Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические)



Скачать 166.92 Kb.
Дата22.02.2016
Размер166.92 Kb.
Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические)
“Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…” – отмечал Ф. Энгельс.1
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
“Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя” – говорил К.Д. Ушинский.2
Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Когда психологи 19 века пытались создать каталог чувств, они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны.
Новые условия личной и общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая по своему характеру и содержанию деятельность – источник новых переживаний и формирования новых чувств.
Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит особое место. Моральные чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.
К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.
Особенность моральных чувств – их действенный, то есть ярко выраженный, сценический характер. Они реализуются не только в помыслах и переживаниях, но и в активной деятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию.
Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя игрой с товарищами.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.
Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.
Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных.
И.П. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту. Чувство юмора испытывают к явлению или лицу, которое с одной стороны, расценивается положительно и вызывают добродушный смех. Чувство юмора типично для людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующих как прекрасное, так и безобидные недостатки и слабости.
Чувство иронии – выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни. В иронии действительное расценивается с позиций идеального.
К интеллектуальным чувствам относится и чувство нового – мотивов поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное. Оно преломляется во всех областях познавательной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает.
Эстетические чувства возникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное так же вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих. Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего уважения.
Таким образом, предложенное деление чувств на отдельные виды является до некоторой степени условным, так как в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в слитном комплексе, в различных сочетаниях, дополняя, обогащая и переходя друг в друга.
Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.

2. Определение уровня тревожности личности
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»
Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.
По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Существует некий оптимальный ее уровень (различный в разных конкретных случаях: скажем, в экстремальных ситуациях, в боевых условиях ).При этом существует оптимальный индивидуальный уровень “полезной тревожности”. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 -умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности требует особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Большие показатели личностной тревожности могут являться проявлением неблагополучия личности, быть последствием психотравмы. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта (в этом случае необходима помощь специалиста).
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность - результат активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя с лучшей стороны. Так, низкая тревожность требует повышенного внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности испытуемого. Но очень низкий ее показатель может являться результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в "лучшем свете" и, таким образом, свидетельствовать об обратном.
На результаты тестирования может оказать влияние высокая реактивная тревожность, как состояние (в данный момент), которая характеризуется, беспокойством и может быть следствием конкретной экстремальной ситуации.
3. Рефлекторная природа волевого регулирования
Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже остро и эмоционально переживаемых интересов. Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к решению стоящей перед ними задачи, или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлениями их воли.
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Издавна существуют две совершенно противоположные точки зрения на природу воли: материалистическая и идеалистическая. Утверждения идеалистов сводятся к тому, что воля является самостоятельным духовным процессом, духовной силой, не зависящей от деятельности мозга и не связанной с окружающим миром. По их утверждению, воля существует сама по себе, больше того, она - распорядитель всего поведения, всех действий человека. Так как воля свободна и самостоятельна, следовательно, человек может поступать так, как ему заблагорассудится. Научное обоснование воли дает материалистический взгляд на природу волевых усилий. Материалистическое понимание воли означает признание того, что воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах. Воля неотделима от материи, мозга. Все поступки, действия, волевые усилия личности связаны с окружающей средой, обусловлены особенностями жизни, деятельности, воспитания. Воля — это одна из форм отражения внешнего мира в сознании личности.
Одной из основных функций воли является регулирование практической и познавательной деятельности человека, регулирование поведения человека. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение, служит регулятором поведения. И, так же как и восприятие, мышление, воображение, воля обусловлена окружающей действительностью.
Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку, бывают двух видов - внешние и внутренние. Внешние трудности и препятствия - это обычно трудности и препятствия объективные, неожиданные условия, обстоятельства, противодействие других людей. Ко второму виду относятся: упорное нежелание человека делать то, что необходимо делать; наличие и проявление взаимоисключающих или противоречащих мотивов, побуждений, инертность человека, подавленное эмоциональное состояние, лень, чувство страха и т.п.
4. Волевые характеристики личности
Волевую сферу составляют целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, деловитость, самообладание. Доминирующим компонентом волевой сферы является цель. "Рефлекс цели, - отмечал И.П. Павлов, - имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... Вся жизнь делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели". П.К. Анохин, развивая идею своего преподавателя о роли рефлекса цели в жизни человека, замечает: "Сомнительно, чтобы вообще можно было представить себе какой-либо поведенческий акт... человека..., который мог реализоваться без предварительного формирования самой цели".
Цель как субъективное явление может существовать только у людей, наделенных способностью сознательного психического отражения объективного мира. Человек, в отличие от животных, действует разумно, то есть выполняет действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели. Такие действия называются волевыми. Целенаправленность - это свойство воли, регулируемое осознаваемой целью.
Целеустремленность характеризуется уже активным целевым устремлением, требующим мобилизации волевых усилий для преодоления трудностей. Она отличается активным поиском способов достижения цели, самостоятельностью. Целеустремленность при постановке цели составляет существенное звено волевого акта, и поэтому формирование целей детской деятельности, а также способов их достижения является первостепенной задачей воспитания воли.
Признаки проявления воли: осознанная постановка цели, действия в направлении цели, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, умение тормозить свои действия и внешние проявления своих переживаний (самообладание).
Развитие воли выражается следующими признаками:
- изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
- индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
- индивид достигает все большую длительность волевого усилия (нарастает выносливость воли);
- нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
- индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
- цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.
Волевая характеристика личности выражается в системе волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение.
Так, выбор цели связан, прежде всего, с состоянием целеустремленности, принятие решения - с состоянием решительности, исполнение действия
- с состоянием настойчивости и т.д.
Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.
Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем и постановкой наиболее значимых целей, путей их достижения. Состояние инициативности - это повышенная возбудимость к поиску цели. При наличии же ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.
Решительность - это психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, активной мыслительной деятельностью, учетом взаимосвязей между обстоятельствами и предвидением последствий будущих действий. У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни люди стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему ("так принято", "так положено", "такова инструкция" и т.д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом появляется возможность косного, неадекватного поведения. Некоторые люди предпочитают при принятии решения идти по "воле волн", по течению событий, не вмешиваясь в их изменение ("будь что будет"), передоверяя свое решение другим людям.
Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.
Уверенность как волевое психическое состояние - это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, то есть, связано с четким осознанием связей исходных данных с конечной целью, осознанием (иногда интуитивным) ее достижимости, реальности. В связи с этим возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость - таковы спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).
Знание имеющихся ресурсов содействует продолжению деятельности в затрудненных условиях. Успешное завершение деятельности требует преодоления, как неуверенности, так и самоуверенности. В состоянии самоуверенности человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности ("не зная броду, суется в воду"), вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Состояние самоуверенности может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения человека к себе).
Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, в контролировании действия и направлении его на достижение запланированного результата. Это состояние избирательного отношения ко всему тому, что может содействовать достижению цели, проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать состояние упрямства - негибкости, некритического отношения к своей деятельности, противоречащей объективным условиям.
Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека влияют различные стимулы, провоцирующие действия в нежелательном направлении. Торможение этих нежелательных действий является состоянием сдержанности, самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление эмоций со стороны рассудка.
Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на сильные эмоциональные воздействия. Если следователь стучит кулаком по столу вместо тактически умелой постановки вопроса, то он проявляет несдержанность. Сдержанность - это состояние, в котором появляется тормозная функция воли. Состояние сдержанности - это состояние контролируемого поведения.
Постановка значимых целей и их успешное достижение окрашивается глубокими чувствами. Воля противостоит не вообще всем эмоциям, а тем импульсивным эмоциональным проявлениям, которые препятствуют разумному поведению человека. Для человека опасны не эмоции, а автономизация эмоциональной сферы, ее выход из-под сознательного контроля.
5. Способы и средства воспитания воли
Сила воли - одна из главных черт характера человека. Нередко даже говорят "характер" вместо "сила воли". Это не случайно, ведь от того, насколько в человеке развита сила воли зависит от того, как он сможет реализовать другие свои качества.
Некоторые люди (особенно женщины) говорят, что им сила воли не нужна или что им это просто не дано. Они с каким-то облегчением говорят: "Ну, нет у меня силы воли". При этом зарядка и холодный душ по утрам с чистой совестью откладываются до следующего понедельника, или достается очередная сигарета из пачки или делается что-то еще, от чего нужно было отказаться. Видимо эти люди просто лукавят перед другими, а может даже и перед собой прикрывая свою слабость. Кстати, эти люди протестуют, если их называют бесхарактерными. Иметь характер хотят все. Поэтому целесообразно начинать совершенствовать себя именно с воспитания в себе силы воли.
Развитие в себе силы воли - очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, чего делать не хочется, либо наоборот, отказ от того, что очень хочется. На мой взгляд, лучше всего развивать силу воли занимаясь спортом (любым, главное чтобы систематически и не для галочки). В спорте постоянно приходится добиваться каких-то результатов преодолевая различные трудности и свое второе я. То самое второе я, которое умоляет вас утром полежать в постели еще пять минут, хотя вы уже опаздываете. Это то я, которое заставляет купить еще одну булочку или пачку сигарет, хотя вы вчера твердо решили больше не покупать. Это то я, которое успокаивает вас: "Да ладно, не так уж и трудно - прибраться за другими", хотя вы точно знаете, что сегодня не ваша очередь и внутри у вас все кипит. Это второе я есть в каждом человеке и почти каждый из нас ежедневно, по много раз вступает с ним в схватку. И здесь, как в спорте, вы испытываете и радость победы, и горечь поражения, словно вы соперничали с другим человеком. И то, как часто вы побеждаете в этих схватках показывает степень развития вашей силы воли. Вас хотя и "два в одном", но вы-то - первый. А значит и хозяином в себе должны быть именно вы. Тот, кто уже перестал бороться, похож на мужа-подкаблучника - он вызывает жалость и презрение.
Занятия спортом не должны быть похожи на физкультуру в школе - два раза в неделю, чтобы отбыть урок, а заодно весело провести время. Это должно быть не походом в спортзал, а именно тренировкой. Если вы взяли коньки и друзей для компании, пошли на каток и покатались там один час - это замечательно, это здоровье и хорошие эмоции. Но это не спорт, это активный отдых. Тренировка начинается тогда, когда вы поставите себе задачу пробежать за этот час 20 кругов (30,40,...). При таком подходе обязательно наступит момент, когда ваше второе я закричит: "Хватит! Больше не могу! Зачем все это?! А может это даже вредно!". Вот это тот момент, который вам нужен! Только теперь у вас появилась возможность увеличить силу вашей воли. Сейчас ваш враг - это ваше второе я. См отрете на вещи так, что проигрываете не сопернику, которого вы никак не догоните - вы уступаете своему второму я. И боритесь не с соперником, а со вторым я. Вспоминайте сколько раз оно вас подводило, предавало, ненавидьте его, ругайтесь на него, проклинайте его, посылайте куда подальше - его нужно подавить любым способом. Если вы устоите, не поддадитесь ему - вы победитель! Вы выиграли, даже если вы так и не догнали бегущего впереди. Если вы выиграли схватку с собой - вы обязательно почувствуете это. После тренировки вы будете ощущать себе обессиленным, но при этом будете испытывать эмоциональный подъем. Поздравляю вас - тренировка удалась, вы стали чуточку сильнее! Повторяю - спорт может быть любой: бокс, бадминтон, танцы, шахматы. Главное - интенсивность тренировок.
Успех приходит только тогда, когда каждая тренировка доводит человека до грани его возможностей. Конец тренировки должен превращаться в пытку.
Все действия, предпринимаемые в целях воспитания волевых усилий, спортсмен должен проводить энергично и в высоком темпе.
Но если со спортом у вас все-таки не получается то это тоже не беда. Повседневная жизнь предоставляет просто безграничные возможности для самосовершенствования. В каждом новом дне первое, что встречает нас: звонок будильника - уже является испытанием силы воли для большинства людей. Например, мой мозг по утрам часто отказывается воспринимать любые разумные доводы о том, что я могу опоздать на работу. И только когда мне удается прямо поставить перед собой вопрос: "Ну и где же твоя воля?" я поднимаюсь. И далее в течение всего дня мы попадаем во множество подобных ситуаций, где вам необходимо принять решение делать что-то или не делать, а если делать, то когда и как. И часто мы идем на компромисс, мы принимаем не такое решение, какое нам нужно, а такое которое проще выполнить. Вот здесь и нужно напрягать волю, заставлять себя делать, заставлять думать. Потому что никто не станет заставлять делать то, что нужно вам. Если вас кто-то и будет заставлять, значит, он заставит вас думать и делать, так как нужно ему. Чтобы ему противостоять вам опять понадобится напрячь волю. Чтобы идти по жизни в том направлении, в котором вам нужно, а не плыть туда, куда вас понесет, вам придется напрягать свою волю часто и помногу. И она, как мышца, от постоянных нагрузок будет становиться сильней и крепче. И когда вы достаточно укрепите свою силу воли, ее частое напряжение уже не будет вызывать такого дискомфорта как вначале. Кроме того, вы увидите, что и жизнь ваша изменилась к лучшему.
В заключении приведу прекрасное правило, дающее любому человеку, в любой момент времени возможность потренировать свою силу воли.
Признайся себе, что тебе в этот момент меньше всего хочется делать и сделай это.
И еще одно важное замечание:
Необходимо добиваться результативности упражнений, направленных на воспитание силы воли. Силы, затраченные впустую разрушают способность к волевому усилию.
Каталог: 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> «Я»-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика
2013 -> Креативность и мотив достижения в
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница