Выявление и сопровождение одаренных детей в системе регионального образования



Дата20.04.2016
Размер54,4 Kb.
Выявление и сопровождение одаренных детей

в системе регионального образования.
Смирнова Н. В., учитель математики и информатики

гимназии № 8 имени Л.М. Марасиновой

города Рыбинска, Ярославской области
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты.

Генрих Нейгауз

Всеобъемлющее определение одаренности дать сложно. Обычно одаренными педагоги называют тех детей, которые демонстрируют способности выше средних в одной или нескольких областях. Очевидно, что раннее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение таких детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать чрезмерной психической нагрузки и переутомления. Работа учителя с одаренными детьми - это сложный и непрекращающийся процесс, в какой бы сфере воспитания и обучения он не проходил и какой бы предмет не затрагивал. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости умения вовремя отказаться от того, что сегодня казалось творческой находкой, в пользу новой методики, отвечающей изменениям, происходящим в сознании учеников.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сегодня во всех субъектах Российской Федерации идет обобщение и распространение передового опыта по построению «разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»1.

Ярославская область не исключение. 12 июля 2004 года был принят Закон2 Ярославской области «О поддержке одаренных детей», который направлен не только на выявление и поддержку одаренных детей в Ярославской области, но и на обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития в интересах личности, общества и государства, понимая, что именно комплекс условий предполагает эффективность достигаемых результатов.

Система образования Ярославской области для развития одаренных и талантливых детей представлена образовательными учреждениями разных типов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального и среднего профессионального образования. С одаренными детьми работают 114 учреждений дополнительного образования детей, в том числе 7 государственных и 107 муниципальных; 8 гимназий, 14 школ с углубленным изучением предметов, 4 лицея, 74 школы с обучением на профильном уровне. К этому перечню следует добавить учреждения культуры, специализированные школы: музыкальные, художественные, спортивные. Каждое учреждение реализует свои цели и задачи, выполняя возложенную на них и самостоятельно определенную миссию.

Ежегодный комплекс мероприятий для проявления творческого или интеллектуального потенциала обучающихся в Ярославской области предполагает реализацию разнообразных увлечений и проявлений одаренности: проводится более 130 областных творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций, выставок, спортивных соревнований для 20 тыс. обучающихся, проводятся всероссийские мероприятия спортивной и интеллектуальной направленности, международный фестиваль детского анимационного кино «Золотая Рыбка», Шестые Молодежные Дельфийские игры России, ежегодная Всероссийская телекоммуникационная олимпиада юных журналистов, финалы Всероссийского Фестиваля декоративно-прикладного творчества «Адрес детства - Россия», серия турниров и чемпионатов российского и межрегионального уровня по видам спорта и др.

В Ярославской системе образования активно развиваются инновационные формы работы с одаренными детьми посредством Интернет-технологий. В творческих Интернет-проектах, телекоммуникационных викторинах и сетевых мастер-классах, организуемых ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании», ежегодно принимают участие 3000 обучающихся из всех муниципальных районов области.

Для того, чтобы конкретная семья имела возможность максимально реализовать интеллектуальный и творческий потенциал своего ребенка, вместе с педагогами мотивировать его устойчивый интерес, и при этом не потеряться в разнообразии предлагаемых услуг, необходима координация деятельности всех образовательных институтов региона. В настоящее время осуществлена систематизация учреждений по направлениям деятельности и определены учреждения – региональные координаторы: центр образования школьников «Олимп», Центр детей и юношества, спортивная детско – юношеская школа олимпийского резерва (далее СДЮШОР), Центр детско-юношеского технического творчества, Детский эколого-биологический цент, Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, Центр развития творчества детей и юношества профессионального образования.



Для оптимизации образовательных услуг соответствующие центры созданы в каждом муниципальном объединении Ярославской области. Каждое образовательное учреждение, независимо от статусности, имеет возможность выстраивать работу по созданию условий для выявления одаренности и последующего развития таких детей на основе программ, предлагаемых региональными и муниципальными центрами, с учетом индивидуальности миссии своего образовательного учреждения. В нашей гимназии уже 12 лет образовательный процесс строится с учетом индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Каждый гимназист имеет возможность на логико-смысловой схеме отражать сои интересы и притязания. С 8 класса каждый ученик выстраивает и индивидуальный учебный план, включая в него обязательные предметы, изучаемые на базовом или повышенном уровне, различные спецсеминары, элективные курсы и предметы. Педагоги и родители, анализируя действительно индивидуальные траектории обучающихся, портфолио их достижений, адресно сопровождают развитие каждого, фиксируя успех любого ранга.

Для дальнейшей оптимизации программы «Одаренные дети» Департамент образования Ярославской области в 2009 году разработал «Региональную модель выявления и сопровождения одаренных детей в системе образования», модель, которая уже реализуется на практике, решая следующие задачи по работе с талантливыми детьми

- Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей региона;

- Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках региональной системы образования, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми;

- Создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в рамках региональной системы образования;

- Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми;

- Мотивационная поддержка работы с одаренными обучающимися в регионе;

- Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования;

Для эффективной координации всех участников реализации модели определены содержание и функционал взаимодействия структур и учреждений по сопровождению одаренного ребенка на региональном уровне от Правительства области через подведомственные учреждения до социальных партнеров, родителей и самих учеников. Разработана схема взаимодействия структур и ведомств в системе сопровождения одаренного ребенка. Завершенность и целостность модели подтверждается разработанными критериями результативности по выявлению и сопровождению одаренных детей в системе регионального образования, эффективности созданных для этого условий.

Администрация и педагогическое сообщество Ярославской области убеждены в жизненности своих идей сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны через востребованность разработанной и внедряемой модели на межрегиональном уровне. Приглашаем всех к сотрудничеству.



1 Из послания Федеральному собранию РФ Президента РФ (05.11.2008)

2 Закон ярославской области от 12 июля 2004 г. N 24-з "О поддержке одаренных детей". http://www.garant.ru/hotlaw/yaroslavl/106794/


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница