Выпускная работа повышение учебной мотивации у подростков в условиях спецшколы



Скачать 281.97 Kb.
Дата27.04.2016
Размер281.97 Kb.


Пермский областной (региональный)

Институт повышения квалификации работников образования

Кафедра воспитания и дополнительного образования.

Выпускная работа



ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦШКОЛЫ.

Автор работы:

учитель высшей категории

Спецшколы № 14 «Подросток»

Морозова Марина Петровна

г. Чусовой



Проблемы мотивации

Проблема мотивации учебного процесса возникла в современном образовании, как в общеобразовательных, так и спецшколах. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренней мотивационных тенденций человека к действию с социальной стороны его психики.


Актуальность проблемы.

Проблемы обучения и воспитания «трудных» подростков существовали всегда. В последние годы число тех, кто плохо справляется со школьными программами и испытывает большие трудности с их усвоением, неуклонно растёт.

В нашу школу поступают подростки, которые не смогли продолжить обучение в обычных общеобразовательных школах города и района. Причины разные, но наиболее частые из них:


  • неадекватное поведение;

  • конфликты со сверстниками и взрослыми;

  • частые пропуски занятий либо по болезни, либо по причине отсутствия контроля со стороны взрослых;

  • низкий уровень общей культуры

У каждого ученика подобные проблемы присутствую в той или иной степени, которые влияют на учебную мотивацию.


Причины спада школьной мотивации:

  1. У подростка наблюдается «гормональный взрыв» и нечётко сформировано чувство будущего.

  2. Отношение ученика к учителю.

  3. Отношение учителя к ученику.

  4. Личная значимость предмета.

  5. Умственное развитие ученика.

  6. Продуктивность учебной деятельности.

  7. Непонимание цели учения.

  8. Страх перед школой.



I. ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ.

Учебная мотивация у разных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Принято выделять три периода:



  • младший школьный возраст (7 -10 лет, учащиеся начальных классов)

  • средний школьный возраст, или подростки (10 -15 лет, учащиеся 5 - 9 классов)

  • старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15 -17 лет, учащиеся 10 -11 классов)

Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности. Так как в нашей спецшколе отсутствует начальный уровень образования (1-5классы), рассмотрим динамику развития учебной мотивации среднего и старшего уровня (6-11классы).

1.1. Средний школьный возраст

Средний школьный возраст характеризуется объективными условиями жизни школьника: увеличивается число учебных предметов; занятия ведут несколько учителей, предъявляющие порой разные требования к учебной деятельности; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

Можно выделить некоторые особенности подростка, способствующие становлению становление мотивации учения и препятствующие ей:


  1. Благоприятными условиями для повышения учебной мотивации

в этом возрасте являются:

  • «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребёнком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе;

  • особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека;

  • общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно с взрослыми и сверстниками;

  • стремление подростка, на основе мнения другого человека (сверстника, учителя), осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребности в самовыражении и самоутверждении;

  • стремление подростка к самостоятельности;

  • увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференцированности.

Психологи отмечают, что в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте интересов. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей.

  1. Негативные характеристики, влияет на учебную мотивацию подростка, объясняется рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними:

  • подросток не принимает на веру мнения и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми;

  • стремление к взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывает внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставленным;

  • стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и лёгким вопросам, к методам работы учителя;

  • недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу.

  • излишняя широта интересов может привести к поверхности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия.



Развитие познавательных и социальных мотивов учения в подростковом возрасте.

У подростка укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Эти интересы вызывают стремление к решению поисковых задач и нередко выводят ученика за пределы школьной программы. В структуре личности подростка широкий познавательный интерес – ценное образование, однако при отсутствии необходимого педагогического влияния он может стать основой поверхностного отношения к обучению.

Педагогическая работа по формированию познавательных интересов в подростковом возрасте может состоять в том, что учитель добивается углубления и конкретизации знаний у учащихся.

Слабость процесса целеобразования у подростка проявляется в следующем:



  1. Их способность к достижению целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности.

  2. Подросток нередко обнаруживает неспособность связать цели и мотивы своей учебной деятельности с целями и мотивами предстоящих видов деятельности.

  3. Активность подростка при постановке целей опережает умение их реализовывать и достигать, что является нередко причиной трудных ситуаций и отражает стремление подростка ставить «взрослые» цели, но в то же время обнаруживает неумение контролировать себя при их реализации.

Развивающая работа с подростками в данном случае состоит в формировании у них отсутствующих приёмов целепологания. Вместе с тем важной воспитательной задачей является предоставление подростку возможности осуществлять самостоятельную пробу сил и способностей, то есть ставить перед самим собой несколько целей и проводить их широкую апробацию.

Эмоциональная жизнь подростка связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки. Процесс сопоставления подростками своих возможностей с возможностями других школьников и со своими потенциальными устремлениями, неумение порой их адекватно оценить вызывают категоричность его оценок, перепады в его эмоциях, резкие колебания и смену настроений, самоуверенности, повышенного критицизма.


1.2. Старший школьный возраст

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника:



  • близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии;

  • объективные свидетельства взросления – получение паспорта, в 18 лет – гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав;

  • усложнение учебной деятельности;

  • развёртывание зрелой деятельности по самообразованию.

Развитию мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

  • потребность в жизненном самоопределении и обращённость планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

  • наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом;

  • тенденция к осознанию своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ценностных ориентаций;

  • осознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции;

  • сформированность целепологания – переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других;

  • повышенный интерес ко всем формам самообразования; устойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающих.

Мотивацию учения в старшем возрасте затрудняют:

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;

  • неудовлетворённость однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности, негативное отношение к формам жёсткого контроля со стороны учителя;

  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;

  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

В этом возрасте отмечается избирательность познавательных мотивов. Интересы являются основой дальнейшего развития всех специальных способностей. Интерес к способам добывания знания совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. В этом возрасте можно говорить о проявлении единства процессуальной и результативной сторон учения. Интенсивно развиваются мотивы и способы самообразования.

В процессе целеполагания у старшеклассников превосходят цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. Эти мотивы и цели приводят к развитию принципиально новых способов самообразовательной деятельности. Появляется стремление к анализу индивидуального стиля учебной деятельности, к определению сильных и слабых сторон своей учебной работы, желание понять и выразить свою индивидуальность в ходе обучения.

Социальные мотивы в старшем школьном возрасте также развиваются в нескольких направлениях. Так, возрастает роль широких социальных мотивов долга, ответственности перед обществом. Но не у всех школьников эти мотивы развиты, что проявляется в элементах незрелости, иждивенчестве, потребительском отношении к обществу, нежелании и неумении вносить свой вклад в социальную практику. Изменяются социальные позитивные мотивы в отношениях с окружающими:


  • Отношения со сверстниками продолжают играть для учащихся значительную роль, неприятие старшеклассников в классном коллективе вызывает у них неудовлетворённость, беспокойство, отрицательные эмоции.

  • Отношения учащихся с учителем стабилизируются. Предстоящее окончание школы, экзамены усиливают деловую ориентацию учащегося в отношениях с педагогом.

Вместе с тем возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя. В ряде случаев возрастает требовательность и критичность старшеклассников по отношению к учителю. В этом возрасте, как никогда, велика воспитательная роль личности учителя.

Социальные мотивы осознаются и оцениваются школьниками не так высоко, как познавательные, что говорит о недостаточности их развитости даже у выпускников школы. Это объясняется тем, что умственное и физическое развитие опережает нравственную зрелость. Некоторые отставания в социально-нравственном развитии, в том числе неразвитость социальных мотивов, требует пристального внимания педагога и воспитателя к этому аспекту.

Недостаточно осознаются старшеклассниками убеждения и идеалы, лежащие в основе положительного отношения к обучению. Учащиеся не всегда видят связь между ними и мотивацией. Основными причинами отрицательного отношения к обучению являются отсутствие интереса к обучению и непонимание его смысла. Обстоятельствами, усиливающими это отношение, являются, по мнению старшеклассников, лень, собственное безволие и отрицательные черты личности учителя. Причины положительного отношения к обучению старшеклассниками осознаются лучше, чем причины отрицательного отношения. Если проследить в целом качественное изменение социальных и познавательных мотивов, то можно выделить следующие принципиальные сдвиги в их развитии. К окончанию старшего школьного возраста происходит взаимовлияние и взаимопроникновение социальных и познавательных мотивов. Наблюдаются уменьшение или отсутствие противоречий между ними, что объясняется усиливающейся связью личных познавательных установок школьников с требованием общества. В связи с этим возрастают действенность, осознанность, самостоятельность проявления всех мотивов, их реализация в поведении. Происходит образование новых мотивов – профессиональных – за счёт проявления у школьников факторов личной значимости отдельных, ранее выполнявшихся ими действий (сдвиг мотива на цель). Появление профессиональных мотивов означает принципиальное преобразование мотивационной сферы обучения.

Таким образом, причинами снижения учебной мотивации могут быть неучтённые педагогом возрастные особенности старшеклассников.


II. Система работы по повышению учебной мотивации у подростков.

2.1. Повышение мотивации

Повышение мотивации в учебном процессе, привитие интереса к предметам – главная задача педагога.

Проще всего учителю сформировать побуждение к учению, например, вызвав у ученика первичный интерес (например, с помощью интересной демонстрации, эмоционального рассказа об историческом событии, образе и т. д.). Опыт работы показывает, что эта функция мотивации неустойчива. Действия педагога должны быть рассчитаны на создание организующей функции мотивации, а затем и самообразующей. Тогда познавательные мотивы первого учебного уровня (желание ходить в школу, удовлетворить любознательность, получить хорошие отметки и т. п.) постепенно уступают место мотивам более высокого смыслообразующего уровня. В результате учение для школьника становится потребностью. Он может совершенно самостоятельно планировать и цели своих действий, и способы их достижений. Обучение достигает высшей цели.

Множество разнообразных мотивов учения (по отношению к ученику, в том числе и отрицательных) можно разделить на две большие группы:



  1. Мотивы учебной деятельности, явно связанные с особенностями конкретного ученика, с его конкретным отношением и восприятием процесса учения:

  • разнообразные цели учения. Например: приобретение знаний и умений для чего-либо, удовлетворение любознательности, осознанное расширение кругозора, культуры, стремление быть более полезным обществу, принести радость близким, стать лучшим и т. д;

  • процесс учения. Здесь рассматривается познавательный интерес (ощущение радости познания, возможность преодоления затруднения, самовыражения, самовоспитания, радости общения в коллективе товарищей, моральное удовлетворение от поощрения и др.);

  1. Мотивы, связанные с другими особенностями учения:

  • авторитет конкретных лиц, стремление походить на них, заслужить их одобрение. Это, прежде всего личность учителя, его особенность влияние на ученика, влияние выдающихся личностей (спортсменов и др.).

  • стимулирующее воздействие методов обучения, поскольку каждый из методов организации учебной деятельности обладает стимулирующим (или антистимулирующим), мотивационным воздействием.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Под познавательным интересом психологи понимают особую избирательную направленность психических процессов человека на явления и объекты реального мира. Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляются любознательность и увлечённость предметом. Познавательный интерес, возникающий в процессе обучения, активизирует умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных интеллектуальных задач.

Формируется устойчивый познавательный интерес не сразу. Одним из них является занимательность. Прежде всего, элементы занимательности вызывают богатое своими последствиями чувство удивление. Таковыми могут быть новизна, необычность, странность, противоречивость прежним представлениям, неожиданность и т. д. В процессе познания возникает эмоциональность учащихся.

Занимательность в учебном процессе приводит к:


    • первичному толчку познавательного интереса, являясь трамплином к углублению познавательной деятельности;

    • опоре на эмоциональную память;

    • своеобразной разрядке напряжённости на уроке посредством переключения эмоций, внимания, мыслей.

Познавательный интерес, как мотив, побуждает подростка не только к восприятию определённого круга явлений, но, что особенно важно, для обучения; располагает его к самостоятельной деятельности, которая в свою очередь в состоянии удовлетворять и поддерживать его познавательный интерес. Сам характер деятельности ученика может стать стимулом для укрепления появившегося интереса. В процессе активной самостоятельной работы, вызываемой интересом, возникают особые специфические переживания, которые выходят за пределы его познавательной деятельности и распространяются на моральные и эстетические отношения к действительности.

Мотивация учения не составляет отдельного этапа какого-либо урока. Эта работа ведётся на каждом этапе в течение каждого урока, всего учебного года.



Педагогическое «конструирование» мотивов учения каждого ученика самым непосредственным образом связано со структурой и формами организации урока, методами обучения.

Любой урок (традиционный, проблемный, развивающий, интересный или скучный) структурно состоит из объективно существенных элементов. Но уроки в спецшколах должны отличаться от уроков в обычной, общеобразовательной, школе. Так как учащиеся, обучающиеся в таких школах, имеют педагогическую запущенность. В связи с этим и уроки должны быть интересными и понятными.



Структура комбинированного урока

ФАЗА УРОКА

1 ВАРИАНТ (отрицательный)

2 ВАРИАНТ (положительный)

Организационный момент

Это обязательное условие барачно-лагерной, авторитарной педагогики. Требования, жёсткое включение в деятельность, главное – форма и дисциплина.

Организационно-психологический момент – ведущий элемент гуманистической педагогики. Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок, одобрительно-душевное отношений к учащемуся, смена приёмов, остроумие, бодрость, игровое начало.

Повторение изученного материала (опрос)

Страх, избиение словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок.

Диагностика успешности, разнообразие форм и приёмов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока запугивающего, инквизиторского начала.

Изучение нового материала

Учитель, под запись или без, требует, чтобы дети, внимательно слушая, запоминали и понимали смысл излагаемых фактов, событий, принципов, подходов – работает только память и пассивно используемый визуально-звуковой ряд.

Учитель организует познава-тельную деятельность и актив-ность учащихся в связи с изуче-нием нового материала, исполь-зует закрепляющие микро-задания, метод графической записи, звуко-вой, моторной, визуальной, осяза-тельный ряд, дискуссию, стимули-рование поиска учащимися опере-жающих идей и решений и т.д.

Закрепление изученного материала

Подтверждает провал предыдущих фраз, демонстрирует отсутствие активности, опирается на свойства кратковременной памяти и на записи.

Позволяет обсудить главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного материала – опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого учащегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом.

Выдача домашнего задания

(для10-11классов)



На доске мелом написать номер параграфа, выкрикнуть запугивающий лозунг: «Буду спрашивать на следующем уроке всех и наставлю половине класса двоек!»

Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся, «авансом» стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны, значительны, разно-образны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.

Развитие мотивации учения.

В психологии известно, что развитие мотивации учения идёт двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до создания ребёнка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.
2.2. Условия, вызывающие интерес школьников к учебной деятельности.

В нашей школе учебно-воспитательный процесс построен по традиционной программе. Однако количество часов в неделю по сложным для восприятия предметам (математика, русский язык, физика, химия, биология и др.) увеличены за счёт консультаций. Важным педагогическим компонентом для учащихся являются уроки развития (проводят школьные психологи, дефектолог). Кроме того, ребята знакомятся с «Социальной практикой» и посещают занятия по профессии.

Мною разработаны методические пособия для глубокого повторения (с целью ликвидации пробелов в знаниях): разно уровневые задания, упражнения на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания. Особое внимание учителя уделяют формированию интереса учащихся к своему предмету. С этой целью широко применяются игровые технологии и коррекционно-развивающие упражнения. В содержание учебного материала включается информация, способствующая повышению уровня общего интеллектуального развития учащихся. Много усилий педагоги прилагают для формирования у учащихся навыков самоконтроля и умений управлять своим вниманием.

При организации учебного процесса предпочтения отдается парной и групповой формам работы учащихся.

В школе обучаются особые «проблемные» дети. Интеллектуальные способности у некоторых из них ниже нормы, да вдобавок крайне слабая мотивация к обучению и огромные пробелы в знаниях; кругозор ограничен, речь плохо развита. Они медленно включаются в учебный процесс; внимание их неустойчиво. Навыки самоконтроля отсутствуют. Таким подросткам необходимо уделять особое внимание.

Если у подростка имеются глубокие психологические, педагогические и социальные проблемы, то он, естественно, не может учиться в условиях класса и по обычным программам. Таким учащимся предлагается индивидуальное обучение. Главная цель в таких ситуациях – создание оптимальных условий для реабилитации, адаптации и дальнейшего обучения.




Особенности раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, даёт готовый способ действия с ним. Учащемуся ничего не остаётся, как запомнить всё это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потерять интерес к нему. Наоборот, когда изучение предмета идёт через усвоение учащимся сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления. Учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает интерес к изучению предмета. Мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним.


Особенности организации работы над предметом

малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих предмет, то отношение первых не меняется.



Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные ситуации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной.



Содержание обучения

  1. Основу содержания обучения составляют базовые (инвариантные) знания.

  2. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщающие методы работы с этим базовыми знаниями.

  3. Процесс обучения строится так, что подросток усваивает знания через их применение.

  4. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.


Комплекс коррекционно-развивающих упражнений.

Система КРУ может состоять из следующих элементов (комплексов):



      1. Комплекс упражнений, обеспечивающий произвольность психических процессов, влияющих на сформированность важнейших учебных действий (таблица 1);

      2. комплекс упражнений, направленных на развитие мышления (таблица 2);

      3. комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию недостатков деятельности анализаторов (таблица 3);

      4. комплекс упражнений, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию.

Примерные комплексы коррекционно-развивающих упражнений представлены в соответствующих таблицах.

Таблица 1


1. Комплекс КРУ, обеспечивающий произвольность психических процессов.

Тип упражнения

Примеры

Коррекция восприятия

Какие две буквы лишние?

В З У Л И К А Н



Развитие и концентрация внимания и памяти

«Мозговой штурм»:

- Каменный уголь - это не магматическая горная порода, а …;

- Гребень – это самая … часть хребта;

- Если на равнине нет возвышений и понижение то её называют …;

- Основные формы поверхности суши – это горы и …


Словарная работа

Работа с «Дежурным словом» (новое понятия, вводимые на уроке)

Упражнение на развитие зрительной памяти (на основе сравнения, сопоставления)

Объяснение разнообразия минералов и горных пород (с показом образцов)

Таблица 2


2. Комплекс КРУ, направленный на развитие мышления

Тип упражнений

Примеры

Развитие аналитико-синтетической деятельности



Прочитайте тему урока, записанную помощью знаков:



Развитие операции

соотношения



Расставь карточки по порядку и сможешь прочесть тему урока:



Коррекция аналитико-систематической деятельности на основе упражнения в составлении целого

Прочитай тему урока



Коррекция слухового восприятия и логического соотнесения

Найдите «лишнее» слово:

- река, озеро, ручей, канал;

- море, океан, река, пруд, ветер и т.д.


Таблица 3
3.Комплекс КРУ, обеспечивающий коррекцию недостатков деятельности анализаторов.

Тип упражнений

Примеры

Коррекция зрительного восприятия (тренировка зрительного анализатора, образной памяти)

Тема урока записывается на квадратах разного цвета (после показа закрывается). Учащимся задаются вопросы, например: На квадрате, какого цвета была буква «А»? ит.д.

Коррекция зрительного образа букв

«Дополни буквы» (тема урока записывается только верхней половиной букв, нужно найти половину букв и соединить)

Коррекция слухового восприятия

Отгадай загадку.

Развитие слухового внимания

Найди «лишнее» слово:

- температура, давление, ветер, река.



Синтез деятельности анализаторов

Работа с кодоскопом (моделями, схемами и другими видами наглядности)

Коррекция зрительного восприятия

Просмотр кинофрагменты (ответы на вопросы, которые даются учащимся перед просмотром)

4. Комплекс КРУ, обеспечивающий поведенческую саморегиляцию.

С целью регуляции поведения, овладения учащимися навыками самоанализа и самоконтроля при планировании уроков учителя включают задания по самостоятельной обработки материала и последующему самоконтролю («выполни задания и проверь», «сравни с записью на доске « и т.д.). Целесообразно моделировать учебные ситуации с переносом только что показанного способа обработки учебной информации на своё индивидуальное задание, практиковать работу в парах, организуя взаимопомощь учеников.
Особенности применения КРУ

Построение содержания учебного материала по модели коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:



  • выделение сущности признаков изучаемых явлений;

  • опора на жизненный опыт подростка;

  • ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

  • необходимость и достаточность в определении объёма изучаемого материала;

  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование у них деятельностных функций, необходимых для решения задач.

Всё это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает интерес к обучению, учит думать и соотносить инструкцию с заданиями учителя.

Большое значение для повышения мотивации учащихся и ликвидации пробелов в знаниях имеют не только КРУ, но и создание методики их комплексного использования.

В качестве компонентов методической системы использования КРУ рассматриваются: целевой, содержательный, процессуальный, мотивационный и результативный.

КРУ определяются как одна из форм внутренней дифференциации обучения, признанной способствовать максимальной коррекции недостатков развития личности ученика, и поэтому выделяются нами в особый блок коррекционно-развивающей работы.

Внедрение этих упражнений требует изменения наполнения других компонентов, отличного от традиционных подходов в методики школьного обучения. Поэтому на представленной схеме (схема № 4) блок коррекционно-развивающей работы взаимодополняет другие компоненты и является при этом неразрывной их частью.

Значимость этих упражнений, используемых как самостоятельно, так и заложенных в учебный материал, особенно высока на начальном этапе обучения. В старших классах доля подобных заданий уменьшается. Однако коррекционно-развивающий компонент обучения, в большей степени находит свою реализацию в конструировании самого урока, в подходе к его построению на основе уже наработанных детьми навыков и умений, усвоенного ими определённого алгоритма действий, сложившегося стиля взаимоотношений между учащимися и учителем. Чем опытнее учитель, тем успешнее работа в классах.

Важной задачей обучения в спецшколе является изучение и учёт индивидуальных особенностей ученика. Учёт состояния здоровья учеников, их психофизических возможностей и интересов. Внедрение в учебный процесс системы КРУ, основанных на программном материале, позволяют успешно решать задачи по мотивированию к учебной деятельности, создавать условия для оптимального развития и образования школьников «группы риска».

Всё, вместе взятое и приводит к формированию у учащихся понятия мотивации в учебном процессе.

Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины. А после проводится коррекционная работа. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это не умение учиться, то коррекция должна начинаться с выявлением слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действия, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работы учитель должен отмечать успех школьника, показывать его продвижения вперёд. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составляла, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успех при решении сложных задач, - это вселит в него дух уверенности. У ученика появляется желание ещё раз пережить успех.


Методика использования коррекционно-развивающих упражнений



III. Заключение

Чтобы повысить учебную мотивацию у подростков в условиях спецшколы необходимо устранить некоторые причин неуспеваемости:



  • внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

  • внешние, объективные, в основном не зависящих от ученика.

Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости – недостаточное развитие у школьников мышление и других познавательных процессов, негативность этих учащихся к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многим из них школьная программа вполне доступна.

Субъективные причины, из-за которой не успевают некоторые учащиеся:

- низкий уровень навыков учебного труда;

- нежелание учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения.

В этих случаях всеми доступными средствами следует стимулировать учащихся, показать положительную сторону познания, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету. Здесь особенно важно целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы с конкретным учеником.

Объективные причины неуспеваемости скрыты в качественной стороне работы учителя-предметника. При хорошей подготовке учителя к уроку многие неуспевающие учащиеся могли бы успевать. В этой ситуации выход один – поднять уровень преподавания. Неопытным учителям необходима помощь наставников – опытных, высококвалифицированных методистов.

Причиной неуспеваемости может быть учитель, знающий свой предмет, но не умеющий организовать деятельность учащихся на уроке.

Действия учителя, составляющих в своей совокупности систему в работе с неуспевающими, сводятся к следующему:



  • к началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Для этого достаточны беседы с воспитателем класса и собственное наблюдение. Проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год. Эти сведения помогут с первого же урока держать вызывающих опасение учеников под специальным контролем;

  • Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их;

  • Вместе с учениками спланировать режим дня, учить подростков навыкам самостоятельной работы;

  • Создать ситуацию успеха для отстающих школьников;

  • Активно вовлекать учащихся в систему внеурочной работы по своему предмету;

  • Организовать систематические дополнительные задания для слабоуспевающих учеников и индивидуализировать работу с ними;

  • Индивидуализировать задания на уроках с максимальным учётом возможностей ученика и его наклонностей.

Повышение учебной мотивации – это борьба за всесторонне развитого человека.
Результаты работы в спецшколе № 14 «Подросток»

по предмету географии.

В ходе работы выявлено, что при слабой мотивации к обучению, учителю необходимо уделять внимание таким формам работы как:



  • Диагностике на первоначальном обучении;

  • Разработке разно уровневых заданий;

  • Ликвидация пробелов в знаниях через КРУ;

  • Индивидуальный подход к учащимся;

  • Внеклассной работе.

По результатам работы выявлено тенденция повышения мотивации обучения, которая заключается в следующем:

  • Повысился интерес к предмету географии;

  • Увеличилось количество учащихся, выбирающих географию для сдачи итоговой аттестации;

  • Повысился уровень посещаемости уроков;

  • Изменилось отношение к восприятию окружающей среды (стали бережнее относиться к живому миру).

Необходимо продолжить работу по повышению мотивации к обучению и привлечению учащихся к самоликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыков, привитии интереса к предмету.

ЛИТЕРАТУРА

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков // - М., 1972

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н. В., Основы коррекционной педагогики. //М.: Изд-во центр «Академия», 2004.

Зотов. Ю.Б. Организация современного урока // Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1984

Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися // - М., 1998

Микляева А.В., «Трудный класс» // СПб.: Речь, 2006.

Натанзов Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив // М.: 1984

Перфильская Д. Так называемые «трудные» // Народное образование 1966 - № 4.

Рогов Е. И., Личность учителя: теория и практика // - Ростов – на – Дону, 1996

Рожков М.И., Ковальчук М.А., Кузнецова И.В. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением // Учеб. - метод. пособие – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Суслов В. Г., Дифференцированный подход к слабоуспевающим учащимся на уроке географии //журнал «География в школе,» 2003 № 9

Трубячкова И.В., Мохначёва И.Л. Вернуть подростка в школу! // Журнал «Открытая школа», 2003, № 1

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // - М., 1986

Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности // Ярославль, 1991

Шевченко С. Г., В чём суть коррекционно-развивающего обучения. //Журнал «Открытая школа» , 2003, № 1





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница