Выпускная работа Благоприятный психологический климат в организации как условие эффективной профессиональной деятельности



Скачать 85.24 Kb.
Дата27.05.2016
Размер85.24 Kb.
ТипВыпускная работа


Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный Педагогический Университет

Кафедра теории и практики в управлении образованием

Выпускная работа

Благоприятный психологический климат в организации как условие эффективной профессиональной деятельности.


Исполнитель:

Студентка Vкурса

Гр факультета

ПК и ППРО

Руководитель:


Екатеринбург, 2004

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое осмысление благоприятного

психологического климата в организации профессиональной

деятельности коллектива……………………………………………………8



    1. Основные социально-психологические концепции

благоприятного психологического климата……………………………….8

    1. Особенность коллектива: его диагностика и пути развития…………….12

    2. Социально-психологический портрет педагога-руководителя в

аспекте деятельности коллектива…………………………………………16

Глава 2. Исследование самоотношения и ответственности у женщин

в дошкольном образовании…………………………………………….....24

2.1. Роль самосознания и ответственности в регуляции жизнедеятельности

женщин-руководителей педколлектива……………………………….....24

2.2. Цель, гипотеза, предмет и объект исследования ........................................31

2.3. Испытуемые....................................................................................................33

2.4. Методики.........................................................................................................34

2.5. Обработка данных..........................................................................................42

2.6. Результаты и их обсуждение…………………………………………….....43

2.7. Психологические выводы………………………………………………......53

Глава 3. Теоретико-методологические основы практики активизации

личностных регуляторов профессионального роста коллектива в

благоприятном психологическом климате………………………………54

3.1. Программа по обучению педагогического коллектива

«Путь к самоопределению»……………………………………………….54

Заключение………………………………………………………………………..59

Библиография……………………………………………………………………..61

Приложение……………………………………………………………………….63
Из введения

Актуальность нашей проблемы обуславливается тем, что в настоящее время проявляются существенные перемены в социальной, экономической, и социокультурной сферах жизнедеятельности общества, что неизбежно вызывают изменения в мышлении и стиле деятельности коллектива. Такая закономерность касается и управленческой деятельности в образовательных учреждениях. Всё больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, уверенность в себе, инициатива, смелость, ответственность, что влияет ан личностные качества коллектива, реализация которого значительно влияет на создание обстановки социально-психологического комфорта. Именно благоприятный психологический климат в деятельности коллектива помогает снимать эмоциональное напряжение, создает непринужденность в отношениях между людьми. Видя актуальность проблемы мы хотим более широко раскрыть нашу работу и доказать, что именно ответственность и самоотношение к себе могут сыграть важную роль в формировании коллектива, а следовательно и педагога-руководителя, благодаря воздействию благотворительного психологического климата.

Попытаемся рассмотреть изменения в сфере женского педагогического коллектива за последние годы уходящего века. При этом нас будут интересовать не только статистические психологические данные, но и личностно – психологический уровень актуальных проблем женского руководства. Рассматривая деятельность коллектива можно предвидеть основные социально – психологические качества, которые важны для женщин. Контингент женщин дошкольного образования – это особый слой населения, наиболее подверженный психологическим стрессам и потому в наибольшей степени нуждающийся в психологической поддержке. Психологическая поддержка работающих женщин в образовательных учреждениях, прежде всего, предполагает снятие психологического напряжения, переутомления, стрессового состояния в связи работой с детьми, а также важно показать взаимосвязь и помочь женщинам пересмотреть отношение к себе в связи со сложившейся жизненной ситуацией с целью добиться руководства в коллективе.

Следовательно, основной целью является доказать необходимость эффективной профессиональной деятельности коллектива в условиях благоприятного психологического климата, рассмотрение и обоснование руководителя как результат эффективности деятельности коллектива путем воздействия благоприятного психологического климата.

Основные задачи:


  1. рассмотреть основные концепции благоприятного психологического климата;

  2. показать особенность коллектива: его динамику и пути развития;

3. рассмотреть социально-психологический портрет руководителя как эффективной деятельности коллектива;

  1. рассмотреть личностные качества, определяющие отношения педагога- руководителя к критическим жизненным ситуациям;

  2. изучить специфику самосознания и ответственности женщин коллектива дошкольного образования;

  3. анализ методов активизации личностных регуляторов профессионального роста коллектива;

  4. разработка программы педагогического коллектива «Путь к самоопределению», которая направлена на эффективную деятельность коллектива в условиях благоприятного психологического климата.

К стандартным требованиям относительно навыков и умений женщин образовательного учреждения относится: умение вести профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, беседа) в образовательных учреждениях, и т.д. Организовывать и координировать воспитательный процесс, проводить исследовательско – аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку специальных проектов, технологий) по проблемам детского развития, эффективности воздействия благоприятной среды на коллектив и коллектива на среду с целью разработки проектов и программ социально – психологической работы и т.д.

Объектом исследования является эффективная профессиональная деятельность коллектива посредством воздействия благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.

Предметом исследования является эффективная профессиональная деятельность коллектива, роль руководителя на коллектив в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза: мы предполагаем, что эффективная социально-психологическая деятельность коллектива в образовательном процессе будет эффективной тогда, когда она будет направлена на самосознание и ответственность личности женщины как руководителя и на воздействие благоприятного психологического климата.

Методы: используем методы теоретического (обзор и анализ литературы) и эмпирического уровня (опросный и тестовый метод).

Представленная работа состоит из трёх глав.

Первая глава посвящена теоретическому обоснованию благоприятного психологического климата в организации профессиональной деятельности коллектива. В ней рассмотрены проблемы и особенности климата, коллектива и основные формы работы руководителя как успешной эффективной работы в воспитательном процессе.

Вторая глава содержит описание исследования ответственности и самоотношения у женщин двух групп: экспериментальной N = 20 (женщины детского сада «Якорек» г. Югорска) и контрольной N = 20 (женщины детского сада «Чебурашка» г. Югорска).

В исследовании самосознания и ответственности личности женщин педколлектива были использованы методики самоотношения С. Р. Пантелеева и вопросник «Ответственность» В. П. Прядеина.

Исследование проводилось в Детских Садах г. Югорска с марта 2003 по апрель2003 года, где было опрошено 45 человек.

Результаты исследования представлены в виде таблиц и графиков.

В третьей главе представлена методика активизации личностных регуляторов профессионального роста коллектива в благоприятном психологическом климате на примере программы «Путь к самоопределению», которая поможет решить ряд психологических и социальных проблем на пути становления опытного руководителя. При работе мы использовали многочисленные источники, а также отечественный опыт практической социальной работы.

Предлагаемая выпускная работа представляет первую попытку комплексного решения рассматриваемой проблемы. В ней прослеживается стремление автора описать технологические аспекты практической работы коллектива в системе дошкольного образования, начиная с организации педагога-руководителя его самоотношения, взаимодействия с коллективом посредством воздействия благоприятного климата и кончая конкретными методиками, применяемыми в работе с детьми дошкольного возраста в самых распространенных случаях.

Технология практической деятельности коллектива, представленная в системе, дает начинающему руководителю целостную картину не только того, что делать, но и как делать. Квалификационная работа апробирована нами на социально-психологическом уровне, где мы считаем, что необходимо рассмотреть глубже мир коллектива глазами психолога, педагога и социолога. Следовательно, решением вопроса может стать благоприятный психологический климат в организации эффективной деятельности руководства женщин коллектива, благодаря которому сегодня помогает с уверенностью достичь самосовершенствования.



Библиография

  1. Абульханова – Славская К. А.Типология личности и гуманистический подход // Психол. Журнал.1991.Т.12.№ 4. – 27с.

  2. Аникеева Я.Я. Руководителю о психологическом климате в коллективе. М., 2001.

  3. Берн Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М., 1999.

  4. Доценко ЕЛ Психология манипуляции. М., 1996.

  5. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. Архангельск, 1997.

  6. Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология.- М., 1999.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на/Д., 2000.

  8. Каминская М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста педагога-руководителя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1999.

  9. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1999.

  10. Караковский В.А. Директор—коллектив — климат.- М., 1998.

  11. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. – М., 2002. – 177с.

  12. Коллектив и личность. - М., 1975.

  13. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель.- М., 1996.

  14. Крупенин А.Л., Крохина ИМ. Эффективный коллектив. Практическая психология для педагогов. Ростов на/Д., 2001.

  15. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности педагога. М., 2000.

  16. Литвак М.Е. Как стать счастливым. Ростов на/Д., 2001.

  17. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 2000.

  18. Маркова А.К. Психология труда руководителя. М., 2001.

  19. Митина Л.Ж. Женщина-руководитель как личность и профессионал. М., 2002.

  20. Морозов А.В. Деловая психология. – Издательство «Союз», 2000.

  21. Немов Р. С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1997.

  22. Немов Р. С. Психология. Кн.2. М., 1995.

  23. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. пособие.- М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 387с.

  24. Овчарова Р.В. Практическая психология в дошкольном учреждении. М.,1996.

  25. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1997.

  26. Парыгин П.Д. Социально-психологический климат: пути и методы изучения. Л., 1981. – 15с.

  27. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург,2001г.-110с.

  28. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности: Уч. Пособие. / Урал. Гос. Пед. Унив., Екатеринбург, 2001г.

  29. Рогов Е.И. Личность педагога: теория и практика. – Ростов на/Дону: Издательство «ФЕНИКС», 1996.

  30. Рюзанова В.А. Психология управления. – М.:ЗАО «Бизнес-школа», 2000.

  31. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или как стать собственным руководителем в коллективе. М., 1999.

  32. Самоукина Я.А. Психотехнические игры и упражнения и коррекционные программы.- М., 2001.

  33. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1998.

  34. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.,1984г.

  35. Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. – М.,1994г. – 291с.

  36. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. – Л.,1999г.- 29с.

  37. Теория и практика воспитательных систем /Под ред. Л.И.Новиковой и др. М., 1998.

  38. Шострем Э. Анти-карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.

  39. Щуркова Н.Н. Новые технологии в воспитательном процессе.- М., 1997.

  40. Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М.,1994г.- 179с.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница