Выполнение этой деятельности необходимыми средствами



Скачать 103,71 Kb.
страница1/5
Дата03.01.2022
Размер103,71 Kb.
#37414
  1   2   3   4   5




Методы обучения
Процесс усвоения состоит из разных этапов. Методы обучения призваны руководить формированием этих этапов и переходами от одного к другому.

Человечество в процессе практической деятельности и решения проблем накопило множество знаний. Если бы каждому поколению приходилось повторять весь пройденный путь добывания знаний, то человечество остановилось бы в своем развитии. Однако человек может осознать знания, накопленные прежними поколениями, за короткий срок в результате передачи ему готовых знаний.

Этот способ передачи знаний состоит в том, что учитель сообщает специально отобранные знания, показывает образцы деятельности, в которой эти знания применяются на практике.

Перед учеником возникает цель – внимательно слушать, смотреть, совершать практические действия, затем понять и запомнить полученную информацию.

Выполнение этой деятельности необходимыми средствами


  • действовать,

  • слушать,

  • наблюдать,

  • осмысливать,

  • запоминать

развивает волю, внимание, память, мыслительные операции.

Эта деятельность учителя и ученика составляет первый метод обучения: информационно-рецептивный (или объяснительный – иллюстративный).

В деятельности учителя он проявляется через рассказ, чтение книг, слушание записей, применение картин, схем, фильмов и т.д.

Итак, информационно-рецептивный метод требует разных средств (словесных, наглядных, практических) и форм проявления (говорения и слушания, показа и смотрения), но всегда его дидактическая сущность одна – предъявление готовой информации учителем и осознанное восприятие и запоминание учащимися.

С помощью информативно-рецепторного метода могут быть усвоены знания только на уровне осознанного восприятия и запоминания.

Говоря об этом уровне усвоения знаний, мы представляем учения как tabula rasa, на которую учитель наносит первые письмена.

Второй метод – репродуктивный. Дидактическая сущность репродуктивного метода в том, что учитель конструирует систему знаний на восприятие действий, уже известных учащимся благодаря информационно-рецептивному методу, а ученики при выполнении этих заданий отрабатывают их воспроизведение.

Репродуктивный метод осуществляется через систему упражнений, он проявляется в задании устного воспроизведения знаний, в репродуктивной беседе, в практике чтения, письме, решении типовых задач, воспроизведении языковых моделей, рисовании схем и т.д.

При всем значении репродукции злоупотребление большим количеством однотипных упражнений притупляет интерес учащихся, ослабляет прочность усвоения, которая не всегда пропорциональна количеству и частоте стереотипных упражнений.

Репродуктивный метод поднимает усвоение знаний на второй уровень усвоения, т.е. применения по образцу.

Оба метода считаются самыми экономными, но оба метода не могут обучить творческой деятельности. Конечно, «пустая голова не творит». Они создают фонд знаний, навыков, умений. Но они являются только предпосылкой, условием успешного обучения творческой деятельности и сами они ей не учат.

Третий метод – метод проблемного обучения или проблемного изложения материала.

Проблемное обучение состоит в том, что в процессе решения системы проблем и проблемных задач происходит творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирования активно, творческой, сознательной личности. Основными понятиями концепции проблемного обучения является «проблемная ситуация», «проблема» и «проблемная задача».

У всех учащихся, имеется потребность в мышлении, в осмыслении наблюдаемых явлений и событий. Однако надо иметь в виду, что не все видимое, слышимое, наблюдаемое, не всякая информация, получаемая человеком, вызывает у него мышление. Сама по себе информация, воспринимаемая органами чувств, как бы нейтральна, она совсем не обязательно вызовет у человека мышление и действия. Представьте себе, что вы идете по многолюдной улице. Вы, конечно, слушаете и многоголосый шум толпы, и отдельные реплики прохожих, и рокот проезжающих машин, вы смотрите на дома, людей, витрины магазинов, мчащиеся машины, деревья и небо, однако все это по-настоящему не воспринимаете, а думаете совсем о другом - о предстоящей встрече, работе и т. д. Но вот вам нужно перейти улицу, и вы теперь уже видите и светофор, и движущийся транспорт и спешащих людей и думаете: « А как перейти улицу, где переход?..»

То же происходит с учащимися на уроке. Вы им рассказываете, показываете, но вся эта информация для некоторых учащихся незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью; мечтают, думают о своем. Чтобы эти учащиеся включились в учебную работу, надо отвлечь их от посторонних занятий и создать стимул для начала усиленного процесса мышления по содержанию урока. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций..

Выше мы рассматривали ряд приемов для создания учебно-проблемных ситуаций, вводящих учащихся в изучение очередной темы (раздела) программы. Эти же приемы можно использовать и в процессе изучения темы, при рассмотрении отдельных вопросов и понятий. Добавим к сказанному следующее. Очень эффективно в некоторых случаях, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. Дело в том, что вопрос, задачу или рассказ отдельные учащиеся могут и не воспринять, следовательно, для них никакая проблемная ситуация не возникает. Но когда учитель предлагает учащимся что-то сделать практическое, конкретное, тут волей-неволей все учащиеся начнут это делать. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос или задачу, то теперь ее услышат все, и, если она обращает внимание учащихся на что-то очень интересное или на какое-то затруднение, преграду в выполнении практического действия, то эта задача, несомненно, создаст для всех учащихся проблемную ситуацию, которая явится мощным толчком к началу интенсивного мышления, к переработке информации, даваемой в это время учителем, т.е. к серьезной учебной работе.

Проблемная ситуация представляет собой затруднение, преодоление которого требует творческого поиска новых знаний, способов и действий. Мышление начинается с момента осознания и формулировки проблемы, с момента принятия учеником проблемной ситуации к решению на основе фонда знаний и умений. В этом случае проблемная ситуация перерастает в проблему. Каждая проблема содержит проблемную ситуацию, но не каждая проблемная ситуация преобразуется в проблему. Однако проблема не указывает направления решения. Это свойственно проблемной задаче, в условиях которой даны какие-то параметры решения.

Проблема с указанием каких-либо параметров ее решения представляет проблемную задачу. Всякая проблемная задача содержит проблему, а значит проблемную ситуацию. Когда перед человеком возникает проблема, он ее переводит в проблемную задачу, т.е. в фонде знаний находит некоторые исходные параметры для ее решения. При неудаче он ищет иные исходные параметры и конструирует новые варианты задачи в рамках той же проблемы.

Проблемные задачи познавательного характера являются и формой и средством воплощения творческого процесса, а их решение – реализацией творческой деятельности.

«Проблемной является задача, самостоятельное решение которой обращено на получение новых знаний о природе и обществе, на создание новых средств поисков знаний или достижения цели. Содержанием такой задачи является проблема, в основе которой лежит противоречие между известным и искомым, находимым посредством промежуточных операций» (И.Я. Лернер). Роль проблемной задачи в формировании творческой деятельности обусловлена структурой задачи.



Структура задачи может быть представлена схемой:


Скачать 103,71 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница