Виртуальное общение как угроза замещения реальной коммуникации среди молодежи



Скачать 30.02 Kb.
Дата28.02.2016
Размер30.02 Kb.
Носкова В.Д., Щебленкова К.А.,

ученицы 11 Г класса социально-экономического профиля

СОГБОУИ «Лицея им. Кирилла и Мефидия»

Научный руководитель – учитель истории Гаврилова О.С.



Виртуальное общение как угроза замещения реальной коммуникации среди молодежи.

В ХХI веке всемирная сеть стала средством электронных коммуникаций, при этом создав виртуальную реальность. Несмотря на все положительные качества Интернета, в том числе виртуального общения, существует огромное количество проблем, связанных с ними. Проблема виртуального общения на сегодняшний день стала очень актуальна, особенно среди молодежи. Взрослые люди воспринимают компьютер (и все связанное с ним), как помощника при выполнении различного вида работ. Молодые же люди видят в компьютере источник развлечения и общения.

Именно в связи с этим возникла немаловажная проблема современного общества – избыток виртуального общения. Этот избыток затмевает реальное общение молодежи. Видимой причиной, которая привела к такому положению дел, является особенность строения психики молодежи, её подверженность к различным воздействиям.

Цель:

• Выяснить причины, почему молодежь проводит много времени за виртуальным общением.

• Выяснить, каковы последствия виртуализации общения.

• Найти решение данного вопроса.



Объект исследования: молодежь в возрасте 16-18 лет (ученики лицея им. Кирилла и Мефодия), в количестве 46 человек, имеющие в наличии компьютер и выход в Интернет.

Предмет исследования: виртуальное общение, особенности его влияния на реальное общение среди молодежи.
Задачи:

• Изучить литературу по данному вопросу.

• Определить наиболее часто посещаемые сайты в интернете современной молодежью для развлечения.

• Выявить причины зависимости молодежи от виртуального общения.

В ходе работы использованы методы:

Анализ и синтез изученной информации, анкетирование, опросы респондентов, составление рекомендаций.



Интернет – всемирная информационная сеть, объединяющая множество сетей и компьютеров, обменивающихся информацией друг с другом.[Брокгауз, Ефрон 2000, с. 182] Всемирная сеть была разработана для информационных целей, но с расширением и глобализацией важным элементом стал человек. Поэтому при изучении вопроса о виртуализации общения нельзя исключать личностный фактор.

Рассмотрим общение как социально-психологическую составляющую современного мира.

Общение – взаимодействие людей, обусловленное формами совместной деятельности.[Ильичев, Федосеев, Ковалев, Панов 1983, с. 368]

В процессе развития культуры складываются разнообразные предметные и знаковые средства, с помощью которых люди осуществляют контакты между собой.

В процессе общения люди обмениваются информацией. Информация может быть нескольких видов: знаковая, образная, практическая.

Коммуникация – обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности, последние из которых не могут в полной мере реализоваться при виртуальном общении. [Ивин 2004, с. 107]

Человек – биосоциальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Так же и личность. Эти два относительно сходных понятия являются самыми важными компонентами для осуществления общения (коммуникации). [Брокгауз, Ефрон 2000, с. 454]

Тактика общения – реализация конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техникой и знаниями правил общения, умениями: говорить и слушать. [Азимов, Щукин 2009, с. 271]

Общение можно разделить на несколько составляющих элементов:

1) Коммуникативный элемент: его суть заключается в обмене информацией.

2) Интегративный элемент: заключается во взаимодействии между субъектами, в обмене информации и действий, что немаловажно.

3) Перцептивный элемент: элемент восприятия друг друга сторон общения и установление взаимоотношений.[Карпенко, Петровский 1998, с. 408]

Как же виртуальность отражает эти элементы?

Коммуникативный элемент прекрасно отражен в виртуальном общении, ведь это вообще является его основой.

Интегративный элемент менее реализован. Взаимодействие между субъектами происходит, но немаловажный фактор этого элемента - тактильное и визуальное контактирование между субъектами общения. Если визуальный контакт в виртуальном общении можно восполнить, то тактильный – никак.

Перцептивный элемент – во время виртуального общения никто из собеседников не может с точностью знать, как к нему относится другой, так как они могут даже не знать друг друга.



Виртуальность против реальности.

В реальной жизни каждый обладает определенными социальными статусами, а вследствие этого и социальными ролями. Все это откладывает определенный отпечаток на поведение человека, его привычки, стиль общения с окружающими, а также обращения с людьми. При виртуальном общении социальный статус и роли, которые включают в себя: внешний вид, возраст, пол, сексуальную ориентацию, интересы и т.д., не играют огромной роли, их легко изменить. Можно представиться совершенно другим человеком, которым ты не являешься.

Можно заметить, что большинство людей, которые преднамеренно изменяют информацию о себе в виртуальном мире, являются людьми неуспешными в реальном мире.

При всем этом, немаловажной причиной зависимости большинства от виртуального мира является возможность людей скрывать свои недостатки (дефекты речи, внешности и т.д.).

Причина зависимости от виртуального мира состоит в проблеме одиночества современного человека в реальном мире.

Если поразмышлять, действительно, человек, которому хватает общения с его окружением, не станет искать собеседников в виртуальном мире.

С расширением виртуального пространства в реальном мире возрастает процент безответственного отношения. Все это происходит на психологическом уровне. Человек может пообещать собеседнику все что угодно, но затем не выполнить этого, ведь обещание он давал не живому человеку, а машине. Со временем это качество переносится в реальный мир, что вредит как самому человеку, так и окружающим его людям.

Рассмотрим возрастную группу наиболее подверженную виртуализации - молодежь.



Молодежь – социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 14 до 29 лет включительно. [Брокгауз, Ефрон 2000, с. 256]

Психологические особенности молодежи.

- неустойчивая психика (психологические срывы, суициды, наркотики),

- несформированное сознание (желание скорее достичь желаемого приводит к различным формам асоциального поведение),

- внутренняя противоречивость (неспособность быть толерантным, как результат – постоянные конфликты с окружающими).



Причины виртуального общения молодежи:

• Жажда приключений

• Заниженная или завышенная самооценка

• Безнадзорность

• Физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников и сверстников.

• Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками.

• Проблемы в семье (алкогольная зависимость родителей, жестокое обращение).

Молодежь до 18 лет находятся на полном попечении своих родителей. Они продолжают получение общего или же специального образования, а также завершают его. При всем этом они не имеют полных гражданских прав. В связи с этим они не чувствуют всей полноты ответственности, что наиболее остро выражается в Интернете. В то время как в реальной жизни нас ограничивают различные общественные институты, то в виртуальном мире молодежь не сдерживает практически ничего.

Дело в том, что современная молодежь проводит много времени в виртуальном мире, в связи с чем границы между имитированным компьютером миром и реальным размывается. Это приводит к проблемам в непосредственном межличностном общении.

Каковы же негативные и положительные последствия влияния виртуальной реальности на молодежь?

Пока пользователи просматривают web-сайты, они не замечают, как летит время. Молодежь тратит на интернет не менее 3 часов в день, это говорит о том, что все это время он находится в виртуальном мире, забывая о своих реальных проблемах.

Многие довольно часто придумывают себе образ в интернете, который не соответствует действительности. Из этого можно предположить, что со временем, люди, а в основном подростки, могут потерять связь с реальным миром. Проблема увлечения молодежи виртуальным общением приобретает все большую значимость.

Действительно ли стоит так бояться новейших способов коммуникации? Попробуем в этом разобраться.

Обратим внимание на положительные стороны такой коммуникации.

• В интернете люди могут общаться вне зависимости от их социальных статусов.

• В интернете возрастает вероятность найти собеседников по интересам и взглядам.

• Виртуальное общение развивает способность письменного выражения собственных мыслей.

Несмотря на плюсы данного вида общения важно помнить об опасности, которую таит такой способ коммуникации.

• Ежедневное пребывание подростка в сети приводит к снижению навыков невербального общения: жестами, мимикой, положением тела и т.д.

• Ежедневное пребывание в сети приводит к замкнутости, заторможенности и малоэмоциональности.

• Виртуальное общение часто приводит к развитию комплексов. Иногда это заканчивается тем, что подросток вовсе перестает общаться со сверстниками.

• Виртуальное общение часто способствует развитию чувства безнаказанности и жестокости (как мы уже говорили ранее, при виртуальном общении отсутствуют естественные ограничители агрессивного поведения, которые при реальном общении присутствуют).

• Многочасовое пребывание молодежи перед компьютером приводит к ухудшению физического здоровья (в настоящее время это очень актуальная проблема).

• Посредством интернета молодежь может попасть в среду, где будут пропагандироваться идеи, противоречащие общественным.

• В нашей жизни на информацию, полученную из слов – 7%, из звуков и интонации 38%, из мимики, позы и жестов – 55%. Поэтому долгое время в Интернете было сложно восполнить 93% источников получения информации. По этой причине стали использовать Emoji(смайлы). Но и они не могут во всей полноте передать чувства, эмоции, переживания. В связи с этим происходит искажение получаемой информации.

• Специфические сокращения. Сокращения присущи письменной речи. В последнее время участилась тенденция использования сокращений и в устной речи. Данная тенденция приводит к деградации языка, что является не малой проблемой.

Нами было проведено исследование в форме анкетирования:

1)Анкета, выявляющая наиболее общие причины зависимости от интернета.

Наиболее важные вопросы этой анкеты:

1.Как часто вы проводите время в интернете?

2.Для чего вы используете интернет?

3.Знакомитесь ли вы в интернете с новыми людьми?

4.Можете ли вы представиться в интернете другим человеком?

5. Какой соц. сетью вы чаще всего пользуетесь?

2) Методика Ю.М. Орлова «Потребность в общении».

Она представлена набором тезисов, на которые респонденты отвечали либо согласием, либо несогласием. Эта методика помогла лучше понять респондентов, с точки зрения их ценностей, привычек и норм.

Примерами тезисов являются такие утверждения, как:

1.Я больше сосредоточен на приобретение влияние, чем дружбы.

2.В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.

3.Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

4.Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

5.Я долго переживаю ссоры с близкими.

6.Я больше доверяю собственным интуиции и воображению о людях, чем суждению о них других людей.

3) Анкета, выявляющая признаки интернет зависимости.

Эта анкета состояла из семи вопросов, благодаря которым мы выявляли признаки и степень зависимости респондентов от интернета и виртуального общения.

Перечень вопросов:

1.Когда грустно или одиноко, вы обычно заходите в интернет?

2.Когда вы проводите в интернете меньше времени чем обычно, то чувствуете дискомфорт?

3.Увлечение интернетом мешает работе, отношениям с людьми, увлечениям?

4.Часто пытаетесь сократить время провождения в интернете?

5.Многие знакомые на самом деле не знают сколько времени вы проводите в интернете?

6.Когда вы не имеете доступа к интернету, то думаете о том, что там сейчас происходит?

7.Вы предпочитаете общаться с людьми через интернет или в реальной жизни?

В ходе исследования мы выяснили:

Из первой анкеты мы выяснили, что подростки часто проводят время за компьютером (можно сказать, что 54% опрошенных не отходят от компьютера, 46% прибегают к помощи компьютера, но более редко).

Наиболее распространенными причинами проведения времени в интернете является получение необходимой информации новостей, а также общения.

Также наиболее распространенной формой получения информации оказался интернет, что составило 43%, в то время как получение информации из книжных изданий составило 24%, взрослое поколение -22% , ТВ – 11%.

Наиболее распространенными сайтами являются: Instagram, Vkontakte, mail.ru и т.д.

При всем этом, нас не могло не порадовать, что большее количество опрошенных стараются больше проводить с семьей, друзьями (57%), интернет(24%), пытаются совмещать (19%).

Современная молодежь в возрасте 16-18 лет все-таки воспринимает семью как важнейшую ценность жизни. Но, тем не менее, большую часть времени молодежь тратит на Интернет. Выявляется тенденция к проведению времени с семьей только по праздникам и выходным.

Решения проблемы виртуализации:

• Проведение семинаров, направленных на привлечение внимания молодежи к реальной жизни.

• Организация досуга.

• Развитие программ по очистке Интернета от вредной, ненужной информации (рекламы).

• Спец.лагеря для молодежи с отсутствием или ограничением связи.

Подведем итог нашей работы.

Виртуальное общение – это распространенная проблема современности. Мы считаем, что на эту проблему необходимо обратить внимание непосредственно самой молодежи, ведь она основа государства. Вследствие этого необходимо обратить внимание государства на данную проблему, так как виртуальное общение перерастает в угрозу основным идеям и принципам государства.

Мы надеемся, что эта работа заставит Вас задуматься над личным отношением к Интернет-общению.


Литература

1.Андреева.Г.М. Социальная психология.М.: Изд-во Наука, 1994. с. 201

2.Абрамова Г. С. Возрастная психология.М.: Издательский центр «Академия», 1999. с.672.

3.Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Изд-во ИКАР, 2009. с.271.

4.Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. С. 179-183.

5.Брокгауз Ф.А и Ефрон И.А Большой энциклопедический словарь. СПб.: Издательское акционерное общество, 2000. с. 182.

6.Брокгауз Ф.А и Ефрон И.А Большой энциклопедический словарь. СПб.: Издательское акционерное общество, 2000. с. 454.

7.Брокгауз Ф.А и Ефрон И.А Большой энциклопедический словарь. СПб.: Издательское акционерное общество, 2000. с. 256.

8.Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета.//Психологический журнал №1, 2004. С.7-11

9.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Изд-во Харвест, 2001. с.200.

10.Грехнев В. С. Культура педагогического общения, М., Просвещение, 1990. с.400.

11.Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. с.35.

12.Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.: 1998. с. 101.

13. Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н, Ковалёв С.М., Панов В.Г.М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1983. С.368

14.Ивин А.А Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Гардарики, 2004. с.107.

15.Карпенко Л.А., Петрошенко А.В. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат., 1998. с.408.



16. Фельд-штейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. с.154.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница