Влияние методической службы на развитие инновационных форм работы библиотеки



Скачать 56.43 Kb.
Дата19.04.2016
Размер56.43 Kb.
Влияние методической службы на развитие

инновационных форм работы библиотеки
Успех библиотечной деятельности во многом зависит от своевременного обретения новых теоретических знаний, освоения передового опыта, разработки и внедрения инновационных методик, направленных на совершенствование практики библиотечного обслуживания разных категорий населения.

Побудительным мотивом появления инноваций обычно становится желание творческого человека иначе представить привычную профессиональную ситуацию, по-новому взглянуть на какую-либо социально или личностно значимую проблему. Рождение оригинальных идей сопряжено с фантазией, хорошей интуицией, способностью неординарно мыслить и видеть…

Инновационные процессы являются составной частью методической работы. Она включает изучение опыта работы библиотек, выявления новшеств, информирование библиотекарей о новшествах, помощь библиотекам в их освоении.

Внедрению инновационных форм в деятельность библиотеки способствует постоянная учеба. Толчок дает участие в конференциях, семинарах, учеба на курсах повышения квалификации, поездки и изучение опыта работы лучших библиотек, посещение мастер-классов, участие в деловых играх.

Приведу несколько примеров форм повышения квалификации, применяемых в МБУ «Библиотека» г. Новочебоксарска.

На протяжении последних лет в нашей библиотечной системе работает творческая лаборатория, цель которой – поиск приоритетных направлений и нестандартных форм работы, распространение опыта лучших библиотек. В рамках Лаборатории были проведены занятия на следующие темы «Работа библиотек в помощь профориентации», «Есть память, которой не будет забвенья», «50 лет космической эры», «Дни воинской славы России – дни славных побед», «Работа библиотек по экологическому просвещению.

Площадками для проведения творческих лабораторий стали библиотеки, накопившие свой уникальный опыт и освоившие разнообразный спектр наиболее эффективных форм и методов в том или ином направлении деятельности библиотеки.

В 2011 году был запущен новый проект «Выездная школа творческого поиска». Цель Школы - изучение передового опыта, повышение образовательного и профессионального уровня, развитие творческого потенциала сотрудников муниципальных библиотек г. Новочебоксарска. «Выездная школа творческого поиска – 2011» была посвящена Программам чтения. Следующий год посвятили библиотечным урокам. В этом году Школа творческого поиска была посвящена книжным выставкам и массовой работе. Этот проект дает библиотекарям возможность познакомиться с новыми идеями и внедрить их в практику работы своей библиотеки.

Логической завершение каждой Творческой лаборатории и каждой Выездной школы творческого поиска - Круглый стол, на котором библиотекари обмениваются впечатлениями, делятся планами на будущее, которые появились в процессе взаимопосещений. Рассматриваются направления, по которым работа библиотек будет идти особенно продуктивно. Именно в атмосфере творческого поиска и рождаются новые, порой неожиданные проекты, программы и направления.

Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования библиотекарей активно используется семинар. Но мне хотелось бы остановиться на таком виде семинаров, как семинар-путешествие, который пользуется среди наших коллег большой популярностью.

В нашей стране сложилась хорошая традиция посвящать каждый год какой-либо стране. Так 2011 год был посвящен Италии и Испании, 2012 – Германии, 2013 – Нидерландам. Специалистам библиотечного дела всегда интересно узнать, как работают другие библиотеки, особенно зарубежные, и интересно поучиться у коллег и одновременно рассмотреть перспективы библиотеки, в которой ты работаешь. А опыт на самом деле очень интересный. У нас уже накоплен оригинальный материал о формах и методах привлечения к книге и чтению Италии, Испании, Германии, Нидерландов. Почему оригинальный? Вам прекрасно известно, что в журналах о работе библиотек каких-то стран печатают много, о каких-то - мало, или практически ничего. Поэтому приходится обращаться к сайтам зарубежных библиотек. Естественно они на иностранных языках, поэтому тут возникает языковая трудность, но и ее мы стараемся преодолевать. Результат того стоит.

Проведение семинаров-путешествий дает возможность изучить современный международный опыт библиотечной работы для внедрения новых форм и методов деятельности в практику наших библиотек.

По окончании семинаров, творческих лабораторий и школ творческого поиска для изучения эффективности проводимых мероприятий по повышению профессионального мастерства используется анкетирование, вопросы которого предлагают слушателям выразить свое мнение в произвольной, свободной форме: Что именно в предлагаемом курсе показалось Вам наиболее интересным? Что из изученного Вы сможете использовать в своей работе? Анализ анкет показал, что ожидания от занятий оправдались у 99,5% слушателей, у 0,5% (1 чел.) – частично. Полезность полученной информации – 100%.

В целях распространения и приобретения новых идей очень эффективно проведение конкурсов профессионального мастерства. Такие конкурсы, по мнению и организаторов и участников, дают мощный толчок к переосмыслению библиотечной деятельности современной библиотеки, выявляют инновационные идеи и лучших специалистов в библиотечном деле…

Остановлюсь на двух последних конкурсах. В 2012 году был объявлен конкурс профессионального мастерства на лучшую программу летних чтений «Лето, солнце, сто фантазий». В конкурсе на лучшую программу летних чтений приняли участие все библиотеки города. Каждая программа имела свою особенность, свою «изюминку», свою направленность. В 2013 году конкурс профессионального мастерства был посвящен экологическому просвещению, итоги которого показали, что библиотеки не только преследуют цель повышения качественного, профессионального уровня работы с читателями в экологическом просвещении,  но и привлечение к участию в нем как можно большего количества пользователей.

Постоянно отслеживается инновационный опыт российских библиотек, лучший передается библиотекарям, которые творчески адаптируют его к своим условиям.

Так, изучив и обобщив опыт работы Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества, Новосибирской областной юношеской библиотеки, Межпоселенческой районной библиотеки им. Ф.Ф. Павленкова, Российской государственной библиотеки для молодежи, в практику работы Центральной библиотеки им. Ю. Гагарина был внедрен День читательского самоуправления.

Изучив и обобщив опыт работы Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова в практику работы библиотек города была внедрена такая форма работы как книгомаршрут. Книгомаршрут - очень интересная форма, которая позволяет объединить в мероприятии работу всех отделов библиотек.

Изучив и обобщив опыт работы Озерской детской библиотеки в практику работы Центральной библиотеки им. Ю. Гагарина была внедрена Библиографическая олимпиада.



Проектная работа - обязательное условие реализации инноваций в библиотеках. Реализация инновационной деятельности посредством проектной работы обеспечивает целенаправленность инновационного процесса, обоснованность действий, экономию ресурсов и контролируемость результатов. Наш город, пожалуй, единственный, в котором проходит ежегодно открытый конкурс проектов в сфере культуры и искусства на получение гранта главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики. Поэтому у нас есть возможность осуществить свои идеи, которые требуют финансовых вложений.

В заключении хотелось бы отметить, что использование инновационных форм в деятельности библиотеки открывает новые горизонты развития, повышает качество обслуживания пользователей, положительно влияет на репутацию библиотеки как социально значимой и активно развивающейся организации. Реализация инноваций сложный, но и интересный, творческий процесс, который становится единственно возможным для функционирования библиотеки в новых общественных реалиях.
Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница