Влияние игровой деятельности на развитие ребенка со сложной структурой дефекта



Скачать 51.47 Kb.
Дата21.04.2016
Размер51.47 Kb.
ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Воспитатель Андреева Т.П.

Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть. Это необходимо помнить не только педагогам обучающих детей со сложной структурой дефекта, но и родителям воспитывающих такого ребенка.

Обучая ребенка со сложным нарушением развития невозможно достигнуть стремительно высоких показателей, но мы не должны опускать руки, а маленькими шагами постепенно и настойчиво идти к намеченной цели.

Понимания силу тяжести физического и интеллектуального нарушения мы не отбрасываем значимость развития познавательной деятельности, однако именно успешная социализация детей со сложной структурой дефекта, становится одной из главных педагогических задач, стоящих перед специалистами специальных классов. Необходимо заложить основу формирования личности, научить ребенка «выживать» в наше непростое время.

У детей с ограническим поражением ЦНС взаимоотношения с окружающей средой выстраиваются только с помощью взрослого, что и в последствии скажется на взаимодействии с окружающими людьми. Так же как и мы, ребенок со сложной структурой дефекта живет в определенной социальной среде, он вынужден пользоваться предметами, созданными человечеством, которыми в той или иной мере он удовлетворяет требования общества по отношению к поведению, общению. Для того чтобы общение состоялось, необходимо желание взаимодействовать с другим человеком, умение проявить или поделиться с ним своим эмоциональным состоянием, или должным образом попросить его о помощи. Мы должны научить этому наших детей — уметь правильно реагировать на поступки других, дифференцировать их, и проявлять своевременно, адекватное своё эмоционально-нравственное поведение.

Именно через игру можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей, со сложной структурой дефекта.



Игра - отражение жизни. Всё в ней как будто», и «понарошку», но в этой установке, которая создаётся воображением ребенка, много настоящего. Ведь действия играющих всегда реальны, так же как их чувства, переживания подлинны, искренни.

В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка- оно становится произвольным и контролируемое путём сопоставления с образцом поведения взрослого, как эталоном. Поэтому игру детей всегда необходимо направлять и задавать определенные нормы общественной жизни. Если ребенок не увидит от взрослого должного общественного поведения как примера для подражания, тогда он не научится жить в социуме, не сможет стать личностью в целом. Для того чтобы жить в обществе требуются определенные нравственные правила и устои.

Именно в игре, можно научить детей со сложной структурой дефекта контролировать друг друга, а потом и самого себя, так подчеркивая положительные качества у воспитанников, а взрослый проявляет у других детей эмоциональные чувства по отношению к другому.

Детям со сложными дефектами необходимы мягкие игрушки, куклы, машины отражающие реальность образа.

Нельзя забывать и об игрушках для развития двигательных навыков. Это набор мячей разных размеров, кегли, кольцеброс, мяч-липучку и мишень для попадания в цель.

Необходимо создать условия, в которых ребенок мог бы играть с водой, глиной, песком, сыпучими материалами. Дети с большой радостью находят на дне коробки, наполненной фасолью, различные предметы. И мальчикам, и девочкам очень полезны игры с разнообразными строительными материалами.

А еще лучше, если мы с детьми сделаем игрушки своими руками. Здесь творчеству и фантазии родителей и нас воспитателей открывается широкий простор. Нельзя жалеть проведенное время на совместные с ребенком игры и занятия, ведь нам необходимо помочь ребенку научиться не просто «играть», а «играть и развиваться».

Необходимо знать, что игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий. Игра влияет и на формирование самостоятельности, положительного отношения к труду, помогает исправить отклонения в развитии и поведении детей. По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра –­ это еще и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества детей и взрослых. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Таким образом в подборке дидактического материала представлены игры на развитие учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игры способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов; нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. В приложении представлены игры в помощь педагогам, которые можно использовать как в учебной, так и в воспитательной работе, дефектологу, психологу. В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:



Развитие коммуникативных качеств у детей в игре;

Расширение кругозора, познавательная деятельность;

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи; мышления;

Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.

Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

Развитие коммуникативных качеств у детей в игре;

Развитие воображения как основы творческой деятельности;

Развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

Формирование в процессе игр нестандартного мышления;

Развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;

Организация коллективных и индивидуальных игр, в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.



Игра, как отмечалось выше, имеет разные целевые функции: обучающие, воспитывающие, но особо следует отметить ее диагностическую роль. Игры ребенка – важный показатель общего развития. Нам воспитателям важно знать, что игра может быть использована как метод диагностики и как средство коррекционной работы.

Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра – это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно - перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь – это игра, а где игра – другая жизнь. В подборке дидактического материала предлагаются загадки, пословицы, поговорки. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление. Способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница