Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный Педагогический Университет
Кафедра теории и практики в управлении образованием
Выпускная работа
Благоприятный психологический климат в организации как условие эффективной профессиональной деятельности.
Исполнитель:
Студентка Vкурса
Гр факультета
ПК и ППРО
Руководитель:
Екатеринбург, 2004
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое осмысление благоприятного
психологического климата в организации профессиональной
деятельности коллектива……………………………………………………8
-
Основные социально-психологические концепции
благоприятного психологического климата……………………………….8
-
Особенность коллектива: его диагностика и пути развития…………….12
-
Социально-психологический портрет педагога-руководителя в
аспекте деятельности коллектива…………………………………………16
Глава 2. Исследование самоотношения и ответственности у женщин
в дошкольном образовании…………………………………………….....24
2.1. Роль самосознания и ответственности в регуляции жизнедеятельности
женщин-руководителей педколлектива……………………………….....24
2.2. Цель, гипотеза, предмет и объект исследования ........................................31
2.3. Испытуемые....................................................................................................33
2.4. Методики.........................................................................................................34
2.5. Обработка данных..........................................................................................42
2.6. Результаты и их обсуждение…………………………………………….....43
2.7. Психологические выводы………………………………………………......53
Глава 3. Теоретико-методологические основы практики активизации
личностных регуляторов профессионального роста коллектива в
благоприятном психологическом климате………………………………54
3.1. Программа по обучению педагогического коллектива
«Путь к самоопределению»……………………………………………….54
Заключение………………………………………………………………………..59
Библиография……………………………………………………………………..61
Приложение……………………………………………………………………….63
Из введения
Актуальность нашей проблемы обуславливается тем, что в настоящее время проявляются существенные перемены в социальной, экономической, и социокультурной сферах жизнедеятельности общества, что неизбежно вызывают изменения в мышлении и стиле деятельности коллектива. Такая закономерность касается и управленческой деятельности в образовательных учреждениях. Всё больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, уверенность в себе, инициатива, смелость, ответственность, что влияет ан личностные качества коллектива, реализация которого значительно влияет на создание обстановки социально-психологического комфорта. Именно благоприятный психологический климат в деятельности коллектива помогает снимать эмоциональное напряжение, создает непринужденность в отношениях между людьми. Видя актуальность проблемы мы хотим более широко раскрыть нашу работу и доказать, что именно ответственность и самоотношение к себе могут сыграть важную роль в формировании коллектива, а следовательно и педагога-руководителя, благодаря воздействию благотворительного психологического климата.
Попытаемся рассмотреть изменения в сфере женского педагогического коллектива за последние годы уходящего века. При этом нас будут интересовать не только статистические психологические данные, но и личностно – психологический уровень актуальных проблем женского руководства. Рассматривая деятельность коллектива можно предвидеть основные социально – психологические качества, которые важны для женщин. Контингент женщин дошкольного образования – это особый слой населения, наиболее подверженный психологическим стрессам и потому в наибольшей степени нуждающийся в психологической поддержке. Психологическая поддержка работающих женщин в образовательных учреждениях, прежде всего, предполагает снятие психологического напряжения, переутомления, стрессового состояния в связи работой с детьми, а также важно показать взаимосвязь и помочь женщинам пересмотреть отношение к себе в связи со сложившейся жизненной ситуацией с целью добиться руководства в коллективе.
Следовательно, основной целью является доказать необходимость эффективной профессиональной деятельности коллектива в условиях благоприятного психологического климата, рассмотрение и обоснование руководителя как результат эффективности деятельности коллектива путем воздействия благоприятного психологического климата.
Основные задачи:
-
рассмотреть основные концепции благоприятного психологического климата;
-
показать особенность коллектива: его динамику и пути развития;
3. рассмотреть социально-психологический портрет руководителя как эффективной деятельности коллектива;
-
рассмотреть личностные качества, определяющие отношения педагога- руководителя к критическим жизненным ситуациям;
-
изучить специфику самосознания и ответственности женщин коллектива дошкольного образования;
-
анализ методов активизации личностных регуляторов профессионального роста коллектива;
-
разработка программы педагогического коллектива «Путь к самоопределению», которая направлена на эффективную деятельность коллектива в условиях благоприятного психологического климата.
К стандартным требованиям относительно навыков и умений женщин образовательного учреждения относится: умение вести профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, беседа) в образовательных учреждениях, и т.д. Организовывать и координировать воспитательный процесс, проводить исследовательско – аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку специальных проектов, технологий) по проблемам детского развития, эффективности воздействия благоприятной среды на коллектив и коллектива на среду с целью разработки проектов и программ социально – психологической работы и т.д.
Объектом исследования является эффективная профессиональная деятельность коллектива посредством воздействия благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.
Предметом исследования является эффективная профессиональная деятельность коллектива, роль руководителя на коллектив в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза: мы предполагаем, что эффективная социально-психологическая деятельность коллектива в образовательном процессе будет эффективной тогда, когда она будет направлена на самосознание и ответственность личности женщины как руководителя и на воздействие благоприятного психологического климата.
Методы: используем методы теоретического (обзор и анализ литературы) и эмпирического уровня (опросный и тестовый метод).
Представленная работа состоит из трёх глав.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию благоприятного психологического климата в организации профессиональной деятельности коллектива. В ней рассмотрены проблемы и особенности климата, коллектива и основные формы работы руководителя как успешной эффективной работы в воспитательном процессе.
Вторая глава содержит описание исследования ответственности и самоотношения у женщин двух групп: экспериментальной N = 20 (женщины детского сада «Якорек» г. Югорска) и контрольной N = 20 (женщины детского сада «Чебурашка» г. Югорска).
В исследовании самосознания и ответственности личности женщин педколлектива были использованы методики самоотношения С. Р. Пантелеева и вопросник «Ответственность» В. П. Прядеина.
Исследование проводилось в Детских Садах г. Югорска с марта 2003 по апрель2003 года, где было опрошено 45 человек.
Результаты исследования представлены в виде таблиц и графиков.
В третьей главе представлена методика активизации личностных регуляторов профессионального роста коллектива в благоприятном психологическом климате на примере программы «Путь к самоопределению», которая поможет решить ряд психологических и социальных проблем на пути становления опытного руководителя. При работе мы использовали многочисленные источники, а также отечественный опыт практической социальной работы.
Предлагаемая выпускная работа представляет первую попытку комплексного решения рассматриваемой проблемы. В ней прослеживается стремление автора описать технологические аспекты практической работы коллектива в системе дошкольного образования, начиная с организации педагога-руководителя его самоотношения, взаимодействия с коллективом посредством воздействия благоприятного климата и кончая конкретными методиками, применяемыми в работе с детьми дошкольного возраста в самых распространенных случаях.
Технология практической деятельности коллектива, представленная в системе, дает начинающему руководителю целостную картину не только того, что делать, но и как делать. Квалификационная работа апробирована нами на социально-психологическом уровне, где мы считаем, что необходимо рассмотреть глубже мир коллектива глазами психолога, педагога и социолога. Следовательно, решением вопроса может стать благоприятный психологический климат в организации эффективной деятельности руководства женщин коллектива, благодаря которому сегодня помогает с уверенностью достичь самосовершенствования.
Библиография
-
Абульханова – Славская К. А.Типология личности и гуманистический подход // Психол. Журнал.1991.Т.12.№ 4. – 27с.
-
Аникеева Я.Я. Руководителю о психологическом климате в коллективе. М., 2001.
-
Берн Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М., 1999.
-
Доценко ЕЛ Психология манипуляции. М., 1996.
-
Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. Архангельск, 1997.
-
Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология.- М., 1999.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на/Д., 2000.
-
Каминская М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста педагога-руководителя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1999.
-
Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1999.
-
Караковский В.А. Директор—коллектив — климат.- М., 1998.
-
Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. – М., 2002. – 177с.
-
Коллектив и личность. - М., 1975.
-
Кричевский Р.Л. Если вы руководитель.- М., 1996.
-
Крупенин А.Л., Крохина ИМ. Эффективный коллектив. Практическая психология для педагогов. Ростов на/Д., 2001.
-
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности педагога. М., 2000.
-
Литвак М.Е. Как стать счастливым. Ростов на/Д., 2001.
-
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 2000.
-
Маркова А.К. Психология труда руководителя. М., 2001.
-
Митина Л.Ж. Женщина-руководитель как личность и профессионал. М., 2002.
-
Морозов А.В. Деловая психология. – Издательство «Союз», 2000.
-
Немов Р. С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1997.
-
Немов Р. С. Психология. Кн.2. М., 1995.
-
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. пособие.- М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 387с.
-
Овчарова Р.В. Практическая психология в дошкольном учреждении. М.,1996.
-
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1997.
-
Парыгин П.Д. Социально-психологический климат: пути и методы изучения. Л., 1981. – 15с.
-
Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург,2001г.-110с.
-
Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности: Уч. Пособие. / Урал. Гос. Пед. Унив., Екатеринбург, 2001г.
-
Рогов Е.И. Личность педагога: теория и практика. – Ростов на/Дону: Издательство «ФЕНИКС», 1996.
-
Рюзанова В.А. Психология управления. – М.:ЗАО «Бизнес-школа», 2000.
-
Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или как стать собственным руководителем в коллективе. М., 1999.
-
Самоукина Я.А. Психотехнические игры и упражнения и коррекционные программы.- М., 2001.
-
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1998.
-
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.,1984г.
-
Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. – М.,1994г. – 291с.
-
Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. – Л.,1999г.- 29с.
-
Теория и практика воспитательных систем /Под ред. Л.И.Новиковой и др. М., 1998.
-
Шострем Э. Анти-карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.
-
Щуркова Н.Н. Новые технологии в воспитательном процессе.- М., 1997.
-
Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М.,1994г.- 179с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |