкие гладкие поверхности лица, которые несмотря на то, что сильно вытянуты кажутся довольно мясистыми. Эти особенности мы увидим в аттической скульптуре архаического времени.

Около 7 века в Греции происходит большой социально-экономический сдвиг - начинают развиваться торговля и ремесла, развиваются города-государства полисы. Соперничество полисов между собой приводит к никогда не прекращающимся войнам, что держит полисы в постояннной боевой готовности. От физической силы и выносливости армии в значительной мере зависел исход событий. Вследствие этого физическая культура получила в Греции чрезвычайное развитие. Стимулом к усиленным занятиям физической культурой, являлись многочисленные состязания, победителям в которых оказывались различные почести, в частности ставились статуи. Изображение обнаженного атлетического тела становится одним из главнейших объектов древнегреческой скульптуры. Образ нагого атлета-победителя становится воплощением лучшего представителя гражданской общины, и это приводит к тому, что обнаженное атлетически развитое тело становится в древнегреческом искусстве характерным для изображения бога или героя.

В связи с этим еще в к 7в в греческом искусстве появляется новый тип статуи: прямо стоящая обнаженная фигура юноши, представляющая божество, атлета-победителя или надгробную статую.

Аполлон из Орхомена (н6в). Фасадность, построение строго симметрично, линии бедер и плеч параллельны, условный, стилизованный характер деталировки. В передаче волос не вполне преодолена геометризация форм.

Простотой и строгостью форм, доведенных почти до конструктивной тектоничности, отличается статуя атлета Клеобиса работы аргосского скульптора Полимеда(1-ая четверть 6в). В этой статуе скульптор стремится выразить функции отдельных частей фигуры, способность конечностей к движению - колени напоминают шарниры. Четкое членение частей выявляет и акцентирует несущие (ноги) и несомые (туловище) части фигуры. Это заставляет вспомнить о дорийских храмах архаики, где основное внимание сосредоточено на решении тектонических задач (работа несущих и несомых частей).

Аполлон из Тенеи (сер 6в). Здесь при наличии архаической 4-фасадности и фронтальности нет прежней угловатости форм, очертания статуи стали мягче, геометризация в моделировке преодолена. Но самым существенным нововведением является попытка оживить лицо посредством условной улыбки.



Рельефы в дорийском искусстве

Характерной особенностью их, как и других архаических рельефов, является преимущественное применение низкого рельефа, который подчеркивает плоскостность передней поверхности фигуры и тем самым отвечает основному требованию архаической скульптуры - построить форму по фасадному принципу.

Фронтон, найденный на о.Корфу, украшавший западный фасад храма Артемиды (к.1-ой-н.2-ой четверти 6в.). Состоял из нескольких плит, плотно пригнанных друг к другу. В центре фронтона находилась грандиозная фигура бегущей Горгоны, направо от нее - небольшая фигура Пегаса, налево - Хриасора. По обе стороны центральной группы находились 2 строго симметричные большие фигуры лежавших пантер, в углу фронтона помещались небольшие фигуры не связанные с фигурами в середине.

Подобная композиция характерна для архаики. Ракурсы старательно избегаются. Фигуры сильно распластаны, характерно отсутствие единого сюжета у изображений - аналогичные явления мы можем встретить в росписях коринфских ваз к.7-н.6в, где нередко встречаются ряды несвязанных отдельных фигур и групп.

Метопы храма С в Селинунте (1-ая пол.6в.). Попытка дать горельеф приводит к тому, что изображения сначала даются в низком рельефе, а потом углубляется лишь фон - в результате отсутствует особенность горельефа, закругленность форм. Сюжеты: Геракл, несущий пойманных карликов-керкопов, четверка коней в фас в колеснице с возничим. Строго фасадная по построению композиция статически- монументальна и симметрична.

В искусстве зрелой и поздней архаики (6в.) наряду с дорийскими центрами значительное место занимают ионийские. Здесь нет интереса к разрешению конструктивно - тектонических задач, любви к монументальным формам - преобладает стремление к жизнерадостной многокрасочности и декоративным эффектам. В связи с этим в ионийской скульптуре особой любовью пользуется мотив задрапированной в пышную одежду девушки: он давал скульптору возможность орнаментально расположить складки одежды. В ионийской скульптуре есть и фигуры обнаженных юношей - алебастровая статуэтка Аполлона из ГМИИ (н.6в.). В ней можно отметить некоторые особенности, которых нет в аналогичных статуэтках с материковой Греции. Для последних свойственно более разработанное тело, более четко показанный костяк, меньшая по размерам голова. В этой статуэтке наоборот - акцентирована большая голова, увенчивающая мало расчлененное тело, что характерно для египетской скульптуры.

Вероятно, при возникновении статуй типа куросов - Аполлонов - были использованы как образцы египетские статуи стоящей мужской фигуры с вытянутой вперед левой ногой. Но в отличие от Востока в греческих статуях обе ноги имеют одинаковую длину, тогда как в Египте вытянутая левая нога всегда длиннее правой. Это говорит о стремлении к пониманию и правильной передаче природы. Греческие куросы всегда обнажены в отличие от египетских фигур в передниках или длинной одежде.

– Большая мраморная статуя Геры, найденная в святилище этой богини на о.Самос. Прямостоящая и задрапированная фигура. В нижней части статуя имеет близкую к цилиндру форму, верхняя часть сделана ближе к природе. Возможно, у этой статуи был прототип в необычной технике: листам из бронзы придавалась нужная форма, потом они крепились к деревянному каркасу, имевшему суммарно переданные формы статуи.

Группа архаических скульптур, связанных с Милетом - крупным центром на западном побережье Малой Азии. По дороге в святилище Аполлона в Дидимах под Милетом, стоял ряд монументальных статуй сидящих фигур. По своим формам статуя Хареса (одна из этой группы) близка фронтальным иератическим скульптурам материковой и островной Греции, то по содержанию отлична от них. Это не культовый идол божества или героя, а портрет правителя в величественном монументальном облике, что близко изображению правителей на Древнем Востоке.

Скульптуры типа девушки-коры пышно задрапированной в богатую одежду. При сохранении объемного характера статуи расположением складок создавался декоративный эффект, который еще более подчеркивался многоцветной раскраской.

– Кора хиосской работы (3-яя четверть 6в.). На лице кор играет улыбка, они одеты в пышные одежды, т.к. В отличие от юношей, женщины часто появлялись во время культовых церемоний богато одетыми.



Аттика

– Фронтон одного из сооружений на афинском акрополе (580-560гг до н.э.)- борьба Геракла с гидрой. Плоскостный характер построения, архаическая боязнь пустого пространства - стремление заполнить все поле рельефа фигурами. Яркая, пестрая раскраска.

– Раннеаттический фронтон с трехтелым крылатым существом - Трифоном.

– Мосхофор (н.6в). Эта статуя отличается резко выраженной фасадностью, сильным акцентированием передней стороны, расчетом только на одну точку зрения (это перекликается с принципами показа памятников архитектуры в эпоху архаики).

– Мраморная кора мастера Антенора (посл. четверть 6в.). Напоминает ионийских кор, но отличается большей простотой и строгостью. Нет мелочной детализации и почти орнаментального характера моделировки складок.
К началу 5 века архаическая иератика и неподвижность начинают преодолеваться в скульптуре.

– Надгробие мастера Алксенора из Афин (рубеж 6-5вв.). Постановка фигуры мужчины свидетельствует о том, что скульптор стремится порвать с силуэтной распластанностью архаического искусства. Смелый ракурс плеча и положение ног, подпрыгивающая собачка - введение жанрового мотива из жизни, передача поворотов, дающих представление об объемном характере фигуры свидетельствуют о новых исканиях.


Скульптура 5 века

Иератические, полные статики, условно стилизованные формы архаики начинают вытесняться более динамичными и свободными формами искусства 5века, в которых образ человека получает монументальное выражение.

К своеобразному переходному периоду можно отнести скульптуры фронтонов храма Афины Афайи в Эгине (н.5в.). Фигура богини Афины довольно статична и близка 4-фасадным скульптурам архаики, остальные фигуры представлены в движении, которое, однако, передается только расположением конечностей и торсов и не сопровождается соответствующей игрой мускулатуры, в силу чего все позы кажутся напряженными и оцепеневшими. Чуждые фронтальности фигуры героев расположены строго симметрично. Передача движения в скульптурах эгинских фронтонов знаменует собой начало новых исканий, но в целом памятник нельзя отделить от искусства архаики.

Классика

Религиозно-мифологическое миросозерцание еще определяет в основном идеологию общества; искусство имеет в известной мере героический характер. Основная тематика его - изображения богов и героев, мифологические сцены, а также статуи атлетов-победителей, которые дают нам идеализированный типический образ гражданина полиса.

В скульптуре 5века господствует нормативность и стремление к правдивости сочетается с типизацией в изображении человека. Статические образы архаики сменяются динамическими фигурами. Композиции пронизаны внутренним ритмом, построения их гармоничны. Скульптуры 5 века отличаются четкими, чеканными формами, в связи с чем в эту эпоху среди материалов имеет самое широкое применение бронза. В искусстве второй четверти 5века наблюдается резкий перелом. Изживаются архаические формы с их условным схематизмом. Создаются произведения, в которые вносятся элементы реализма, вырабатываются формы, которые в дальнейшем привели к типизирующему идеализму. В монументальное искусство начинают проникать мотивы жанрового порядка, в круглой скульптуре начинает развиваться группа.

– Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон мастеров Крития и Несиота (бронза, н.3-го десятилетия 5в.). Монументальная группа недекоративного характера, фигуры связаны между собой как в сюжетном, так и в формальном отношении. Группа уравновешена и построена на основе строгой симметрии, не доходящей однако до зеркального повторения, как в эгинском фронтоне. Тело трактовано также достаточно свободно.

Барельефы трона Людовизи (ионийский мастер, 2-ая четверть 5в.). 3 рельефа: рождение Афродиты, обнаженная, играющая на флейте гетера и задрапированная женская фигура. Мягкая свободная трактовка тела, волос и драпировок по сравнению с архаикой. Тем не менее, характер трактовки складок одежд на рельефе несколько декоративен, обе фигуры по сторонам от Афродиты в одинаковых позах, но складки на них разные. Композиция строго замкнута и уравновешена - еще нет полного преодоления архаических приемов. Эти особенности рельефов "Трона Людовизи" присущи целому ряду скульптур второй четверти 5 века. Памятники, которые отличаются этими чертами именуются произведениями строгого стиля.

Статуи нереид, украшавших собой "Памятник нереид" в Ксанфе. Самая смелая для того времени попытка разрешить проблему движения. Нереиды были представлены скользящими по поверхности моря. Тем не менее, не изжита еще архаическая схема коленопреклоненного бега, заметны некоторые анатомические неправильности. Движение нереид развернуто не на зрителя, а в боковую сторону, как в рельефе. Эта особенность усиливает декоративный эффект скульптуры.

бронзовая статуя возничего из Дельф(н.2-ой четверти 5в.). Фигура выдержана в старой схеме, но в передаче ног ярко выразились реалистические искания эпохи.

Наряду с произведениями, в которых нашли свое место смелые искания мастеров, создавались и более сдержанные формы. Это направление, ставившее задачей изображение замедляющегося движения и спокойно стоящей фигуры в свободной позе, было преимущественно связано с дорийским искусством школ Сикиона и Аргоса.

Победительница в беге (из Ватиканского музея) . Девушка достигла цели и замедляет бег. Стоящий прямо перед статуей зритель не воспринимает этой фигуры как двигающейся на него.

Аполлон из Помпеи. Легкий поворот головы, асимметричное расположение рук, прогиб торса, немного поднятое вверх левое бедро, слегка согнутое правое колено, различным образом поставленные ступни нарушают монотонность и застылость архаических статуй.

– К этой же группе можно отнести геркуланских танцовщиц, прямо стоящих и задрапированных в длинную одежду; терракотовую статуэтку женщины из ГМИИ, статую Аполлона из Британского музея

– Приблизительно к 460г относится аттический рельеф из Акропольского музея - один из ярких образцов строгого стиля. Богиня Афина стоит опершись на копье со склоненной головой. Изображение непринужденно и свободно, что контрастирует со связанностью движений и резкой жестикуляцией фигур в архаическом рельефе.

– 468-456гг. Скульптурные группы храма Зевса в Олимпии архитектора Либона. Миф о состязании на колесницах. Композиция восточного фронтона Олимпийского храма резко отличается от композиции западного фронтона Эгинского храма: все построение фронтонной группы строго уравновешенно, но это равновесие строится не на абсолютной симметрии и повторении в зеркальном отражении, а на более свободном построении, при котором каждой фигуре на одной стороне группы соответствует расположенная на другой стороне близкая по полу или по возрасту, но не идентичная ей фигура. В фигурах олимпийского фронтона нет эгинского застылого движения. Преобладают вертикальные и горизонтальные линии, тогда как в эгинском рельефе больше наклонных. На западном фронтоне - борьба лапифов с кентаврами, в центре колоссальная статуя Аполлона (на восточном - Зевса). Процесс борьбы показан полным экспрессии. Реалистические тенденции сказываются в трактовке фигур лапифов и кентавров. На западном фронтоне мы видим наибольшее приближение к реализму для 2-ой четверти 5 века.

В обоих фронтонах в углу скульптор помещает фигуры мифологического характера, поясняющие место представленного действия.

+12 метоп из того же храма с подвигами Геракла.


Конец 2-ой четверти и середина 5века- время расцвета греческого скульптора Мирона, принадлежавшего к аттической школе. Мирон совершенно порывает с предшествующими архаическими традициями.

Дискобол. Статуя строится по спирали, фигура полна динамики, в ней фиксируется переход от одного движения к другому- это как бы моментальная фотография с движущейся фигуры, т.к. Пробыть в таком состоянии долго невозможно. Предельно противоположный фронтальности асимметризм Дискобола. Дискобол не представлял собой одиноко стоящее произведение в творчестве Мирона.



– Группа Афины и Марсия (римские копии). В обеих фигурах переход от одного движения к другому, с особой четкостью дана фиксация позы, в которой тело может находиться минимальный промежуток времени. Обе фигуры тесно связаны друг с другом, являются органическим целым и немыслимы одна без другой. Композиция строится на полной асимметрии, контрастном противопоставлении фигур и их частей. Вследствие трехчетвертного поворота ясно выражено заключенное между ними пространство. Все это не позволяет нам признать наличие у этого мастера каких-либо стремлений к передаче индивидуальных черт.

Закон вечного изменения, борьбы противоположностей, контраста, без которых невозможна никакая гармония.


1. Ника мастера Пэония. Убедительное изображение летящей фигуры
Поликлет- происходит с Пелопонеса. Был наиболее ярким выразителем эстетических идеалов 5 век - им был создан монументальный типизированный образ атлета-гражданина. Подобно многим дорийским скульптора, Поликлет не ставил перед собой задачи передать бурное движение или переход из одного движения в другое. Он стремился выработать т.н. канон, определенные математические отношения, на основе которых может быть построено человеческое тело. Канон Поликлета отличался тяжелыми пропорциями, большой, занимающей одну седьмую часть высоты тела, головой и массивным корпусом. Эти искания Поликлета вели к созданию типизирующих свободных четких форм в самом завершенном виде. Типизирующее направление бесспорно является доминирующим в скульптуре 2-ой половины 5века. Ни один из оригиналов Поликлета не сохранился.

Киниск из британского музея (копия, оригинал ок.460г. до н.э.). Спокойно стоящая фигура со слегка изогнутым торсом, тяжесть тела которого перенесена на одну ногу.

Дорифор (оригинал ок.сер.5в.). Дальнейшая разработка образа атлета. Вся тяжесть тела на правой ноге- левое бедро немного опущено, левое плечо напротив немного приподнято. Эта перекрестность устраняет параллелизм, ХИАЗМ? оживляя строгие очертания торса. Дорифор как бы всецело погружен в себя - внутренняя одухотворенность образов является характерной особенностью творчества Поликлета. Образ героизированного человека-атлета, проникнутый эллинским гуманизмом. В этом отношении Поликлет занимает центральное место в создании прекрасного эллинского гражданина. .

Раненая амазонка (оригинал 440г.) спокойная строгость и мужественность.

Диадумен (ок.420г.)- юноша, увенчивающий себя победной повязкой. Такая же постановка фигуры как в Дорифоре, но явно отличие - формы Диадумена более вытянутые, стройные, легкие - воздействие на Поликлета аттической школы.

Принцип строгого подчинения частей целому, порядок и гармония, построенные на хиазме (построение на основе перекрестных сочетаний).


Фидий - величайший аттический мастер 3-ей четверти 5века. Работал в основном над образами божеств, проникнутыми возвышенной человечностью. Высокий стиль Фидия отличался спокойной величавостью, строгой ясностью построения.

– Колоссальная бронзовая статуя Афины Воительницы (Промахос)- 2-ая пол.5в, около 7м высотой. Стояла на акрополе между Пропилеями и Эрехтейоном. Не дошла даже копия.

Афина Дева (Парфенос) ок.12 м высотой. Хризоэлефантинная техника (из золота и слоновой кости). Небольшие копии сохранились. Подобно фигурам Поликлета, Афина опирается на одну ногу целиком, вторую сзади отставила. Требования соблюдения традиционных норм культового изображения приводят к тому, что статуя ближе к спокойно стоящим фигурам первой пелопоннесской школы пол.5в., чем к аттически- ионийским реалистическим тенденциям.

Декоративные скульптуры Парфенона (Фидий и его школа) отличаются большей свободой исполнения.

1. Фриз, проходивший по верхней части наружной стены святилища, был украшен изображением торжественного панафинейского шествия: всадники, колесницы, старцы с оливковыми ветвями, музыканты, жертвенные животные, девушек- распорядительниц процессий. Все фигуры даны в свободных непринужденных позах, часть из них изображена спокойными, часть бурно движущимися. Несмотря на кажущееся однообразие, здесь нет ни одной повторяющейся фигуры. Головы всех фигур находятся практически на одинаковой высоте (изокефалия) несмотря на то, что есть сидящие стоящие конные фигуры. Фриз исполнен в низком рельеф. Скульптор стремится полнее покрыть пространство рельефа изобразительными формами, но они отличны от плоскостных фигур архаических фронтонов акрополя.

Композиция фриза отличается сложностью и многоплановостью, но эти планы даны достаточно сдержанно, нет впечатления уходящего в глубину пространства. Этому сохранению плоскостного характера рельефа способствует развертывание движения в сторону, все фигуры представлены в профиль. Т.о. пространство рельефа особого характера - оно не связывает рельеф со зрителем, а заключено между двумя условными (передней и задней) поверхностью. В целом фриз Парфенона, как и все скульптуры Фидия, отличает нормативность, выявление общих черт и игнорирование частных и случайных.

2. фронтонные скульптуры Парфенона исполнены позже, чем фриз. На восточном фронтоне - миф о рождении Афины из головы бога Зевса. Поскольку рождение нового и столь могущественного божества - явление крайне исключительное - перед скульпторами стояла задача изобразить всю вселенную в рамках одного фронтона. Для композиций фронтонов характерно сложное перекрестное противопоставление, а не прямое соответствие фигур по обеим сторонам фронтона как в храме Зевса Олимпийского. Соответствующие, взаимоуравновешенные фигуры обычно располагаются не строго симметрично, а через одну, причем обычно каждой обнаженной мужской фигуре соответствует задрапированная женская и обратно.

Западный фронтон - спор Афины с Посейдоном за владычество Аттикой. До нас дошли лишь обломки, но значительно больше, чем от восточного фронтона. Композиция западного фронтона по всей видимости строилась по тому же принципу, что и восточный.

Фигуры фронтонов Парфенона совершенно закончены в техническом плане, как с лицевой, так и с тыловой стороны, которые не предназначались для осмотра.


Уже около начала 5 века в связи с отступлением от фронтального построения и переходом к более сложным композициям форма статуи становится слишком сложной, чтобы выполнять ее посредством прежней архаической системы обработки блока с четырех фасадов. Для осуществления в мраморе новых динамических композиций, скульптор, обрабатывая блок, много раз проходил по всей поверхности его, постепенно снимая слои материала. Все более и более детализируя форму, мастер соответствующим образом переходил от более грубых инструментов к более тонким. Вся статуя на определенном этапе работы во всех частях находилась на одной степени законченности. Этот прием работы присущ и мастерам 4 век, только в эпоху эллинизма появляется новая система.

Эпоха Поликлета и Фидия - время, когда господствующим было идеализирующее направление. Это сказывается на портретах (портрет Перикла, исполненный Кресиладом 2-ая пол.5в.) и изображениях умерших на надгробных памятниках того времени (надгробная плита Гегесо к.5в.). Спокойная уравновешенная композиция, тихое грустное настроение характерны для греческих надгробных памятников.

Классическая скульптура, как и архаическая не была монохромной. Расцветка в большинстве случаев утрачена. Но в отличие от яркой пестроты архаики теперь применяется локальная расцветка отдельных частей скульптуры чистыми тонами, вполне гармонирующая со спокойным характером классических скульптур.

В противовес спокойным монументальным формам господствовавшего направления начинают намечаться новые веяния.

Фриз храма Аполлона Эпикурия в Бассах (ок.430г.) - битва эллинов с амазонками и кентаврами. Передача пафоса боя, ярости схватки. Все фигуры даны в резком движении и полны напряжения. Скульптор стремится подчеркнуть охватившие героев эмоции. Патетической динамике изображений отвечает иная более свободная расстановка фигур, чем в Парфеноне. Рельеф низкий, но более объемный, хотя фигуры не вырываются за переднюю плоскость.

– Декоративные скульптуры Герайона в Аргосе. Очень плохая сохранность.

– Юноша Идолино из Флоренции школа Поликлета (2-ая пол.5в.). Выдвинутая вперед рука нарушает переднюю поверхность статуи, создавая впечатление некоторой глубины, это утверждает окружающее фигуру пространство и вынуждает к обходу статуи.

Монументальность и четкая ясность форм фидиева стиля начинают исчезать в к.5в (фриз и балюстрады храма Ники Аптерос).
Скульптура 4 века.

Эпоха поздней классики - 1-2-ая треть 4в. Падает полис.

Смягчается монументальная строгость, в связи с чем утрачивается героический характер. Развиваются индивидуалистические черты, что способствует росту психологизма. Виртуозная обработка мрамора способствует широкому использованию эффектов светотени.


Одним из самых решительных новаторов второй пол.5 века был аттический скульптор Деметрий из Алопеки. Мало внимания уделял внешней красоте и стремился к передаче характерного. Основная тема - скульптурный портрет.

Портрет Антисфена. Черты несколько обрюзгшего лица слегка асимметричны, глубокие морщины - портрет проникнут индивидуализмом. разложение монументального стиля Фидия может идти через внесение в него моментов живописности (фриз хр.Ники Аптерос) или через внесение характерного (Деметрий).


Скопас (1-ая пол.4в.)- иониец. Один из самых ярких выразителей индивидуализма в искусстве. Произведения Скопаса насыщены пафосом - передачей сильных эмоций, бурных душевных переживаний, полных страсти, борьбы и динамики, доведенных до крайней заостренности.

Скульптуры украшавшие фронтоны хр.Афины Алеи в Тегее (после 394г.).



– Менада (сильно поврежденная небольшая копия). Резкое движение, лицо, выражающее бурную эмоцию.

Большинство мастеров применяло бронзу, в отличие от них Скопас обращался к мрамору. Только в просвечивающем мраморе можно было достичь такого выражения.

Украшение Галикарнасского Мавзолея (архитекторы Пифей и Сатир, 355-351гг.). Этот памятник может быть назван протоэллинистичесским. Назначение памятника не эллинское, а восточное. Скульптурные группы на тему амазономахии. Более высокий рельеф, чем фриз Парфенона. Полные динамики и жизненных сил фигуры сражающихся часто двигаются как бы наискось, словно уходя вглубь рельефа и выходя из него - создание впечатления глубины пространства рельефа.


– Надгробие воина аттической работы (н..5в)- стремление продолжать традиции классики 2-ой пол.5века. Полные спокойствия изображения близки по стилю скульптурам Парфенона и являются характерными примерами классического рельефа.
Творчество Кефисадота Старшего - выражение классической традиции.

– Статуя Эйрены с Плутосом. Величаво-монументальная фигура, но это божество, охваченное чувством материнства, чего не было в 5 веке. Кефисадот во многом держался прошлого, и это явление не было единичным.


Пракситель афинский мастер развивает гедонистическое отношение к искусству, перед которым стоит задача не пропагандировать гражданскую доблесть, а служить предметом роскоши, утонченного комфорта. Его творчество насыщено духом покоя, сладкого отдыха, ленивой истомы. Созданные им образы полны гармонии и красоты. На смену бронзе приходит мрамор, особое внимание уделяется фактуре.

– Статуя сатира, наливающего вино. Близость к Поликлету - отставленная назад нога и вследствие этого хиазм. Отталкиваясь от пелопонесских скульптур, мастер вырабатывает свою манеру.

Гермес с младенцем Дионисом (копия). Гермес развлекает Диониса каким-то предметом - интимное настроение приближает скульптуру к жанру и отличает ее от статуй 5 века, полных недоступного величия. Тем не менее, здесь попыток индивидуализации, все строится на основе идеализации обобщения. Мягкость и изысканность совершенно округлых форм, живописный эффект.

Отдыхающий сатир. Некогда введенный Поликлетом мотив опоры использован так, что статуя оказалась лишена монументальности и приобрела особый декоративный эффект.

Афродита Книдская. Не дошла, только копии. Нежные мягкие формы, кажется, что глаза с паволокой настолько взгляд задумчив.

Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу). Стиль Праксителя выразился в самой заостренной форме. Больше всего именно здесь отошел от стиля 5 века. Элементов культового образа не осталось и следа, и только идеализированное красивое тело могут напоминать, что это бог. В теле его нет ничего атлетического, что было так свойственно 5 веку. Преодоление монументальности - здесь нет прочного равновесия. Фигура так сильно наклонена, что кажется падающей.
Сер - первые 3 десятилетия 4 века. Протоэллинистическое искусство не прославляет прекрасного и доблестного гражданина, индивидуальность которого растворялась в коллективе города-государства. Новая задача - увековечить героя новой жизни, запечатлеть личность правителя. Рост реалистических тенденций, передача энергичного деятельного человека - динамичность художественных образов.
Лисипп - придворный ваятель Александра Македонского. Наиболее яркое проявление протоэллинизма в скульптуре. На смену сладкой истоме приходят полные динамизма, движения, бодрости образы.

Апоксиомен (оригинал был в бронзе, копия мраморная). Пропорции сильно вытянуты, голова равняется одной восьмой туловища. Это новый канон Лисиппа. Новая система постановки фигуры - как бы все время переступает с ноги на ногу, динамизма добавляют выставленные вперед руки. Элементы реализма, иллюзионистические приемы.

Многократно изображал Геракла.

Отдыхающий Геракл. Это не тихое состояние сатира Праксителя, а кратковременный перерыв между кипучей деятельностью.

Геракл в борьбе со львом.

– Геракл, поймавший лань. Вполне развитая полная динамики группа, обе составляющие которой не могут быть отделены друг от друга.

Исполнил целый ряд портретов Александра Македонского (Александр на коне, мраморная голова из Пергама - сочетает идеализированные формы с портретными чертами).

Чтобы сделать своих персонажей более совершенными он изображал их или в зрелом возрасте или в юности, у него не встречается изображения детей.
Леохар аттический мастер. Стремился дать классическую идеализированную форму, его работы "академичны" и нарочито рассчитаны на эффект.

Аполлон Бельведерский (мраморная копия с бронзы). Бог идет летящей походкой. Его тело отличается легкими элегантными пропорциями, постановка тела полна парадной помпезности - впечатление искусственного позирования.



Ганимед, уносимый орлом Зевса. Группа построена крестообразно, и если в Геракле с ланью герой еще довлеет, то здесь обе части абсолютно равноправны. Движение орла вверх утверждает пространство не только перед статуей, но и под ней.
В отличие от надгробий 5 века, надгробный памятники этого времени исполняются в более высоком рельефе и построение фигур имеет более пространственный характер. Не имеют портретного сходства. Особая проникновенная грусть.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница