Влияние социально-педагогических условий на формирование Интернет-зависимости у подростков



Скачать 43.69 Kb.
Дата21.04.2016
Размер43.69 Kb.
УДК 379.8.092.3
Влияние социально-педагогических условий на формирование

Интернет-зависимости у подростков

Исакова О.Н.

научный руководитель Савельева М.А.

Сибирский Федеральный Университет

С обретением доступа в Интернет человек окунается в целый виртуальный мир, с виртуальными же собеседниками, играми. Интернет предоставляет возможность общаться с людьми по всему миру, различные варианты самопрезентации, пробовать новые образы, экспериментировать, что зачастую невозможно сделать в реальном мире. Например, различные чаты, игры, то есть различные варианты социальных ролей.

Также расширяется возможность включения человека в различные виртуальные социальные сети, и, как следствие, возможность получения некоего социального статуса (поиск самоутверждения). Этот фактор имеет особое значение для тех, кто не достиг желаемого социального статуса в реальной жизни.

Интернет предоставляет человеку анонимность. Можно выдумать свой собственный образ, отличающийся от реального. Люди становятся более раскованными, чувство ответственности рассеивается, а остается чувство безопасности, особенно при использовании почты, общении в различных чатах и т.д.

Для подростков, Интернет предоставляет целое поле возможностей для удовлетворения своих потребностей, поэтому им так легко стать жертвами всемирной паутины. В Интернете подросток может общаться с другими пользователями на интересующие его темы; развивать у себя способности, таланты; Интернет предоставляет возможность быть анонимным пользователю, что ведет к снижению ответственности у подростка. Подростку очень важно быть услышанным, понятым и оцененным, Интернет же предоставляет ему все эти возможности.

Определение термину «аддиктивное поведение» в 80х годах 20 века дали Миллер и Ландри: «аддиктивное поведение – это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость».

Интернет-зависимость – один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием.

Исследование:

Показатели социальной адаптации учеников, склонных к Интернет-зависимости будут ниже, чем показатели социальной адаптации учеников, не склонных кИнтернет - зависимости.

В качестве показателей социальной адаптации будем рассматривать:

- организацию досуга (увлечения, хобби, продуктивное проведение свободного времени)

- школьную успеваемость

- социальный статус в референтной группе

- отношения с учителями

- различные формы девиантного поведения (употребление алкоголя, табака и пр.)

Объект исследования: подростки 14-15 лет.

В качестве объекта моего исследования выступали подростки 14-15 лет в количестве 38 человек. В работе «Исследование возникновения причин Интернет – зависимости у подростков», мной были выявлены 2 Интернет-зависимых школьника, 18 человек были склонны к Интернет-зависимости. В этом году мной было проведено еще раз анкетирование, результаты которого показали, что еще один человек стал Интренет-зависимым. Таким образом, тема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной, показатели зависимых и склонных к зависимости учеников увеличились за год.

Я предположила, что показатели социальной адаптации учеников, склонных к Интернет-зависимости будут ниже, чем показатели социальной адаптации учеников, не склонных кИнтернет - зависимости. А в качестве показателей, я рассматривала:

- организацию досуга (увлечения, хобби, продуктивное проведение свободного времени)

- школьную успеваемость

- социальный статус в референтной группе

- отношения с учителями

- различные формы девиантного поведения (употребление алкоголя, табака и пр.)

В работе я использовала методики: анкетирование, социометрию, метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты показали, что все Интернет-зависимые и предрасположенные к зависимости, по сравнению с не склонными к зависимости одноклассниками, имеют одинаковые показатели: не имеют увлечений, иногда выпивают алкогольные напитки, имеют проблемы с учителями и у них за последний год снизилась успеваемость в школе.

В то же время, результаты социометрии показали, что только 1 Интернет-зависимый ученик имеет самый низкий социальный статус в группе. Остальные оказались либо лидерами в нескольких позициях, либо простыми учащимися.

Для выявления показателей социальной адаптации подростков с различной степенью Интернет-зависимости я использовала:

- результаты анкетирований

- результаты анализа учебной документации (сравнительный анализ показателей успеваемости подростков за 2009-2010 и 2010-2011 г.г.).

Метод ранговой корреляции Спирмена я использовала между двумя рядами значений: Интернет-зависимость и социометрия; Интернет-зависимость и химическая зависимость

Исходя из метода ранговой корреляции Спирмена между рядами значений определенных признаков, у меня получилось следующее:

- корреляция статистически значима

- корреляция положительная

Отсюда следует, что значения по одним критериям в тесной взаимосвязи со значениями другого критерия. Это значит, если мы будем влиять на один из них, автоматически пропорционально будет изменяться и второе значение.



Таким образом, я подтвердила то, что социально-педагогические условия, в которых находится ученик, влияют на степень того, будет ли данный конкретный ученик Интернет-зависимым или склонным к зависимости.
Литература:

  1. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю.Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.

  2. Пережогин Л.О. Интернет – аддикция в подростковой среде / Л.О.Пережогин [Электронный ресурс] // (http://www.rusmedserv.com/psychsex/main003.htm).

  3. Шабалина В.В. Аддиктивное поведение в юношеском возрасте: наркотики [Текст] / В.В. Шабалина // Мир детства. - 2003. - N 2. - С. 32-40.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница