«Влияние группы сверстников на самооценку детей младшего школьника»



страница1/4
Дата06.04.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет практической психологии



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Влияние группы сверстников


на самооценку детей младшего школьника»

Студентки группы

95 ии/6-03

Барсуковой Ларисы Викторовны
Научный руководитель:

Кандидат психологических наук

Кисленко Валентина Яковлевна

Москва,2001г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Проблема изучения самооценки в психологии.



    1. Теоретические подходы к изучению самооценки.

    2. Самооценка в структуре «Я – концепции» младшего школьника.

    3. Условия формирования «Я – концепции» младшего школьника.

ГЛАВА 2. Организация проведения и обсуждение результатов исследования.

2.1. Организация и методы исследования.

2.2. Описание результатов предварительного этапа исследования.

2.3. Обоснование и выбор методов исследования основного этапа.

2.4. Анализ и обсуждение результатов основного этапа исследования.

Выводы.

ГЛАВА 3. Программа формирования «Я – концепции» младшего школьника.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИИ


    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ.

Знания личности о себе сопряжено с переживанием собственных психологических особенностей. Они опосредуются бытием личности и возникают как результат её конкретной жизнедеятельности в потоке постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится . Важно то, что результатами интегративной работы в сфере самопознания ( как человек получает знания о себе) , с одной стороны, и в сфере эмоционально- ценностного отношения к себе (переживания), с другой, подчинены задачам формирования единства, целостности личности, её внутреннего психологического мира, объединяются в особые образования личности – ее самооценку.

«Самооценка представляет собой ступень в развитии самосознания, предпосылкой которой является осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему , к другим людям, самому себе, а также и оценочное отношение к ним»/67 с.107/

Проблема возникновения и развития самооценки – одна из центральных проблем становления личности, которой посвящено много работ как в зарубежной так и в отечественной психологии. /8,14,17,29,34,53,62,63,64,67/

Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально – ценностного отношения к себе. Так , например, У.Джеймс понимает самооценку как довольство или недовольство собой./17/ Р.Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих. Он рассматривал этот вопрос с точки зрения функционального и адаптивного научения и, пытаясь установить причину этому явлению. Исследователь считает, что самооценка- очень сложное явление, т.к. многие индивиды имеют упрощенное представление о себе, чем это требует обстоятельство, поэтому их самооценка примитивна.

Для формирования более высокого её уровня требуется определенная затрата сил, что становится для них отрицательным подкреплением. / 25 с.95/

З.Фрейд и его последователи самооценку рассматривали как функцию целостной личности и связывали её с аффективно-потребностной сферой индивида. /29/ Они считали, что самооценка – это механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. «максимальную направленность личности с окружающей его социальной средой»./25 с.107/. Такое понимание самооценки крайне одностороннее и противоречит положению об активности личности в её взаимодействии со средой; второе возражение связано с тем, что неофрейдисты понимают социальный мир как враждебный человеку и вся внутренняя энергия человека используется для самозащиты от вредного влияния среды. В частности, это можно увидеть в работах Э.Фромма, который считает, что оценка других является функцией отношения к себе, т.е. уважение к людям у индивида увеличивается, если они себя ведут по отношению к нему с положительной стороны и менее склонны к защитному поведению и наоборот./54/

Однако в ряде исследований социальные психологи получили противоположные выводы: чем ниже самооценка индивида, тем важнее для него положительное мнение окружающих и тем выше они их оценивают. И, наоборот, люди с высокой самооценкой гораздо меньше нуждаются в одобрении окружающих, меньше ориентируются на их мнение о себе, следовательно, ниже их оценивают./46,25/ Противоречивые результаты обусловлены прежде всего тем, что исследователи оперировали разными составляющими эмоционально – ценностного отношения к себе.

Большое значение для проблемы самооценки имеют работы К.Левина и его учеников, которые подвергли специальному изучению мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамическое соотношение, позволяющие понять некоторые динамические тенденции эффективной сферы, имеющие значение для понимания функции самооценки. Однако личность в данных экспериментах оказалась вырванной из социального контекста./30/

Р. Бернс одной из составляющих «Я –концепции» человека считает самооценку. «Я –концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаниями. «Самооценка – это аффективная оценка представления индивида о себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут высказывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.» /8 с.32/.

Таким образом, каждая попытка себя охарактеризовать, содержит оценочный элемент, определяемый общепринятыми нормами, критериями и целями, представлением об уровнях достижения, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Опираясь на социально ориентированный взгляд природы человека, Р.Бернс и другие выделяют следующие важные моменты для понимания самооценки:


  1. важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я/ т.е. представлением о том, каким человек хотел бы быть; согласно концепции У. Джеймса об актуализации идеального Я;

  2. фактор, связанный с интериоризацией социальных реакций на данного индивида, т.е. человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие / по Кули и Миду/;

  3. формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности / по Г.Олпорту/ , т.е. люди для наибольшего успеха в обществе выбирают определенное дело и именно его делают хорошо./8,25,44/

Согласно выделенным моментам, самооценка, независимо оттого, что лежит в её основе, собственные ли суждения или интерпретация суждения других людей, индивидуальные идеалы или социокультурные стандарты, всегда носит субъективный характер.

В отечественной психологии самооценка изучалась:



  • в связи с проблемой развития и формирования самосознания /3,12,14,34,38,53,63,64,67/;

  • её роли и функции в целостной структуре личности /10,25,30,32,35,41,40,69/;

  • формирования самооценки на разных этапах онтогенеза /10,20,22,36,41,42,50,53,62/;

  • экспериментальные исследования по изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки /10,42,54/;

  • изучение роли самооценки и формирование целостного механизма самоопределения, как одной из конкретных форм самосознания личности /42,58/ и др.

Самооценка – это стержневая характеристика личности, её ядро. Самооценка включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам. Содержание самооценки сложно, т.к. многоаспектна сама личность./53,42,69/

Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняется и её представления, понимание о себе, эмоционально-ценностные отношения к себе. Все это приводит к изменению способов выражения самооценки, содержания, меры её участия в регуляции поведения.

Единичная целостная самооценка личности складывается на основе самооценок отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки отражает уровень знания и отношения к ним личности, и имеет свою динамику развития.

Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Самооценки отдельных психических особенностей взаимодействуют между собой. Формы взаимодействия могут быть разнообразными – единство, согласованность, взаимодополнения. Не редко они могут находиться в конфликтных отношениях.

Наличие уровней осознанности отдельных компонентов самооценки и самооценки личности в целом, связано с результатами самопознания и самоотношения, которые сами могут находиться на разных уровнях осознанности. Они могут существовать на «уровне неосознанных мыслей и чувств, в форме интуиции»/25. С.109/ В составе самооценки присутствует экспрессивный момент, что мешает её внутренней логике, последовательности.

В процессе становления единой самооценки личности ведущая роль принадлежит рациональному компоненту. На основе самоанализа происходит осознание компонентов самооценки и через обобщение и синтез происходит выработка ценностей самооценки, которая отражает её сущность. Таким образом ряд исследователей при рассмотрении самооценки показывают её интегральный характер./63/ Например, А.Г.Спиркин подчеркивает её когнетивную функцию. Наши самооценки – это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую «информацию относительно данного аспекта «Я»./63/

И.И.Чеснакова рассматривает самооценку «как фиксацию результата познания себя, в её эмоциональном компоненте выражается переживание того, что человек узнает в отношении себя»./67. С.120-121/

А.В.Захарова также в структуре самооценки рассматривает два её компонента – когнетивный и эмоциональный, отмечая при этом то, что на разных этапах онтогенеза более выраженным может быть один из компонентов./22/

Самооценка – субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности. В неё включены все качественные своеобразия психических процессов и явлений, собственная активность самого человека.

«Любая самооценка не выбирается человеком по своему капризу, произвольно, а закономерно определяется объективными обстоятельствами» – пишет М.И.Лисина./35. С.44/ Благодаря этим обстоятельствам и проявляется активность личности, делая выбор, предпочтение и значимости одних жизненных обстоятельств от других.

Таким образом, самооценка зависит не только от содержания деятельности и достигнутых в ней результатов, но и от конкретной ситуации и социальных условий.

Любая жизненная ситуация оценивается субъектом, включая его прошлый опыт, и представляет собой ряд оценок и ценностей отдельных качеств или деятельности, т.е. системы отношений к материальному, духовному и социальному окружению. /8/ Поэтому, говоря о самооценке, мы всегда должны знать относительно каких понятий и ценностей она может быть более высокой, адекватной, а в отношении других – низкой, неадекватной. Кроме количественной выраженности самооценки (т.е. насколько она высока) М.И.Лисина предполагала характеризовать и качественно – каков её состав и окраска./25 с.96/ С учетом этого положения самооценка характеризуется не только своей адекватностью, нои устойчивостью, логичностью, последовательностью/22/. Данные характеристики соответствуют реальным проявлениям личности в деятельности поведении.

Вместе с тем самооценка выражает и определяет потенциальные возможности личности, так называемый уровень притязаний. Соотношение притязаний и самооценки дает уверенность в себе. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в том или ином виде деятельности: неудачи как правило, снижают уровень притязаний, а успех повышает его. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и социальную ситуацию в целом. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Моё отношение к себе первоначально формируется на основе моего отношения к другому, сопоставляя себя с другим, я выражаю отношение к самому себе»./53 с.336/ Данную ситуацию он обозначил как «процесс двойного опосредования» /там же/ Степень влияния другого на личность другого человека зависит от общественного её признания и собственного его восприятия и понимания./11/

Кроме того, ряд исследователей рассматривают общую и конкретную самооценку, т.е. отношение индивида к успеху своего отдельного, частного действия; а также абсолютную и относительную самооценку, в зависимости от путей оценивания себя./35/

Известно несколько путей оценивая себя индивидом:


  1. Оценка себя путем сопоставления уровня притязаний с объективными результатами своей деятельности.

  2. Оценка себя через сравнение себя с другими. Оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только собственные достижения, но и социальную ситуацию в целом.

  3. Оценка себя путем интериоризации чужих оценок. Представление человека о себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных понижается.

  4. Оценка себя через сравнение себя с самим собой.

  5. Оценка себя через сравнение «Я- реального» и «Я – идеального»./25/

Таким образом, оценивание можно рассматривать на двух уровнях:

1 уровень - через соотнесение самого себя с другими людьми, т.е. «Я и другой»;

2 уровень - соотнесение происходит в рамках «Я и Я»./67 с.215/

Итак мы видим, что жизненные обстоятельства дают возможность для постоянного изменения самооценки, её укреплению, т.е. быть средством самоутверждения. Всё это приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры её участия в регуляции поведения. Этому мы находим подтверждение у многих авторов. Например, в работах В.Сатир: «К счастью для нас для всех, существуют способы повышения самооценки в любом возрасте, поскольку формирование самооценки происходит постоянно на протяжении всей жизни»./57 с.22/

Но как доказано теоретически и практически, человек с заниженной самооценкой будет переживать любую неудачу глубже и тяжелее, чем уверенный в себе человек. Поэтому основная функция самооценки в психической жизни личности в том, что выступает в качестве необходимого внутреннего условия регуляции поведения и деятельности, для установления конструктивного взаимодействия человека с самим собой и с социальным окружением./64,67/

Самооценка – это динамический процесс, включающий ориентацию на оценку окружающих, признание которых необходимо людям. Но как показано в исследованиях Е.И.Саванько: «… с возрастом наряду с потребностью в положительной оценке окружающих у него/человека/ возникает потребность в определенной самооценке, в сохранении и поддержке своей значимости» /54 с.109-110/

В связи с этим, взаимодействуя друг с другом в различных видах деятельности, люди не только познают друг друга, но и оценивают, а, следовательно, влияют на становление самоотношения, самопознания, т.е. на саму личность в целом.
1.2. САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ «Я –КОНЦЕПЦИИ» МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения которых под влиянием объективных социальных условий и педагогических воздействий, складывается система отношений к миру, взаимодействие с миром, к самому себе, т.е. «Я – концепция».

Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я – концепции» период, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я»./8,10,32,41,52,68,70/

А.Валлон, давая оценку общему развитию личности в этот период писал, что он менее ярок и богат; в этот период деятельность и любознательность ребенка направлена во внешний мир, которая ведет личность ребенка все к большей самостоятельности./13/

В исследованиях отечественных психологов показано, что младший школьный возраст в процессе общего психического развития и самооценки в частности, идет равномерно, без скачков, кризисов. В это время происходит постепенное накопление психических качеств, «осознание своих психических свойств»/ по В.С. Мерлицу/, которые подведут ребенка к сложному моменту его развития в подростковом возрасте./38 с.77,10,35,36,42/ Таким образом, данный период количественных и качественных усложняющихся, уточняющихся представлений о своём «Я».

В.С. Мухина писала, что на каждом возрастном этапе продолжается развитие изначальных характеристик, определяемых как «притязания на признания» своего «Я» – своего имени, своих внешних и физических данных, своей внутренней психологической сущности;



  • социальное признание;

  • признание своей сущности как представителя пола /половая идентификация/;

  • временные образования;

  • сфера социального пространства, определяющая путь нравственного долга/40 с.44-45/

В ходе социального и индивидуального развития младшего школьника, в процессе социализации, происходит понимание и оценка перечисленных выше характеристик./41/

Но появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция / самонаблюдение/ приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению./10/

Прежде всего, это связано с социальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условиях которых и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в других людях и установления отношений их к нему и его к ним./41 с.159/

Согласно общепрниятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие./34,52,68,69/ Прежде всего формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности/ развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать/, а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой.

Д.И. Фельдштейн в рамках социального развития ребенка выделяет два основных типа позиций ребенка по отношению к обществу: «Я в обществе» и «Я и общество»./52,68/

В социальной позиции «Я в обществе» реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя среди других, утверждения себя среди других, самореализации.

«Я и общество» – это некая социальная позиция, в которой реализуется определении своего места в обществе, в общественном признании, осознании своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.

Ставя себя в позицию «Я ученик», ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать себя как субъект.

Школьная жизнь наполнена оценочными отношениями. Их особенность в том, что они включены в различные виды деятельности, поведения, а также и сама личность ученика. Особенно большое влияние на становление «Я –концепции» оказывает оценка результатов учебной деятельности. Именно от осознания успехов, достижений, возможностей в этом виде деятельности складывается вся система оценочных отнощений к себе и другим людям, которыми опосредованы многие поступки детей. Таким образом, оценка учебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е источником для возникновения адекватных и неадекватных самооценок.

В отечественной психологии у некоторых зарубежных психологов много работ, посвященных изучению становления самооценки в данном виде деятельности./5,10,15,20,8,69/ Многие авторы отмечают, что отношение к учебной деятельности и оценка своих достижений в ней, зависит от построения всего учебного процесса: от методов и приёмов обучения, от системы оценивания учащихся , от личности учителя, от требований родителей и др./8,10,15,35,96,41,70/

Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может доминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения./41/

Н.Е.Анкундинова отмечает особенность оценочной деятельности учащихся младших классов, которая состоит в том, что школьник отчетливо стремиться к переоценке своей учебной и других видов деятельности, так и отдельных качеств и свойств своей личности /5/. Данное стремление может быть вызвано тем, что младший школьник пытается получить одобрения своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям со стороны взрослых. С другой стороны, стремлением быть призванными в среде сверстников, как отмечает В.С. Мухина: «Притязание на признание у сверстников обусловлено сложными отношениями, в которых переплетаются отношения возрастной приязни к сверстнику и отношение соперничества». /41с.326/

Стремление «быть как все» возникает из-за многих условий, особенности которых можно проследить в групповом методе работы детей, где индивидуальность каждого теряется; желанием вписаться в общество «себе подобных»

Стремление «быть лучше чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, получить признание своих трудов, т.к. успехи становятся предметом постоянного интереса и обозрения со стороны окружающих, и в первую очередь в классе, среди сверстников. Поэтому по результатам полученных отметок, дети начинают сравнивать друг друга, тем самым обеспечивая превосходство одних над другими. В результате у одних детей появляется злорадство, а у других чувство зависти, что отражается на взаимоотношениях и как следствие - неадекватные самооценки: завышенные или заниженные. Таким образом, проблема взаимоотношений в группе сверстников, как собственно и в других социальных группах ближайшего окружения определяет адекватность оценочных отношений между её членами./60/

Кроме того, ближайшее окружение влияет на половую идентичность. Младший школьник знает о своей половой идентичности и стремиться утвердить её в своём поведении, видах деятельности, в интересах и увлечениях. Источники половой идентификации в современном мире очень разнообразны, в которых содержатся бесконечное число знаний и смыслов, определяющих формирование психологических установок на половое развитие. Результатами данного процесса отражаются в поведении, самооценках, т.е. «Я – концепции». Вообще, идентифицируя себя с определенной группой или отдельной категорией людей, человек показывает свою значимость данной категории, связывает с ней определенные потребности: признание ими интересов, увлечений, так и потребность в их оценке своих достижений, поддержке при неудачах. В младшем школьном возрасте чаще всего такой категорией являются взрослые люди, но , может быть, группа сверстников./26,40,43/ Таким образом, младший школьник и познает себя, задает планку для своего развития, утверждает себя, чувствует свою самостоятельность и уверенность в себе.

Уверенность или неуверенность в себе складывается у ребенка под влияниемоценок окружающих и результатов собственной деятельности, когда определенная самооценка поддерживается окружающими и у ребенка возникает потребность в её сохранении. Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний. Как показано в работах отечественных психологов, именно через сложившейся уровень притязаний, школьник каждую оценку окружающих относительно его знаний, умений, возможностей сопоставляет с собственной оценкой./10,42,54/ Соотношение самооценки и уровня притязаний дает возможность признать свои удачи, неудачи, соотнести желаемое с реальными результатами. При очень большом несоответствии между уровнем притязаний и самооценкой, школьник не осознает истинных причин своих неудач, обвиняет в этом всех, кроме себя. Это заставляет его эмоционально реагировать, т.е. наступает состояние «аффекта неадекватности»/61/ у младшего школьника, как пишет М.С. Неймарк, это состояние неустойчивое и быстро проходит, при этом пересматривается уровень притязаний, т.к. младшему школьнику необходимо чувствовать себя успешным. Чаще всего состояние аффекта неадекватности, как подчеркивает автор, вызвано первыми легкими успехами /42/

Знать уровень притязания и самооценку необходимо, чтобы правильно воздействовать на него. От того, как ребенок реагирует на оценку окружающих, в соответствии с полученной оценкой он строит своё взаимодействие с ними.

От того уровня притязаний и самооценки, которое имеет младший школьник, зависят представления о своём будущем. Хотя младший школьник и живет сегодняшнем днем, основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте./36,40,41,50/ По мнению А.М. Прихожан: «… во временных представлениях своего «Я» сосредоточено полноценное ощущение себя во времени жизни, ощущение своего измерения, взросления.» /50 с.86/ В работах Липкиной, Сафина, приводятся суждения детей младшего школьного возраста о своем будущем, содержание которых определяется уровнем самооценок./36,58/ Временные аспекты являются по мнению В.В. Мухиной, «более поздним образованием самосознания ребенка», но его основы закладываются именно в младшем школьном возрасте, а они обусловлены проявлением равносторонних интересов, увлечений, на которые направляется активность ребенка./41/

Через свои интересы и увлечения, которые младший школьник воплощает в жизнь, он пытается выяснить, оценить, понять свои возможности, соотнести их требованиями, ребенок постепенно начинает ориентироваться на свою оценку, проявлять самостоятельность. В работе Е.И. Саванько, при изучении преобладания ориентации на самооценку по сравнению с оценкой, даваемую детям окружающими людьми, выяснено, что у 55 % детей третьего класса идет ориентирование на самооценку./54/

Этот факт свидетельствует, что к концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения и общения, а также становится показателем качественного изменения его «Я – концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оцениваия других, поэтому важно, чтобы между ними складывались взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания. В качестве таких условий выступает сложившееся «Я-концепция».





    1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «Я –КОНЦЕПЦИИ»

Объективные условия формирования личности, а значит и «Я- концепции», включают в себя макро-, мезо- и микрофакторы. Их влияние на формирование личности посвящено много работ не только в области психологии, но и других наук: социологии, этнологии, педагогики, истории и др.

В области развития детского самосознания интерес представляют работы как зарубежных, так и отечественных психологов. /8,10,13,14,17,25,30,41,62,68/

Оптимальным условием полноценного и здорового функционирования психики человека, как любой саморазвивающейся системы, является, по Б.Г. Ананьеву «обеспечение открытого взаимодействия или диалога на всех этапах и уровнях развития человека»./3/

Среди феноменов самосознания личности, одним из центральных феноменов является «диалогичность самосознания» /63,64,67/

В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапах развития ребенка от общения со взрослым в семье закладывается его общий фундамент установки к миру социальных отношений, собственному «Я», на становление самопознания и самоотношения.

Проблема взаимосвязи становления «Я» и межличностной коммуникации широко рассматривается в психологии.

Формирование «Я – концепции» может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э.Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь./30/

В исследованиях отечественных психологов систематизированы виды родительских отношений, которые можно представить как «многообразные, независимые измерения» /59,110/:



  • любовь –враждебность;

  • автономия –контроль,

и позволяет выделить ряд «неадекватных способов воздействия родителей на «образ Я» ребенка /там же /, обусловленных психическим неблагополучием самих родителей./43,59/

Другой социальной группой, имеющей большое значение для развития «Я- концепции» личности ребенка, является детская субкультура.

«Детская субкультура – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществялемых в детских сообществах в той или иной конкретно – исторической ситуации развития»./1,92/ Возникновение детской субкультуры обусловлено половозрастной стратификацией общества. Как целостный историко-культурный феномен своими корнями уходит в глубокую древность, когда маленькие члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности Эти формы автономизировались и переросли в «особую форму непродуктивной активности» – игру, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентациями в смыслах человеческой деятельности./1,30,70/

Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество.

Детская группа представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества и обладающую собственным социальным статусом./1/ Выражением и реализацией социального статуса является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.

Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и содержанием детской субкультуры, специфической ролью сверстников в социолизации ребенка /1,30,65/

Сверстники – это сообщество детей одного возраста, приблизительно равных по физическим характеристикам, социальному положению в обществе.

Дома все члены семьи занимают определенную ступень в возрастной и социальной лестнице, поэтому различия между ними очевидно для ребенка. В группе сверстников ребенку нужно доказывать, что он стоит наравне с другими. В семье ребенок всегда любим, а группе сверстников он должен заслужить уважение, проявить активность, не отставать от других. Поведение ребенка не всегда оценивается взрослыми достаточно полно, некоторые достижения могут быть даже и не замечены или неадекватно поняты ими так, как это расценивают сверстники.

Т. о. Группа сверстников необходима ребенку для разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием.

В рамках процесса социализации группа сверстников оказывает значительное влияние на современного человека. Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. В результате работы этих механизмов ребенок усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и «вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой»./30 с.404/

Кроме того, через сверстников ребенок удовлетворяет важную потребность – общение с равным.» Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается»./35 с.87/

Общение со сверстниками оказывается важным «каналом информации», по которому дети узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Часто через сверстников ребенок получает информацию по вопросам пола, именно через этот канал транслируется детская субкультура.

Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных отношений»./41 с.87/ В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его»принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я»./41 с.264/

Общение со сверстниками это ещё и «специфический вид эмоционального контакта», обеспечивающий ребенку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Оно также облегчает «автономизацию от взрослых»./68,с.88/

Главным детерминантом проявления межличностных отношений в группе сверстников является совместная деятельность, её содержание и ценностные характеристики.

Большая часть различных видов совместной деятельности детей является регламентированной, т.е. подчиненной социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. К таким видам совместной деятельности детей в группе относится трудовая, продуктивная и строго регламентированная учебная деятельность. Групповая работа на уроке протекает в форме совместного согласования взаимодействия учащихся по приобретению и закреплению определенных знаний и умений, обеспечивая обмен информацией, продуктами деятельности, знаниями, повышает мотивацию обучения, взамоконтроля, формирует коллективистские взаимоотношения.

Т.о. в совместных видах деятельности каждый член группы, благодаря личной активности, становится участником получения знаний, оценок окружающих и формирования представлений о себе.

Знания, полученные о другом человеке, никогда не остаются достоянием только познающего, в той или иной форме он доводит их до сведения других, т.е. ситуация обратной связи, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительно того, каким он воспринят

Известно, что восприятие видения себя другим, отношения к себе других – необходимая составляющая формирования и развития собственного «Я»./8,11,16,21,27,43,68/

Вся школьная жизнь – это набор оценочных ситуаций. Оценивается и результат ученических работ, поведение учащихся, оценивается и сама личность ученика( его отношение к учебе, своему внешнему виду, отношения со сверстниками). Результаты данной ситуации откладывают отпечаток на развитие самоотношения ученика на личностные взаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников или его социальный статус.

В работе Н.П. Аникеева показана связь самоотношения с положением школьника среди сверстников или его социального статуса /4/. Социальный статус есть результат взаимооценивания, а , следовательно, и источник для в самооценок. Автор подчеркивает, что оценки и самооценки в группе сверстников зависят от психологического климата в группе, «чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга люди, тем выше самооценки»./4 с.20/

Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекало внимание психологов

Чаще всего в литературе эти отношения характеризуются узостью межличностных связей, представляющие собой отношения между двумя детьми, группы либо вообще не возникают, либо проявляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. Лидерство носит одиночный характер, каждая из подструктур имеет своего лидера. /27,28,39,40,43/

Исследователи исходят, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными моментами выбора оказываются игровые. У большинства общение только в школе, таким образом по содержанию, широте, устойчивости межличностные отношения остаются на низком уровне развития./40,70,71/

По данным А.К. Дусовицкого картина межличностных отношений существенно изменяется к концу младшего школьного возраста, «формируется единая структура межличностных отношений, основным элементом является устойчивая группа. Особая роль у группы лидеров, объединяющих наиболее авторитетных учащихся обоего пола. Наступает замещение ценности успехов в учении на общие ценности морально-этического плана, что приводит к высокой удовлетворенности межличностных отношений в различных видах деятельности, т.е. класс становится референтной группой и основной микросредой. Содержание межличностных связей существенно расширяется в силу многообразных детских сообществ /художественные и спортивные кружки, секции, походы и т.д./21 с.45/

Т.о. многие условия способствуют продолжения развития «Я- концепции» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполняя социальный заказ школы, разработать программу формирования «Я – концепции» младшего школьника, мы поставили задачу:



  • изучить структурно-содержательные характеристики «Я – концепции»

( систему представления ребенка о себе, сопряженного с их оценкой» по Р.Бернсу) /8/;

  • выявить роль сверстников в её становлении.

Для решения данной задачи мы разработали диагностический комплекс исследования, включающий два этапа: предварительный и основной, состоящие из следующих методик.


Этап

Задача

Методика и её цель

1

Получить данные об используемых.

Проанализировать первоначальные характеристики своего «Я».

Проанализировать межличностные отношения в группе.


  1. Свободного самоописания «Кто Я» или «20 слов» М.Куна в модификации А.М. Прихожан/50 с.13-26/.

Цель: получить систему представлений младшего школьника о себе.

  1. Социометрическая методика Дж. Морено в модификации Я.Л. Коломинского «Выбор в действии» - (вариант «Выбор товарища по парте») /27,28/

Цель: изучить межличностные отношения в группе сверстников.

  1. Анкетирование учителей .

Цель: получить объективную информацию.

2.

Проанализировать оценочные отношения младших школьников.

  1. Проективная методика «Символические задания», модификация Столина /44/.

Цель: получить систему «самоотношение и самоидентичность» в структуре социального «Я».

  1. Исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн в модификации

А) В.Г.Щур «Лестница» /66/

Цель: исследовать уровень самооценки младшего школьника: систему оценивания окружающих.

Б) А.М. Прихожан «Вертикальные линии» /51/

Цель: получить показатели самооценки и уровня притязаний по выделенным личным качествам, после ознакомления с результатами полученных оценок от группы сверстников.



  1. Аутосоциометрическая методика Я.Л. Коломинского /28/

Цель: получить соотношение оценок сверстников и самооценки младшего школьника.

Объектом нашего исследования выступили 53 учащиеся 3-их классов Заволжской средней школы Калининского района Тверской области, в возрасте 9-10 лет, из них 29 мальчиков и 24 девочки.

Руководствуясь теоретическими подходами рассматриваемой проблемы и результатами нашего исследования, найти связь между самооценкой и оценками сверстников, на основе чего и построить программу формирования «Я – концепции» школьника.
2.2. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ
На предварительном этапе нашего исследования мы поставили следующие задачи:


  1. проанализировать систему представлений младшего школьника о себе;

  2. проанализировать систему личных взаимоотношений испытуемых в группе сверстников.

Для решения этой задачи мы использовали методики:

  1. методика свободного самоописания «20 слов», «Кто Я?» М.Куна в модификации А.М. Прихожан /50/

  2. «Социометрия» Д.Морено в модификации Я.Л. Коломинского «Выбор в действии» ( «С кем бы ты хотел сидеть за партой»)/28/;

А также провели анкетирование учителей.

Данные, полученные на предварительном этапе мы представили в Приложении 1.

По методике свободного самоописания «20 слов» мы предложили испытуемым ответить на вопросы: «Кто Я?» , «Как я отношусь к себе?», «Почему я такой?». Ответы на поставленные нами вопросы были самыми разнообразными как в количественном, так и в качественном отношении.

За одинаковое время испытуемые дали разное количество высказываний от 7 до 20. Те дети, которые не смогли дать 20 высказываний, как того требовала инструкция, отмечали, что им не хватило времени - % ; "«е знаю, что о себе написать"»- %. Кроме этого мы отмечаем, что и у тех, кто сдал 20 высказываний, есть повторяющие высказывания. По мнению А.М. Прихожан, в повторяющихся высказываниях отражается личная заинтересованность в данной характеристике.


Анализируя причины(мотивы) своих особенностей и отношения к ним, мы отмечаем, что у испытуемых доминирует «положительное» отношение к себе, и в большей степени «Зависит от меня» в качестве мотива. Это может быть показателем принятия себя на эмоциональном уровне и показателем приемлемого уровня понимания себя.

Выше мы описали количественные результаты самоописания, более подробно остановимся на качественном анализе результатов.

Самоописание испытуемых представляет собой набор простых высказываний, реже в виде законченных предложений. Как отмечает Б.В. Кайгородов, такие высказывания носят обобщенный характер и конкретизированный характер. /25/

Например: «Я человек», «Я красивая» или «Я люблю читать», «Я мечтаю стать строителем» и др.

У большинства испытуемых доминирует первый тип высказываний.

В
се высказывания мы распределили по категориям, соответствующим основным характеристикам детского самовосприятия, которые В.С. Мухина определяет «как признание на притязание». /40/



Гистограмма 1
Представленность различных категорий( в % от общего числа высказываний по соответствующей группе испытуемых).
Примечание:

  1. индивидуально-психологические особенности;

  2. принадлежность к биологическому существу и половая принадлежность;

  3. социальный статус;

  4. физические данные;

  5. взаимоотношения с окружающими ;

  6. интересы и увлечения;

  7. временные аспекты «Я- концепции».

Согласно данным, представленным в гистограмме 1, у младших школьников «индивидуально-психологические особенности» в самоописании занимают наибольшее количество высказываний. Это показывает, что у младшего школьника происходит «осознание своих психических свойств» (по В.С. Мерлину) /38/, т.е. самосознание направлено на познание свойств и качеств своей личности. Чаще всего встречается описание таких качеств: умный, веселый, дружный, сильный, трудолюбивый и другие. Реже даются ответы в виде предложений. Например: «Мне нравится всех смешить, потому что я веселый», «Я всегда слушаюсь». Испытуемые достаточно откровенно представили и свои отрицательные черты и привычки. Например, «Я не очень умный», «Я часто отвлекаюсь на уроках», «Я хитрый», «Я бываю злым», «Я драчун», «Я грызу ногти» и др. Таким образом, описанные качества и черты связаны с различными видами деятельности, особенно с учебой в школе и хозяйственно-бытовые виды труда, а также взаимоотношения с окружающими. Проявление некоторых отрицательных качеств испытуемые связывают с неудачами в учебе, сложностями в отношениях с друзьями, нежелание выделиться и др. При этом в равной степени виноватыми в этом считают и себя и других.

Почти у каждого испытуемого присутствует высказывание «Я хороший» Эта позиция соответствует стремлению к установлению собственной внутренней позиции, к саморегуляции.

Категория «принадлежность к биологическому существу и половая принадлежность» в самоописании представлена такими высказываниями, как «Я человек», «Я живая», «Я мальчик», «Я девочка». Таким образом, испытуемые правильно воспринимают свою биологическую и половую принадлежность, при положительном отношении к ней.

Анализируя «социальный статус», мы отмечаем, что статус ученика присутствует у большинства испытуемых, причем позиция «Я школьник» присутствует у наименьшего числа испытуемых. Это показывает качественные сдвиги в социальном развитиии и соответствует позиции «Я и общество» (Д.И. Фельдштейну)/68/ Высказывания, отражающие «социальный статус» в самоописании различны : «Я ученик», «Я ученица», причем отмечается принадлежность к определенному классу «Я ученик 3 «А» класса». Есть и такое высказывание «Я – дежурная» - показатель новой социальной ролив системе школьной жизни, т.е. еще одной позиции в отношениях «Я и общество». (Мы имеем в виду не дежурство по классу, а дежурство по школе в обязанности которого входит следить за порядком на переменах, которое традиционно выполняют более старшие школьники). Также встречаются высказывания «Я хожу в школу», «Я отличница».

Социальный статус – «Я как член семьи» также широко представлен позициями : «Я сын или дочь», «Я сестра или брат», «Я внучка», «Я люблю свою бабушку». Таким образом, мы видим, что институт семьи не утрачивает своего значения для детей данного возраста, а он представлен более широкими родственными связями.( «У меня есть двоюродный брат», «Я люблю свою тётю», «Я тетя»).

Позиция «Я и мои друзья» немного меньше представлена в самоописании : «Я друг», «У меня много друзей». Однако это не обозначает , что для младшего школьника данный социальный статус не является значимым, просто он больше описан во взаимодействиях и взаимоотношениях со сверстниками, которых мы выделили в отдельную категорию (см. ниже).

Как видно из нашего анализа, младший школьник уже осознает неоднородность общества, что каждый человек в данном обществе имеет определенное место, положение, которое определяется набором обязанностей, прав, межличностными отношениями между её членами.

Описание своих физических качеств в основном представлены такими высказываниями: «Я сильный», и наоборот, «Я здоровый», т.е. не часто болею ), «Я ношу очки», «Я не очень толстая», «Я плохо ем». Описание своей внешности представлены единичными случаями, причем у одного мальчика их описание противоположно действительности : «Я светлый» (на самом деле мальчик имеет темные волосы). В основном все учащиеся характеризуют себя красивыми и симпатичными. Таким образом, у многих испытуемых понимание себя постепенно начинает носить более общий характер и переключается от внешних данных к психологическим. Особенно это проявляется при описании взаимоотношений и взаимодействии с окружающими людьми.

Данную категорию мы выделили отдельно, чтобы проанализировать характер этих отношений. Прежде всего, отметим наиболее типичные высказывания. «Я люблю помогать маме убираться по дому», «Я со своей сестрой люблю читать», «Я со своими друзьями играю в разные игры», «Я люблю гулять со своей подругой». Таким образом, мы наблюдаем, что доминируют описания, характеризующие положительные стороны взаимоотношений и взаимодействий , особенно с детьми, подчеркивая общие интересы, увлечения, труд. Это показывает, что сверстники являются необходимым источником разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием «выражением и реализацией социального статуса»./1 с.84/

Описывая взаимоотношения и взаимодействия , мы видим, что большинство испытуемых описывает свои интересы и увлечения, выделяя их в отдельные высказывания. Иногда это просто перечисление. Отметим, что данная категория является очень значимой для многих испытуемых, именно их описанию они отводят более трех высказываний. Прежде всего, это возрастные предпочтения – игра, чтение книг, выполнение уроков, просмотр мультфильмов, увлечение музыкой, т.е. всё, что составляет содержание детской субкультуры. Кроме того, четко прослеживается различие между интересами мальчиков и девочек. У мальчиков – увлечение спортом, причем несколькими видами, конструирование, лепка, реже рисование; для девочек – увлечение танцами, музыкой, художественное творчество, рисование, мало описаний игр в куклы. Например: «Я футболист», «Я занимаюсь спортом», «Я хожу в музыкальную школу», «Я умею вышивать» и т.п. Включая в самоописания свои увлечения, свидетельствует о том, что младший школьник пытается проявить и направить свою активность в различные виды деятельности, т.е. быть успешным, быть признанным. Особенно это важно в плане своего самоопределения, как подчеркивал Сафин, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы самоопределения от успехов в различных видах деятельности и от самооценок.

Действительно, в самоописании присутствует высказывание от том, , кем бы хотели стать испытуемые. Таких высказываний не много, но они связаны с интересами и увлечениями. Например, Алеша В. любит лепить самолеты и мечтает стать летчиком; Маша Т. занимается в музыкальной школе и хочет стать певицей, и др. Как пишет Липкина , видение своего профессионального будущего во многом зависит от системы самооценок./36/ Таким образом, мы видим, что в самоописании присутствуют высказывания, затрагивающие временные аспекты Я – концепции"» По мнению А.М. Прихожан, это свидетельствует о «полноценном ощущении времени жизни»/50/. В.С. Мухина называет эту категорию «более поздним образованием в самопознании ребенка», ведущей к самоопределению/41/.

Доминируют самоописания в настоящем времени, что по мнению А.М. Прихожан подчеркивает ощущение стабильности./50/ 32,1% высказываний – о своем будущем(Я буду женщиной или мужчиной», «Я буду врачом» и др. (Реже присутствуют описания своего прошлого: «Раньше я ходила на танцы», «Раньше я жила в другом поселке»/3,7%/

Таким образом, самоописание младшего школьника включает основные характеристики детского самовосприятия, к которым относятся атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание своих интересов, увлечений и целей, с различным удельным весом значимости каждого элемента самоописания. Вместе они составляют систему обобщенного, иногда конкретизированного образца индивида, «включающего оценочный аспект различных характеристик»./8 с.85/

Такая система представлений о себе складывается в процессе различных видов деятельности и обобщения с окружающими людьми.

Вступая в контакт со значимыми людьми, , между ними складываются определенные отношения, на основе которых происходит обмен информацией друг о друге или «обратная связь». Её результатом является «реакция индивида на самого себя» (по Р.Бернсу) и формируется представление о том, каким он хотел и должен быть.

Поэтому необходимо проанализировать межличностные отношения испытуемых в группе сверстников. Для этого мы провели социометрическую методику «Выбор в действии» – ( «Выбор товарища по парте» /27/28/

Отметим, что наши испытуемые в классах имеют одноместные парты, поэтому нам было интересно проанализировать и мотивы выбора товарища.

Из «Социометрической матрицы» (см. Приложение) мы отмечаем, что результаты, полученные нами полностью, соответствуют описанию установления межличностных отношений младшего школьника (по А.К. Дусовицкого): группы лидеров объединяют наиболее авторитетные учащиеся обоего пола, которые связывают между собой более мелкие структурные группы, наступает замещение ценностей успехов в учебе, на общие ценности морально-этического плана, что приводит к высокой удовлетворенности межличностных отношений в различных видах деятельности. Хотя и преобладает эмоциональное отношение к товарищам и единичные предпочтения между представителями обоего пола. В качестве мотивов выбора доминирует: «Он мой друг», «Он добрый и хороший человек», «Он мне поможет», «Он хорошо учится»./21/

Таким образом, мы наблюдаем, что у испытуемых сложились устойчивые межличностные отношения с группой своих сверстников на основании удовлетворенности общения с группой.

Опрос учителей также подтверждает это положение. В ходе анкетирования учителей, нам удалось также выяснить, что:


  1. большинство учащихся проживают на территории одного поселка, имеют родственные и семейные связи), их родители также жили и учились в этом поселке , работают в одном хозяйстве, имеют приблизительно одинаковые условия семейного воспитания (большинство учащихся имели контакт и до поступления в школу), посещали одно дошкольное учреждение (обльшую часть свободного времени проводят в общении со сверстниками, посещают несколько кружков и секций как в школе, так и внешкольных детских объединений) , музыкальная и спортивная школа , танцевальный кружок и студии рисования при доме культуры);

  2. дети очень подвижные, активные и с большим интересом участвуют в общественно-полезных делах школы и класса; отношения в классах между детьми –удовлетворительные, есть лидеры, есть активисты, есть и малообщительные дети прежде всего это новые учащиеся;

  3. успеваемость в классах примерно одинаковая, в основном это учащиеся добросовестно относятся к учебе, дисциплинированы, но как и в любом классе есть плохоуспевающие ученики, в основном это дети из неблагополучной среды воспитания.

Таким образом, на предварительном этапе мы получили объективно важную информацию об особенностях, складывающихся в системе представлений младшего школьника о себе , а также условиях формирования «Я – концепции», в которых немаловажную роль играют и особенности психического развития , и социальные факторы, которые могут одинаково способствовать и положительному и отрицательному самовосприятию – представлений о себе: о своей ценнности или бесполезности для окружающих.

В основе таких представлений лежит важный момент самосознания – самооценка, центрального образования в «Я – концепции» личности человека, изучению особенностей которого мы отвели основной этап нашего исследования, исходя из того, что она как и все в этом возрасте ещё только развивается и поддается влиянию со стороны социального окружения.




2.3. ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОГО ЭТАПА

Исходя из понимания самооценки как результата «интегральной работы самопознания и самоотношения», которая формируется в различных видах деятельности и на основе отношений с другими людьми, мы определили основные задачи данного этапа исследования.



  1. Изучить самооценку младшего школьника.

  2. Выявить влияние сверстников на самооценку младшего школьника.

Для достижения этой задачи мы использовали следущие методики:

  1. «Проективная методика» символические задания «для определения «эмоционального уровня самооценки» /66/ на основе самоотношения и самоидентичности измерения;

  2. методика измерения самооценки Дембо- Рубинштейн в модификации В.Г. Щур /66/

  3. «Аутосоциосметрическая методика» на выявление оценок группы сверстников по критериям самооценки;/28/

  4. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан после ознакомления испытуемых с оценками полученными от группы сверстников/50/;

В психологической практике на наш взгляд не так много методик, измеряющих самооценку младшего школьника. В нашем исследовании мы используем методику измерения самооценки Дембо- Рубенштейн различных модификациях ( В.Г. Щур и А.М, Прихожан на разных этапах исследования), т.к. считаем их наиболее адаптированными для данного возраста.


2.4. АНАЛИЗЫ ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Результаты выполнения проективной методики «Символические задания» мы представили в Приложении 2.

По тому месту, на которое указывает испытуемый , мы определили адекватность самооценки, т.е. осознание своей ценности и принятия себя; её завышенный или заниженный уровень.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница