Внеклассное мероприятие для старшеклассников «Дети войны» Цель: формирование у школьников патриотической позиции



Скачать 97.65 Kb.
Дата21.04.2016
Размер97.65 Kb.
Открытое внеклассное мероприятие

для старшеклассников

«Дети войны»

Цель:


- формирование у школьников патриотической позиции;

- продолжить воспитание любви к родине.

Задачи:

- рассказать учащимся о роли детей в годы войны.




  1. ПРОСМОТР РОЛИКА «ДЕТИ ВОЙНЫ»


(стих. читает Хмелева Валя)



Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

- Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить, Лебеда - их еда, и землянка - их кров.

А мечта - до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.



Ведущая 1.

Течет речка времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.


(ЧИТАЕТ ХАЗИЕВА ВАЛЯ)


Самый светлый,

самый летний день в году,

Самый длинный день Земли –

двадцать второго.

Спали дети,

зрели яблоки в саду.

Вспоминаем,

вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час

взрыв,

что солнце погасил в кромешном гуле,

сквозь повязки неумелые сочась,

кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

день за днем,

взрыв за взрывом,

смерть за смертью,

боль за болью,

год за годом, опаленные огнем,

год за годом, истекающие кровью.



Ведущая 2. Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...
Ведущая 1. Вспомним сегодня то страшное явление, которое коротко зовется: «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Часто - в ту военную пору - это были дети - маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень со взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.
Ведущая 2. Чаще всего мы вспоминаем о взрослых участниках и героях Великой Отечественной войны, забывая о том, что всегда рядом со взрослыми находились и дети. «Дети войны»… Какие страшные два слова и совершенно несовместимые.
(ПЕСНЯ «НЕСОВМЕСТИМЫ ДЕТИ И ВОЙНА» - исполняет 9 класс)
Ведущая 1. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много — их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною в 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.
 Ведущая 2. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Ведущая 1 Дети военной поры могут рассказать много: как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года. Как в 10-12 лет, встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. Они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.



(Читает Кузьминых Кристина)


Зачем ты, война,

У мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

Мальчишки Урала

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой

холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих

директор завода,

А было рабочим -

Всего по четырнадцать лет.



Ведущая 1. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Исценировка фрагмента военной жизни

(диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

 

- Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.


- А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

 

- Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

 

- Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

 

- Конечно, я и на фронт ещё сбегу.


Ведущая 2. И Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Ведущий 1. Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Медицинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

 

Ведущий 2 Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

 

(СТИХ. ЧИТАЕТ КУЗЬМИНЫХ ЮЛЯ)


Их гнали фашисты по пыльным дорогам.

И в рабство везли их, как скот.

Кому-то из плена бежать удавалось.

И даже по несколько раз.

Как зрелые воины, дети сражались.

Кто шёл в партизаны из нас.

И горели лица их отвагой.

И глаза светились их огнём.

Прибавлялись годы на бумаге.

Детям были пули ни по чём.

Трудные задачи выполняя,

Шли они в разведку, рвались в бой,

Бой вели, наград не ожидая.

Был любой мальчишечка герой!

 

Ведущий 1. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну. 
(СТИХ. ЧИТАЕТ АКТИМИРОВА ИРИНА)


А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив те далекие года, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей от жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне,

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.



Ведущий 1. Сегодня они последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого! 

Ведущий 2 Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить эти дети? Многое… Голодные, холодные, оставшиеся без крова, без родителей… Сколько страданий и обречённости… Вслушайтесь в воспоминания детей войны…

Ведущий 1. В нашем зале сегодня гости… Это как раз те дети, которым пришлось столкнуться воочию с событиями тех далеких от нас дней…

Я предоставляю слово Арсентьевой М.Я.



(РАССКАЗЫ ГОСТЕЙ)

ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ГОСТЕЙ. («А ЗАКАТЫ АЛЫЕ»)

Зачитываем список детей войны



  1. Кузьминых Любовь Федоровна

  2. Добрынина Евдокия Ивановна

  3. Катаева Любовь Спиридоновна

  4. Никитин Сергей Семенович

  5. Никитина Роза Михайловна

  6. Пентюхова Евгения Михайловна

  7. Пентюхов Михаил Яковлевич

  8. Фелерт Андрей Борисович

  9. Блинова Екатерина Павловна

  10. Кузьминых Екатерина Николаевна

  11. Сажина Тамара Григорьевна

  12. Лыкова Зоя Васильевна

  13. Овчинников Василий Васильевич

  14. Суходоева Анастасия Алексеевна

  15. Марьянина Анастасия Андреевна

  16. Шильберт Мария Эвальдовна

  17. Шильберт Адольф Емельянович

  18. Кузьминых Алевтина Тимофеевна

  19. Стерлядьва Мария Николаевна

  20. Стерлядьев Владимир Павлович

  21. Пантелеева Валентина Дмитриевна





Но это далеко не полный список тех людей, которым мы обязаны жизнью.

Ведущий 2. Тяжёлые испытания выпали на ваши детские плечи. Невозможно сравнить ваше  детство и наше. События Великой Отечественной войны привычно связывают с воспоминаниями ветеранов, участников боёв. А ведь во время Великой Отечественной войны дети подчас наравне  со взрослыми приближали день Победы. Обыкновенные дети, те кто работал на трудовом фронте, те, благодаря кому, выжили их близкие.
Ведущий 1. 9 мая многонациональный народ нашей страны отметит одну из величайших и славных дат своей истории – 69-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для нас, россиян, этот день является воистину святым и светлым праздником. В этот день Отечество наше чествует воинов-победителей, славит мужество и отвагу своих сынов и дочерей, каждого, кто сделал все, чтобы пришла весна Победы сорок пятого. А среди них и те, кого называют «детьми войны».
Ведущий 2. Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания»
Ведущий 1. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны
ОБРАЩЕНИЯ К УЧАЩИМСЯ:
Ведущий 1.
- Над чем вас заставили задуматься слова звучавшие  сегодня?

- Какие чувства вы испытывали?



- Подумайте, какие возможности у вас сегодня существуют получать образование, и как вы пользуетесь этими возможностями.

Думаю, что у каждого из вас зародится чувство ответственности и гордости за свою Родину, и каждый из вас будет проявлять только сознательное отношение к боевым и трудовым традициям.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница