Влияние семьи на духовно-нравственное развитие личности ребёнка



Скачать 190.59 Kb.
страница1/8
Дата24.02.2016
Размер190.59 Kb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8
ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ: ГУМАНИТАРНЫЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ПСИХОЛОГ- КОНСУЛЬТАНТ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

СТУДЕНТКА: ДОНИЧ Л.А.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ПАВЛЮК П.А.

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

______________________

«___» ___________ 2011г.


ОДЕССА 2011 г.

Содержание.

Введение.

Глава 1. Социально-философский анализ роли семьи.

1.1. Семья как социальный институт. Механизмы социализации ребенка в семье.

1.2. Факторы воспитательного потенциала семьи.

1.3. Функции семьи и их взаимосвязь.

1.4. Особенности семейного воспитания. Типы семейных взаимоотношений.

1.5. Психологический климат семьи. Стили общения.

Выводы по первому разделу.
Глава 2. Значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания ребенка.

2.1. Влияние семьи на развитие ребенка. Содержание семейного воспитания.

2.2. Семейные отношения и их воспитательное значение.

2.3. Что и как формирует семья у детей дошкольного и школьного возраста.

2.4. Нравственная основа личности и условия её формирования. Роль родительского авторитета.

2.5. Нравственные устои семьи.

Выводы по второму разделу.
Глава3. Экспериментальное изучение влияния семьи на духовно-нравственное развитие личности ребенка.
3.1. Организация исследования.

3.2. Описание выбранной методики.

3.3. Анализ полученных результатов.

3.4. Рекомендации родителям по формированию нравственных основ личности ребенка.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.


Влияние семьи на духовно-нравственное развитие личности ребенка
«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети». А.С.Макаренко

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней». Философ Сенека


  1. Введение к работе:










Актуальность темы исследования.

« Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье».

Психолог Р.С. Немов.

Современный этап развития общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно-нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений.

Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов - у того государства нет и не может быть будущего, а у народа - перспектив на свое благополучие и процветание. Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, разрушению гуманитарной сферы отечественного образования.



Воспитание подрастающего ребёнка было важной проблемой на протяжении всего процесса развития человеческого общества. Первоначально оно сводилось к передаче накопленного опыта, знаний, необходимых для биологического существования, и выработке соответствующих навыков. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, - и плохое, и хорошее - он берет из детства. Нельзя недооценивать влияние среды, окружающих людей на маленького человека, и особенно велико воздействие самых близких, составляющих непосредственный круг общения.
Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад - ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе. Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви. Если начать работу по изменению мира в лучшую сторону с пересмотра собственной жизни, работы над устранением собственных недостатков, создание крепкой благополучной семьи и воспитания своих детей в любви и гармонии, гуманистический потенциал членов такой семьи значительно возрастет, и вместе с ними проникнет во все социальные институты, влияющие на качество нашей жизни: в правительство, школы, на предприятия и организации.

Но прежде чем говорить о воспитании новой гармоничной личности, следует задуматься, можно ли воспитать такую личность вне атмосферы любви, доверия, взаимопонимания и благополучия. В своей работе мы хотели бы осветить некоторые аспекты этой проблемы. Мы считаем, что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в детстве. Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования надо начинать с формирования духовности. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества были превращены во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние (нищета, преступность, деградация, ленивость, безрассудство, алкоголизм, наркомания, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если юношам не ведомо, что такое благородство и добронравие, - это неминуемо ведет к разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка. Безнравственность ведет к богатству одних за счет ограбления многих, за этим следует бессмысленная роскошь, которая влечет за собой безрассудное распутство, ведущее к распространению болезней, - все это за собой ведет жадность и корысть, вражду и злость, исключающие добросердечие и совесть. Такова логическая цепочка, если нет благонравного воспитания.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного дипломного исследования, необходимости углубленного изучения не только специалистами в областях психологии и педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, что и предопределило выбор темы нашего исследования.

С учётом вышесказанного была выбрана тема дипломной работы: Влияние семьи на духовно-нравственное развитие личности ребенка.




Объект исследования: личность ребенка в семье.
Предмет исследования: влияние семьи на духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Цель работы: дать характеристику процесса развития личности ребенка в семейном воспитании.
В соответствии с целью исследования решаются следующие основные задачи:
1. Рассмотреть проблему влияния семьи на развитие личности ребенка.

2. Рассмотреть общие условия семейного воспитания.

3. Факторы, играющие роль в воспитании.

4. Роль родителей в воспитании.

Исходным положением исследования служит следующая гипотеза: на духовно-нравственное развитие ребенка и формирование его личности влияют особенности семейного воспитания.
Методологическую основу работы составляют:

сочинения великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. Изучение российских выдающихся ученых- как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Известные в нашей стране исследования особенностей формирования личности ребенка М.И. Буянова, Д.Н. Добровича, С.В. Ковалёва, Л.М. Низовой, Н.В Бондаренко,И.В.Гребенникова,В.Я.Титаренко.



Методы исследования:
- анализ теоретических источников;

- наблюдение;

- беседа;

- тестирование.

Глава 1. Социально-философский анализ роли семьи.

1.1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов общества.

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, самым добрым и самым мужественным. Кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь за трудолюбие или знание дела, за воспитанность, за нравственность, иначе говоря, мы мечтаем о всестороннем совершенстве наших детей.

Всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения – наш идеал. Идеал и семейного и общественного воспитания. Но сколько надо терпеливого и квалифицированного родительского и учительского труда, чтобы наши дети вобрали в себя все богатство, интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры, выработанной человечеством. Педагогика утверждает: человек формируется в деятельности, в учении, в труде, в игре, в общении, в творчестве, в спорте, так развиваются важнейшие черты человеческой личности. Мы должны понимать и знать чем определяется и от чего зависит общий ход развития любого ребенка.

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Основная, первая функция семьи – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

А) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

Б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

В) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

Д) духовного общества – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Е) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ж) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

З) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются: на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.



МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Социализация – это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.

В каждой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей. Изучая взаимное влияние родителей и детей, некоторые ученые предположили, что для родителей существует верхний и нижний пороги, в пределах которых они считают поведение детей приемлемым. Как темперамент ребенка влияет на родителей, так и особенности характера родителей отражаются на способах обращения с ним. Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, сверстников, школу.

Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание.

1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

Снисходительные родители в отличие от строгих обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку; не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх.



1.2. ФАКТОРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Большинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг: у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.

Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерен низкий уровень образования и культуры. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей.

К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетны. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.

В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. В семье систематическое пьянство, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют.

Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики:

Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности, с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу.

Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят. В таких семьях ребенок испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношения родителей.

Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной.

Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями.

Семья – «третий лишний» - родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья с кумиром» - в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения.

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает конфликт и нервное перевозбуждение.



1.3. ФУНКЦИИ СЕМЬИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и

индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья

удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в

воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные

потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые)

потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи:

репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации

досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь,

взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть

в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в

себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в

количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде

всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным

достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с

предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода

биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни,

восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов,

ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую

деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию

семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то



есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше

присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная

власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена.

Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный

бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение

тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная

тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается

психологическое равновесие.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение

имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция

семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие

его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи

(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом

социального опыта; выработка у них научного мировоззрения,

высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма,

потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы

социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта,

эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию,

укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного

коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект

третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов

семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала

семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих

педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и

бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного

коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-

нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный

опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение

имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать

характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической

культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между

ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и

общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого

процесса семейного воспитания.

Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными

профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно

проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры,

на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для

ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в

выработка системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности

общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с

семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и

диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной

функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:

посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой

информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и

искусством;' влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей

природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного

общения.


Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то

это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с

коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию

психологического климата семьи.



1.4. Особенности семейного воспитания. Типы семейных взаимоотношений.

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которые взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Изучение детей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

- власть используется лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Типы семейных взаимоотношений

В воспитательных системах современных семей к требованиям относятся по-разному, что определяет и разную тактику воспитания. Выделяют следующие типы семейных взаимоотношений и соответствующие им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.



Диктат – тип семейных отношений, характеризующийся тем, что во главу угла ставятся
требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер. Безнравственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого воспитания - страх, лицемерие, ложь, грубость и возможные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к таким результатам, возможно они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату – освободить ребенка от трудностей и «лишних» требований. Но, по сути, диктат родителей и опека - явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.



Мирное существование на основе невмешательства - достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда - минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двух миров - родителей и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество - тип семейных отношений, характеризующийся балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, как и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Конфронтация как тип отношений в семье — это противоборство супругов,

столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы

воспитания детей.

Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне

благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей

жизнью. Главная черта таких отношений — невмешательство в дела друг друга.

Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей.

Оба указанных типа отношений порочны по своей сути. Они не формируют

коллективистов, отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего

человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или

приводят семью на грань катастрофы. Естественно, такие семьи нельзя считать

коллективами. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения

содружества. Для них характерны единство или близость взглядов,

устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность.

1.5. Психологический климат семьи. Стили общения.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый

эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним —

психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации,

то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их

душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к

работе, к окружающим событиям.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи:

благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что

довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический

климат.

Исходной основой благоприятного психологического климата является



супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент, как

общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного

психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность,

возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая

доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство

защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность

к своей семье, высокая внутренняя нравственность, принципиальность, ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член

относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и

с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи —

стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать

на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать

достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные

сюрпризы, вместе путешествовать.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям,

ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если

члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само

существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее

рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.


Стили общения.
Семья как социокультурная среда воспитания. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребёнок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его определенную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами родители — их поступки, взаимоотношения. На ребёнка оказывает воздействие поведение людей, непосредственно его окружающих.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей — это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение») — эмоционально уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность.

Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и. взаимопонимания.

2. «Сокращенная дистанция» («слияние») — концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:

а) чрезмерная уступчивость;

б) неадекватность понимания личности ребёнка;

в) отношение с ребёнком как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности);

г) неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;

д) неумение руководить детьми;

е) духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») — эмоциональная дистанция между родителями и ребенком ( нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.
Выводы по первому разделу

Семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со стороны людей, с которыми приходится иметь дело. Анализ причин социального и психологического благополучия или неблагополучия семьи требует изучения не только личностных качеств членов семьи, но и факторов социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систему.

В каждой семье детей учат, как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устаивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, не редко им диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Познание мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть.

Как одну из важнейших функций семьи мы рассматриваем благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать:

1. Ребенок - не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя.

2. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

3. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.



Глава 2.значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания ребенка
Анкета для родителей по выявлению наличия традиций в семье
Методика «кинетический рисунок семьи»

Каталог: 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> «Я»-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика
2013 -> Креативность и мотив достижения в
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница