Во "Введение в "



Скачать 198,04 Kb.
страница1/5
Дата25.07.2022
Размер198,04 Kb.
#168156
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5


Введение в практическую социальную псипхологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.АП. Петровской, О.В. Соловьевой. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1996. – с. 248-264.


МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
С.А.Липатов


Проблемная диагностика организации, методы социально-психологической диагностики, методики исследования образа организации.

Консультирование организационного развития — одна из форм профессиональной деятельности психологов. Его основной задачей является решение проблем организации с целью повышения эффективности ее функционирования.


Оргконсультирование представляет собой социальную технологию перевода организационных систем из наличного (исходного) состояния в желаемое. Консультант исходит прежде всего из специфических проблем каждой конкретной организации и начинает работу с диагностики, т.е. с выявления проблем, и только потом ищет способы их решения.


1. Организационная диагностика

Организационная диагностика - это сбор информации об организации от ее членов с целью выявления проблем, к которым могут относиться противоречия в обследуемом объекте (по вертикали и по горизонтали), различные трудности (помехи, нехватки), неопределенность целей, связей и т.д. От качества диагностики в первую очередь зависят адекватность и эффективность прикладных мероприятий, которые предлагает оргконсультант.


В литературе по управленческому консультированию описываются различные виды диагностики: 1) по времени проведения диагностики выделяют предварительную и текущую; 2) по широте охвата об'екта общую и специальную (См. Юксвярав и др., 1988).
Предварительная диагностика, как правило, проводится еще до заключения договора о консультировании. Ее целью является выявление проблем, определение "узких мест" организации и составление программы будущей работы. Предварительная диагностика обычно бывает общей, т.е. охватывает всю организацию в целом.
Текущая диагностика проводится в течение всего процесса консультирования организационного развития. Как правило, текущая диагностика охватывает часть организации и является специальной.
Диагностическую фазу организационного консультирования делят обычно на два этапа: сбор проблемной информации и ее анализ (Burke, 1982). Диагностика организации начинается уже при первой встрече консультанта (консультантов) и клиента, в ходе которой происходит обсуждение проблем клиента и возможностей консультантов и их оценка. Опытный консультант умеет, не углубляясь в детали, в результате этой встречи получить общее представление об организации-клиенте и окружающей ее среде. Конечно, такая информация базируется в основном на наблюдениях, интуиции и чувствах консультанта. Далее диагностика осуществляется уже при помощи более систематических методов сбора информации, таких как интервью, анкеты, изучение документов и др. Следующим шагом консультанта является обработка и анализ собранной информации с целью выявления причинных взаимосвязей между фактами и событиями и представление результатов диагностики в понятном для клиента виде.
В социологии и психологии организаций, некоторых других научных дисциплинах, которые являются теоретической базой для оргконсультирования, разработаны концептуальные подходы, лежащие в основе понимания природы организации как социальной системы и помогающие организовать процесс диагностики (информацию о чем необходимо собирать) и систематизировать ее результаты (как анализировать и интерпретировать собранную информацию). Прежде всего необходимо отметить системный подход к пониманию организации. Любая деловая организация рассматривается в нем как система, включающая сложную комбинацию материальных, технических и человеческих ресурсов, и выступает как особая социотехническая система.
Согласно концепции социотехнической организации имеется взаимозависимость между социальной организацией производства и характером технических средств, что необходимо учитывать при оргдиагностике, а также при разработке и реализации мер по организационному развитию. Кроме того, социальные организации рассматриваются как "открытые" системы. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Главные предпосылки успеха организации отыскиваются не внутри нее, а вне ее; для того, чтобы эффективно функционировать, она должна уметь приспосабливаться к изменениям во внешней среде - экономическим, научно-техническим, социально-политическим и т.п. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.
Согласно этому принципу организационная диагностика должна быть системной, комплексной и включать в себя изучение организационной структуры, процедур планирования и контроля, окружающей среды, а также стиля руководства и других характеристик организационной культуры - установившихся в организации ценностей, индивидуальных и групповых норм поведения, установок, типов взаимодействия и т.п. (Burke, 1982).
Следовательно в предмет диагностики обязательно входят психологические явления в организациях, которые включают в себя различные социально-психологические факторы, обуславливающие эффективную деятельность руководителей, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, стиль лидерства, мотивацию, господствующие нормы и ценности и др.



Каталог: data
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Ежова татьяна Владимировна проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное

Скачать 198,04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница