Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости



страница1/24
Дата10.10.2019
Размер0,69 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



На правах рукописи

Вахрушева Людмила Николаевна

ВЫРАЖЕННОСТЬ СТРУКТУРНЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭТАПЕ ЮНОСТИ И РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Специальность 19.00.01 – общая психология,

психология личности, история психологии

(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2011


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Отчетливой приметой последних десятилетий стала тенденция к интеграции в самых различных сферах человеческой активности. Так, в политике это выражается глобализацией, в экономике - развитием общеевропейской валюты, в медицине – появлением новых «объединяющих» специальностей типа семейного доктора и проч. Не обошла эта тенденция и психологическую науку. Одним из знаков интеграционной тенденции стало появление и обретение признания понятия «эмоциональный интеллект». Не секрет, что до недавнего времени исследования интеллектуальной и эмоциональной сфер велись параллельно, практически не объединяясь в единую концептуальную парадигму. Совершенно иначе стало обстоять дело с возникновением концепта «эмоциональный интеллект» (ЭИ). Появившись в 1990 году, это понятие позволило уже на новом уровне перейти к практическому изучению высказанной Л.С. Выготским еще в начале 20 века идее о единстве аффекта и интеллекта.

На сегодняшний день разработан целый ряд моделей эмоционального интеллекта (Д.Гоулман,1995; Р.Бар-Он, 1997; Дж.Мэйер, П.Сэловей, Д.Карузо, 1993; Д.В.Люсин, 2000; и др.), проведена масса исследований его влияния на успешность в отдельных видах деятельности (И.Е. Егоров, 2006;


А.С. Петровская, 2007; С.П.Деревянко, 2008; и др.), подробно обсуждается структура и методы изучения эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин, 2000; Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, 2003; М.А. Мануйлова, 2004; О.И. Власова, 2005; Т.П. Березовская, 2006; И.Н. Андреева, 2004; В.Д.Шадриков, 2010;
И.В. Плужников, 2010 и др.). Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта. Так, сейчас в Интернете, по сведениям сайта EQToday, можно найти свыше 786 000 веб-страниц, посвященных этому феномену.

Но даже при такой популярности внимательный анализ литературных источников обнаруживает значительные пробелы в понимании механизмов развития эмоционального интеллекта в онтогенезе, поскольку подавляющее большинство исследований сосредоточено на изучении особенностей ЭИ взрослых людей. Вместе с тем, чтобы прийти к подлинному пониманию сути проблемы, представляется необходимым изучать особенности эмоционального интеллекта именно в фазе его становления – на этапе юности и ранней взрослости.

Анализ литературных источников обнаруживает разрозненность и фрагментарность исследований ЭИ на этом важнейшем, с точки зрения становления личности, отрезке онтогенеза, когда эмоциональная сфера приобретает свои устойчивые и окончательные черты (И.С.Кон, 1992; Андреева, 2005; и др.). Отчетливо выступает недостаточная проработанность целого ряда вопросов, связанных с характеристиками эмоционального интеллекта на этапе юношеского и ранне взрослого возраста. Каковы особенности уровня и выраженности структурных компонентов эмоционального интеллекта в этом возрасте? Отличаются ли характеристики ЭИ молодых людей от аналогичных параметров у взрослых? Существуют ли различия в эмоциональном интеллекте между юношами и девушками? Какие способы управления своими эмоциями выбирают молодые люди? Как взаимосвязаны особенности общения и характеристики эмоционального интеллекта у молодых людей? В нашей работе мы попытались отыскать ответы на все эти, и целый ряд других вопросов.


Каталог: binary
binary -> Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения
binary -> В. П. Каширин Ч. I и III; В. А. Сластенин Ч. II
binary -> Гендерная идентичность у женщин, страдающих бесплодием, в программе экстракорпорального оплодотворения
binary -> Базовые ценности населения южно-африканской республики в условиях глобальных трансформаций
binary -> «Основы преподавания экономических дисциплин»
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Темы курсовых и дипломных работ Гавриш Надежда Вадимовна Темы курсовых
binary -> Структурная модернизация системы управления предприятиями электроэнергетики россии 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница