Выпускная работа по «Использование ит при выявлении белорусской модели социальной защиты детства в 1950-е первой половины 1960-х гг.»



Скачать 307.33 Kb.
Дата01.06.2016
Размер307.33 Kb.
ТипВыпускная работа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Выпускная работа по

«Использование ИТ при выявлении белорусской модели социальной защиты детства



в 1950-е - первой половины 1960-х гг.»
Магистрант кафедры

истории Беларуси нового и

новейшего времени

Бочаренко Иван Леонидович
Руководитель по специальности:

кандидат исторических наук,

доцент Кулеш Л. Н.

Руководитель, ведущий практику

по выпускной работе: ассистент

Позняков Андрей Михайлович
Минск – 2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



ОГЛАВЛЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 3


ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ


БД – база данных

ИТ – информационные технологии

ПС – поисковые системы

ПК – персональный компьютер

НАРБ – Национальный архив Республики Беларусь

Технология – совокупность приёмов и процессов в определённой области деятельности

ЭВМ – электронная вычислительная машина

HTML - Hypertext Markup Language (язык размётки документов в Интернете)

HTTP - Hypertext Transfer Protocol (протокол связи в Интернете)

WWW – World Wide Web (всемирная паутина)



РЕФЕРАТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В 1950-Е – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-Х ГГ.»
ВВЕДЕНИЕ

Жизнь современного человека невозможно представить без использования информационных технологий (ИТ). Мы все живем в эпоху, когда компьютерные технологии проникли абсолютно во все отрасли человеческой деятельности (когда мы пишем рассказ с помощью текстового редактора, снимаем деньги со счета в банке, покупаем продукты в магазине или устанавливаем программу для микроволновой печи, чтобы приготовить пищу) не исключением является и область нашего изучения - социальная работа на Беларуси.

Итак, под влиянием научно-технического прогресса в середине ХХ в. началась информатизация общества. В условиях гигантского роста знаний прежние способы накопления, сохранения, передачи и обработки информации (письменность, книгопечатание, средства связи) уже не обеспечивали высокой производительности труда тех, кто имел дело с информацией. Возникла реальная опасность потери около 95% научной информации. Чтобы успешно справиться с трудностями, обществу необходимо было усовершенствовать эту область деятельности на основе новейших достижений науки и техники.

Возникшая проблема могла быть решена путем использования ЭВМ. Перевод основного запаса знаний в машиночитаемую форму и переустройство сферы деятельности специалистов, работающих с информацией, предопределили превращение ее в самостоятельный фактор развития общества, а компьютерные средства - в техническую базу информации.

Процесс информатизации, затронувший все области знания, в 80-х годах распространился и на историческую науку. Перед последней стала задача повышение информационной отдачи источников и выработки для этого конкретных путей и методов.

Можно выделить следующие основные направления использования компьютерных технологий в исторических исследованиях:

-создание и использование компьютерных баз и банков данных;

-создание и использование электронных текстов;

-компьютеризованный анализ наративных источников;

-статистическая обработка данных исторических источников на компьютере;

-сканирование текстов и изображений, компьютеризованный анализ изобразительных источников и картографического материала;

-применение мультимедиа-технологий в исторических исследованиях и обучении истории;

-информатизация архивов и музеев;

-использование Internet как источника новых информационных ресурсов для историков.

Однако, несмотря на то, что процесс иформацизации истоической науки берет свое начало в 80-х годах, он еще очень далеко до завершения. Многие историки, особенно на постсоветском пространстве, до сих пор предпочитают компьютеру лист бумаги и ручку, некоторые ограничиваются набором текста на компьютере. Но есть и те, кто стремиться к внедрению информационных технологий в историческо-социальные исследования.

Целью данной работы является изучить систему воспитательного и образовательного процесса детей-сирот в 1950-х – первой половине 1960-х гг. в БССР.

Исследователь поставил перед собой следующие задачи:


    • проанализировать процесс формирования структур сиротских учреждений;

    • выявить позитивные и негативные стороны деятельности школ-интернатов в первой половине 1960-х гг. в БССР;

    • изучить государственную политику по оказанию помощи детям, остававшимся без родительского попечения, в рассматриваемый период;

    • раскрыть содержание образовательного процесса в школах-интернатах.

Данная тематика выбрана не случайно, она отражает сферу исследовательских интересов автора.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В начале 2000-х гг. нынешнего века в Беларуси зародилось новое направление исторической науки - история социальной работы. Важнейшим теоретико-методологическим исследователем и отцом белорусской новой науке является Александров Дмитриевич Григорьев, который уже в начале века, будучи пожилым человеком, опубликовал свои исследовании в электронных журналах, находящиеся в глобальной сети Интернета.

Однако следует отметить, что проблема внедрения исследуемой темы в ЭВМ была заложено за долго до XXI века. Впрочем, профессиональные учёные-историки ранних лет отнеслись с недоверием и непониманием к попыткам математиков внедрить ЭВМ в изучение истории социальной работы. К тому же, сказались ограниченная доступность ЭВМ для исследователей, отсутствие современных удобных в работе персональных компьютеров (далее ПК) и.т.п.

Положение изменилось после т.н. “микрокомпьютерной революции” 80-ых годов, связанной с активным внедрением ПК. Произошедшие перемены способствовали развитию исторической информатики, организации ассоциаций, встреч, форумов специалистов, на которых обсуждались те ли иные методы, формы применения ИТ в исследованиях.

В результате, на данный момент накоплена значительная объёмная методологическая база типов, приёмов применения ИТ. Большая роль в их разработке принадлежит членам ассоциации “История и компьютер” (АИК): таким как, Л.И. Бородкин, В.С. Тяжельников [2; 3]. Необходимо отметить работу кафедры источниковедения и методологии истории исторического факультета БГУ во главе с заведующим кафедрой доктором исторических наук, профессором В.Н. Сидорцовым. Изучением и разработкой методик использования ИТ в историческом исследовании, практическим воплощением теоретического материала в нашей стране также занимаются специалисты Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, Полоцкого государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.

В своих исследованиях, значительная часть авторов описывает свой личный опыт использования ИТ в процессе преподавания и изучения истории. Помимо практических наработок имеет место издание обобщающих теоретических работ по использованию ИТ в историческом исследовании. Издаются соответствующие учебники, в.т.ч. и в Республике Беларусь.

Как видим, историческая информатика развивается быстрыми темпами на постсоветском пространстве. Однако вместе с тем, складывается впечатление, что многие направления исторических исследований оказались практически не затронуты. К числу подобных направлений историографии, в которых ИТ используются в сравнительно небольшой степени, необходимо отнести изучение истории системы воспитания и образования детей-сирот в БССР (1950-е – первая половина 1960-х гг.). На данный момент в научном обороте отсутствуют специализированные пособия, теоретические работы, посвящённые использованию ИТ в истории Беларуси XX в. исследуемой проблемы.

Таким образом, автору пришлось в ходе проделанной работы с одной стороны разыскивать те единичные примеры использования ИТ по данному вопросу, а также, с другой стороны, предлагать собственные варианты использования ИТ при изучении данного вопроса.

Для поиска нужной информации мы использовали различные поисковые системы (ПС): YANDEX, RAMBLER, GOOGLE и др.

Их адреса: www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.ru и др. ПС – специальный Web-узел, предназначенный для автоматизации поиска в Интернете нужной информации с использованием ключевых слов. Успешность поиска в сети Интернет определяется несколькими основными факторами: точностью и корректностью сформулированного пользователем запроса; способностью поисковой системы правильно воспринять поступивший запрос. Под запросом в ПС понимается комбинация из ключевых слов, которую пользователь применяет для поиска нужной информации.

Перечень наиболее удачных сайтов, которые использовались мною для получения дополнительной информации по системе воспитания и образования детей-сирот в БССР (1950-е – первая половина 1960-х гг.), следующие:


  1. www.belinternat.org (на данном сайте размещена информация о системе государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различные временные отрезки)

  2. http://roman.by/r-30014.html (российский опыт сиротских учреждений)

  3. http://minsk.gov.by/ru/rn/zav/history/ (сайт содержит информацию о деятельности и строительстве школ-интернатов исследуемого периода)

  4. http://roman.by/r-3010.html (на странице размещена любопытная статья «Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистического общества»)

  5. http://roman.by/r-65561.html (размещен общий курс лекций по праву социального обеспечения в России и бывших Советских республик) и др.

Подчеркнем еще раз, несмотря на информацию информационно-познавательной сферы Интернета всевозможными электронными учебниками и web-ресурсами, ни один из них не отражает проблему полно, всесторонне. Имеющиеся в распоряжении небольшой круг ресурсов составляет лишь малую долю для необходимых исследований, при изучении которых появляются и ставится больше вопросов, нежели ответов.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

При написании данной работы нами были использованы как обще-логические, так и общенаучные методы. К ним относятся такие методы как анализ и синтез. Анализ дает возможность выявить структуру исследуемого объекта и отбросить несущественные факты, а также упростить материал. Синтез связан с анализом, он объединяет в одно целое факты, введенные с помощью анализа.

Данная работа основана на таких принципах как принцип объективности и комплексного подхода. Что касается принципа объективности, то он базируется на таких компонентах как единство и взаимосвязь используемых методов. Принцип комплексного полхода – основывается на всестороннем изучении и анализе объекта исследования.

Кроме того, в процессе создания реферата использовались такие методы как индукция и дедукция, аналогия и сравнение, а также обобщение. Метод индукции подразумевает перед собой переход от единичных фактов к общим положениям. Метод дедукции основан на переходе от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса.

Что касается метода аналогии, то он основан ан установлении сходства между нетождественными объектами, путем выявления их различий. Метод же суждения основывается на суждении о сходстве или различии объектов. Такой метод как обобщение можно охарактеризовать, как метод, который ставит перед собой задачу объединения важных фактов и опущение несущественной информации.

Итак, немного непосредственной практики работы с источниками.

Особенность разрабатываемой магистерской работы заключается в труднодоступности многих источников, находящихся в архивах под грифом секретно, недостаточности архивных и трудно доверяемых источников, а так же редких монографий и публикаций, которые нельзя найти в свободном доступе. В связи с этим интернет-ресурсы приобретают определяющее значение.

Особое значение данные ресурсы приобретают в последнее время в связи с всё большё распространенностью практики оцифровки исторических источников, следовательно, и материалов исследуемой проблемы. Таким образом, процесс оцифровки становится приоритетным, основополагающим. Одними из первых задачу оцифровки исторических документов в исторической информатики и компьютерном источниковедении в частности применительно к источникам по республиканской социальной политики БССР выполнила команда сайта http://www.pravoby.info, созданная в Минске, где они выложили большое количество законодательных актов периода Белорусской ССР. На веб-сайте имеется четкая картина, как искать те или иные источники, так, например, документы расформированы по органом принятия, по принципу местная/республиканская власть и др.

Однако следует всегда помнить о проблеме перевода реальной информации в виртуальный вид. Прежде всего, это касается письменных источников. В виртуальный текстовый формат их можно перевести либо механическим способом набора в текстовых редакторах, либо путём технологии сканирования текста, с возможным впоследствии его распознаванием и опять же переводом в текстовый формат. Второй вариант предпочтительнее в плане меньшего количества неточностей, которыми грешит любой «человеческий» набор текстовой информации, а также, когда мы имеем дело с большими объёмами информации (перевод в текстовый либо отсканированный формат, пригодный для чтения производит машина). Современные технологии сканирования и распознавания текста позволяют обработать не только печатные тексты, но и тексты, написанные от руки (конечно, этим технологиям ещё далеко до навыков опытного палеографа, а некоторые студенческие конспекты – просто ужас для них, но следует помнить, что технический прогресс идёт семимильными шагами). В настоящее время OCR (система оптического распознавания) хорошо справляется со своей задачей, когда имеет дело с чистым чётким текстом. Большинство OCR работают с растровым изображением, которое получено через сканер. Вначале OCR должна разбить страницу на блоки текста, основанного на особенностях правого и левого выравнивания и наличия нескольких колонок. Потом эти блоки разбиваются в индивидуальные метки чернил, которые, как правило, соответствуют отдельным буквам. Алгоритм распознавания делает предположения относительно соответствия чернильных меток символам, а затем делается выбор каждой буквы и цифры. В результате страница восстанавливается в символах текста. В лучшем случае для качественных изображений, составленных из обычных шрифтов, OCR-системы могут достигать точности свыше 99,9%. Хотя это число кажется почти совершенным, количество ошибок не вселяет большой радости, потому что если имеется 1500 символов на странице, то даже при коэффициенте успешного распознавания 99,9% получается одна или две ошибки на страницу, требуя человеческого контроля результатов для гарантирования правильности соответствия оригиналу. Но в реальной жизни тексты далеки от совершенства, они содержат тёмные пятна, являются ксерокопиями, или на странице текст расположен с нарушением границ или с перекосом - тогда количество ошибок ещё больше. Улучшение систем оптического распознавания идёт по узкой дороге между потребностью в гибкости ПО и требованием его точности. Если программное обеспечение не достаточно гибко, то оно будет неточно сегментировать символ, когда будет сталкиваться с различными вариациями начертания. С другой стороны, слишком много гибкости может также вызывать ошибки. К примеру, отличие между "b" и "h" в нижнем регистре не очень большое, и гибкий алгоритм может спутать их.

Но это не единственная сложность, которая подстерегает исследователей. Другой сложностью является подтверждение соответствия виртуального источника источнику реальному. В Интернете можно найти сотни одинаковых документов, но какой из них будет соответствовать максимально реальному источнику, а какой содержать погрешности, ошибки, опечатки, помехи. В связи с этим, организации, научные общества, представляющие исторический источник для всемирного пользования, должны использовать технологию электронной подписи документа. Что-то похожее на штамп, подпись, подтверждающие происхождение и подлинность документа и его соответствие реальному документу, совсем как к древним папским буллам или княжеским грамотам подвешивали сургучные печати. Электронная подпись всё больше и больше входит в реалии нашей жизни. В 2000 году Конгресс США впервые предоставил президенту Клинтону законопроект, который был подписан электронной подписью. Электронные подписи под ним поставили спикер палаты представителей Денис Хастерт (Dennis Hastert) и сенатор Стром Турмонд (Strom Thurmond). Сам документ имел формат Adobe Acrobat. Затем законопроект был отправлен президенту по защищенной электронной почте в зашифрованном виде. Для выполнения исторической подписи была использована программа PenOp Signature производства нью-йоркской компании PenOp, чувствительный к надавливанию пером планшет и само специальное перо. По заявлению представителя PenOp, в этой системе используются биометрическая технология и технология цифровой подписи, что позволяет максимально снизить риск подделки. Для идентификации подписи в программе PenOp Signature используется 30 параметров. Крупнейшие компании мира заняты в настоящее время проблемой развития этой технологии, которая позволит всем пользователям Интернет быстро и без опасений обмениваться электронными документами.

Для решения проблемы верификации исторических документов в Интернете не следует забывать и о традиционных методах работы с письменными источниками: тщательном источниковедческом анализе, сравнении с другими источниками на пути по выявлению искажений.

Интернетресурсы также как экспонаты в музее или документы в архиве подвержены различным опасностям, начиная от поломки оборудования, заканчивая хакерскими атаками. Поэтому для функционирования Интернет ресурсов в качестве исторических источников (само их определение предполагает некую долговременность их существования), для обеспечения их подлинности важным аспектом является защита информации. Среди основных средств защиты информации можно отметить следующие: комплексная антивирусная защита ПО, пароль, ввод контрольных чисел, шифрование, установка межсетевых экранов - брэндмауэров (firewalls), которые препятствуют бесконтрольному перемещению информации, разграничивая доступ клиентов из одного множества к информации, хранящейся на серверах в другом множестве.

В заключение хотелось бы отметить, что Интернет представляет собой весьма неупорядоченную систему – хаос, нагромождение информации, большинство которой не представляет научного интереса для историка. Ищущему необходимо весьма осторожно и выборочно относиться к ресурсам сети.

Интернет-ресурсы на современном этапе являются большим подспорьем для современных исследователей. Невозможность собственноручно подержать источник в руках уже не является препятствием. Благодаря оцифровке исторических источников, возможность собственноручного анализа получил в принципе любой желающий. Наличие различных специализированных форумов создаёт возможность обмена мнениями между различными историками, что приводит к исчезновению региональности исторической науки.


ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодня Интернет все в большей степени становиться неотъемлемой частью нашей деятельности. Это утверждение имеет непосредственное отношение к научно-исследовательской и образовательной сферам. Наблюдается постоянный рост доступных ресурсов, что позволяет надеяться на полноценное использование накопленных мировых материалов, представленных в электронном формате.

Интернет представляется наиболее современным средством, направленным на широкий доступ к источникам, оперативный обмен информацией между учеными, популяризацию исторического знания и предоставление полной информации о исследованиях и разработках в исторических дисциплинах.

Поэтому перед историческими ресурсами в Интернет встают три основных цели:



  1. представление научной информации;

  2. образовательные функции;

  3. популяризация науки.

Прежде, чем рассуждать о наличии или отсутствии ресурсов, следует определиться с терминами. Под научно-образовательными ресурсами (НОР) по истории в широком смысле можно понимать все, что имеет какое-либо отношение к истории как науке, имея в ввиду все ее функции, в том числе и просветительскую. Тогда в узком смысле, по-видимому, следует под таковыми понимать только ту информацию, которая прямо и непосредственно используется (или может быть использована) в учебном процессе, связанном с обучением истории, и/или научно-исследовательской работе в области истории.

Основными видами НОР могут быть следующее:

1. Информация о научных учреждениях, проектах, конференциях, персоналии деятелей исторической науки и т.п. – эти ресурсы можно назвать представительскими.

2. Электронные тексты

а) исторических источников,

б) монографий, статей, тезисов докладов, заметок и прочее.

Сюда относиться только то, что в бумажном виде является основным рабочим материалом историка-исследователя и историка-преподавателя.

3. Имиджи, звук, видео и прочие мультимедийные проекты. Здесь пока абсолютный приоритет за электронными образами источников.

4. Базы данных.

5. Каталоги исторических ресурсов.

6.Програмно обеспечение для историков, включая разного рода контролирующие и обучающие программы, которые работают в режиме on-line.

К сожалению, НОР в узком понимании этого термина находиться в интернете еще пока на недостаточном уровне развития.

Тем не менее, использование сети интернет может вывести историческую науку на новый качественный уровень. В то же время историк сталкивается с определенными трудностями, например, как найти нужные сведения и произвести отбор из огромного массива информации?

В интернете для облегчения поиска существуют специальные поисковые службы или сервисы. Разделим их на справочники (каталоги) и поисковые системы (машины). Естественно, что это деление будет условным, так как каждый справочник, как правило, обладает собственной поисковой системой, а каждая поисковая система – собственным справочником. Принципы их работы базируются на абсолютно разных подходах и технологиях. Рассмотрим отличия, достоинства и недостатки этих поисковых служб.

Первая группа поисковых средств – каталоги или рубрикаторы – электронные справочники с четкой системой и логико-тематической структурой, в которых поиск ведется по темам и ключевым словам. Каталог - это поисковая система с классифицированным списком аннотаций, в котором содержатся гиперссылки на другие ресурсы интернет. База данных ссылок (индекс) заполняется вручную. Поиск в каталоге возможен путем последовательного уточнения тем (передвижения по дереву каталога). Результатом будет аннотированный список адресов.

Достоинством справочников являются: оперативность отражения новых ресурсов; логичность и последовательность иерархической схемы классификаций; система перекрестных ссылок (для выявления информации при использовании различных подходов). К «минусам» можно отнести следующее: справочники отражают лишь незначительную часть ресурсов сети (наиболее заметные сайты); нельзя провести сложный поиск, результаты будут отражать общие сведения, деталей и подробностей там не будет. К справочником всемирного масштаба можно отнести Yahoo! (www.yahoo.com), Open Directory (dmoz.org), About (www.about.com). Среди российских наиболее известными являются – Апорт (www.aport.ru), List.ru (www.list.mail.ru), Weblist (www.weblist.ru), Улитка (www.ulitka.ru).

Поисковые системы имеют совершенно иные принципы организации работы. Они автоматически формируют базы данных с информацией о Web-страницах, статьях в группах новостей и списках рассылки и т.д. Поиск информации в поисковых системах проводится по ключевому слову (фразе) или по тематическим каталогам. Результаты поиска оформляются в виде списка найденных документов с указанием их заголовков, адресов, цитат из текста документа с выделением ключевых слов, даты обновления, размера и языка документа. Преимущество поисковых систем состоит в возможности обработки результатов поиска – в переходе по ссылке к первоисточнику, конкретизации поиска требуемой информации при помощи добавления новых ключевых слов, в простоте интерфейса, наличии дополнительных сервисных функций, как, например, возможность перевода текста документа на иностранный язык. Наиболее авторитетным поисковым системам всемирного масштаба в настоящее время относятся Google (www.google.com), Alltheweb (www.alltheweb.com) и AltaVista (www.altavista.com). Российские системы -Яndex (www.yandex.ru), Rambler (www.rambler.ru) и Апорт (www.aport.ru).

Произведем наблюдение в рамках поисковой системы Google по заданным параметрам (белорусский, русский, английский).

Результаты представим в виде таблицы.

Таблица 1. Найденных Интернет-ресурсов по «сироте» на английском языке, русском языке и белорусском языке.




Поисковая система

На белорусском языке

На русском языке

На английском языке

сірата

сірата ў Беларусі

сирота

сирота в Беларуси

orphan

orphan in Belarus

Google

14 500

0



613 000

1

12 200 000

9

Заметим, что результаты отражают состояние Интернет-ресурсов на начало декабря 2010 года и способны отобразить лишь самую общую ситуацию и тенденции, которые, как известно, могут измениться в любой момент.

Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Web-пространство русскоязычного и англоязычного интернета находится на довольно высоком уровне развития;

2) Белорусско-язычное Web-пространство развито на более низком уровне.

Данные гистограммы наглядно отражают вышеприведенную ситуацию.

Из итогов наблюдений следует отметить ситуацию пересечения Web-материалов при работе со всеми указанными средствами поиска. Наиболее часто встречаются ссылки на сайтах определенных школ-интернатов, на всевозможных сайтах статистической направленности, сайтах отчетной документации. Практически все поисковики выдают информацию о сайтах «Интернаты Беларуси», «Дети. Сироты”, “Википедия” и др. и о официальном интернет-портале президента Республики Беларусь.


ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обратившись к ресурсам интернета, мы смогли найти значительной количество информации по заданной теме. Однако заметим, что обилие материала не означает того, что он соответствует критериям исследователя. По заданной теме довольно сложно найти в интернете научную информацию, что является следствием специфики исследования. В лучшем случае можно наткнуться на отрывки из монографий исследователей, занимавшихся этим вопросом, на статьи из энциклопедий (иногда очень информативные), а также работы самих работников школ-интернатов и отчеты дирекции. В тоже время, тексты из исследований фрагментарны, часто вырваны из контекста, в результате чего не отражают полностью соображений того или иного автора. Что касается монографий представителей социальной работы в Белорусской ССР исследуемого периода, то чаще всего они имеют незавершенный характер, и если некоторые из них и посвящены истории социальной политики в Советское время, то написаны непрофессиональными историками, а как я уже отмечал работниками школ-интернатов или краеведческими клубами определенной местности.

Наибольшую ценность, на наш взгляд, представляют сайты различных сиротских приютов, школ-интернатов, распределителей и др. Проанализировав информацию, вывешенную на этих сайтах, проследив за новостями, можно составить довольно четкое представление о деятельности той или иной социальной учебно-воспитательной единицы, а иногда работников и воспитанников. Определенную информацию можно извлечь из страничек сайта, посвященных Советской политики по социальной защите население БССР. Однако к полученным данным необходимо отнестись с определенной осторожностью и сверить с другими источниками, так как чаще всего их авторы не являются профессиональными историками или были выполнены под определенным натиском партии, что соответствовала своему времени. Нельзя упускать и возможность непосредственного контакта детей-сирот с другими организациями (такими как Красный Крест, Женсовет и др.). Кроме того, на социальных сайтах вывешено большое количество фотографий, что может помочь в исследовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования были получены следующие результаты. После тщательной работы с различными Интернет ресурсами, нами было установлено, что Интернет выступает в качестве одного из наиболее эффективных средств поиска информации.

В данной работе мы представили один из самых популярных поисковых систем, осуществляющих поиск по различным серверам как белорусского, российского происхождения так и иностранным серверам. В ходе нашего исследования мы представили информацию о специализированных поисковых системах, которые осуществляют специализированный поиск.

В данной роботе мы предлагаем вниманию использование ИТ при выявлении белорусской модели социальной защиты детства в 1950-е - первой половины 1960-х гг., периода, который стал переломным в отношении социальной работы на Беларуси. В исследуемые хронологические рамки происходит трансформация политики советской власти в сфере защиты детей-сирот как из области семьи в поле деятельности государственных структур. Нами было установлено, что электронные ресурсы, представленные на отечественных серверах, чаще всего представляют малый интерес для исследователя и носит сугубо статейный характер. Это следует объяснить малым периодом развития этой информационной сферы в российском и белорусском Интернет просторе.



Таблица 2. Структурная подчиненность сиротские учреждение в 50-е – 60-е гг. XX века в БССР:

Наиболее значительная информация о учебно-воспитательном процессе сирот исследуемого периода находится на англоязычных сайтах. Объем информации, содержащейся на зарубежных серверах, равно как и их количество, довольно велико, поэтому особое значение приобретают вспомогательные средства серверов - списки ссылок на другие станции со схожей тематикой.

Результаты, полученные нами в ходе исследования, представляют большой научный интерес и будут полезны как ученым-историком, так и всем людям интересующимся данной темой.

Тема, затронутая в нашей работе, очень актуальна и может иметь логическое продолжение.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Балыкина, Е.Н. Историческая информатика в Белгосуниверситете:// http:// www. kleio.asu.ru/. Дата доступа – 20. 11. 2010.

  2. Бородкин, Л.И. Историческая информатика: Этапы развития / Л.И. Бородкин // Новая и новейшая история. –1997. – №1. - С. 4-24.

  3. Бородкин, Л.И. Компьютерное моделирование исторических процессов: еще раз о математических моделях / Л.И. Бородкин // Круг идей: Новое в исторической информатике. − 1994. − Вып. 2. − С. 74 – 82.

  4. Воронько В., Костинский А. Компьютерный анализ текстов. http//www.svoboda.org/. Дата доступа – 20. 11. 2010.

  5. Каун, С.Б. Новые информационные возможности в обработке массовых источников по истории Беларуси// http:// www. ksu.ru/. Дата доступа – 20. 11. 2010.


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

ИТ: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 17

WWW: 2, 3, 8, 9, 14, 15, 18, 19, 22

Интернет: 2, 3, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19

Сирота: 15, 19

БССР: 6, 7, 8, 9, 16, 19
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

  1. http://www.bestpravo.ru - электронная версия крупнейших и важнейших для нашей страны законодательные акты, которые имеют четкую структуру поиска, например, поисковые действия осуществляются по органам принятие того или иного акта. Хронологические рамки архивных документов охватывает конец 40-х гг. XX века и по сей день. Нас интересовали документы социального характера, в которых они содержали информацию о категории детей находящихся в интернатных учреждений, формы работы с детьми-сиротами в учебно-воспитательном плане и многое другое. К тому же сайт постоянно обновляется, на его страницах всегда можно найти актуальную информацию.

  2. http://www.wikipedia.org - популярная электронная энциклопедия, белорусский вариант. Есть перечень и определение «сироты» и всех понятий по исследуемой проблеме.

  3. http://www.aiv.by - сайт издательства “Адукацыя і выхаванне”, где можно отследить содержание учедного процесса на территории БССР.

  4. http://www.archives.gov.by - на сайте содержатся сведения о государственных архивных учереждениях, маиериалы по архивному делу и документальному обеспечению управления. Представленная информация по генеологии, археографии, законодательству и профессиональной подготовки специалистов. Значительную часть составляют материалы отражающие истроию Беларуси, многогранностьматериальной и духовной культуры белорусского народа. Сайт довольно удобный в управлении, содержит в себе ряд необходимых материалов для быстрой ориентации исследователя в сети архивных учереждений страны.

  5. http://www.rusarchives.ru - интересный архивный портал России, который содержит в себе электронные архивные справки, многочисленные опубликованные архивные материалы. Исчерпывающую информацию о сети архиных учереждений России, наборы баз данных, законодательные и нормативно-правовые акты в области архивного законодательства ў, ленту новостей и многое другое. Очень содержательный проект для историков.

  6. www.history.pu.ru - стандартный образовательный ресурс содержащий стандартный набор материалов, как-то курсы лекций, выложены книги, изданные данным университетом. На сайте присутствуют ссылки на другие тематические ресурсы, а так же форум, для желающих обсудить прблемные вопросы по истории.

  7. http://roman.by/r-50431.html - на этом сайте размещена информация об особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате современного периода на базе опыта предыдущих лет.

  8. http://roman.by/r-56539.html- размещена исследованная информация о истории социальное призрение детей.

  9. http://minsk.gov.by/ru/rn/zav/history/- размещается справка на 1961 г. О строительстве школ-интернатов в Заводском район г. Минска.


ЛИЧНЫЙ САЙТ в WWW

Адрес сайта магистранта Бочаренко Ивана Леонидовича

http://www.bocharenko-vanya.narod.ru

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Магистранта Бочаренко Ивана Леонидовича

Исторический факультет

Специальность «всеобщая история»




Смежные специальности

07.00.02 – Отечественная история

1. Государственная учебно-образования политика в социальной сфере БССР, их внутренняя и внешняя политика, местное управление социальными учреждениями, отношение государство к благотворительным организации.

2. Красный крест и другие формы помощи детям-сиротам и роль их в формирование общественного понимание к данной проблеме.





07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования

1. История исторической науки. Развитие исторической мысли в социальной области, школы и направления, организация и функции социальных дисциплин, науки. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы социально-исторического познания.

2. Основы моделирования исторической науки. Модели концептуальных подходов. Структура исторического исследования. Категории исторической науки.





Основная специальность

07.00.03 – всеобщая история

  1. Методологические и типологические проблемы исследования истории зарубежных стран, связей и взаимодействия между отдельными государствами и регионами СССР.

  2. История развития государств, политических и общественных институтов на локальном, региональном и глобальном уровнях; историко-демографические процессы в социальной сфере.

  3. Внешняя политика социальной работы и международные отношения, глобализация социальных процессах.



Сопутствующие специальности

05.25.02 – документалистика, документоведение, архивоведение, ист.

  1. Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации.

  2. История документалистики, документоведения и архивоведения.



12.00.01 – теория и история права и государства; история правовых учений

  1. Политико-правовое учение марксизма.

  2. Политико-правовая идеология большевизма.



ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО «ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ»



(Бочаренко Иван) Першай праз тэрыторыю Беларусі прайшла чыгунка:



Рыга-Арлоўская

Пецярбургска-Варшаўская

Пецярбургска-Адэская

Вілья-Ровенская

няма адпаведнага варыянта







(Бочаренко Иван) Польская мова стала дзяржаўнай у ВКЛ:



1569г.

1630г.

1669г.

ABBYY 1696г.

няма адпаведнага варыянта





ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Тема диссертации:

«Использование ИТ при выявлении белорусской модели социальной защиты детства в 1950-е - первой половины 1960-х гг.»

Для просмотра презентации щелкните ссылку - (http://bocharenko-vanya.narod.ru/2010.ppt), а также смотрите в ПРИЛОЖЕНИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

  1. Балыкина, Е. Н, Комличенко, В. Н, Сидорцов, В. Н. Историческая информатика для исторических специальностей) / Е. Н. Балыкина, В. Н. Комличенко, В. Н.Сидорцов. – Мн.: ВЕДЫ, 1998. – 316 с.

  2. Бешенков, С. А., Гейн, А. Г., Григорьев, С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. 1995. – 144 с.

  3. Гусев, В. С. Эффективный поиск информации в Internet/ Гусев В. С. – М., 2004. – 336 с.

  4. Липницкая, О.Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О.Л. Липницкая, Е.Э. Попова. – Мн.: БГУ, 2002. – 140 с.

  5. Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н. Сидорцов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Сидорцова. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

  6. Сайт Кожича П.П. [Электронный ресурс] / Кожич П.П. - 2003. – Режим доступа: http://polkojich.com. - Дата доступа: 24.11.2010

  7. Сайт Познякова А.М.[Электронный ресурс] / Позняков А.М. - 2010 . – Режим доступа: http://connected.by.com/std.html. - Дата доступа: 24.11.2010

  8. Сайт Познякова А.М.[Электронный ресурс] / Позняков А.М. - 2010 . – Режим доступа: http://connected.by.com/std.html. - Дата доступа: 5.12.2010.


ПРИЛОЖЕНИЕ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница