Выступление на психолого-медико-педагогическом консилиуме «Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»



Скачать 143.94 Kb.
Дата21.04.2016
Размер143.94 Kb.


Выступление

на психолого-медико-педагогическом консилиуме

«Психолого-педагогическая дифференциация детей

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

Материал подготовила

Педагог психолог:

Костючик Татьяна Сергеевна

Краснокамск 2012г.

Степени умственной отсталости

Умственная отсталость - группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, различных по этиологии и патогенезу, проявляющихся наследственным, врождённым или приобретённым в первые годы жизни интеллектуальным дефицитом, приводящим к социальной и трудовой дезадаптации. Нарушения познавательной способности и расстройства поведения проявляются до 18 лет.

В зависимости от глубины повреждения мозга традиционно выделяют три степени умственной отсталости: идиотию, имбецильность, дебильность. За современной международной классификацией психических заболеваний выделяется четыре степени умственной отсталости, которые соотносятся с показателями уровня умственного развития, выраженными в интеллектуальном коэффициенте

- глубокий (F - 73) - идиотия (IQ = 0-19);

- тяжелый (F - 72) - выразительная имбецильность (IQ = 20-34);

- умеренный (F - 71) - легкая имбецильность (ІQ = 35-49);

- легкий (F - 70) - дебильность (IQ = 50-69).

Дети с легкой степенью умственной отсталости могут учиться по программе вспомогательной школы.

Степени умственной отсталости определяются по величине коэффициента умственного развития (IQ — intelligence quality в общепринятой интерпретации).

ЛЕЧЕНИЕ

Специальное обучение Лекарственная терапия сопутствующих психических нарушений При психомоторном возбуждении, ажитации, агрессии - нейролептики (например, галопе-ридол 1,5-15 мг/сут, перициазин 15-60 мг/сут), транквилизаторы (например, диазепам до 15 мг/сут)


МКБ

F70.0 Умственная отсталость лёгкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения F70.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения при умственной отсталости лёгкой степени

F70.8 Другие нарушения поведения при умственной отсталости лёгкой степени

F70.9 Умственная отсталость лёгкой степени без указаний на нарушение поведения

F71.0 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F71.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения при умеренной умственной отсталости

F71.8 Другие нарушения поведения при умеренной умственной отсталости

F71.9 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения

F72 Умственная отсталость тяжёлая

F72.0 Умственная отсталость тяжёлая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F72.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения при тяжёлой умственной отсталости

F72.8 Другие нарушения поведения при тяжёлой умственной отсталости

F72.9 Умственная отсталость тяжёлая без указаний на нарушение поведения

F73.0 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F73.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения при умственной отсталости глубокой

F73.8 Другие нарушения поведения при умственной отсталости глубокой

F73.9 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения

F78.0 Другие формы умственной отсталости с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F78.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения при других формах умственной отсталости

F78.8 Другие нарушения поведения при других формах умственной отсталости

F78.9 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения

F79.0 Умственная отсталость неуточнённая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F79.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения при умственной отсталости неуточнённой

F79.8 Другие нарушения поведения при умственной отсталости неуточнённой

F79.9 Умственная отсталость неуточнённая без указаний на нарушение поведения

"F72" Умственная отсталость тяжелая



Идиотия (тяжелая умственная отсталость) - это самая выразительная степень умственной отсталости, которая возникает в результате глубинного повреждения коры головного мозга и частично подкорки, которая приводит к грубому нарушению физического и психического развития.

Глубокая степень умственной отсталости (старое название — идиотия): IQ < 20. Больные не только не говорят сами, но и не понимают смысла обращенной к ним речи. Об их внутреннем состоянии и потребностях можно догадаться только по отдельным довольным или недовольным нечленораздельным звукам либо по изменению подвижности. Более того, они не отличают родных лиц от чужих. Ухаживать за собой совершенно не могут: самостоятельно не едят, неопрятны. Больные не отличают съедобное от несъедобного, могут соскребать и есть обои или краску со стен и даже собственные испражнения. Они не обладают чувством высоты и глубины; могут выпасть из окна, провалиться в ямы; нуждаются в постоянном надзоре.

Двигательные навыки также не развиты: иногда они не могут самостоятельно ходить, передвигаются ползком; иногда с трудом, но ходят. Активность может быть повышенной или пониженной. При этой степени умственной отсталости в переходном возрасте часто наступает половое возбуждение. В период гневливых вспышек они могут сами себе повредить. Характерны для них и стереотипные движения (раскачивания, кивания, переминания с ноги на ногу.

Идиотия – наиболее глубокая степень умственного недоразвития. Характеризуется полным отсутствием речи. Больные издают нечленораздельные звуки, не способны адекватно реагировать на окружающее, неопрятны в постели. Эмоциональные реакции их крайне примитивны. Больные эпизодически совершают импульсивные хаотичные или стереотипные движения, склонны к гневливым вспышкам, немотивированным поступкам, смеху. Такие дети рождаются, как правило, с тяжелыми физическими дефектами. Из-за слабоумия они не могут ориентироваться в окружающей среде, не узнают своих родителей, не проявляют к ним никакого интереса.

Различают две формы идиотии: эретическую и торпидную. Олигофрены с эретической идиотией постоянно возбуждены, расторможены, агрессивны, кричат. При торпидной форме они, наоборот, заторможены, почти все время спят, на внешние раздражители реагируют вяло, пассивно. Попытки обучить больного идиотией каким-либо навыкам безуспешны.

При идиотии наблюдаются значительные отставания в формировании локомоторных функций. Среди идиотов есть такие, которые не могут самостоятельно ходить и даже сидеть. Они не способны беспокоиться об удовлетворении своих основных потребностей, страдают от недержания мочи и кала и потому требуют постоянной помощи.

На основе сохраненной способности к образованию простых условных рефлексов при идиотии у некоторых детей можно развить примитивное наглядно-действенное мышление, понимание примитивных языковых инструкций, предметную ситуативную память на уровне узнавания.

Восприятие вещания у них является синкретическим, зависимым от того, кто к ним обращается и при каких условиях, в какой обстановке, с какой интонацией. При этом дети реагируют не на содержание высказывания, которого не понимают, а на его фоновые характеристики. Идиоты могут пользоваться отдельными неустойчивыми звуковыми комплексами, которые передают эмоциональное состояние и информируют об отдельных потребностях. Внимание при идиотии непроизвольное и очень неустойчивое.

Поведение идиотов называют полевым, поскольку она полностью зависит от внешних стимулов, не подлежит осознанию и не имеет конкретных целей. Одной из особенностей идиотов, которая предшествует этой степени умственной отсталости, Е. Сеген называет одиночество, они не осознают своих потребностей, не могут поделиться своими переживаниями. Внутренний мир идиота является непостижимым для окружающих его людей. Идиотия часто сопровождается грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы.

В частности, могут наблюдаться такие патологические проявления, как дисфория, агрессия, аутоагрессия, апатия, эйфория, абулия.

Одни идиоты способны приобретать простые зрительно-пространственные навыки, выполнять элементарные команды и просьбы и при адекватном присмотре участвовать в самообслуживании. Другие, наиболее тяжелые, - не плачут, не смеются, не узнают окружающих, реагируют лишь на боль, не отличают съестное от несъедобного. У таких детей могут наблюдаться частые проявления сексуального возбуждения в виде безудержного онанизма. В некоторых случаях при идиотии наблюдается парадоксальное сохранение отдельных психических функций и способностей.

На фоне глубокой интеллектуальной неполноценности может наблюдаться поражающая механическая память, музыкальные и другие способности и тому подобное.

Деть с умственной отсталостью в степени идиотии подлежат распределению к домам инвалидов и заведениям социального обеспечения, где за ними присматривают и за возможности учат элементарных навыков самообслуживания.



Имбецильность - средняя степень умственной отсталости, которая возникает через глубинное повреждение коры головного мозга.

Имбецильность – средняя степень умственного недоразвития. При этой форме речь развита, но слабо; мышление скудное, запас слов колеблется от нескольких десятков до 200-300. Суждения больного отличаются примитивностью и конкретностью. В лучшем случае имбецилы способны научиться считать в пределах единичных чисел. Они могут приобрести определенные практические навыки – мыть посуду, убрать в квартире, стирать, самостоятельно есть, одеваться, но делают это неряшливо, при неоднократных напоминаниях, путают, например, правую и левую стороны, неправильно застегивают пуговицы. Движения их однообразны. Изменение окружающей обстановки вызывает у имбецилов растерянность и беспомощность. Но эмоционально они развиты больше, чем идиоты. Имбецилы узнают своих родных, проявляют к ним привязанность, могут переживать радость, гнев, обиду, страх, иногда склонны к асоциальным поступкам, агрессивны по отношению к людям, к более слабым физически детям, родственникам.



Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20.

Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости больные отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины.

Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.


  • Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвитием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.

Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.

Следствием недиференцированности восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.

Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов.

Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недифференцированными.



  • При легкой имбецильности (умеренная умственная отсталость) локомоторные функции развиваются очень медленно. Моторика характеризуется неловкостью, недифференцированностью . Деть с легкой имбецильностью не могут производить действия, которые требуют точности, произвольной регуляции, координированной движений, особенно мелких. IQ = 49—35.

В этих случаях больной не только не может абстрактно мыслить, но и не способен читать, писать, считать. Отмечается определенная двигательная неловкость. Обучение даже в специальных школах невозможно. Трудовые занятия осуществляются лишь самые элементарные: мотание ниток, склеивание, подметание. И их берут в лечебно-трудовые мастерские. Главное отличие умеренной степени умственной отсталости от легкой — состояние речи. Грамматическая связность ее теряется, а содержание отражает лишь основные биологические потребности («Вася есть, пить», «дай это» и т. п.). Произношение слов при этом нечеткое. За собой может осуществлять только элементарный уход: есть, пить, пользоваться ложкой и вилкой, мыться и чистить зубы. Но о приготовлении пищи, самостоятельной езде в транспорте, походах в магазин не может быть и речи. Более того, если дать поручение больному, превышающее его возможности, например зажечь газовую плиту, то это может привести к пожару.

Аппетит может быть понижен, но может отмечаться и прожорливость. Настроение, так же как и при легкой степени, может быть преимущественно благодушным или злобным (вплоть до агрессивности). Иногда преобладает эмоциональная неустойчивость и наблюдаются быстрая утомляемость, усталость.

Кроме того, при этой степени умственной отсталости более выражены изменения двигательной активности. Больные могут подолгу находиться в одном и том же положении либо почти непрерывно в движении.

Словарный запас очень ограничен, в нем нет обобщающих и абстрактных сроков. Предложение простые нераспространенные, неправильно построенные. Обращенные к ним инструкции понимают лишь в конкретных ситуациях. Содержание простой сказки или рассказа могут осознать лишь с опорой на наглядность. Сложные грамматические конструкции не понимают вообще.

Внимание непроизвольное, зависит от физических характеристик объектов и внешней мотивации. Стойкость внимания уже измеряется не секундами как при идиотии, а несколькими минутами. В процессе восприятия не оказывается активность, необходимая для получения специфической для определенного предмета информации. Из-за этого ребенок не может выделить деталь, увидеть отличие между предметами. Перцептивная деятельность характеризуется хаотичностью. Объем памяти существенно сужен. При воссоздании заученного часто имеющееся искажение.

К подростковому возрасту память, особенно долговременная, несколько совершенствуется.

У детей с легкой имбецильностью можно развить примитивное наглядно-действенное и образное мышление, которое однако характеризуется конкретностью, нехваткой последовательности, гибкостью. Детей можно научить группировать одежду, животных, растений и тому подобное. Они не умеют определять подобие, а отличия замечают лишь на конкретных предметах.

Дети-имбецилы являются очень уязвимыми. их эмоции характеризуются полярностью, реактивностью и лабильностью. Относительная сохраненность их аффективной жизни оказывается в чувствительности к оценке другими людьми. Собственная самооценка у них является неадекватно завышенной: себя они считают наилучшим.

Имбецилы так же, как и идиоты, склонные к "полевому поведению", однако у них уже достаточно часто оказываются и другие формы активности, например, импульсивные акты, которые осуществляются под воздействием непосредственных потребностей индивида и не предусматривают сознательной постановки цели, планирования, анализа средств и возможных последствий. Такие дети могут выполнять простые задания под непосредственным контролем педагога, а также реализовывать автоматизированные навыки.

У детей с легкой имбецильностью можно воспитать навыки самообслуживания. Некоторые из них благодаря длительной специальной учебе оказываются способными овладеть элементами грамоты и счетом в пределах 10-20. С большими трудностями усвоенные знания используются механически. Благодаря учебе путем многократного показа способу выполнения задания с постепенным его осложнением удается подготовить подростков к труду.

Независимое проживание лиц с такой степенью интеллектуальной недостаточности является невозможным. Однако они могут быть физически активными, устанавливать контакты, участвовать в элементарных социальных занятиях, организованных воспитателями. Во взрослом возрасте они способны к простой практической работе под надзором, поддаются руководству.

Деть с умственной отсталостью в степени имбецильности подлежат распределению к домам инвалидов и заведениям социального обеспечения, где за ними присматривают, формируют навыки самообслуживания, а также за возможности учат элементам грамоты.



Дебильность (легкая умственная отсталость) . Наблюдается определенное отставание в развитии локомоторных функций, которое в школьном возрасте может быть выявленным лишь с помощью специального обследования. У таких детей сравнительно хорошо развито бытовое вещание. их можно научить правильно произносить слова, строить предложение, употреблять обобщающие и абстрактные сроки. IQ = 69-50.

В то же время дебилы могут получать элементарные навыки по чтению, письму, счету. Они учатся в специальных школах. Иногда математика «отстает», но часто дебилы в состоянии складывать, умножать и запоминать огромные цифры, что вовсе их слабоумия не исключает. Кроме того, они в состоянии выполнять простые хозяйственные обязанности: сходить в магазин, правильно сосчитать деньги и сдачу; доехать на транспорте до необходимого места, перемыть посуду и даже приготовить несложный обед. Уход за собой (еда, умывание, чистка одежды и т. д.) осуществляется полностью.

После окончания специальной школы они осваивают несложные виды работ: сборку, штамповку, склеивание, шитье и т. п. При этом добросовестны, не догадываются о возможности обмана. Бывает, что они заводят семью, но чаще по настойчивому желанию родителей, верящих, что женитьба или замужество могут их детей излечить (таковы же впрочем, поверья в отношении больных шизофренией или эпилепсией). Иногда дебилы отличаются повышенной сексуальностью. Речь грамматически связная и понятная, хотя и бедная. Эмоции проявляют различные; может преобладать благодушие (эйфория), но у некоторых лиц чаще ворчливо-злобное настроение (дисфория).

Дебильность – легкая степень олигофрении. Дебилы обладают достаточным запасом слов, способны окончить вспомогательную школу или первые классы начальной, могут научиться читать, писать. Однако у них преобладает конкретное, стереотипное, малопродуктивное мышление; абстрактное развито плохо, что особенно проявляется при объяснении ими иносказательного смысла пословиц, обобщении понятий, при отграничении главного от второстепенного. Однако в отличии от имбецилов речь дебилов довольно высоко развита. Они могут вести самостоятельный образ жизни, получить определенную профессиональную подготовку, иметь семью. В некоторых случаях недостаток интеллекта у дебилов компенсируется механическими запоминаниями, упрямством и склонностью к слепому подражанию

В практической психиатрии в зависимости от уровня интеллектуального недоразвития различают выраженную, среднюю и легкую дебильность. Последняя находится на границе нормального интеллекта, и для ее установления необходим большой опыт, высокая квалификация врача.

Благодаря специальной учебе они овладевают письменным вещанием: учатся читать и писать. Хоть на письме они допускают большое количество грамматических, стилистических и логических ошибок. Трудности понимания обращенного к ним вещания у дебилов можно заметить тогда, когда собеседник употребляет сложные логико-грамматические конструкции, слова и выражения с переносным смыслом. Объем запоминания является суженным. Ограничивает возможности памяти также неумение пользоваться приемами мнемотехники, подчинять память мышлению.

У дебилов можно развить произвольное внимание, которое, впрочем, будет уступать по своим свойствам вниманию ребенка с нормальным психофизическим развитием. В условиях специальной учебы у них формируется наглядно-образное и элементарное вербально-логическое мышление.

Дети-дебилы способны к целеустремленным видам деятельности, могут предусматривать последствия своей активности, если сделать их предметом осознание. Однако достаточно часто под воздействием неотложных потребностей они оказываются склонными к импульсивным необдуманным поступкам. Эмоционально-волевая сфера у детей-дебилов первично сохранена. Поэтому они в доступных их пониманию ситуациях действуют адекватно. Однако характерной при дебильности является незрелость, инфантильность эмоций, слабость воли, сниженная возможность прикладывать волевые усилия.



Деть с умственной отсталостью в степени дебильности могут учиться по программе специальной вспомогательной школы, которая базируется на программе начальной массовой школы, к которой добавляется упрощенное изучение истории, географии, биологии, бытовой химии и физики. Особенное место в школьном образовании умственно отсталых детей занимает трудовая учеба, социально-бытовая ориентация.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница