Высшее образование Республики Беларусь



страница1/2
Дата05.10.2019
Размер91,5 Kb.
ТипЗадача
  1   2

Высшее образование республики беларусь:
от болонского процесса
к европейскому пространству
высшего образования

 

А. И. Жук,



Первый заместитель
Министра образования
Республики Беларусь

 

 



Современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед нашей страной совершенно новые задачи. Прежде всего – это задача повышения национальной конкурентоспособности, т. е. большей устойчивости в условиях экономических и социальных трансформаций. Она не может быть решена, если мы не будем изменять экономику в пользу новых технологий, новых знаний и, главное, нового отношения людей к своей работе, своей личной эффективности. Именно система создания, передачи и использования новых знаний, т. е. интеграция образования и науки, способна обеспечить необходимый результат.

 

 



Обсуждая развитие инновационной экономики, мы однозначно понимаем, что наряду с наукой важнейшим институтом ее развития является система образования. Но, с другой стороны, образование – это институт социализации молодых людей, их воспитания, адаптации к новым вызовам. И начинать разговор об инновационной экономике, о повышении национальной конкурентоспособности мы всегда будем с образования, с его соответствия уровню развития систем образования ведущих государств мира.

Развитие высшего образования современной Европы в значительной мере обусловлено Болонским процессом. Его цель и результат – создание до 2010 г. Европейского пространства высшего образования и его дальнейшее совершенствование. Фактическое существование Европейского пространства высшего образования берет начало с 1 июля 2010 г., что было анонсировано в марте 2010 г. на очередной конференции министров образования государств-участников Болонского процесса (Будапешт, Вена), хотя предварительный процесс его формирования имеет значительную историю и более известен как Болонский процесс.

Основные подходы к согласованию архитектуры систем высшего образования европейских стран были очерчены в Сорбонской декларации, подписанной в мае 1998 г. министрами Франции, Германии, Италии и Великобритании. Она была направлена:

         на улучшение международной прозрачности учебных программ (курсов) и признание квалификаций путем постепенного согласования циклов подготовки и приближения к рамке квалификаций Европейского пространства высшего образования;

         на содействие мобильности студентов, преподавателей и научных работников;

         на разработку общей системы ступеней высшего образования.

Болонская декларация, подписанная министрами образования в июне 1999 г., стала основным документом, заложившим основы создания Европейского пространства высшего образования и стратегии его продвижения по всему миру. В ней определены ключевые цели развития Европейского пространства высшего образования:

         принятие системы понятных и легко сопоставимых ступеней для содействия трудоустройству граждан и повышения международной конкурентоспособности Европейского пространства высшего образования (в том числе через внедрение Приложения к диплому);

         принятие системы, базирующейся на двух основных циклах – додипломном и последипломном;

         установление системы кредитов ECTS (европейская система трансфера кредитов) как средства содействия мобильности;

         устранение препятствий для мобильности студентов и преподавателей;

         европейское сотрудничество в обеспечении качества высшего образования;

         содействие европейскому измерению высшего образования (в учебных планах, межинституциональном сотрудничестве, схемах мобильности, совместных программах обучения, практической подготовке и научных исследованиях).

С момента подписания данной декларации реформы в высшем образовании, обусловленные этими целями, называют Болонским процессом. На каждой последующей встрече министров образования государств-участников Болонского процесса принимались коммюнике, в которых уточнялись принципы Болонской декларации.

Пражское коммюнике (май 2001 г.) содержит оценку прогресса в развитии Европейского пространства высшего образования и решение о создании группы сопровождения Болонского процесса (BFUG) из представителей стран-участников Болонского процесса и Европейской комиссии. В нем также определены стратегии дальнейшего развития Болонского процесса:


Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница