Влияние эмоционального состояния на успешность распознавания эмоций 1



Скачать 51.51 Kb.
Дата27.05.2016
Размер51.51 Kb.
Влияние эмоционального состояния на успешность распознавания эмоций1
Овсянникова В.В. v.ovsyannikova@gmail.com

Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (Москва, Россия)

Сорокина Ю.В.  juliya.ju@gmail.com

Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (Москва, Россия)


Ключевой вопрос настоящего исследования заключается в том, каким образом эмоциональное состояние наблюдателя влияет на распознавание эмоциональных состояний других людей. На сегодняшний день получены данные о том, что актуальное эмоциональное состояние повышает эффективность переработки эмоциональной информации той же модальности, что и переживаемые человеком эмоции (Niedenthal et al., 2001; Hills et al., 2011). Отмечаются и другие эффекты – например, переоценка соответствующих эмоциональному состоянию человека эмоций, представленных в стимульном материале (Schiffenbauer, 1974). Тем самым текущее эмоциональное состояние человека снижает точность в задаче идентификации эмоций.

Межсубъектный план проведенного экспериментального исследования включал три группы испытуемых. Для приведения участников в эмоциональное состояние, отличное от нейтрального, была проведена специальная процедура индукция эмоций (просмотр короткометражных мультфильмов разной эмоциональной окрашенности). Для контроля изменения эмоций испытуемых использовалась методика Д.В. Люсина, А.Г. Синкевича (Синкевич, 2010), которая позволяет получить самооценку состояния по набору шкал. Таким образом, независимой переменной выступал тип эмоционального состояния (нейтральное, положительно окрашенное, отрицательно окрашенное); зависимая переменная - количественная оценка двух аспектов распознавания эмоций. 1) Точность – это способность правильно оценить модальность эмоционального состояния другого человека. 2) Сензитивность – это склонность завышать или занижать степень выраженности эмоций различной модальности (Люсин, Овсянникова, 2009).

В соответствии с замыслом исследования сформулированы следующие гипотезы:

1. Точность распознавания эмоций в группе с нейтральным состоянием выше, чем точность в группах с эмоциональным состоянием, отличающимся от нейтрального.

2. Сензитивность в группах с эмоциональным состоянием, отличающимся от нейтрального, выше, чем сензитивность в группе с нейтральным эмоциональным состоянием.

Для выявления успешности распознавания эмоционального состояния другого человека использовался Видеотест Овсянниковой В.В., Люсина Д.В (Овсянникова, Люсин, 2009). Видеотест состоит из 7 коротких видеосюжетов и 15 шкал для оценки эмоций персонажей сюжетов. Показатель точности отражает степень совпадения профиля оценок испытуемого с профилем «правильных» ответов, полученных при участии группы экспертов. Показатель сензитивности определяется как расстояние между оценками испытуемого и экспертной оценкой.

В качестве дополнительной гипотезы выдвигается предположение о том, что уровень эмоционального интеллекта опосредует связь между валентностью эмоционального состояния наблюдателя и особенностями распознавания им эмоций другого человека. То есть у людей с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта связи между эмоциональным состоянием и показателями точности и сензитивности различны.

Выборка.

В исследовании приняли участие 69 человек (из них 67 % женского пола) в возрасте от 20 до 54 лет (М=32.6, S=9.3), представители различных профессий и студенты; 24, 24 и 21 участник в трех группах, соответственно. Группы уравнены по уровню образования, возрасту, полу, уровню эмоционального интеллекта (по результатам выполнения двух субтестов методики MSCEIT (Сергиенко, Ветрова, 2009).


Результаты и их обсуждение.

Для проверки гипотез о наличии влияния эмоционального состояния на точность и сензитивность распознавания эмоций использовался критерий Краскала – Уоллеса. Не обнаружено значимых различий в точности распознавания эмоций у испытуемых с разным эмоциональным состоянием (х = 1.79, p = 0.409). Однако были получены различия по показателям сензитивности к высокоактивационным состояниям (х22 =19.45, p = 0.000) и сензитивности к эмоциям отрицательной валентности (х2=8.01; р=0.018). Попарное сравнение значений данных показателей в группах показало, что сензитивность к эмоциям высокой активации выше в «нейтральной» группе по сравнению с группами, эмоциональное состояние которых отличалось от нейтрального (U=71.0 для «положительной» и U=129.0 для «отрицательной», при р<0.005). Похожая тенденция наблюдается для сензитивности к эмоциям отрицательной валентности, но значимые различия получены только для групп с нейтральным и положительно окрашенным эмоциональным состоянием (U=132.0, р<0.006).

Для проверки гипотезы о том, что связь между состоянием наблюдателя и особенностями распознавания им эмоций другого человека зависит от уровня эмоционального интеллекта, внутри каждой из трех групп испытуемых были выделены подгруппы с разными уровнями этой способности. Критерий Манна-Уитни показал, что испытуемые в отрицательном эмоциональном состоянии с высоким уровнем эмоционального интеллекта (по сравнению с людьми с низким уровнем) при одинаковой точности распознавания эмоций склонны занижать степень выраженности эмоций другого человека (U = 8.5, p = 0.000). Для испытуемых других групп статистически значимых различий в распознавании эмоций не обнаружено. Таким образом, в проведенном исследовании данная гипотеза получила частичное подтверждение. Уровень эмоционального интеллекта оказался важным только в случае, когда испытуемые выполняли задание на распознавание эмоций, находясь при этом в отрицательно окрашенном эмоциональном состоянии.

Результаты дают основания предполагать, что влияние состояния человека на распознавание им эмоций может проявляться по-разному в зависимости от валентности и степени активации индуцированных состояний. Так, для испытуемых «нейтральной» группы был получен своеобразный эффект конгруэнтности: они завышали оценки высокоактивационных эмоций, которые в большей степени представлены в их состоянии по сравнению с оценками других групп. В целом полученные результаты согласуются с данными других исследований о том, что характер влияния состояния человека на идентификацию эмоций зависит от его модальности (Hills, Werno, Lewis, 2011).


Литература

Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Феномен сензитивности к эмоциям разной модальности // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (12 - 13 февраля 2009 г.) / Под ред. А.Л. Журавлёва, Т.И. Артемьевой. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 123 – 130

Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (MSCEIT V2.0), русскоязычная адаптация / Социальный и эмоциональный интеллект, 2009, стр. 308 – 331

Синкевич A.Г. (Ин)варианты структуры эмоциональных состояний /магистерская диссертация, РГГУ, 2010

Hills P.J., Werno M.A., Lewis M.B. Sad people are more accurate at face recognition than happy people // Consciousness and Cognition Volume 20, Issue 4, December 2011, 1502-1517

Niedenthal P. M., Halberstadt J. B., Margolin J., Innes-Ker A. H. Emotional state and the detection of change in facial expression of emotion // European Journal of Social Psychology, 2000, 30, 211-222



Schiffenbauer A. Effect of Observer's Emotional State on Judgments of The Emotional State of Others //Journal at Personality and Social Psychology, 1974, Vol. 30, No. 1, 31-35


1 Исследование поддержано грантом РГНФ № 12-36-01287а2


Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница