Внешние факторы (за пределами образовательного учреждения): экология; семья и микроклимат в ней; круг общения, вредные привычки; (слайд) питание; здоровый образ жизни б) внутренние факторы



Скачать 119.51 Kb.
Дата20.05.2016
Размер119.51 Kb.
Укрепление здоровья  - это дело государственной важности. Институт  возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):



  • экология;

  • семья и микроклимат в ней;

  • круг общения, вредные привычки; (слайд)

  • питание;

  • здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

  • организация учебного процесса, методика организации урока;

  • организация и реализация воспитательного процесса;

  • двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

  • создание условий психологического комфорта; (слайд)

  • организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

  • организация питания;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

  • комплексно и системно;

  • длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация контроля за эффективностью   всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:


  • организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное   наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация урока.   (Слайд)

Во-первых,  это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя должно быть  научить ученика запрашивать необходимую информацию  и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. 

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин  пишет: “Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая”. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.

В-третьих,  взаимный интерес,  который подавляет утомление.



Правило 2. Использование каналов восприятия.  (Слайд)

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:



  • левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к  абстрагированию и обобщению;

  • правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

  • равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие; (слайд)

  • визуальное восприятие;

  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей, позволяет мне как педагогу, излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его  запоминания.

Этой работой  должен заниматься психолог, который сотрудничает с учителями начальной школы.



Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся. (Слайд)

Общеизвестно, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так   и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных   особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.



Правило 4. Распределение   интенсивности  умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются   своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице. (Слайд)

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различна:


  • 5-25 минута – 80%

  • 25-35 минута –  60-40% (слайд)

  • 35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся  во мнении, что урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение без утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Каждый из нас учитывает, что утомление часто возникает в следующие периоды:


  • начало учебного года и недели;

  • возникает ежедневно к 3-4-му урокам;  (слайд)

  • сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

  • окончание четверти, учебного года, недели.

Поэтому мы должны контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей  педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья  учителя и учеников.

Таким образом, по мнению В.М. Сонькина здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:



  • почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

  • что? – отбор и структура содержания;

  • как? – оптимальная организация учебного процесса; (слайд)

  • с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

  • кто? – реальный уровень квалификации учителя;

  • так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.

Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?  (Слайд)

1. С целью предупреждения утомления   и усталости учащихся применяю дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,   вводится искусствоведческий  материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются  школьники  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть   в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  использую   на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;   обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных   домашних заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

4. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление   межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; организация гимнастики для глаз, используя офтальмотренинг , использование подвижных  перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком, использую минуты вхождения в день, дыхательную гимнастику, обращаю внимание на влияние цвета на ребенка (слайд)

6. Формируя у учащихся  знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа.

Соблюдая главный принцип здоровьесберегающей педагогики “Не нанести ущерба здоровью учащихся”, используем защитно-профилактические и информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии.

В  начальной школе многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе трех групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. 

Применяются тестовые задания разноуровневого характера.  Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов  у детей, снижению у них уровня тревожности.

Учителя начальных классов, истории, математики, физики, русского языка и литературы используют на своих уроках коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено (групповая работа).

Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется  и во внеурочное время. Через сотрудничество с родителями стали традиционными Дни здоровья, спортивные праздники “Веселые старты”, ребята посещают многочисленные спортивные секции, такие как хоккей –бемби, вольная борьба, самбо, спортивные танцы, бассейн “Лазурный”.

Во время каникул в школе организуется оздоровительный лагерь.  Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, вырабатывали у них интерес к себе, к собственному здоровью. Заметно возросли показатели физического развития школьников, посещаемость детьми занятий возросла до 90%. Это помогло им приобрести знания и умения по темам программного материала. У детей, занимающихся по методике оздоровления, умственное развитие изменилось в положительную сторону. Виден результат труда. Мы наблюдаем последовательное продвижение детей в учебном процессе.

И так, нужны меры по формированию валеологической культуры младших школьников для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Этому способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:   (слайд)



  • проведение ежегодной диспансеризации  обучающихся;

  • учет санитарно-гигиенических  требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;

  • обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классах;

  • нормализация учебной нагрузки учащихся;

  • организация горячего питания;

  • введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;

  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

В конце еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать “школой здоровья”, а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать  приоритетной функцией образовательного учреждения.
Каталог: rus
rus -> Аннотированная библиография по вопросу изучения девиантного поведения подростков. Материал подготовлен А. А. Мухамедьяровой, зам директора по воспитательной работе Чистопольского детского дома Материал предоставлен Институтом развития образования
rus -> А. Г. Свинаренко
rus -> Программа переводного испытания (комплексного собеседования) по предметам «русский язык и его история» и «русская литература»
rus -> Рабочая программа по предмету «Русский язык»
rus -> Пояснительная записка Цели и задачи курса. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница