Выпускная работа по «Основам информационных технологий»



Скачать 396.98 Kb.
страница1/4
Дата25.04.2016
Размер396.98 Kb.
ТипВыпускная работа
  1   2   3   4


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пономарева

Людмила Геннадьевна

Психологическая помощь в сети Интернет

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»
Магистранта

факультета философии и социальных наук

кафедры психологии

Специальность 19.00.04 медицинская психология

Научные руководители:
кандидат психологических наук, доцент Фролова Ю.Г.,

старший преподаватель Кожич П.П.



Минск 2012

Оглавление


Оглавление 3

Список обозначений 4

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1 Содержательные особенности Интернет-консультирования 9

Глава 2 Методология и методы исследования психологической помощи в сети интернет 14

Глава 3 Основные результаты исследования психологической помощи в сети интернет 15

глава 4 Содержательные особенности помощи в сети интернет 16

Заключение 23

Список литературы 24

Приложение А 25

Предметный указатель к реферату 25

Приложение Б 26

Интернет ресурсы в предметной области исследования 26

Приложение В 28

Действующий личный сайт в WWW и Print SCreen главной страницы 28

Приложение Г 29

Граф научных интересов 29

Приложение Д 31

Тестовые вопросы по ОИТ 31

Приложение E 32

Презентация магистерской диссертации 32




Список обозначений


Е – терапия – терапия через Интернет;

Е – форум – форум в сети Интернет;

E-mail - электронная почта, система быстрой передачи текстовых и звуковых сообщений между компьютерами;

Он-лайн –в режиме нахождения в сети Интернет;


ВВЕДЕНИЕ


Как следствие социально-экономических реформ в Беларуси в последние десятилетия усилилось расслоение общества, выросло количество социально-значимых заболеваний, психических расстройств. Появилась ранее нехарактерная для белорусского народа индивидуализация и ориентация не на кооперацию и помощь другим людям, а на соперничество и денежный успех. Кроме того, актуальными остались «вечные» проблемы семейных и супружеских отношений, воспитания детей и т.п. В связи с этим, несмотря на то что, психологическое консультирование как профессиональная деятельность в Беларуси существует сравнительно недавно, степень его влияния на общество стремительно увеличивается. Растет число людей, которые обращаются к консультантам за помощью, оказавшись не в силах справиться с захватившими их обстоятельствами повседневной жизни или в связи с попаданием в экстремальные кризисные ситуации. Сюда относятся трудности, связанные с социальными проблемами, работой или ее отсутствием, проблемы семьи и брака, неуверенность в себе, неспособность принимать решения, проблемы в учебе, трудности в установлении и поддержании отношений с другими людьми и многое другое, ведущее к тем или иным вариантам дезадаптации личности.

В то же время существуют категории людей, для которых психологическая помощь практически недоступна из-за неспособности самостоятельно передвигаться (инвалиды), проживания в сельских районах, в изоляции (заключенные) или потому что они привязаны к дому из-за болезни или старости и т.п. Кроме того, существуют категории людей, находящихся в кризисном состоянии, которые не готовы обратиться за очной консультации в силу специфики их характера или болезни (ВИЧ-инфицированные, наркоманы), боязни нарушения конфиденциальности/огласки (сексуальные расстройства, семейное насилие и т.п.). Именно поэтому за рубежом стремительно развиваются виды дистантной психологической помощи через различные способы на основе текстовой коммуникации (типа электронной почты), называемые психотерапия онлайн (е-терапия), Интернет-консультирование, кибертерапия и telehealth.

Технологические новшества первоначально затрагивали индивидуальные операции в классах, лабораториях, и клиниках (например, учебные пособия, хранение информации, редактирование документов, экспериментирование), но это положение быстро изменилось, включило разные группы и сообщества людей через введение в жизнь компьютерных сетей. Формирование Интернета - глобальной компьютерной сети соединило постоянно растущее число местных сетей, и компьютеры действительно создали «глобальную деревню», где люди непринужденно общаются онлайн. Установленная компьютером коммуникация, используя утилиты, типа электронной почты, открытые семинары (например, телеконференции), форумы (которые обычно обращаются к указанному или ограниченному количеству людей), пересылку текста в реальном времени (например, чат), обмен голосовыми сообщениями (телефония), и видео коммуникации (videoconferencing), теперь стали обычным делом и нормальной частью каждодневных операций для бизнеса, образование, и личного времяпровождения. Развитие и успех мультимедиа торговли, telеmedicine, дистантного образования, газет и игр, все это использование быстро развивающихся коммуникационных технологий, которые обращаются ко многим людям, семьям, и сообществам, создавая постоянно растущий, самоукрепляющийся «волшебный круг».

По данным Международной волонтерской организации «Бифрендерз» в 2001г. только добровольно работающие психологи-консультанты отвечали на письма по e-mail от 64 000 человек. Если осенью 1995 г., существовало всего двенадцать сайтов, где была «e-терапия» в Интернет, то к 2002 году уже насчитывалось свыше 300 сайтов, где предлагались e-терапевтические услуги и предложения от «e-клиник». Совместно с частными сайтами эти предложения насчитывали уже более, чем 500 сайтов. То есть, данный вид психологической помощи за рубежом доказал свою востребованность и эффективность. Однако и за рубежом существуют противники консультирования и психотерапии в киберпространстве. Например, утверждающие, что использование Интернета не является этическим для психологов (психотерапевтов). По нашему мнению из их утверждений наиболее верно то, что не все психологи (психотерапевты) имеют способности, чтобы провести консультацию и терапию по Интернет, и что e-терапия подходит не каждому. С другой стороны, есть другие ситуации, где «е-терапия» - это лучшая доступная альтернатива. К сожалению, по мнению членов ISMHO некоторые профессионалы в области психологического консультирования и терапии ушли в сторону из-за несоответствующих ситуации вопросов, спрашивая: «Эта терапия? Это заменит традиционную терапию? Это лучше, чем терапия при личной встрече с психологом (психотерапевтом)?» Азу Барак считает, что это совсем не те вопросы, которые необходимо было бы задавать. Конечно, е-терапия никогда не заменит традиционную терапию. И даже если e-терапия не вполне состоявшаяся психотерапия - называете ли Вы это эмоциональной поддержкой, обучением, диалогом, помощью или никак не называете – нет сомнений, что е-терапия приносит пользу. И для некоторых людей, это - их единственный доступ к эмоциональной поддержке. В ближайшем будущем исследования обеспечат конкретные доказательства, чтобы показать, эффективна ли консультация он-лайн.

В Беларуси на сегодня имеются только единичные попытки создания психологических служб в Интернете, не разработаны научные основания оказания дистантной психологической помощи. В этих условиях особое значение имеет изучение психологии дискурса дезадаптированной личности, методов консультирования и психотерапии в сети Интернет, их сравнительной эффективности.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие системы, использующие Интернет в качестве транспортного средства:

WWW (также World Wide Web, W3, «Всемирная паутина») - глобальная гипертекстовая система, дающая доступ к информации, на характер которой пользователь сети (user) может интерактивно влиять с помощью гипертекстовых ссылок, позволяющих переходить от одного документа к другому независимо от их удаленности и по мере необходимости. Документы в WWW могут быть не только текстовыми, графическими, но и программными, в которые пользователь может вводить свои данные, что делает эту систему интересной не только в качестве источника информации, но и перспективной для тестирования, тренингов и пр.

Chat - текстовый или разговорный диалог двух и более пользователей в реальном времени. Позволяет проводить не только индивидуальную, но и групповую психотерапию с сохранением высокого уровня анонимности. Психотерапия с использованием chat в настоящее время проходит экспериментальную разработку, ведутся суппортивные группы (группы поддержки) и группы личностного роста.

E-mail - электронная почта, система быстрой передачи текстовых и звуковых сообщений между компьютерами (по сравнению с обычной почтой), применима в консультировании и психотерапии. В качестве обратной связи используется не только субъективная информация респондента, но и результаты ее семантического анализа. Кроме высокого уровня анонимности дает пациенту время на обдумывание, редактирование, а значит, для дополнительной когнитивной работы над проблемой по сравнению с общением в реальном времени. В настоящее время психотерапия с использованием электронной почты существует на экспериментальной основе.

Usenet - система так называемых «телеконференций!», или «группы новостей». Своего рода групповая переписка, растянутая во времени (сообщения задерживаются в каталоге от 5 до 30 дней) с доступом всех пользователей. Каталог представляет собой очень широкий, постоянно пополняемый тематический список. Пользователь, выбравший интересующую его тему (подписавшийся на группу новостей), приобретает доступ к другому списку названий сообщений, упорядоченных по времени и взаимосвязям (иерархии); выбрав название, он получает текст сообщения или может добавить свое. Usenet из-за своего удобства в настоящее время развивается как особое средство распространения и обмена информацией не только между психотерапевтами-практиками и исследователями, но и клиентами (пациентами), потенциально заинтересованными в обращении к психотерапии, а также имеющими опыт лечения.

Наряду с новыми возможностями, такими как исключительная анонимность не только индивидуальной, но и групповой работы, безграничная доступность, в Интернет-психотерапии существуют следующие проблемы:

- этические, так как психотерапевтическая помощь по сети Интернет рождает специфические, еще не достаточно изученные риски, возможность хакерского вмешательства в переписку и т. д.;

- юридические, связанные с тем, что Интернет - всемирная сеть, выходит за рамки государства, национального законодательства, регламентирующего медицинскую помощь;

- методологические - из-за ограниченных возможностей в диагностике в связи с недостаточной обратной связью, ее в основном текстово-ориентированным характером;

Соответственно необходима разработка принципиально новых, адаптированных для применения в Интернете методик психотерапевтической помощи [7;10].

Таким образом, целью исследования является изучение социально-психологических содержательных особенностей технологии психологического Интернет-консультирования.

Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования, а так же отражая полиаспектную гипотезу исследования, мы поставили следующие задачи исследования:

1) Проследить историю развития психологической помощи в Интернете;

2) Выявить модели, способы и технологические приемы оказания психологической помощи в Интернете;

3) Изучить виды и формы психологического консультирования в Интернете;

4) Раскрыть содержательную специфику и процессуальные особенности психологического Интернет-консультирования.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница