Выпускная работа студентки 2-годичной программы «Системное консультирование и системные расстановки»



Скачать 284.64 Kb.
Дата21.04.2016
Размер284.64 Kb.
ТипВыпускная работа



Применение метода расстановок в терапии травмы, обзор современных методов травматерапии

Выпускная работа студентки 2-годичной программы «Системное консультирование и системные расстановки»

01.10.2009

Санкт-Петербургский институт системной терапии и организационного консультирования ИСТОК Институт системного консультирования Claro (Карлсруэ, Германия)

Жбанова Дарья

Оглавление1


Психологическая травма: понятие, отличие от стресса, физиология, классификация, последствия 3

Понятие психологической травмы 3

Отличия травмы и стресса 3

Физиология травмы 3

Классификация травм 4

Последствия травмы 5

Трансгенерационная травма: понятие, последствия 7

Понятие трансгенерационной травмы 7

Последствия различных типов травм в нескольких поколениях (по Ф. Рупперту) 8

Терапия травмы и нарушений привязанности методом системных расстановок (Франц Рупперт) 9

Расстановки, травма и привязанность 9

Обзор современных методов травматерапии 11

Терапия травмы Питера Левина (Somatic Experience) 11

EMDR (Eye Movement and Desensitisation and Reprocessing), или ДПДГ (Десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз) 13

Энергетическая терапия Фреда Галло 14

Психодинамически-имажинативная терапия Луизы Реддеманн 15

Бодинамика Лисбет Марчер 16

Список литературы, DVD и интернет-ресурсов по теме 18




Психологическая травма: понятие, отличие от стресса, физиология, классификация, последствия

Понятие психологической травмы


Своё наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии.

Немецкие исследователи Годфрид Фишер и Питер Рьедессер определяют травму следующим образом: «Травма - это витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира» (Fischer und Riedesser, 1999, S. 79) .


Отличия травмы и стресса


Травма

Стресс

Сознательный выбор реагирования отсутствует: впадение в состояние оцепенения или фрагментация психики.

Человек имеет выбор: бороться или уступить.

Демобилизация, снижение чувствительности

Мобилизация энергии

Будет ли травмирующей или стрессовой ситуация, зависит от защитных механизмов человека и от внешней среды, то есть понятие травмы относительно.

Травма в отличие от стресса, всегда существенна, ее последствия затрагивают глубинные слои психики, имеют продолжительное воздействие на тело, разум и психику, в целом на жизнь человека и его самовосприятие.


Физиология травмы


  В травматических ситуациях информация об окружающей среде, минуя кору головного мозга, передается в лимбическую систему, отвечающую за инстинктивные защитные механизмы поведения.

Информация сперва попадает в таламус, а затем в амигдолу, маленькую миндалевидную структуру мозга, хранящую информацию о чувствах, состояниях, ощущениях, которые человек переживал в своей жизни. В амигдоле информация проходит проверку на опасность, и если опасность подтвердилась, амигдола прекращает взаимодействие с гиппокампом – зоной, отвечающей за биографическую память. Это разделение приводит к тому, что позже, когда человек благодаря внешним раздражителям вспоминает травмирующее событие, амигдола фиксирует опасность, связь с гиппокампом вновь прекращается, как в реальной ситуации травмы, и передача сообщения о ложной тревоге становится невозможной.

Реакция амигдолы на опасность вызывает также блокаду зоны Брока, отвечающей за речь, поэтому речевая функция часто оказывается подавленной. Это является причиной того, что у человека часто нет слов для описания того, что он чувствовал и переживал во время травмирующего события.

Одновременно в тело выбрасывается большое количество опиатов и эндорфинов, поэтому боль не ощущается; уровень кортизола резко повышается, что позволяет организму препятствовать падению кровяного давления ниже опасного уровня. В случае хронической травматизации уровень кортизола остается повышенным, так что стрессовая система организма выходит из равновесия и остается хронически неуравновешенной. Если травматизация - длительная, то уровень кортизола сильно падает, это служит защите мозга, иначе важные структуры мозга разрушились бы.

При травме:


  • кора головного мозга полностью выключается вместе с речевым центром;

  • происходит разделение систем памяти в амигдоле и гиппокампе, что не позволяет сохранять сознательные воспоминания о травматической ситуации как о цельном опыте;

  • травматическое событие запоминается во всей целостности переживания (чувства, ощущения, мысли, картинки).

  • травматическое переживание запоминается в мышцах тела на всю жизнь.

При однократной травматизации связи в головном мозге восстанавливаются, поэтому самое важное - провести своевременную стабилизацию состояния человека.

Классификация травм


Существует множество вариантов классификации травм, одной из наиболее часто используемых является классификация по Леонор Терр:

  • Однократные - случайные, недолго длящиеся события, угрожающие жизни и здоровью;

  • Хронические - постоянно повторяющиеся ситуации, вызывающие чувства бессилия и беспомощности.

Также существенным является источник травмы: если ответственным за причинение вреда является человек (а не катаклизм, например), такие травмы сложнее поддаются терапии.

Свою классификацию травм, способствующую различению нарушений привязанности и травматических ситуаций, предлагает Франц Рупперт:



Тип травмы

Травматическая ситуация

Основные чувства

Эмоциональный конфликт

Экзистенциальная (насилие, несчастный случай)

Угроза жизни

Страх смерти

Отступить или бороться

Потери (неожиданная сепарация, смерть ребенка)

Потеря любимого человека или статуса

Страх быть покинутым, страх одиночества

Отпустить и горевать или удерживать прошлое и то, что было потеряно

Привязанности (отвержение ребенка матерью)

Нарушение эмоциональной привязанности

Эмоциональное расстройство; разочарованная любовь и беспомощный гнев

Доверять или не доверять людям, учиться ли любить вновь

Травма системных отношений (инцест, убийства внутри семьи)

Совершение морально и этически не имеющих оправдания действий

Стыд и вина

Скрыть ли факт преступления или принять ответственность за него


Последствия травмы


Выделяют четыре основных способа, которыми человек выходит из травмирующей ситуации:

  • Блокировка восприятия: человек ощущает себя как будто сквозь туман;

  • Замораживание чувств: онемение, безучастность, холодность;

  • Осознание себя вне тела: человек ощущает, что он покинул свое тело, и событие воспринимается происходящим со стороны;

  • Разделение на субличности.

Последствиями травмы являются:

  • Посттравматический синдром (PTSD);

  • Склонность к суициду;

  • Зависимости (алкоголь, наркотики и т.п.);

  • Расщепление личности;

  • Интериоризация агрессора;

  • Психосоматические заболевания (по разным оценкам психологов от 80 до 100% психосоматические заболеваний развиваются из травмы);

  • Социальные аспекты (отсутствие поддержки, общественное мнение, влияние травмы человека на окружение и т.п.).

Расщепление личности после травматического опыта

После травматического опыта, как описывает Франц Рупперт, личность расщепляется на здоровую, травмированную и выживающую части, что служит выживанию, см. рисунок.



Признаки здоровых частей:



  • способность открыто воспринимать реальность;

  • способность адекватно выражать чувства;

  • хорошая способность к вспоминанию;

  • доверие к другим людям;

  • способность создавать эмоциональные связи;

  • способность освобождаться от более нерелевантных отношений;

  • зрелый подход к сексуальности;

  • готовность к рефлексии собственных действий;

  • готовность к соразмерному принятию ответственности;

  • любовь к правде и ясности;

  • надежда на хорошее разрешение проблем.

Признаки травмированных частей:

  • сохраняют воспоминание о травме;

  • останавливаются в развитии на момент травмы;

  • ищут выхода из травмы, например, путем повторного переживания;

  • реагируют на триггеры неожиданным выплеском эмоций.

Признаки выживающих частей:

  • охраняют душевное расщепление;

  • вытесняют и отрицают травму;

  • стараются не вспоминать о травме;

  • контролируют травмированные части;

  • ищут компенсации;

  • строят иллюзии;

  • расщепляются вновь.

Трансгенерационная травма: понятие, последствия

Понятие трансгенерационной травмы


Трансгенерационная травма берет свое начало в неспособности родителей ребенка к построению стабильной надежной связи с ним, результатом чего является нарушение связи между родителями и ребенком (см. теорию привязанности Боулби).

Если мать или отец травмированы, они не могут полностью эмоционально открыться ребенку, поскольку их пугает контакт с травмированными частями себя. Ребенок, эмоционально тесно связанный со своими родителями, становится также вовлеченным в переживание этой травмы, и впоследствии в своих отношениях будет повторять рано усвоенные паттерны переплетения.

Такие паттерны могут передаваться из поколения в поколение, неся с собой скрытую опасность повторной травматизации в будущих поколениях. Травматический опыт может вызывать серьезные нарушения привязанности, которые, в свою очередь, увеличивают вероятность травматизации в жизни каждого отдельного члена системы, см. Рисунок 1.

Рисунок 1. Трансгенерационная передача: травма – нарушение привязанности - травма


Последствия различных типов травм в нескольких поколениях (по Ф. Рупперту)


Последствия травмы

Первое поколение – травмированная мать и ее связь с детьми

Второе поколение – дети детей (внуки)

Третье поколение – дети внуков

Экзистенциальная травма

Отщепленный страх смерти, сверхзаботливость, нетерпеливость, страх будущего

Скрытая тревога, внезапные панические атаки и тревожные расстройства

Умеренные формы гиперактивности

Травма потери

Отщепленная боль потери, депрессия, недостаток энергии, низкая эмоциональная способность справляться со стрессом

Скрытая депрессия, внезапные проявления депрессии, лекарственная зависимость, идеи о суициде

Депрессия и скрытые идеи о суициде

Травма привязанности без другого травмирующего опыта

Внутренняя пустота, неспособность к связи и выстраиванию отношений с ребенком

Истероидные и нарциссические расстройства личности

Умеренные формы расстройств личности

Травмы привязанности и сексуального насилия

Пограничное расстройство, отвержение детей, неспособность заметить насилие, обращенное к детям

Пограничное расстройство личности, сильная наркотическая зависимость

Крайние формы гиперактивности, пограничное расстройство личности, булимия, навязчивое мытье

Травмы привязанности и насилие, жестокость

Отщепленные страх, ярость и боль, множественные физические симптомы, насилие, жестокость по отношению к собственным детям

Антисоциальное расстройство личности

Антисоциальное расстройство личности

Травма привязанности и системная травма (рождение детей от инцестуозных отношений)

Отщепленное замешательство, безэмоциональное существование

Отрицание реальности, скрытая шизофрения

Шизоаффективный психоз

Травма привязанности и системная травма (убийство детей)

Аннигиляция всех чувств, относящихся к привязанности, уход в фантазии

Внутренняя пустота, расстройство идентичности, скрытая шизофрения

Шизофрения, анорексия, параноидно-галлюцинаторный психоз, патологическое ожирение


Терапия травмы и нарушений привязанности методом системных расстановок (Франц Рупперт)


В настоящее время только несколько расстановщиков исследуют возможности применения метода расстановок для работы с травмой. Эту тему активно развивает Франц Рупперт, Бертольд Ульсамер экспериментирует с сочетанием методов расстановок и соматического переживания Питера Левина.

По мнению Ф. Рупперта, расстановки, при условии, что они сознательно проводятся с фокусом на терапию травмы, отвечают многим требованиям, которые необходимы для эффективной работы с травмой, поскольку обеспечивают:



  • контролируемое перепроживание травматических ситуаций;

  • возможность дистанцирования от травмирующей ситуации путем наблюдения за заместителями со стороны;

  • возможность наглядно увидеть расщепленность личности;

  • замедление процесса перепроживания травмы для избегания неконтролируемой диссоциации;

  • активация эмоциональных ресурсов;

  • построение целительных образов;

  • включенность телесных переживаний в процесс трансформации;

  • постепенное освобождение от телесных и эмоциональных блоков;

  • возможность спонтанного освобождения блокированной энергии;

  • человеческая поддержка, обеспечиваемая работой в группе.

В случае множественной хронической травматизации Рупперт отмечает эффективность комбинирования индивидуальной и групповой терапии.

Расстановки, травма и привязанность


Метод системных расстановок очень ясно иллюстрирует связь между привязанностью и травмой. В свете понимания теории привязанности (Боулби) расстановки раскрывают при помощи заместителей, разыгрывающих отношения внутри семьи, бессознательные, но активно действующие связи между ее членами, при этом эти связи могут быть крайне запутанными, так что целые семьи могут существовать в постоянном эмоциональном беспорядке симбиотических потребностей и агрессивных попыток определения границ.

Серьезные формы нарушений привязанности рождаются из неспособности семейной системы интегрировать некоторые события, для которых никак не найти эмоционального разрешения.

Если рассматривать такие события в контексте понятия травмы, то они, очевидно, являются травматичными. Такие травматичные события так сильно разрушают отношения между членами семьи, что создают беспорядок в психике каждого ее члена.

Расстановки делают видимой всю комплексность цепочки травматизации, нарушений привязанности и переплетений, которая ведет к развитию расстройств на протяжении нескольких поколений.

По мнению Франца Рупперта, использование классических семейных расстановок особо эффективно для терапии травмы потери во втором и третьем поколениях, в этом случае основной целью работы является возобновление потока замороженных чувств между членами семьи, находящимися в переплетении, благодаря вынесению на уровень сознания незавершенного в семье процесса горевания по умершему.

Наиболее важным результатом успешной терапии травмы потери, привязанности или системной травмы является постепенное движение клиента к своим родителям, их принятие, и особенно к матери, что обычно отнюдь не просто. В процессе терапии клиенту, в первую очередь, необходимо проявить чувства гнева и разочарования по отношению к родителям, без этого невозможен дальнейший процесс принятия. Это важно помнить терапевтам при проведении расстановок.

Проведенная расстановка не влияет на другого человека, например, родителей клиента, расстановка – это способ для самого клиента по-другому взглянуть на ситуацию, увидеть скрытое, изменить негативный и спутанный образ родителей и взаимоотношений с ними на соответствующий реальности, различить их содержание и свое. И здесь важным для исцеления является не идеализация реальности, а принятие ее такой, как есть, чтобы у клиента была возможность пройти естественный процесс горевания, оплакивания этой реальности и, в конечном итоге, принятия ее. Оно, в итоге, приведет клиента к осознанию своей собственной силы и позволит ему начать жить своей собственной жизнью.

Самым важным условием для начала работы с травмами является стабильность состояния клиента, оказание поддержки клиенту, определение его ресурсов для работы с травмой. Сам клиент определяет, с чем он хочет соприкоснуться и устанавливает границы работы.

Помимо классических семейных расстановок Рупперт широко использует придуманный им специфический вариант структурных расстановок. Стандартно расстановка начинается с двух заместителей: клиента и проблемы. В большинстве случаев становится ясно, что проблема является мостом между травмированной и нетравмированной частями и связана с другими симптомами, так в расстановке появляются и другие заместители.

В процессе становится видно, что части отделены друг от друга, не находятся в контакте друг с другом. Так расстановка иллюстрирует диссоциацию клиента, и в этом месте важно остановиться и обратиться к клиенту, чтобы понять, каким образом двигаться дальше и двигаться ли вообще. Для клиента это хороший способ получения навыка распознавать состояния, в которых он спасается от реальности, отделяясь от своих чувств.

В процессе расстановки постепенно проявляется, где коренится травма, какие члены семейной системы клиента в ней задействованы. Это порождает ситуацию, когда в одном заместителе проявляется как другой член системы, так и субличность клиента, что позволяет понять травму с ее внутрипсихическими и межличностными динамиками и компенсаторными симптомами.

Обычно в конце расстановки расщепленные части личности находятся в лучшем контакте, чем до этого, и гораздо более способны к взаимоподдержке и стабилизации.


Обзор современных методов травматерапии


Не существует единого понятия «терапия травмы». В настоящее время терапевты развивают свои собственные методы для работы с травмой. В данной работе я кратко представлю некоторые из тех, что оказывают существенное влияние на развитие подходов к терапии травмы или обрели достаточно широкую известность:

  • Терапия травмы Питера Левина (Somatic Experience);

  • Метод EMDR Фрэнсин Шапиро;

  • Энергетическая терапия Фреда Галло (EDxTM);

  • Психодинамически-имажинативная терапия Луизы Реддеманн;

  • Бодинамика Лисбет Марчер.


Терапия травмы Питера Левина (Somatic Experience)


Подход Левина был разработан для терапии, прежде всего, экзистенциальных травм. Позже стало понятно, что он применим для исцеления других типов травм.

Механизм травмы у Левина понимается как незавершенная естественная реакция человека на травматическое событие, которая проявляется на уровне целостного опыта, включая уровень телесного реагирования. Это защитная реакция, которая имеет инстинктивную основу и выражается в виде адаптивных реакций бегства, борьбы или замирания (оцепенения).

Исцеление травмы предполагает завершение незавершенных телесных реакций и снижение гипервозбуждения нервной системы, вызванного стрессом; восстановление внутренних ресурсов, которые были утрачены во время угрожающей жизни ситуации и превратились в травматическое оцепенение.

Основной метод, используемый в терапии травмы Левина, называется соматическим переживанием (Somatic Experience). Его целью являются завершение прерванных защитных реакций борьбы или бегства, при этом важным компонентом работы является тесный человеческий контакт, необходимый для того, чтобы поддержать непроизвольно протекающий в организме клиента процесс этого завершения.

В центре внимания при работе методом соматического переживания находятся телесные ощущения клиента.

Ему предлагается войти в контакт со своими ощущениями, наблюдать за ними, сканировать их, называть их, быть внимательным к тем импульсам и реакциям, которые возникают. В ходе работы у клиента возникают телесные импульсы, следование которым обеспечивает завершение реакций на  травматическое событие, происходят разрядка и высвобождение энергии, которая была мобилизована при встрече с травмой, восстановление ощущения целостности.

Первым этапом при терапии травмы, до перехода непосредственно к самому травматическому переживанию, является обращение к ресурсам клиента. Терапия травмы без достаточных для повторного переживания ресурсов у клиента может привести к ретравматизации. На телесном уровне ресурсы могут проявляться в виде таких позитивных ощущений, как переживание тепла, расслабленности, покалывания, потока энергии и т.п. В ресурсном состоянии клиент чувствует уверенность, силу, энергию, спокойствие, уравновешенность. Опыт переживания ресурсных состояний имеется у каждого человека и сохраняется как содержимое его памяти. Задача терапевта — пробудить эти ресурсные переживания и использовать их в работе с травмой.

Следующий этап - это работа непосредственно с травмой и ее последствиями. В соматической терапии для этого используются понятия-метафоры: «воронка травмы» и «воронка исцеления».

Под воронкой травмы понимается избыток энергии, сцепленный с травматическим переживанием. Травматическая воронка — это своего рода емкость, в которую нервная система сбрасывает избытки нереализованной энергии, первоначально направленной на осуществление защитной реакции борьбы/бегства в ответ на травму.

Воронка управляется травматическими симптомами, чтобы предостеречь организм от перегрузки. Клиенты, пребывающие в воронке травмы, испытывают такие симптомы, как страх, головокружение, подавленность, зажатость, упадок сил, переживание суженного восприятия.

Построение «исцеляющей воронки» происходит благодаря осознанному чувствованию телесных переживаний, что помогает строить ресурсы, необходимые для проживания блокированных импульсов, и открывает доступ к «замороженной» в травматической воронке энергии. На построение «воронки исцеления» указывают такие телесные проявления, как потягивание, чувство тепла, ощущение волн энергии, расслабление, комфорт, ощущение легкости, чувство настоящего времени.

Разрешение травмы происходит в результате диалога «воронки травмы» и «воронки исцеления», травматического и исцеляющего переживания.

Чтобы полностью исцелить травму, необходимо работать с целостным опытом клиента. Для этого используется понятие системы «SIBAM» — по первым буквам английских названий элементов, составляющих этот опыт: ощущение (sensation), обрaз (image), поведение (behavior), аффект (affect), смысл (meaning).

В здоровом состоянии человека между элементами переживаемого опыта существуют гибкие взаимосвязи. В условиях травмы взаимосвязи между различными частями опыта меняются, появляются сверхсцепленные и слабо сцепленные симптомы. Комбинация сверхсцепленных и слабо сцепленных симптомов образует травматическое сцепление, которое удерживает травматические симптомы. Цель терапии травмы состоит в проработке травматического сцепления и восстановлении гибких взаимосвязей системы целостного опыта пациента.

В практической работе терапевт разворачивает травматическое переживание как процесс на всех уровнях системы «SIBAM» — на уровне телесных ощущений, мыслей, чувств, образов, поведенческих действий. Работа с телесными переживаниями, телесно ощущаемыми смыслами и чувствами является базовой, она помогает восстановить целостность и изменить внутреннее ощущение себя, своего Я, что помогает исцелению травмы. Работа с системой «SIBAM» является завершающим этапом работы с травмой, который сопровождается ощущением полноты, целостности, спокойствия внутреннего ощущения себя, комфортом в теле и изменениями на уровне смыслов.

EMDR (Eye Movement and Desensitisation and Reprocessing), или ДПДГ (Десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз)


EMDR представляет собой интегративный терапевтический подход и сочетает в себе психодинамические, телесно-ориентированные, когнитивно-поведенческие, эмпирические методы.

В 1987 году Фрэнсин Шапиро (США, Пало Альто), гуляя по парку, довольно случайно обнаружила, что движения глаз помогли ей снизить состояние стресса. Благодаря этому открытию она развила метод EMDR (Десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз, ДПДГ), который успешно используется в терапии разных типов травм, в первую очередь, при лечении посттравматического синдрома, а также тревожности, фобий, случаев острого горя, травм сексуального насилия, панических расстройств и др.

Имеются противопоказания: психотические состояния; эпилепсия; неспособность переносить высокий уровень тревоги.

Работа с помощью EMDR состоит из 8 стадий:

Первая стадия посвящена выяснению запроса клиента, определению тех травмирующих событий, на которые будет направлена работа. На этом этапе выясняются какие давние и недавние стрессовые ситуации пережил клиент, имеется ли в настоящем что-то, что поддерживает состояние стресса у клиента, а также выясняются способности, уже развитые у клиента, и те, которые еще нужно будет развить для того, чтобы справиться с подобной ситуацией в будущем.

Вторая стадия – это стадия подготовки, которая включает в себя установление терапевтических отношений с клиентом, объяснение сущности процесса EMDR и его эффектов, определение ожиданий клиента, а также вводную релаксацию и процедуры по созданию безопасной для клиента обстановки.

На стадиях 3-6 осуществляется непосредственно применение метода EMDR. Клиент определяет наиболее яркую визуальную картинку, относящуюся к воспоминанию, переживанию травматичной ситуации, негативную установку, касающуюся образа себя в данной ситуации, а также вспоминает свои чувства и телесные ощущения. С помощью терапевта клиент вырабатывает желаемую позитивную установку.

После этого клиент фокусируется на визуальном образе, негативных мыслях, телесных ощущениях, эмоциях, воспроизводя для себя таким образом травматическое событие, одновременно с этим клиент производит движения глаз вперед-назад, следуя взглядом за пальцами терапевта в течение 20-30 секунд. Иногда терапевт может дополнительно воздействовать на клиента прикосновениями, нажатиями или звуком. Клиент просто наблюдает за тем, что с ним происходит, и после того, как движение глаз закончится, замечает, какая мысль, чувство, образ, воспоминание появятся. Теперь процесс повторится с фокусом на этой мысли, образе, воспоминании. В течение сеанса этот процесс многократно повторяется.

В случае возникших у клиента трудностей терапевт помогает клиенту продолжить процесс. Если в итоге проделанной работы клиент не испытывает негативных чувств при воспоминании травматичной ситуации, ему предлагается подумать о новой позитивной установке, определенной в начале процесса, вновь сфокусироваться на воспоминании, одновременно с повторением движения глаз. После нескольких повторений у клиента вырабатывается уверенность в позитивной установке. Терапевт также следит за телесными ощущениями клиента во время сеанса. Если клиент испытывает негативные ощущения в теле, они прорабатываются таким же образом.

Седьмая стадия работы предполагает ведение клиентом дневника в течение недели, в котором он должен записывать все так или иначе связанные события, мысли и т.п., всё, что всплывает и напоминает клиенту о его способностях и сильных сторонах, которым был посвящена вторая стадия работы с терапевтом.

Восьмая стадия посвящена осмыслению проделанной работы, изменениям, произошедшим у клиента.

Результатом терапии с помощью метода EMDR является исчезновение или сильное ослабление стресса, относящегося к травматическому событию, изменение установок, которые в свою очередь ведут к переменам в поведении и личности.

Теоретическое обоснование метода вкратце можно представить следующим образом: травма  вызывает аффективную перегрузку, нарушающую баланс возбуждения/торможения при переработке информации. Это вызывает блокаду переработки информации о травме, которая остается изолированной в нейронной сети с полным зарядом визуального, когнитивного и аффективного значения. Этот заряд прорывается через диссоциативный барьер, отделяющий воспоминания от нормального плана текущего сознания, и переживается в виде навязчивых мыслей, ночных кошмаров или флэшбеков. Проникая через диссоциативный барьер, EMDR восстанавливает равновесие  и сообщение  между нейронными сетями. Метод EMDR активизирует процесс естественного исцеления силами самого организма: он запускает процессы, которые разблокируют нейронные сети мозга, в которых „хранится” травматический опыт, и он начинает ускоренно перерабатываться. При правильном проведении EMDR достигается полная переработка  травматического материала, что вызывает устранение симптоматики и переход к более адаптивному мышлению.

Энергетическая терапия Фреда Галло


Современная история энергетической терапии началась в начале 60-х, когда Дж. Гудхарт основал прикладную кинезиологию. Этот подход предполагает тестирование определенной мышцы-индикатора на выявление стрессов и, соответственно, коррекции и восстановления всех уровней и энергетики человека. Последователи Гудхарта исследовали возможности кинезиологии в отношении психологических проблем. В то время, как Гудхарт открыл связи между отдельными мышцами, рефлексами и энергетическими каналами, психиатр Джон Даймонд и другие добавили к уже установленным связь с эмоциями. Роджер Каллахан, в свою очередь, развил метод работы с психологической травмой и фобиями путем физического воздействия на акупунктурные точки.

Фред Галло объединил все вышеперечисленные методы и исследования в интегративном энергетическом подходе, который назвал энергетическим методом диагностики и лечения (EDxTM).

В энергетическом подходе травма рассматривается как энергетическая фиксация, энергетический блок или дисбаланс, прерванный или нарушенный поток энергии, резонирующее энергетическое поле, которое продолжает существовать в травмированном человеке и резонировать с окружающей его внешней средой.

Поле травмы включает в себя множество составляющих: травматические события, их восприятие, неврологический, химический, энергетический аспекты. Энергетическая терапия занимается постепенным ослаблением или изменением энергетического поля травмы, так чтобы в результате травма исчезла.

Метод используется в работе с клиентом следующим образом: в течение нескольких минут клиент мысленно обращается к своей травме или проблеме, в то время как терапевт физически воздействует на тело различными способами, в том числе нажимая на акупунктурные точки. Результатом работы является не только расслабление клиента, но также изменение в его понимании и осознании проблемы, ослабление привязанности к ней, исчезновение негативных эмоций – гнева, обиды.

Галло дает следующее объяснение о том, как работает метод: «В лечении участвует множество аспектов. В переживание проблемы/травмы вовлечены мозг, нервная система, психика, при этом они все находятся в определенном энергетическом режиме.

Представим себе образ замерших кругов, расходящихся по воде пруда от брошенного в него камня. Подобно этой картине нервная система, клетки и энергетическая система схватывает и сохраняет информацию о травме, формируя поле травмы.

Это информационное поле также имеет физическое и ментальное измерения и состоит из тонких энергетических маркеров, или возмущений, являющихся основой негативных эмоций. Эти возмущения сходны с тем, что физик-теоретик Дэвид Бом, называл активной информацией. Когда ментальное поле травмы настроено (т.е. когда человек вспоминает травму или ситуацию, вызвавшую ее), эти возмущения становятся доступны для изменений. Одновременно с ними все остальные аспекты, связанные с травмой, такие как структуры мозга, нервная система, бессознательное, сознание, поведение также активируются.

Ментальные поля, так же, как и остальные системы, пребывают в определенном энергетическом балансе – слишком большое или маленькое количество энергии вызывает дисбаланс, как это случается при травме. Физическое воздействие на акупунктурные точки разрушает систему, «перезагружая» энергетическое поле. Система теряет привычный порядок, если вернуться к образу пруда: замершие круги вновь начинают расходиться по воде. Травматическое событие может быть теперь рассмотрено спокойно, и это спокойствие интегрируется в жизнь клиента. Воспоминания остаются те же, эмоциональное переживание и смысл меняются. Событие теперь рассматривается клиентом в более широкой перспективе – нейтрально или позитивно».

Психодинамически-имажинативная терапия Луизы Реддеманн


Еще одним методом работы с травмой является психодинамически-имажинативная терапия работы с травмой.

В центре внимания этой терапии, в первую очередь, находится стабилизация состояния клиента, перенесшего травму. Особенный акцент на стабилизацию делается в случае терапии хронических, комплексных травм.

Делается различие в исцелении травм в зависимости от того, является ли травма единичной или хронической. Если в случае единичной острой травмы важно объяснять клиенту, откуда появились его симптомы, рассказывать о физиологии травмы, о том, что симптомы являются нормальной реакцией организма и что они временны, то в случае хронической травмы нужно быстро переходить к стабилизации и использовать защищающие техники, поскольку разговоры о травме вызывают ретравматизацию.

К защищающим техникам относятся:



  • Создание внутреннего безопасного места путем визуализации, которое затем используется для работы с ранеными частями;

  • Техники, направленные на создание и укрепление ресурсов клиента и принятие самого себя, в том числе акцентирующие внимание клиента на переживании радости в повседневной жизни, здесь же используются наработки позитивной терапии Мартина Селигмана и логотерапии Виктора Франкла;

  • Техники дистанцирования (визуализация на удаление от события, техника экрана, описания событий от 3-его лица);

  • Техники, направленные на концентрацию внимания и осознания себя «здесь-и-сейчас» (медитация на концентрацию внимания, медитация «я больше, чем тело, мысли, чувства, наблюдатель», упражнение на очень детальное описание какого-то отрезка времени, например, 15 минут пробуждения утром).

Сюда возможно отнести и способы, направленные на выведение клиента из состояния диссоциации, которое можно распознать по отсутствию мимики, направленному внутрь взгляду, сильной деконцентрации внимания. Например, напоминать о сегодняшнем дне, месте, о состоянии безопасности; физические воздействия (кусить дольку лимона, положить пакет со льдом на затылок, ущипнуть), произвести неожиданные действия (потрясти бутылку с водой, бросить что-нибудь на пол и т.п.).

Большое внимание уделяется работе с субличностями, теоретической базой которой является модель эго-состояний, основанная на аналитической терапии.

Модель эго-состояний описывает процесс расщепления психики на субличности при переживании травмы. Так, в случае единичной травмы личность расщепляется на мнимо-нормальную (выживающую) и травмированную части. Когда травма комплексная или хроническая, травмированных частей не одна, а множество. При особо тяжелых травмах (ритуальные преступления, сатанизм и т.п.) личность расщепляется на множество как мнимо-нормальных, так и травмированных частей, при этом мнимо-нормальные части не знают о существовании друг друга. В этом случае используются особые методы работы.

С целью интеграции личности проводится работа с ранеными частями, частями-агрессорами, в том числе внутренним критиком. Основные применяемые методы – визуализации, внутренний диалог, работа с установками.


Бодинамика Лисбет Марчер


Бодинамика, или бодинамический анализ, или соматическая психология развития, – современный развивающийся метод телесной психотерапии, разработанный датской исследовательницей Лисбет Марчер.

Метод сочетает в себе холистический подход с  глубоким знанием анатомии, особенно мышечной, для него характерно особое понимание психомоторного развития и структур характера; разработаны способы  телесной  работы с последствиями шоковой травмы.

В настоящий момент доказано, что конкретные группы мышц, а именно, отклонения в их развитии, соответствуют определённым схемам поведения. Тестирование отдельных мышц и мышечных групп позволяет точно диагностировать, в каком возрастном периоде возникла данная проблема, какие темы связаны с этим возрастом.

Задачами бодинамики являются выявление мышечных «блоков» и развитие недостающих телесно-психологических ресурсов, гармонизация функций телесного Эго.

Работа с клиентом осуществляется следующим образом: на начальном этапе работы с клиентом составляется его индивидуальная мышечная «карта». При подобном картировании проводится исследование около 200 мышц. При этом анализируется состояние мышцы как в покое, так и ее ответ на ручную стимуляцию (мышечный тонус и реактивность). Если тонус мышцы и ее реактивность соответствуют срединному диапазону на условной шкале (диапазон нормы), то считается, что данная мышца находится в ресурсном состоянии. Иначе ее состояние расценивается как отклонение от нормы — соответственно гипо- или гиперреактивность.

Далее полученные данные сопоставляются со схемой возрастного психомоторного развития, это позволяет предположить, в каком возрасте произошли психотравмирующие ситуации, повлиявшие на состояние мышц. Психологическая травма, перенесенная в течение критического периода возрастного развития либо в еще более в раннем возрасте, проявляется в гипотонусе (гипореактивности) соответствующей мышцы. Если же психотравма имела место в более старшем возрасте, то ее результатом становится мышечный гипертонус (гиперреактивность).

Следующий этап представляет собой собственно психотерапевтическую работу с определёнными «психологически нагруженными» физическими упражнениями, ее целью является обучение клиента осознанию присутствия собственного «панциря» в различных жизненных ситуациях, как способу контроля эмоций и доступа к внутренним ресурсам. Результатом успешной терапии наряду с восстановлением ресурсного состояния соответствующих мышц является укрепление телесного Эго.

Список литературы, DVD и интернет-ресурсов по теме


Франц Рупперт «Травма, привязанность и семейные расстановки. Понимание и исцеление душевных ран», 2008, англ.яз./ Franz Ruppert “Trauma, Bonding and Family Constellations. Understanding and healing injuries of the soul”, Green Balloon Publishing, UK, 2008.

Сайт Франца Рупперта: http://www.franz-ruppert.de/

Бертольд Ульсамер, статья «Работа с травмой и семейные расстановки: несовместимы или дополняют друг друга» (статья доступна в рассылке Елены Веселаго http://content.mail.ru/pages/p_26065.html, а также на http://marinasmolenskaya.com/?p=142)

Энн Фредерик, Питер Левин «Пробуждение тигра – исцеление травмы», АСТ, 2007.

Фрэнсин Шапиро, «Терапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. Основные принципы, протоколы, процедуры», М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1998.

Дональд Калшед «Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа», Деловая книга, Академический проект, 2001.

Анн А. Шутценбергер «Синдром предков», М: Издательство «Психотерапия», 2007.

Е. Мазур, статья «Экзистеницальный смысл работы с психологической травмой» (http://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208:2009-08-07-12-21-56&catid=47:-10&Itemid=59)

Данные сайта, посвященного терапии травмы Питера Левина: www.traumahealing.com

Данные сайта, посвященного энергетической терапии Фреда Галло: http://www.energypsych.com/Content/readings-trauma.htm

Данные сайта, посвященного методу EMDR: www.emdr.com/briefdes.htm

Данные сайта, посвященного бодинамике: www.bodynamic.ru



Обучающий DVD Института консультирования и системных решений, Москва: «Ульрика Реддеманн. Травма и травматерапия, семинар 12-14 июня 2009 года. Введение в психодинамически-имажинативную травматерапию».

1 Примечание автора: данная работа представляет собой, по большей части, компиляцию материалов по теме, а также перевод с английского языка. Использованные источники приведены в соответствующем разделе.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2009
2009 -> Теория социальной работы
2009 -> Критерий Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
2009 -> Руденко Анна Алексеевна
2009 -> Специалисты о книге О. Бондаренко (форум)
2009 -> Шри Чинмой Медитация Перевод Джона Карта
2009 -> Реферат Проект 2 /196 Интегративный комплекс \"наука-образование-бизнес\"
2009 -> Предложение для сотрудничества с Гоночной командой «vsv racing Team»
2009 -> Новая специальная общественная служба России по противодействию коррупции кобра Андропов Ю. К. еще в 1977 году в своем Письме в ЦК кпсс «О планах цру по приобретению агентуры влияния среди советских граждан»
2009 -> Бертова Ольга Леонидовна


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница