Внеурочная деятельность в профильных классах



страница1/3
Дата14.02.2016
Размер0,49 Mb.
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11
                                                            

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ


Руководитель проекта:

Паркова Тамара Михайловна

Рабочая группа:

Коврижных Галина Дмитриевна

Макарова Наталия Владимировна

Москвичекова Татьяна Анатольевна

Александрович Екатерина Петровна

Бутакова Светлана Викторовна

Томск – 2011

Содержание
1. Паспорт инновационного проекта ………………………………. с. 3-5

2. Теоретическое обоснование проекта и постановка проблемы….с. 6-7

2. Актуальность проекта ……………………………………………..с. 8-11

3. Пояснительная записка ……………………………………………с. 12-13



  • Цели

  • Задачи

  • Объект проектной деятельности

  • Предмет проектной деятельности

  • Гипотеза

  • Ресурсы

4. Механизмы реализации проекта ………………………………..с. 14-18

  • Содержание профильного обучения

  • Организация образовательного процесса в школе

  • Управление образовательным процессом в условиях профилизации

  • Модель личности выпускника профильного класса

  • Реализация идей проекта в учебном плане
  • Внеурочная деятельность в профильных классах.

  • Научное общество учащихся «ИНТЕГРА»


  • Дискуссионный клуб
  • Профильный лагерь с дневным пребыванием

  • Дистанционные заочные олимпиады


  • Социальная практика




  • Мониторинг качества образования учащихся в условиях профильного обучения

  • Управление качеством профильного обучения

5. Ожидаемые результаты ………………………………………….. с. 29-30


6. Поэтапный план реализации проекта …………………………....с. 31-36

7. Критерии эффективности реализации проекта ………………….с. 37-38


8. Конечный продукт проекта ………………………………………с. 39-40

9. Возможные риски ………………………………………………….с. 41

10. Литература ………………………………………………………...с.42

1. Паспорт инновационного проекта введения профильного обучения



Наименование проекта

«ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ»





Инновационная составляющая проекта

Инновационный проект введения профильного обучения разработан в соответствии с:

- проектом Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» в части создания условий для повышения качества образования за счет введения профильного обучения, интеграции урочной и внеурочной деятельности, создания творческой здоровьесберегающей среды школы.






Сроки реализации проекта

Проект реализуется в течение 3 лет: 2011-2014 учебного года.




Цель проекта

Создание условий для планомерного перехода к  профильному   обучению  на старшей ступени школьного образования в здоровьесберегающей среде школы.





Основные задачи проекта

  1. Создать структурную модель профильного обучения, определяющую характер взаимодействия образовательных учреждений друг с другом и с различными организациями и ведомствами в рамках образовательного пространства.

  2. Определить общие подходы к разработке содержания профильного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

  3. Создать единую систему мониторинга, выступающую в роли средства управления качеством образования учащихся и их профессиональным самоопределением.

  4. Сформировать нормативно-правовую базу, фиксирующую способы взаимодействия различных типов образовательных учреждений (в том числе начального, среднего и высшего профессионального образования), различных организаций и ведомств в процессе организации профильного обучения.

  5. Провести апробацию разработанной модели профильного обучения в образовательном пространстве школы и оценить ее эффективность

  6. Разработать методические рекомендации по внедрению модели профильного обучения в массовую педагогическую практику.






Направления обновления образователь-ной программы

    • Поэтапный переход от базисного учебного плана к базисному образовательному плану профильного обучения;

    • Разработка вариативной части федерального государственного образовательного стандарта и совокупности программ предпрофильного обучения и профильной подготовки;

    • Расширение возможностей профильного обучения за счет интеграции урочной и внеурочной деятельности;

    • Дальнейшее развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива школы в области применения современных образовательных технологий в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка;

    • Разработка программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в профильном обучении;

    • Изменение структуры управления образовательным учреждением при введении профильного обучения;

    • Внесение дополнений в мониторинговую часть системы управления качеством образовательного процесса школы в области диагностики профильного обучения и индивидуальных достижений обучающихся в форме портфолио;

    • Развитие сферы социального партнерства школы в области построения модели сетевого взаимодействия с учреждениями города по внедрению профильного обучения.







Ожидаемые конечные результаты, реализации инновационно-го проекта

1. Модель проектирования образовательной программы профильного обучения в школе.

2. Нормативно правовое регулирование профессиональной деятельности педагога (повышение квалификации, контроль качества и оплата труда) в условиях здоровьесберегающей образовательной среды школы в форме совокупности локальных нормативных актов школы.

3. Модель системы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения в здоровьесберегающей среде школы с вовлечением учащихся и их родителей в процесс внутришкольного аудита в форме Положения и совокупности диагностических материалов.





Разработчики инновационного проекта

Руководитель проекта:

Паркова Тамара Михайловна, заместитель директора школы по УВР основной и средней школы МОУ СОШ №11.



Рабочая группа:

  • Коврижных Галина Дмитриевна, руководитель МО гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы;

  • Макарова Наталия Владимировна, учитель истории и обществознания;

  • Москвичекова Татьяна Анатольевна, учитель биологии;

  • Александрович Екатерина Петровна, учитель математики и информатики.

  • Бутакова Светлана Викторовна, педагог-психолог










Телефон, факс, e-mail для связи с руководителем проекта

47-33-01 факс 47-32-95 e-mail ligvostok@mail.tomsknet.ru

Адрес сайта в Интернете, где представлена информация о проекте

http://school11.tomsk.ru




Рассмотрено на педагогическом совете протокол №2 от 3.10.2011г

Рассмотрено на заседании Управляющего совета протокол № 4 от 29.09.2011                                                       

 




2. Теоретическое обоснование проекта и постановка проблемы.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.


Практически все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но все равно учительская точка зрения ''мой предмет - самый главный и нужный, я лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни'', приводит к проблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И как следствие - нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы, проблемы со здоровьем и т.д. 

Выход - в изменении отношения к ситуации в  образовательном  процессе. Именно с этой целью в школе было решено ввести  профильное   обучение  в старших классах. А введение предпрофиля позволяет обеспечить более глубокую универсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательно определились в своем выборе.

На старшей ступени общеобразовательной школы ставилась задача создания “системы специализированной подготовки ( профильного   обучения ) в старший классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию  обучения  и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей”.

Профильное   обучение  - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации  образовательного  процесса. оно позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

   Профильное   обучение  направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной  образовательной  траектории.

Переход к  профильному   обучению  преследует следующие основные цели:



  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных  образовательных  программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Модель профильного обучения разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312;

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования России от 18.07.2002 №2783;

4. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобрнауки России от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

5. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.02.2004 № 03-51-12ин/14-03 «Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;

6. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России № 14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
3. Актуальность проекта

В настоящее время государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального общего образования, основного и среднего (полного) общего образования и программы дополнительного образования.

Ориентируясь на социальный заказ, предъявляемый школе, сформулирована ее миссия.

Миссией школы является обеспечение условий для реализации права каждого обучающегося на получение качественного образования в соответствии с его потребностями и возможностями, осуществление обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий, направленных на развитие адаптационных способностей обучающихся, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, быть успешными при дальнейшей социализации.

Стратегическая цель школы – адаптация образовательного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся, различному уровню содержания образования, путем введения в учебный процесс профильных образовательных программ и здоровьесберегающих методик обучения, способствующих максимальному раскрытию творческого потенциала обучающихся.

Школа расположена на северной окраине г. Томска, соседствует с сосновым бором, что создает благоприятные климатические условия жизнедеятельности ученического, педагогического коллективов. Наличие в недалеком прошлом в окружении школы предприятийё, обслуживающих СПАО «Химстрой», определили социум школы. Это люди, в большинстве своем занятые малоквалифицированным трудом. В окружении школы находятся социальные учреждения: детская поликлиника №2, школа-интернат №1, социально-реабилитационный приют «Луч», детский сад №121, библиотека «Кольцевая». Имеются и специальные учреждения: воспитательная колония №2. В школе обучаются дети, в основном из микрорайона школы, Соснового бора, поселка Спутник.

Необходимость концептуального обоснования проекта объясняется несколькими обстоятельствами:



  • Профилизации обучения в старших классах соответствует структура  образовательных  и жизненных установок большинства старшеклассников;

  • К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;

  • В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы.

  • Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного  обучения  в вузе и построения дальнейшей карьеры.

  • В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих  введению   профильного   обучения  на старшей ступени общего образования.

  • В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея ее обновления заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления обучения. Необходимым условием создания  образовательного  пространства, способствующего повышению качества образования и самоопределению учащегося основной ступени, является  введение  предпрофильной подготовки, направления собственной деятельности.

С этой целью в школе проведены следующие изменения:



  • В 9 классах ведется предпрофильная подготовка, где проводится целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения ''поля возможностей и ответственности'', т.е. профориентационная работа, в которой принимают участие классные руководители, учителя-предметники, школьный психолог (анкетирование, беседы с родителями и др.);

  • увеличиваются часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

В рамках предпрофильной подготовки школьники учатся не только усваивать информацию, но и различными способами работать с ней. Их обучают критически относиться к старым идеям, выдвигать новые. Другими словами, их учат учиться, отучиваться и переучиваться… ''Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться'', - считал Аввин Тоффлер (''Футуршок'').

Основание выбора профилей

  1. Профили предполагают довузовскую профессиональную подготовку учащихся старших классов к широкому кругу наиболее востребованных сегодня в нашем регионе профессий.

  2. Профили отвечают запросам учащихся и родителей школы, выявленным методом опроса и анкетирования.

  3. Профили предполагают наличие педагогических кадров, обладающих опытом и необходимыми способностями для работы в профильных классах.

Данные российских ученых, психологов, результаты диагностики, многолетняя практика показывают, что, начиная с позднего подросткового возраста (15 лет), в школьном образовании должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и планов.

Большинство старшеклассников отдают предпочтения тому, чтобы знать основы базовых предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, т.е. профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся вкладывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.

С целью изучения социального заказа и потребности учащихся применяются следующие методики: опросник профессиональных предпочтений (Л. Н. Кабардовой), ДДО, КОС, КОТ, определение типа темперамента по Айзенку, анкета выбора профессии (Е. А. Голомшток), анкета выбора профиля и образовательных средств, анкета определения эмоционального состояния школьников в условиях профилизации и др.

Методика ДДО выявила, что 66% учащихся имеют интерес к профессиям в сфере «Человек – человек», приоритетное место занимают профессии юриста, психолога, менеджера, врача. 37% девятиклассников имели профессиональные предпочтения в сферах «Человек - техника» и «Человек - знак».

Данные, полученные с помощью опросника профессиональных склонностей, также коррелируют с данными ДДО. Были выявлены склонности учащихся к различным сферам профессиональной деятельности:


  • склонности к работе с людьми – 64%;

  • склонности к планово-экономическим видам деятельности – 39%.

Анкетирование родителей по выявлению интересов и способностей детей показало, что 80% родителей хотят, чтобы их дети поступили в ВУЗы, а для этого необходима хорошая подготовка в школе, в том числе профильное обучение.

Полученные результаты и обусловили необходимость введения в 10 классе двух профильных групп – социально-гуманитарной и естественно-математической.

Однако возможность внедрения профильного обучения на старшей ступени обучения появилась лишь в 2011-2012 учебном году, когда появились необходимые ресурсы.

В школе имеется достаточный кадровый потенциал для работы по профилю. Проведен проблемный семинар по данной теме.

В обучении применяются современные образовательные технологии: личностно-ориентированные, проектные, информационные, проблемные, модульные.

Основным условием успешной реализации образовательной программы выступает сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

Инновационное обновление образовательной программы общеобразовательной школы будет проходить в русле направлений, определяющих государственную и региональную политику в сфере образования.

4. Пояснительная записка

Анализ ситуации подтверждает потребность в создании модели профильного обучения, реализация которой должна обеспечить доступность профильного обучения для каждого школьника МОУ СОШ №11 на основе интеграции образовательных ресурсов школы и городской системы образования.



Цель исследования Разработка и апробация модели профильного обучения в здоровьесберегающей среде школы.
Объект исследования - образовательный процесс в МОУ СОШ №11

Предмет исследования - механизм профильного обучения (его структура, содержание, способы взаимодействия школы с различными организациями) и управления системой профильного обучения.

Задачи:

  1. Создать структурную модель профильного обучения, определяющую характер взаимодействия образовательных учреждений друг с другом и с различными организациями и ведомствами в рамках образовательного пространства.

  2. Определить общие подходы к разработке содержания профильного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

  3. Создать единую систему мониторинга, выступающую в роли средства управления качеством образования учащихся и их профессиональным самоопределением.

  4. Сформировать нормативно-правовую базу, фиксирующую способы взаимодействия различных типов образовательных учреждений (в том числе начального, среднего и высшего профессионального образования), различных организаций и ведомств в процессе организации профильного обучения.

  5. Провести апробацию разработанной модели профильного обучения в образовательном пространстве школы и оценить ее эффективность

  6. Разработать методические рекомендации по внедрению модели профильного обучения в массовую педагогическую практику.


Гипотеза: Реализация проекта по введению профильного обучения в старших классах обеспечит достижение следующих результатов: повышения качества обучения (до 45 %) и степени удовлетворения образовательных запросов в ОУ (до 80 %).

Ресурсы:
Материально-техническое обеспечение:

  • использование материально-технических ресурсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

  • целенаправленное обогащение материально-технической базы ОУ

  • эффективное использование возможностей информационных технологий в профильном обучении (локальных сетей, электронных библиотек и т.д.);

  • поиск возможностей финансирования школ


Финансирование профильного обучения:

  • определение норм формирования профильных групп;

  • создание попечительских советов в ОУ и привлечение финансов за счет платных образовательных услуг;


Информационное обеспечение:

  • создание банка данных и педагогических кадрах и системе элективных курсов, доступного участникам образовательного процесса;

  • разработка системы мероприятий по информированию населения об образовательных услугах.

  • разработка схемы социологического анализа образовательных запросов различных социальных и потребностей рынка труда;

  • создание системы информирования ОУ, учащихся и родителей о результатах такого анализа;

  • формирование единой информационной среды в ОУ как составной части информационного пространства системы образования города.





Нормативно-правовое обеспечение в связи с внутриведомственным и межведомственным взаимодействием образовательных учреждений предполагает разработку пакета документов, определяющих юридические основания для интеграции образовательных ресурсов (оказание образовательных услуг; условия использования имущества ОУ и т.д.).


5. Механизмы реализации проекта

Для разработки и внедрения школьной модели профильного обучения будет создана организационная структура управления матричного типа.

Для решения содержательных задач проекта будут созданы рабочие группы, возглавляемые руководителями МО и администрацией школы по следующим основным направлениям деятельности:


  • содержание профильного обучения;

  • формы организации профильного обучения;

  • мониторинг качества профильного обучения;

  • управление образовательным процессом в условиях профилизации.

Не реже 1 раза в месяц руководители всех групп будут встречаться на совещаниях при руководителе проекта, докладывать о результатах работы и перспективах.

  • Механизмы реализации проекта будут конкретизированы руководителями групп в зависимости от решаемых этими группами содержательных задач и представлены на первом заседании координационном совете школы.




5. Содержание профильного обучения

Учебный план (недельный)

для ступени среднего (полного)общего образования

на 2011-2012 учебный год с шестидневной учебной неделей

10 профильный класс с 2 профильными группами:



  1. Естественно-математическая

  2. Социально - гуманитарная


Учебные предметы

Классы/ количество

часов в неделю

10







1

2


Инвариантная част


Федеральный компонент

(обязательные учебные предметы на базовом уровне)










Русский язык




1




Литература




3




Иностранный язык (английский)




3

Математика







4

История




2




Обществознание (включая экономику и право)




2




Физическая культура




3

Основы безопасности жизнедеятельности




1





Вариативная часть


Учебные предметы по выбору на базовом уровне










Биология




2

Физика







2

Химия







1

География




1

Информатика и ИКТ




1

Учебные предметы по выбору на профильном уровне:










Математика




6




Физика




5




Химия




3




Обществознание







4

История







4

Литература







4

Русский







3

Компонент образовательного учреждения:










Основы проектирования




1

Русская стилистика и культура речи




1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка:




36

36



Реестр элективных курсов

  • определение критериев формирования системы элективных курсов;

  • изучение возможностей ОУ в предоставлении элективных курсов;

  • разработка форм экспертизы элективных курсов;

  • создание электронной базы элективных курсов;

  • организация презентации базы элективных курсов для учащихся (ярмарка элективных курсов);


Организация образовательного процесса в школе

  • обеспечение преемственности в содержании предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  • разработка психологического обеспечения профильного обучения;

  • разработка технологии педагогической поддержки ученика при выборе образовательной траектории, в частности, механизмов коррекции индивидуального учебного плана;

  • разработка единых подходов к организации учебного процесса с учетом профильных групп;

  • разработка рекомендаций по организации внеучебной деятельности учащихся;

  • формирование клубно-студийной системы в рамках научного общества обучающихся.


Управление образовательным процессом в условиях профилизации

Система управления образовательным процессом в связи с переходом на профильное обучение предполагает:



    • изменение оргструктуры управления (введение новых структурных единиц, дополнение функционала имеющихся);

    • формулирование заказа психологическим службам в связи с организацией профильного обучения;

    • разработка механизмов общественной поддержки модели профильного обучения (например, создание общественной Ассоциации профессионалов профильного обучения).

Введение профильного обучения в школе полностью соответствует стратегическим целям ее развития:

  • создание условий для осуществления осознанного профессионального выбора путем создания модели многопрофильного общеобразовательного учреждения с последующим преобразованием его в мультипрофильную школу с обучением по индивидуальным учебным планам;

  • изучение учащимися предметов гуманитарного, технического, оборонно-спортивного и технологического направлений на профильном уровне;

  • создание адаптивной образовательной среды для обеспечения оптимального уровня развития каждого ученика, его задатков, способностей, творческого потенциала;

  • предоставление равных возможностей при получении образования, в том, числе и профильного, для всех учащихся школы;

Необходимым условием осуществления этих целей является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей, что является одним из приоритетных направлений развития нашей школы.
В результате реализации данного проекта осуществляется предпрофильная подготовка в 9-х классах и открыты профильные группы.
Разработанная система внутришкольного управления позволит обеспечить школу на переходном периоде (этапе становления профильного обучения):

  • целеполагающей информацией;

  • надлежащей организационной структурой;

  • ресурсами и условиями, необходимыми для нормального функционирования школы;

  • согласованностью действий;

Модель личности выпускника профильного класса

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций:



  • ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

  • общекультурная – осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени;

  • учебно-познавательная – готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;

  • информационная – готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • коммуникативная – включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и. т.д.;

  • социально-трудовая – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;

  • личностного самосовершенствования – готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

    Реализация идей проекта в учебном плане

    Идеи проекта в учебном плане реализуются следующим образом:


    На ступени основной школы - предпрофильная подготовка.
    Предполагается введение элективных курсов ориентационного, предметного содержания по профилям школы и по запросам детей, профориентационная работа.
    Профильное обучение, начинающееся с 10-го класса, будет представлять собой систему обучения для всех, а не только для одаренных и интеллектуально развитых школьников. Она позволит всем без исключения школьникам, включая тех, кто начинал свое обучение в коррекционно-развивающих классах, иметь возможность изменения сделанного выбора. В связи с этим на ранних этапах обучения не будет глубокой дифференциации программ, препятствующих движению учащихся. Для успешного продвижения учеников педагогический коллектив два раза в год будет анализировать результаты подготовки школьников, делать выводы об их развитии в процессе учебной деятельности и оценивать возможности перехода на программы более высокого уровня.

На третьей ступени обучения вводятся:

  • спецкурсы по выявлению ценностей и смысла профессиональной карьеры;

  • профильные предметы;

  • элективные курсы;

  • исследовательская деятельность;

  • социальные практики;

Школьная система профильного обучения основана на стратегии личностного роста каждого ученика.
В 2011-2012 учебном году были открыты социально-гуманитарный и естественно-математический профили, которые реализуются посредством профильных предметов:

  • социально-гуманитарный профиль – русский язык, литература, история, обществознание;

  • естественно-математический профиль – алгебра, геометрия, физика, химия.

В дальнейшем предполагается для детей, не проявляющих интереса к данным профилям, ввести технологический профиль с профильными предметами – технологией и экономикой, использовать кадровые и материальные ресурсы для удовлетворения образовательных запросов учащихся. Обучение будет нацелено на приобретение первичных профессиональных навыков в различных сферах деятельности. В профильных классах старшей школы не будет жестокого закрепления профилей, определенных предметов и элективных курсов. Они будут корректироваться в соответствии с образовательными запросами учащихся.

Дифференцированный, личностно ориентированный подходы будут реализовываться не только в учебно-воспитательном процессе в целом, но и в создании для обучающегося благоприятных условий для выбора направления обучения – технического, гуманитарного, оборонно-спортивного, технологического, а также индивидуального образовательного маршрута.

В дальнейшем приоритетным станет обучение по индивидуальным учебным планам, и школа преобразуется в мультипрофильную.

В качестве дополнительных услуг с целью удовлетворения образовательных запросов обучающихся и их родителей предполагается оказание услуг на платной основе.

Настоящий этап развития школы характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, и поэтому для обеспечения педагогического процесса, ориентированного на профильное обучение на старшей ступени приоритетными будут являться технологии проектного обучения, модульного и лекционно-практического обучения.

Внеурочная деятельность в профильных классах.


Профильное обучение, направленное на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, может быть существенно расширено за счет внеучебной и внеурочной деятельности старшеклассников.

Внеучебная деятельность – организованная педагогом коллективно-распределенная или индивидуальная деятельность учащегося (игровая, художественная, конструкторская, научно-исследовательская и т.п.) в рамках образовательного процесса, направленная на решение практических задач, формирование ключевых компетентностей и практического опыта.

Внеурочная образовательная деятельность – специально организованные действия учащегося, направленные на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов в разных видах деятельностей после обязательных аудиторных занятий.

Сочетание этих видов деятельности создает устойчивую культуросообразную среду развития, обеспечивающую учащимся возможность самореализации, формирования осознанной гражданской позиции. Кроме того, позволяет детям любого уровня интеллектуального развития в индивидуальном темпе продвигаться по образовательному маршруту.

Для этого в школе предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, различного рода ученических конференций и семинаров, участие в которых будет мотивировано механизмами учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио).

Требования к результатам, зафиксированным в портфолио, должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.

Это предполагает особое внимание к формированию ключевых компетентностей ребенка в образовательном процессе:


  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях обновления структуры стандарта образования.


Каталог: files -> img
img -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
img -> Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
img -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
img -> Компетентность ресурс качественного образования
img -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
img -> Российская федерация федеральный закон
img -> Закона «Об образовании»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница