«Вне зависимости»
Классный руководитель Во многих европейских странах производство, хранение, употребление и продажа наркотиков – это уголовные преступления. А в странах Азии за одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем, кто производит, переправляет, сбывает наркотики, и тем, кто их покупает, хранит, подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях. Обратимся с вами к Уголовному кодексу. (Документ №63-ФЗ – УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС) Найдите, пожалуйста, Главу 25. Преступления против здоровья населения, статьи 228 – 234, прочитайте, какие наказания предусмотрены за такие уголовные преступления. Есть законы, которые касаются принудительного лечения наркоманов. В России создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ее задача – выявлять и уничтожать каналы наркотрафика, разоблачать мафиозные группы, которые занимаются контрабандой и незаконной торговлей наркотических и психотропных веществ. 1. Незаконченное предложение по теме «Жизнь – это чудо!» Классный руководитель. Мы живем в огромном, прекрасном мире, где столько интересного и удивительного! Нужно только оглянуться вокруг, и вы сразу увидите, что можно противопоставить наркотикам. У меня есть незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно…» Как бы вы закончили это предложение?
Классный руководитель. Каждый человек – хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни, гигиена, спорт, общение с природой, хорошие и верные друзья. В вашей жизни не должно быть места наркотикам! 2. Заключительное слово Классный руководитель. Сегодня наркотики – это страшное оружие, направленное против каждого из вас. Защиту от этого оружия дает знание. Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Сегодня мы с вами еще раз вспомнили о негативных последствиях применения наркотиков. Я говорила, что есть еще одно оружие от наркотиков – самое надежное и сильное. Может быть, вы сами подскажите, как надежнее всего уберечься от наркотиков? Самый надежный способ – никогда не употреблять наркотики! Желаю вам избрать именно этот способ!
Классный руководитель. Сегодня мы пытались бороться с наркотиками оружием правды. Что дали вам эти знания? Прибавили уверенности? Оставили равнодушными? Породили страх и сомнения? Что вам показалось особенно ценным и полезным? Слушаю вас. (ответы учащихся) Тематический классный час по профилактике наркомании (10-11 классы) «Я выбираю жизнь» Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании, росту самосознания и самооценки подростков. Задачи:
Актуальность: Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Именно школы и места массового развлечения молодежи являются сегодня основными местами распространения наркотиков. Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике подростковой наркомании существенно активизировалась, дефицит знаний у учащихся о последствиях и конкретных шагах противостояния этой пагубной привычки остается значительным. Разовыми беседами повысить уровень социально-психологической компетенции школьников невозможно. Поэтому я считаю, что проводить эту работу необходимо регулярно.
Оборудование: ноутбук; мультимедийный проектор; экран, столы для групп, карточки с заданиями Адресован:
Ход проведения мероприятия: Учащиеся делятся на три группы заранее, в них выбирается капитан каждой группы
В последнее время очень много говорят о наркомании и её последствиях. Эта беда стала всемирной, и найти пути её решения достаточно сложно. Ты есть, я есть, он есть, А жизнь у каждого своя. И ей цена – достоинство и честь, Есть возраст переходных лет, Какой бы сложной не была она. Для многих начинается рассвет, А кто-то погружается во тьму. Ты есть, я есть, он есть, Лишь вместе мы сумеем зло пресечь…. И сохранить достоинство, чтоб жить.
слайд 2 - Давайте попробуем поиграть в одну интересную игру – ПИРАМИДУ. Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе ещё двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте. Ребята выстраиваются в “пирамиду”. Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест! Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему же наркоманов становится всё больше и больше? Начнём по - порядку.
слайд 3
Основные группы наркотиков: опиаты, психостимуляторы, галлюциногены, снотворные, ингаляты. Психостимуляторы- вещества, стимулирующие центральную нервную систему- кокаин, эфедрин и другие. Сюда же относятся и марихуана, высушенные и измельченные листья конопли, гашиша, смола конопли. Галлюциногены - вещества, способные вызывать глубокие изменения психики, что ведет к галлюцинациям. Опиаты - вещества, выделяемые из мака и их производные: морфин и кодеин, из морфина синтетически получают героин. Ингалянты - вещества, которые вводят в организм через дыхательные пути. Это клей, бензин, ацетон и другие, токсические вещества. Снотворные - безобидные на первый взгляд лекарства могут развивать привыкание, как настоящие наркотики.
слайд 4
Слайд 5: С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно.
Слайд 6: Проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя страны. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.
![]() слайд 7
Наркомания в России продолжает "молодеть". По последним данным, более 60 % наркоманов - люди в возрасте 18-30 лет и почти 20 % - школьники. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Слайд 8: Ленинградская область вышла на II место в России по употреблению наркотиков. Сейчас на учете в областном диспансере состоят около восьми тысяч подростков. Однако специалисты утверждают, что реальное количество наркоманов в 10 раз больше. ![]() слайд 9
Накануне мы с вами проводили диагностику ваших потребностей в новых ощущениях. Сравнительный анализ этих результатов выявил при этом проблему высокого процента учащихся с большим риском попадания в зависимость от кокаина и других психостимуляторов. Слайд 10: В первую очередь наркотики влияют на психику, она приводит к духовной деградации и полному физическому истощению организма. ![]() слайд 11
При употреблении наркотиков начинает разлагаться печень, изменяют свою работу почки и вслед за ними начинают разрушаться все органы в организме, делая человека, употребляющего наркотики инвалидом на всю жизнь. Слайд 12: Узнаёшь? Это всё – героин! Наркоман - раб наркотика; ради него он пойдёт на любую низость и преступление, что рано или поздно приведёт его к смерти. Даже одного приёма достаточно, чтобы стать "зависимым" Слайд 13: Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее всей страны.
слайд 14
ПОМНИТЕ об этом! У людей, принимающих наркотики, рождаются дети - уроды или нежизнеспособные дети. Слайд 15:
Слайд 16: Звучит музыка Слайд 17: Музыка прекращается
Слайд 18: 1 группа – Перечислить внешние признаки наркозависимого человека
Слайд 19: 2 группа – Очевидные признаки наркозависимого человека
Слайд 20: 3 группа – Изменения в поведении
Слайд 21: Ребятам предлагается снова поработать в группе и обсудить ответы на проблемные вопросы темы:
Слайд 22: ЗВУЧИТ МУЗЫКА во время обсуждения Слайд 23: Через 2 минуты заканчивается обсуждение и заслушиваются выступления групп по вопросам и проводится дискуссия. Слайд 24:
Слайд 25:
Слайд 26: Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Слайд 27: Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. Слайд 28: И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.
слайд 29
Обратите внимание на то как за три года изменилось соотношение ребят подверженных риску попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов при определенных условиях очень велик. Их стало гораздо меньше. А количество тех, которые могут противостоять этой опасности, увеличилось. Мы действительно становимся лучше. Слайд 30: У кого есть здоровье, у того есть надежда. У кого есть надежда, у того есть всё. Слайд 31: Хочется, чтобы, уйдя с этого мероприятия, вы всегда выбирали жизнь. И смогли бы сказать любому человеку, который может предложить вам наркотики слово НЕТ! Ты есть, я есть, он есть, А жизнь у каждого своя. И ей цена – достоинство и честь! Есть возраст переходных лет, Какой бы сложной не была она. Для многих начинается рассвет, А кто-то погружается во тьму. Ты есть, я есть, он есть, Лишь вместе мы сумеем зло пресечь…. И сохранить достоинство, чтоб жить. Тематика классных часов 1-4 классы 1. Будь бездумным, а не безумным. 2. Что находится на дне бутылки. 3. Что такое наркотики. 4. Кто сильнее - наркотики или человек. 5. Мое тело - моя собственность. 6. О хороших привычках 7.Умеем отдыхать 8. Загадки доктора Неболита 9. Смейся на здоровье 10. Поведение на уроках физкультуры. 11.Как уберечь себя от беды. 12.Наше здоровье в наших руках.
Встреча 1. Современная ситуация злоупотребления ПАВ. Встреча 2. Наркотики и возраст, или когда возникает интерес к наркотикам. Встреча 3. Антинаркотический спектакль (совместное с детьми занятие). Подростковый возраст не случайно называют "трудным" - вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом (так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела опережает развитие сосудистой системы). Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с наркотиками в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время снимая физиологические ощущения.
Детей интересует все, что связано с наркотиками, - их действие, способы употребления. Для них наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное, он вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, о последствиях употребления наркотиков они либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьёз. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителей (передаточное звено). Младший подростковый возраст является сензитивным возрастом к формированию отрицательного отношения к антисоциальному поведению людей (находящихся в состоянии сильного алкогольного опьянения). Поэтому этому возрасту мы уделяем особое внимание и усиливаем работу по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Занятия проводятся по программе Соловова А.В. "Навыки жизни" 1 раз в неделю в течение года. Темы классных часов 1. Агрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью. 2. Сопротивление давлению со стороны. 3. Умение сказать "Нет". 4. Стресс. Способы борьбы с ним. 5. Отрицательные эмоции и как справиться с гневом. 6. Критика, навыки критического отношения. 7. Умение принимать решения. 8. Поведение в конфликтной ситуации. Разрешение конфликта путем совместного принятия решения. 9. Я особенный и себя уважаю. 10.Как подружиться. 11.Как поддерживать дружбу. 12.Как пережить потерю друга. 13.Как прервать нежелательную дружбу. 14.Взаимоотношения с родителями и со взрослыми. 15.Умение отвечать за себя. 16.Что такое наркотики. 17.Правильное и неправильное использование медикаментов. 18.Употребление, злоупотребление, болезнь. 19.Употребление табака, табакизм. 20.Алкоголь. 21.Наркотизм. 22.Токсические вещества. 23.Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики. 24.Никогда не пробовать и употреблять наркотики - хорошо. 25.ТВ, видео, компьютерные игры. 26."Викторина веселых и находчивых". 6-7 классы (12 -14 лет) Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение об их существовании. О наркотиках знают многое, но информация черпается из рассказов знакомых, отчего знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 12-14 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ, появляется аддиктивное поведение. Тематика классных часов 1. Осторожно - яды: табак и алкоголь. 2. Осторожно яды: токсические вещества и зависимость от наркотиков. 3. Развитие навыков давлению со стороны. 4. как научиться жить без конфликтов. 5. Тренинг коммуникативной компетентности. 6. Встреча миров: мальчики и девочки. 7. развитие навыков критического мышления и ответственного поведения. 8. Раскрытие творческого потенциала. 9.Здоровые привычки - здоровый образ жизни 10. Я здоровье берегу, сам себе я помогу 11. Кто наши враги 12.О спорт, ты мир 13. От тюрьмы и сумы не зарекайся 14.Вредные привычки и преодоление 15.Бросай курить - ты уже не маленький 16.Особенности влияния никотина на развитие детского организма 17. Сотвори себя сам 18. Нет - наркотикам 19.О ВИЧ - инфекции 8-11 классы (14 - 17 лет) Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, на подворотне - в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный - через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется все более и более определенное отношение к наркотику. По отношению к наркотикам можно выделить пять групп подростков.
Считают употребление наркотиков признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический характер. Исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска. Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: умышленным нанесением вреда, разрушением имиджа "чистоты", материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).
Не стремятся их распространять, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то "доказать миру". 3. Активные противники. Это самая малочисленная группа, позиция её представителей такова: "Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей". Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще - на эмоциональном отражении. Во втором случае "грамотный" представитель второй группы может поколебать уверенность активного противника.
Отказываются от наркотиков при допущении их употреблении другими: "Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться - их дело". 5. Не определившие свое отношение к наркотикам. Выступают потенциальными участниками четырех предыдущих. Реакция группирования со сверстниками играет наиболее существенную роль в адаптивном поведении. Абсолютное большинство несовершеннолетних начинает употребление алкоголя и наркотиков в группе, испытывая её сильное давление. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния наркогенному давлению. Тематика классных часов 1.Самоспасение - наиболее перспективная стратегия спасения от наркотиков. 2.Влияние наркотиков на организм (дыхание, кашель, сердечно- сосудистую систему, пищеварения, психические функции). 3.Нормальные способы получения удовольствий. Биологическая и социальная сущность удовольствий. 4.Плата за обман природы. Миф о слабых и безопасных наркотиках. 5.Особенности личности потенциальных наркоманов. Смена социального окружения. 6.Смена стратегии поведения и потеря цели жизни. Изменение личности наркоманов. Отношение людей к наркоманам. 7.Возможно ли излечение от наркомании. Кто виноват? 8.Когда возникла проблема наркомании. Наркомания - угроза существования нации. 9.Экономические и идеологические предпосылки для распространения наркомании. 10.Косвенная реклама массовой наркотизации населения. Социальные предпосылки для распространения наркомании. 11.Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за наркотизацию.
Во всех культурах, известных на протяжении письменной истории, человек проявлял склонность к употреблению веществ, изменяющих химизм мозга, а тем самым и сознание. Многие лекарства, которые врачи прописывали до 1950-х годов, содержали в той или иной форме опий. Лауданум, снотворное средство «от нервов», часто применявшееся в викторианскую эпоху, представляло собой смесь спирта и морфия. Популярность первых напитков типа кока-колы отчасти объяснялась присутствием в их составе кокаина. Имеется немало веществ, изменяющих сознание: от таких обычных, как кофеин, содержащийся в кофе, и алкоголь, являющийся, вероятно, самым распространенным наркотиком в России и странах Запада до сильнодействующих галлюциногенов типа ЛСД. 2. Влияние различных наркотиков на нервную систему ЛСД – препарат, который называют атомной бомбой среди наркотиков, «Гималайским пиком среди песчаных холмов». В 1943 году швейцарский химик Альберт Гофман случайно проглотил немного диэтиламиддекстрамизергиновой кислоты «Меня словно ударило молнией, - вспоминал он, – Я чувствовал, что плыву где-то вне своего тела, поэтому я решил, что умер». Такое странное состояние длилось у Гофмана 12 часов. ЛСД добывают из спорыньи. Кроме ЛСД, к галлюциногенам относятся мескалин , получаемый из кактуса пейота, псилоцибин и псилоцин , содержащиеся в некоторых грибах, а также марихуана (которая обладает менее сильным воздействием по сравнению с другими препаратами). Кокаин и марихуана - вот два наркотика, которые сегодня все больше распространяются как средство ухода от действительности. Индейцы, живущие в Андах, веками жевали листья кустарника коки. Всасываясь, кокаин действует как стимулятор центральной нервной системы. Сходный эффект производит и другой наркотик – амфетамин. Марихуана вырабатывается из растений типа конопли, широко распространена в мире. Курильщики марихуаны ощущают эйфорию, у них повышается чувствительность к световым, звуковым и вкусовым раздражителям. Они часто испытывают эффект расщепленного сознания, при котором человек одновременно ощущает действие наркотика и как бы наблюдает за собой со стороны. Вслед за эйфорией наступает состояние сонливости. 3. Последствия употребления наркотиков. Наркомания. За приемом наркотика (особенно это касается морфия или героина) следует состояние эйфории – искусственной сильной положительной эмоции. Человек погружается в миф фантазий, грез – то есть в то, что воспринимается им как красивое, прекрасное. После нескольких приемов уже формируется и главная потребность – получить положительную эмоцию. Коварства наркотика заключается в том, что первоначально он «играет» на высших функциях нервной деятельности – красоте, прекрасном. Но это лишь на первых порах. В организме существует собственная противоболевая система. Не вдаваясь подробно в механизмы ее работы, упомянем главное. Во-первых, задача системы – обеспечить устранение болевых ощущений. Во-вторых, задача эта выполняется выработкой собственных морфиноподобных веществ. Обезболивающий эффект эндорфинов чрезвычайно мощный, намного сильнее искусственных морфина или героина. Но механизм их действия таков же. И вот здесь возникает порочный круг: получая морфиноподобные вещества извне, организм перестает вырабатывать свои собственные. Их выработка тормозится избытком введенного извне морфия. При попытке отказа от введения морфиноподобных веществ выработка собственных начинается далеко не сразу. И собственная противоболевая система прекращает свою работу. Наступает состояние абстиненции или «ломки», когда малейшее движение, свет, звук, движение кишечника - все воспринимается как боль. Главная потребность здесь становится в один ряд с голодом или жаждой – с тем, от чего организм отказаться никакими сознательными побуждениями надолго не в силах. Требуется все новая и все большая доза наркотика, но не для получения «прекрасного» - того самого обещанного рая, с чего начиналось формирование главной потребности, - нет! – вследствие биологической необходимости. Это очень сильная физическая зависимость от наркотика. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Есть, но из всех прочих пагубных привычек наркомания отличается, пожалуй, наибольшей «цепкостью», и необходимо приложить самые серьезные усилия, чтобы преодолеть ее. Первый этап выхода из состояния абстиненции наиболее эффективен в условиях больницы. Однако, вот этот страшный этап миновал, молодой человек (к сожалению, но практически всегда это именно молодые юноши или девушка) вновь возвращается в свой мир, в свой коллектив. … Один прием наркотиков, и все сначала? Да. И с каждым разом все хуже: возможности организма не ограничены. Исход – гибель от передозировки и остановки дыхания. Это непременно наступит, поскольку дозы требуются все большие и большие. Возможен и другой конец – самоубийство, что бывает довольно часто. Наконец, это может быть тяжелое поражение мозга с полной потерей всех присущих человеку высших функций, полным слабоумием, нарастанием физического истощения. Жалок человек в таком состоянии: он неподвижно лежит, может лишь принимать пищу, если, конечно, ее подносят на ложечке. Никакие другие виды деятельности недоступны. Смерть здесь наступает в результате присоединения инфекции. Кто пожалеет об этом человеке? Лишь санитарка психиатрического стационара, где проходят последние дни (нередко - годы) бывшего наркомана, перекрестившись, вздохнет: «Ну и слава Богу, отмучился …». Единственный путь – полный отказ. Но кто застрахован от случайностей? Хватит ли вам воли отказать старому «другу» или собственной, вдруг внезапно возникшей потребности? Уж лучше вообще не начинать, не дать опутать себя страшному чудовищу, перед которым монстры модных «ужастиков» - лишь расшалившиеся дети. ТЕСТ «МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ»:
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
Во всех случаях отмечается деградация личности (снижение интересов). Наркоманы, как правило, не работают и не учатся, их ничего не волнует, они на каждом шагу лгут. Приобретение и потребление наркотика – вот для них единственная цель в жизни, ради которой они готовы на преступление. Учитывая, что наркотики достаточно дороги, наркоман, как правило, становится преступником. Среди преступников очень много наркоманов. Наркоманы легко внушаемы, плохо контролируют свои желания. Они психически больны, у них снижается интеллект, может развиться слабоумие. Вес их тела уменьшается, зубы выпадают, здоровье, как правило, полностью разрушается, что приводит к преждевременной смерти. Пристрастие к наркотикам часто ведет в пропасть. Можно ли излечиться от наркотической зависимости? Да, можно. Больного любым видом наркотиками лечат в стационаре (больнице) не менее двух месяцев, его выписывают тогда, когда исчезает влечение к наркотикам, нарушения настроения и сна. Лечение и наблюдение в наркологическом диспансере должно продолжаться в течение пяти лет с момента прекращения употребления наркотика. Каталог: HOME -> 139 -> foto -> 120404 -> seminar HOME -> Развития сестринского дела в чувашской республике HOME -> Проект исо проект Информатизация системы образования seminar -> Занятие «Вне зависимости» seminar -> Классный час о вреде пива seminar -> Классный час как форма профилактики злоупотребления психоактивными веществами foto -> Игры Ледоколы 139 -> Методическое пособие для воспитателей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей Допущено foto -> Тренинг на снятие напряжения Скачать 397,94 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |