Выступление на семинаре стажировочной площадки 23 ноября 2011 года



Дата22.02.2016
Размер87.2 Kb.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

23 ноября 2011 года
Дорогие гости, коллеги!

Вот уже 15 лет мы работаем в условиях модели «Русская современная школа». Сегодня по степени завершённости наша модель устоявшаяся, работает на протяжении длительного времени и даёт определённый результат.

Изучая различные направления развития русской современной школы, мы остановились на культурно – образовательном подходе авторской концепции Гончарова И.Ф., д.п.н., профессора Университета им. Герцена города С-Петербурга и моделей Русской школы № 41 г. Кострома и образовательного учреждения № 141 г. Москва.

Модель русской современной школы помогает нашему образовательному учреждению иметь свою неповторимую индивидуальность через призму её отбирать содержание, деятельность и технологии, формировать взаимопонимание взрослых и детей, заставлять переосмысливать свой взгляд на миссию школы в жизни современного общества, роль и место нашего школьника в общеобразовательном процессе и собственную жизненную позицию в нём.

Наш коллектив выбирает в условиях сложного микрорайона дать возможность детям, живущим в нём не только получить образование, адекватное их возможностям, способностям и запросам, но и приобщить их к духовному миру нашего края, понять традиции наших предков, возродить на ноаой основе связи семьи, школы и общественности.

В основу деятельности школы была положена программа «Русская традиция», которая выдержана в ключе:

Я – знаю

Я – умею

Я – действую

Созданная модель школы опирается на принципе обращённости к общечеловеческим христианским ценностям, уважение к культурному наследию, индивидуальности и творческому потенциалу педагога и школьника. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что 55 % школьников предполагают, что в русской школе готовят людей , имеющих развитое чувство собственного достоинства; 45% - имеющих разеосторонние знания, способных адаптироваться в современных условиях; умеющих понимать других, сопереживать их горю, разделять радость; 84% родителей школьников связывают модель русской школы с воспитанием уважения к своей родословной, усилением внимания к семье, возрождению традиций. Они считают, что в конечном итоге это даст им детям жизнеспособные ориентиры, закалит их нравственно и социально, позволит сохранить свою индивидуальность, стать счастливым.

На начальном этапе работы были определены направления по формированию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, его активной жизненной позиции; приобщение к системе культурных ценностей, воспитание экологической культуры, эстетического отношения к окружающему миру; формирование навыков здорового образа жизни в рамках комплексной программы «Семь Я».

Началась работа над нормативно-правовой базой.

В процессе проектирования была создана концепция русской современной школы, в которой проанализирована актуальность темы, дано понимание термина «Русская школа», сформированы цель и задачи эксперимента, обозначен состав участников, база; разработаны критерии оценки ожидаемых результатов, прогнозы, компенсаторные меры.

В период апрбации эксперимента были разработаны модель русской современной школы. Основные направления реализации программы эксперимента, задачи русской современной школы (по годам), модель выпускника. План экспериментальной работы, система открытых уроков по школе, система интегрированных, бинарных сквозных уроков и уроков авторских и инновационных программ и т. д. За годы эксперимента в школе сложились новые традиции: День знаний «Я – ученик русской школы», День воинской доблести и славы, Декада российской науки и культуры, фестиваль искусств, научно – практические конференции, лагерные сборы и т. д.

Нормативно – правовая база включает в себя локальные акты, регламентирующие инновационную деятельность в рамках русской школы: «Об эксперименте», «О школьном научном обществе старшеклассников», «О проведении олимпиад, конкурсов, выставок», «О проведении интеллектуального марафона», «О развитии индивидуальных способностей личности обучающихся в процессе экспериментальной работы», «О внеурочной воспитательной деятельности», «О совместной работе школы и центров дополнительного образования».

В процессе работы по внедрению инноваций в образовательный процесс созданы условия для внутришкольной деятельности: кадровые, информационные, материально-технические, морально-психологические, материальные. Эффективное использование вышеназванных условий способствует продуктивной и успешной творческой деятельности, направленной на формирование инновационной образовательной среды в рамках русской современной школы. В настоящее время развитие нашей школы можно определить как процесс качественных изменений в составляющих её компонентах и её структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественных, новых по сравнению с прежними, результатов образования. Мы понимаем, что новые результаты не могут появиться при прежней образовательной практике, поэтому в течение нескольких лет мы стремимся создать новую практику образования, новое его качество, необходимое не столько для нынешней, сколько для будущей жизнедеятельности наших детей. В школе идёт освоение и разработка новых форм, методов, средств обучения, ориентированных на получение образования соответствующего требованиям социального заказа завтрашнего дня. Разрабатываются новые программы, экспериментальные курсы, осваиваются экспериментальные учебники и пособия, соответствующие им технологии обучения, ориентированные на новое качество образования, устанавливаются связи с ВУЗами.

Система методической, исследовательской работы ориентирует условия для творческого роста каждого педагога школы.

Система учебно – воспитательной работы в рамках инновационного проекта «Русская современная школа» представляет педагогам максимальную возможность экспериментировать, творить и превращать нашу школу в педагогическую лабораторию, обеспечивающую внутренний, подлинный рост каждого учителя в отдельности и школы в целом.

Назначение учителя, по мысли Гончарова, - «преображать себя и помогать людям становиться более современными. Но чтобы выполнить второе, им нужно раньше всего самим наполнить свою жизнь духовным содержанием, преобразить её». А пути преображения могут быть разными. В нашей школе они представлены так.

Работу по внедрению инноваций в рамках школыорганизует и направляет методический совет через объединения учителей-предметников и классных руководителей, через творческие и проблемные группы учителей, используя всё многообразие форм и методов в решении проблемы «Воспитание подрастающего поколения в духе русского народа». Проблемно – теоретические семинары «Российское образование в лицах», «Учекие К.Д. Ушинского о сущности русской национальной школы», конкурс педагогического мастерства «Уроу года», методический день по теме «Русская культура и наука», «Семья и школа в образовательном пространстве школы в условиях малого города», «Воспитание и образование как творчество», областные курсы на базе школы («Русская современная школа. Опыт внедрения»). «Русская школа как система воспитания и обучения» (из опыта работы). Конференции для родителей и общественности, дни открытых дверей, творческие мастерские, портрет учителя, курсовая подготовка при КОИРО, участие во Всероссийских конкурсах и конференциях в Москве, С-Петербурге, в Рождественских образовательных чтениях в г. Москве.

Важнейшее условие успешности педагогической деятельности – готовность учителя к непрерывному педагогическому образованию.

В целом, формулируя основной тезис запроса сос стороны школы к профессиональной подготовке учителя, уместно воспользоваться высказыванием одного из участников «Интеренет – педсовета 2007» - ученика 11 класса: «Успешный учитель – это интересный своим ученикам профессионал и оптимист. Успешный учитель – личность, которой нравится помогать другим становиться лучше». Думается, это определение очень точно отражает как прагматические, так и эмоциональные ожидания школьного сообщества.

В школе работает стабильный высокопрофессиональный коллектив, который обеспечивает качественное преподавание предметов, внедряет новое содержание образования и современные технологии обучения. Педагоги школы отличаются достаточно высоким интеллектом, внутренней культурой и профессионализмом. Они поддерживают психологический климат сотрудничества. Анализ динамики профессионального уровня педагогов за последние 3 года позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к его росту. Креативность педагогического коллектива составляет 2008/2009 уч. г. – 61%, на сегодня – 68%. Средний возраст 40 лет, что определяет зрелость опытного педагогического коллектива. Достичь профессионального роста, повысить квалификацию помогает сложившаяся в школе системная работа, которую ведёт научно-методическая служба. В структуре этой службы работают НМС; предметные МО, твлрческие и проблемные группы. Научно-теоретическая подготовка педагогов проводится через самообразование, заседания педсоветов, постоянно действующие семинары, педконференции по проблемем образования, курсовая подготовка.

Лучшие учителя школы ведут занятия в педагогических мастерских и мастер-классах. На базе школы ежегодно проходят практику студенты ВУЗов. Учителя школы посещают семинары в институтах Костромы, Ярославля, Москвы, участвуют в конференциях. Преподаватели ВУЗов выступают с лекциями перед школьниками, педагогами и родителями.

Изучая творческий потенциал и типы творческой личности педагогов, мы увидели, что 25% педагогов-экспериментаторов обладают высоким творческим потенциалом, 69% - имеют творческий потенциал выше среднего. Кроме того, в нашем коллективе представлен весь спектр типов творческой личности: 50% педагогов – люди энергичные, 44% - коммуникабельные и по 25% требовательных оптимистов, интеллигентных реформаторов. В настоящее время в условиях модернизации образования, усложнения задач возрастает роль методической деятельности. Практика показывает, что традиционный подход к работе в рамках МО не решает проблем школы, поэтому управление данным видом деятельности требует перехода к научно-методическому сопровождению.

Цель методической деятельности – обеспечить развитие профессиональной компетентности всех педагогов образовательного учреждения как средства качественной реализации образовательных услуг.

Задачи методической деятельности:


  • осуществить анализ информации, характеризующий уровень профессиональной и предметной компетенции каждого педагога;

  • способствовать развитию мотивации педагогов на личностно-профессиональное саморазвитие;

  • определить конкретные проблемы и направления развития профессиональной компетенции каждого педагога;

  • разрабобать и реализовать систему ресурсообеспеченных вариативных организационных форм методической деятельности, адекватных её цели;

  • обеспечить систему диагностики результатов профессиональной деятельности каждого педагога как показателя уровня развития профессиональной компетенции.

Указанные задачи методической деятельности определяют её материальную организационную структуру, которая представляет собой взаимодействующие временные целевые объединения педагогов по освоению и развитию отдельных составляющих профессиональной и предметной компетентностей, видов образовательных ресурсов. Такая структура направлена на решение конкретных проблем развития школы и не исключает линейка функционального управления по основному виду деятельности, обеспечивающему устойчивое функционирование образовательной системы в целом.

Как утверждают знатоки, произведение художественной литературы становится классическим через 100 лет признания читателями. Можно считать, что наша школа прошла испытания временем, сохранила лучшие традиции русской школы и выстроила свой инновационный опыт в современных социально-экономических условиях. Школе удалось стать гостеприимным домом для общественности города.

В школе разработана 3 программа развития, идёт инновационный поиск в режиме областной и 2 федеральных площадок, одна из которых рассматривает проблемы духовно-нравственного образования школьников. В школе разработаны авторские, инновационные программы. Учителя, взявшие на себя проводить открытые уроки в рамках русской современной школы, не соревнуются, не ждут оценки от администрации. Они создают инновационный опыт в режиме эксперимента, проявляя и педагогическую интуицию, и профессиональную мобильность, мастерство и высокое чувство гражданственности и патриотизма.

Предлагаемые авторские программы следует рассматривать как опорные, примерные, которые школа и учитель, исходя из своих возможностей, могут изменять, расширять или сокращать, не нарушая основных идей. Они дают некоторые варианты, сегодня предлагая фрагменты занятий, уроков, естественно, мы не можем с достоверностью сказать, какое влияние и как скоро они скажутся на нравственности школьника, но надеемся, что и эти зёрна прорастут в наших детях.

Уважаемые коллеги!

Концептуальная основа школы – педагогика успеха, визитной карточкой школы стали реальный оптимизм, высокая мотивация на качественную работу и учёбу, умение радоваться общему успеху и успеху каждого. Здесь начинались создаваться условия для достижения этого успеха.



Опыт школы представлен на различных уровнях.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница