«вилейский районный центр дополнительного образования детей и молодежи»



Скачать 270.29 Kb.
Дата22.04.2016
Размер270.29 Kb.
ТипПояснительная записка

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА

ВИЛЕЙСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИЛЕЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»






СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела

образования, спорта и туризма

Вилейского райисполкома

________ А.Ч.Пуцейко

30.08.2013

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования

«Вилейский районный центр

дополнительного образования

детей и молодёжи»

___________ Ж.Г.Скуратович
30.08.2013




ПРОГРАММА КРУЖКА
«МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»


Автор-составитель:
Сухан Наталья Александровна,

методист Вилейского районного центра дополнительного образования детей и молодежи



Год создания: 2012 год

Возраст учащихся – 11-13 лет

Срок реализации программы – 1 год


Вилейка, 2013



Пояснительная записка

Нет в мире большей радости, нежели радость общения с Природой. Нет в мире лучшего лекаря, лучшего психолога и педагога, нежели Природа. И нет у человека большей ответственности, нежели ответственность перед Природой и за Природу!



Актуальность программы. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у учащихся установку на диалоговое отношение к природе. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

Программа кружка «Мир родной природы» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля, составлена с учетом имеющихся у учащихся знаний о природе, животном и растительном мире, полученных в учреждениях общего среднего образования при изучении учебных предметов «Человек и мир» (в 1-5 классах) и «Биология» (в 6 классе).



Новизна программы заключается в сочетании различных форм, методов работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний учащихся, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с природой, а также на развитие потребности в активной личной поддержке учащимися мероприятий и акций, ориентированных на заботу об окружающей среде.

Одно из направлений программы – эколого-валеологическое просвещение, которое направлено на воспитание у учащихся представления о том, что человек – часть макромира и состояние его здоровья формируется в зависимости от природных условий и зависит от гармоничности отношений его с природой и обществом.

Организационные условия реализации. Программа предназначена для организации занятий по интересам с учащимися 11-13 лет, рассчитана на один год обучения, продолжительность ее составляет 216 часов. Программа ориентирована на работу группы с постоянным составом учащихся. Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой учащихся из 12-15 человек по 3 часа в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами: через 45 минут делается перерыв, по ходу занятия меняются виды деятельности, регулярно проводится инструктаж по технике безопасности при работе в учебных кабинетах, живом уголке, аквариумном классе, правилам дорожного движения, противопожарной безопасности.

В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления. Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.



Программа реализована в образовательном процессе Вилейского районного центра дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году. Эффективность реализации программы определяется по следующим показателям:

  • положительная динамика уровня сформированности экологической культуры учащихся (устойчивая мотивация к приобретению экологических знаний, развитие интереса к природоохранной, проектной и исследовательской деятельности, к экологическим проблемам района, повышение качества знаний в области биологии, экологии, зоологии);

  • положительная динамика учебных, практических, творческих достижений учащихся.

Цель программы – воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды.
Задачи программы:

Образовательные:

  • активизация познавательной деятельности и расширение экологических представлений учащихся;

  • организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;

  • углубление теоретических знаний учащихся в области ботаники, зоологии, экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

  • познание окружающей среды, ее отдельных компонентов, взаимосвязи человека, животных и растений;

  • обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;

  • пополнение у учащихся знаний об окружающем животном и растительном мире, знаний о секретах содержания и ухода за комнатными растениями и питомцами живого уголка.

Развивающие:

  • развитие потребности в активной деятельности по изучению видового разнообразия животного и растительного мира Республики Беларусь, защите и сохранению видового разнообразия обитателей учебного эколого-биологического комплекса учреждения;

  • развитие навыков и умений практической, трудовой и исследовательской деятельности;

  • развитие навыков самостоятельной работы со справочной и энциклопедической литературой, компьютерными программами (Power Point 2010, Publisher 2010);

  • развитие творческих способностей, креативности, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.


Воспитательные:

  • воспитание ответственности за сохранение природы и чувства бережного, гуманного отношения ко всему живому;

  • воспитание таких качеств личности как: доброта, чувство долга, ответственность, культура поведения, патриотизм, милосердие;

  • воспитание ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом;

  • воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу;

  • пропаганда здорового образа жизни.

Для успешного решения намеченных программой задач уделяется большое внимание непосредственному общению учащихся с природой, которое предполагает не взгляд из окна школьного кабинета или знакомство с текстом о природе из учебника, а непосредственный контакт с природными объектами, прежде всего с объектами природного окружения учреждения образования.

Материал программы также нацелен на овладение навыками исследования в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, предусматривает знакомство учащихся с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются.

Учащиеся знакомятся с почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными, с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, а также с некоторыми «биологическими» профессиями.

Предусмотрены практические работы в живом уголке, аквариумном классе, комнатном саду, на учебно-опытном участке, в природе. Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, фантазии, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания учащихся.



Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:

  • Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.

  • Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.

  • Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

  • Принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий.

  • Принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей учащихся.

  • Принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое.

  • Принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до учащихся смысла выполняемых заданий.

  • Принцип индивидуально личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов учащихся.

  • Принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности учащихся.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Введение в мир родной природы







1.1

Вводное занятие

6

3

3

1.2.

Природа как единое целое

3

3

-

1.3.

Экологический календарь

9

6

3

2.

Раздел 2. Тропинки царства Флоры










2.1.

Растительный мир леса

9

6

3

2.2.

Растительный мир луга

9

6

3

2.3.

Растительный мир водоема, болота

9

9

-

2.4.

Зеленые насаждения города

9

3

6

2.5.

Комнатные растения в твоем доме

12

6

6

2.6.

Культурные растения сада и огорода

9

6

3

2.7.

Зеленая аптека

12

6

6

2.8.

Занимательные факты из жизни растений

9

3

6

3.

Раздел 3. Человек и природа







3.1.

Природа – среда жизни человека

6

6

-

3.2.

Экологические проблемы и пути их решения

6

6

-

3.3.

Охраняемые природные территории и памятники природы Беларуси

6

6

-

3.4.

Домашняя экология и экономия

15

6

9

4.

Раздел 4. Наш зоомир










4.1.

Домашние животные

12

6

6

4.2.

Обитатели уголка живой природы

15

6

9

4.3.

Аквариумный мир

9

6

3

5.

Раздел 5. Разнообразие животного мира Беларуси










5.1.

Животные леса

9

6

3

5.2.

Животные луга

9

6

3

5.3.

Животные водоема

9

6

3

5.4.

Животные культурных ландшафтов

9

6

3

5.5.

Занимательные факты из жизни животных

9

3

6

5.6.

Итоговое занятие

6

3

3




Итого:

216

129

87


Содержание программы

Раздел 1. Введение в мир родной природы

    1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка «Мир родной природы» на учебный год. Презентация деятельности кружка. Игры на знакомство, упражнения на развитие коммуникации. Правила поведения и техника безопасности в учреждении, учебных кабинетах, живом уголке, аквариумном классе, ПДД, ППБ.

  • Экологическая прогулка «Путешествие по учебному эколого-биологическому комплексу».

  • Интерактивная экскурсия в живой уголок «Наш зоомир».

    1. Природа как единое целое. Основные составляющие природы: живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: солнце, воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек.

    2. Экологический календарь. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Знакомство с датами экологического календаря. Эколого-просветительская деятельность среди учащихся и педагогов ВРЦДОДиМ. Знакомство с календарем экологических конкурсов, природоохранных акций, массовых мероприятий на 2013/2014 учебный год.

  • Практические работы: «Составление экологического календаря по месяцам»; «Зеленые страницы», выпуск информационных листовок, приуроченных к датам экологического календаря.

Раздел 2. Тропинки царства Флоры

2.1. Растительный мир леса. Лес – растительное сообщество. Хвойные и лиственные леса. Микроклимат леса. Основные представители растительного мира хвойного, соснового, елового, дубового, мелколиственного лесов. Значение леса для человека. Использование леса. Правила поведения в лесу.

  • Практическая работа: «Словарик юного эколога».

2.2. Растительный мир луга. Луг – растительное сообщество. Основные представители растительного мира луга. Правила поведения на лугу.

  • Экскурсия в природу «Растения луга».

  • Практическая работа с гербарным материалом «Растения луга».

2.3. Растительный мир водоема, болота. Вода как среда обитания организмов. Основные представители растительного мира водоемов. Природное и хозяйственное значение водной растительности. Болота – особые природные комплексы. Основные представители растительного мира болот. Значение болот.

2.4. Зеленые насаждения города. Наука дендрология. Древесные растения местной флоры. Деревья и кустарники – жители парков и скверов. Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников. Правила посадки деревьев и кустарников. Способы разбивки клумб.

  • Практические работы: «Распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях»; «Составление экологического паспорта дерева»; «Определение возраста и высоты дерева».

  • Экскурсия в городской парк «Необыкновенное путешествие в обыкновенный парк».

2.5. Комнатные растения в твоем доме. Значение комнатных растений в жизни человека. Изучение видового разнообразия: декоративно-лиственные растения, красивоцветущие растения, ампельные растения, луковичные, суккуленты. Размножение комнатных растений. Основные приемы оформления интерьеров комнатными растениями.

  • Экскурсия «Общее знакомство с коллекцией растений комнатного сада».

  • Практические работы: «Подбор, посадка и дальнейший уход за комнатными растениями»; «Составление паспортов комнатных растений».

2.6. Культурные растения сада и огорода. Разные виды культурных растений. Отличие растений плодовых, овощных и зерновых культур. Значение зерновых культур, фруктов, овощей для человека.

  • Практическая работа: «Работа с гербарием зерновых культур».

  • Интерактивная виртуальная экскурсия «Овощной огород».

2.7. Зеленая аптека. Лесные травы, дикие деревья и кустарники, их лекарственные свойства. Фитонцидные свойства деревьев леса. Аптекарский огород УЭБК. Целебные растения сада и огорода. Комнатные лекарственные растения, их значение для поддержания здоровья человека. Целебные свойства овощей и фруктов. Витамины и пищевые добавки. Цветочно-декоративные растения, используемые в медицине. Профилактика простудных заболеваний. Рецепты народной медицины.

  • Практические работы: «Составление сборов из лекарственного сырья»; «Фитобар приглашает гостей», проведение фитобара.

2.8. Занимательные факты из жизни растений. Растения-хищники, компасы, барометры, индикаторы, гиганты, самые-самые и другие. Легенды о комнатных, цветочно-декоративных, дикорастущих растениях.

  • Практические работы: «Создание настольной игры «Путешествие с растениями»; «Оформление гербария-буклета «Растительный мир УЭБК».


Раздел 3. Человек и природа

3.1. Природа – среда жизни человека. Человек – часть природы. Место человека среди живых организмов. Влияние человека на окружающую среду. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

3.2. Экологические проблемы и пути их решения. Современное состояние окружающей среды. Причины экологических катастроф. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

3.3. Охраняемые природные территории и памятники природы Беларуси. Заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки как формы охраны природы. Памятники природы Беларуси. Красная книга Республики Беларусь. Международные, местные организации и движения по охране окружающей среды. Этика поведения в природе.

3.4. Домашняя экология и экономия. Микроклимат в квартире. Использование экологически чистых материалов при строительстве жилых домов. Источники экологической опасности в быту. Обращение с бытовыми химическими веществами. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Радиационное, шумовое и пылевое загрязнение окружающей среды. Эффективное сбережение воды, тепла и электроэнергии и прочих ресурсов. Раздельный сбор мусора. Использование бросового материала при изготовлении творческих работ.

  • Практические работы: «Составление экологического паспорта помещения»; «Мир упаковки».

  • Экологический практикум по рациональному использованию воды, тепла, электричества «Учимся экономии и бережливости»; «Разведка бережливых дел», составление рекомендаций-памяток по экономии тепла, электроэнергии, воды для учащихся, родителей, общественности.



Раздел 4. Наш зоомир

4.1. Домашние животные. Кошки. Происхождение домашних кошек. Породы кошек. Знакомство с отдельными представителями семейства кошачьих. Экзотические кошки. Особенности ухода и содержания. Собаки. История одомашнивания. Знакомство с отдельными представителями семейства собачьих. Понятие о породе, о селекционерах, собаководах. Секреты содержания собак, дрессировка.

  • Исследовательский проект «Жизнь домашней кошки».

  • Мини-проект «Мой любимый питомец».

4.2. Обитатели уголка живой природы. Млекопитающие в неволе. Нормы взаимоотношений животных с человеком. Выбор животного для содержания. Знакомство с млекопитающими живого уголка. Правила ухода, кормления, содержания. Особенности содержания птиц в неволе. Предметы ухода за птицами. Знакомство с птицами живого уголка. Конструкция инсектариев. Одомашненные насекомые. Знакомство с представителями отряда насекомых живого уголка. Правила ухода, содержания, кормления. Знакомство с обитателями террариума в живом уголке. Правила ухода, содержания, кормления.

  • Практикум в живом уголке.

  • Мини-проект «Меню питомцев»; «Советы ветеринара».

4.3. Аквариумный мир. Аквариум и его обитатели. Рыбы аквариумного класса. Предметы ухода за аквариумом и его обитателями. Знакомство с отдельными представителями аквариумного класса.

  • Практикум в аквариумном классе.

Раздел 5. Разнообразие животного мира Беларуси

5.1. Животные леса. Основные представители животного мира хвойного, соснового, елового, дубового, мелколиственного лесов. Приспособленность животных к питанию. Места проживания типовых представителей животного мира. Цепи питания. Роль животных в жизни леса. Влияние животных на санитарное состояние леса.

  • Экскурсия в природу «Животные наших лесов».

5.2. Животные луга. Основные виды животных луга: насекомые, птицы, мышеподобные грызуны, кроты. Роль дождевых червей. Азбука поведения на лугу.

  • Экскурсия в природу «Изучение видового состава жителей луга».

5.3. Животные водоема. Приспособленность растений и животных к жизни в водной среде. Взаимосвязь растений и животных водоема: моллюски, насекомые, клопы, пауки, рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие. Пищевые цепи. Использование водоемов в хозяйственных, эстетических и оздоровительных целях. Правила поведения около водоемов.

  • Экскурсия в природу «Животный мир водоема».

5.4. Животные культурных ландшафтов. Основные представители животного мира культурных ландшафтов – парка и учебно-опытного участка. Распространение вредителей сельскохозяйственных культур. Птицы – жители культурных ландшафтов, их биология, способ жизни.

  • Экскурсия на учебно-опытный участок «Изучение видового состава типовых вредителей сада и огорода».

5.5. Занимательные факты из жизни животных. Легенды о животных. Животные-строители, карлики, гиганты, охотники, заботливые родители, разведчики, артисты, мыслители и другие.

  • Практические работы: «Создание настольной зоологической игры «В мире животных»; «Создание буклета-путеводителя «Уголок живой природы».

5.6. Итоговое занятие. Рефлексия деятельности учащихся кружка, взаимодействия за учебный год. Презентация результатов деятельности кружка.

  • Практическая работа: «Подготовка презентации «Праздники и будни в кружке».

  • Конкурсная программа «Друзья родной природы».



Ожидаемые результаты

К концу учебного года учащиеся кружка «Мир родной природы»



должны знать:

  • сезонные явления в животном и растительном мире;

  • элементарные природоведческие и экологические понятия;

  • обитателей живого уголка, растения комнатного сада, цветочно-декоративные, культурные, лекарственные растения учебно-опытного участка;

  • правила поведения в живом уголке, аквариумном классе, комнатном саду, в природе;

  • основы классификации растительного и животного мира республики;

  • основных представителей флоры и фауны республики;

  • современные проблемы окружающей среды;

  • основные даты экологического календаря.

должны уметь:

  • вести наблюдения в живом уголке, аквариумном классе, комнатном саду, в природе;

  • правильно ухаживать за обитателями живого уголка, аквариумного класса, растениями комнатного сада;

  • анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;

  • участвовать в решении местных экологических проблем;

  • контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда природе, окружающей среде;

  • проявлять инициативу в проведении экологических мероприятий, с желанием участвовать в них и привлекать других;

  • распространять экологическую информацию;

  • самостоятельно работать во время экскурсий в природу.

Методическое обеспечение программы

Формы и методы реализации программы

Ознакомление детей с природой осуществляется в различных формах:

  • занятия (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные (систематизация и творческое применение знаний);

  • экологические экскурсии;

  • целевые прогулки.

Использование традиционных и нетрадиционных методов обучения:

  • групповой метод;

  • индивидуальная работа;

  • использование игровых форм;

  • использование наглядных пособий;

  • общение с «живой» природой;

  • метод экскурсионной и практической деятельности;

  • беседа, рассказ;

  • лекция, пример;

  • иллюстрация, демонстрация;

  • конкурс (соревнование, как обобщение пройденной темы);

  • тренинги (тренировка умений, выявление и закрепление интереса);

  • анализ, обобщение;

  • экологические игры, игровые ситуации и путешествия;

  • «пошаговая инструкция» (при работе с бросовым и природным материалом);

  • создание воспитывающей ситуации, требующей от учащихся самостоятельного решения;

  • проблемный рассказ, проблемная ситуация;

  • практическая, исследовательская работа, лабораторная, самостоятельная работа;

  • эмоциональное стимулирование;

  • работа с литературой и информационными ресурсами;

  • коллективная творческая деятельность;

  • творческие задания, конкурсы;

  • экологические проекты и акции;

  • экологическое моделирование и прогнозирование;

  • рефлексия;

  • презентация, выпуск листовок и буклетов;

  • выставки, викторины;

  • экологическое нормотворчество (конструирование норм и правил экологической этики);

  • зоотерапия, эстетотерапия, природотерапия.

Виды деятельности на кружковых занятиях

На кружковых занятиях организуются следующие виды деятельности:



  • учебно-познавательная (экозадачи, кроссворды, ребусы, экосказки, работа с книгой, просмотр мультфильмов);

  • исследовательско-экспериментальная (мини-проекты, опыты, эксперимент, исследование);

  • игровая (подвижные, словесные, ролевые, интерактивные, имитационные, театрализованные, дидактические, интеллектуальные, игры-тренинги);

  • досуговая (праздники, утренники, шоу);

  • коммуникативная (социально-психологические тренинги);

  • природоохранная (общественно полезный труд в природе);

  • пропагандистская (экоакция, экодесант);

  • трудовая (трудовой десант в природе, труд на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, комнатном саду);

  • творческая (коллективное творческое дело).



Учебно-методический комплекс
Используемый наглядно-дидактический материал поможет сделать занятия увлекательными, интересными, приносящими детям радость познания:

  • Настольно-печатные игры: «Составь слово», «Составь животное», «Рассели по домикам», «Зоолото», «Зоомагазин» и другие.

  • Предметные игры: «Найди питомца», «Узнай по рисунку» и другие.

  • Словесные игры: «Летает не летает», «Узнай по описанию», «Горячо-холодно», «Я знаю пять названий…», «Рыба, птица, зверь», «Лесничий» и другие.

  • Таблицы и картинки с изображением домашних животных, природных биоценозов.

  • Подбор тематических и сюжетных картин.

  • Энциклопедии, книги о животных.

  • Сказки, стихи о природе.

  • Подбор музыкальных произведений.

  • Книжные иллюстрации.

  • Аудиозапись «Звуки природы», «Времена года» П.И.Чайковского и другие.

  • Природоохранные плакаты.

  • Картинки-задания с вопросами.

  • Игровое дидактическое пособие «Экознайка».

  • Слайдфильм «Домашние животные».

  • Мультимедийные презентации экологической тематики.

  • Видеофильмы экологической тематики и другие.

Используемый учебно-методический материал (методические разработки, рекомендации из опыта работы педагогов ВРЦДОДиМ):

  • «В помощь педагогу дополнительного образования».

  • «Идеи и советы по организации экологического образования».

  • «Планирование и учет кружковой работы».

  • «Мини-проекты в практике экологического кружка».

  • «Массовые мероприятия эколого-натуралистической тематики».

  • «Сезонные экскурсии в природу».

  • «Тематические недели».

  • «Природоведческие экскурсии».

  • «Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности».

  • «Здоровьесберегающие технологии в практике кружковой экологической деятельности».

  • «Тематика опытнической и исследовательской работы с учащимися».

  • «Правила поведения в природе».

  • «Психолого-педагогический потенциал природы».

  • «Игры в экологическом кружке».

  • «Практическая деятельность учащихся как один из факторов экологического образования и воспитания».

  • «Организация самообразовательной деятельности педагога».

  • «Организация работы педагога дополнительного образования по формированию у учащихся культуры энергосбережения».

  • «Воспитательная система эколого-натуралистического кружка: структура, модель, эффективность».

  • «Экологическое воспитание учащихся в процессе исследовательской и практической деятельности».

  • «Основы ландшафтного дизайна».

  • «Воспитательные экологические мероприятия» и другие.

Диагностика кружкового коллектива


Планируется в течение всего учебного года с целью систематизации и наглядного оформления представления педагога об учащихся, отслеживания динамики изменения уровня деятельности.

Диагностика направлена на изучение кружкового коллектива, межличностных взаимоотношений, эмоционального состояния учащихся в кружке, интересов, наклонностей, индивидуальных особенностей, степени удовлетворенности кружковыми занятиями, выявление сформированности у учащихся экологических знаний. Виды диагностирования: анкетирование, социометрическое исследование, цветовая диагностика.



Ресурсное обеспечение программы

Для проведения занятий обязательно необходимо наличие живого уголка, аквариумного класса, комнатного сада, учебно-опытного участка; необходимого лабораторного оборудования для исследований и экспериментов (микроскопы, микропрепараты, коллекции насекомых, гербарии, влажные препараты и другое); бумага, краски, кисти, карандаши, гуашь, ножницы, бросовый и природный материал; видеотека, медиатека, компьютер.



Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специальности биология, экология, а также должен руководствоваться: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы;



знать: основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретические дисциплины в объеме, необходимом для решения педагогических, учебно-методических и организационно-управленческих задач, современные образовательные технологии; программы занятий объединений по интересам (по профилю типовой программы), правила охраны труда и пожарной безопасности, основы законодательства о труде;

интересоваться тенденциями и новациями в науке, технике, культуре, искусстве (по профилю).

Рекомендации педагогу дополнительного образования

по ходу работы с учащимися в кружке


В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как уроки-путешествия, беседы, интерактивные виртуальные экскурсии, ролевые игры, экскурсии и рейды в природу и другие. В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и практической работы.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию эмоциональной отзывчивости (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование), развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды.



С целью сохранения контингента учащихся и сплочения коллектива целесообразно проводить коллективные творческие дела: «Массовики-затейники», «Экомастерилка», «Фотоохота», «Экодизайн», «Ветсовет», «Эковстречи», «Экогалерея», «Литературная эколаборатория», «Экопутешествия», «Экотерапия», «Экорепортажи», «Экопрактикум», «Экопраздник».

Привлекать учащихся к общественно полезной деятельности:

  • Благотворительная акция «Добро в твоем сердце», посвященная Всемирному дню защиты животных.

  • Операции: «Подкормка», «Чистый домик», «Зоостоловая» и другие.

  • «Заготовка зеленого и сухого корма питомцам», практикум на учебно-опытном участке.

  • Сбор информации о животных и растениях УЭБК, оформление: стенда «Наши питомцы», тематической папки «Живой уголок», «Аквариумный класс», «Комнатный сад», выставок научно-популярной литературы о животных и растениях.

  • Изготовление настольных игр: «Зоолото», «Зоошкатулка», «Народная мудрость о животных», «Зоотерапия», «Путешествие с растениями» и другие.

Привлекать учащихся к участию в областных и республиканских экологических мероприятиях:

  • Республиканский смотр-конкурс живых уголков.

  • Районный конкурс научных биолого-экологических работ учащихся.

  • Районные, областные, республиканские экологические акции и другие.

Взаимодействовать и сотрудничать с родителями:

  • Посещение творческих выставок учащихся.

  • Участие в проведении воспитательных мероприятий.

  • Оказание посильной помощи в поддержке обитателей живого уголка и аквариумного класса.

  • Подготовка советов и рекомендаций для родителей по воспитанию у детей чувства доброты и любви к природе.

  • Проведение бесед с целью повышения степени заинтересованности родителей в содержательном досуге эколого-биологической направленности своих детей.

  • Анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности работой ВРЦДОДиМ в сфере организации содержательного досуга и занятости детей в свободное время.

Постоянно создавать благоприятный психологический климат:

  • Атмосфера взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, положительных эмоций.

  • Положительный эмоциональный фон занятия (эмоционально-психологическая среда): музыка, звуки природы, знаки внимания, дизайн и интерьер аудитории (элементы природы, уголок релаксации и здоровья), речевые, пластические, мимические средства.

Проводить анализ результативности работы кружка в конце учебного

года:

  • Участие учащихся кружка в районных, областных, республиканских конкурсах, выставках, массовых мероприятиях.

  • Общественно полезная деятельность кружка.

  • Блиц-интервью «Что мне понравилось в кружке?».

  • Лучшие дела и события кружка.

  • Фотолетопись кружка.

  • Презентация деятельности кружка.

  • Освещение работы кружка в печати.

  • Методическая копилка: планы-конспекты кружковых занятий, сценарные разработки воспитательных мероприятий экологической тематики.

Рекомендуемая литература

для педагога


  1. Анохина, В. С. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Мн. : «Беларуская Энцыклапедыя», 2008.

  2. Богачева, И. В. Изучаем родную природу : пособие для учителей общеобраз. учреждений / И. В. Богачева, А. Г. Семенович. – Минск : Выш. шк., 2010.

  3. Велек, И. Что должен знать и уметь юный защитник природы : методическое пособие. – М. : Просвещение, 1999.

  4. Гричик, В. В. Дикая природа Беларуси : пособие для учителей к факультативным занятиям для 7-8-х классов общеобразоват. учреждений / В. В. Гричик, И. В. Богачева, И. Р. Клевец. – Минск : Экоперспектива, 2009.

  5. Дедулевич, М. Н. Сто тропинок, сто дорог : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2005.

  6. Денисова, С. И. Внеурочные задания по биологии : учеб-метод. пособие. – Мн. : ИП «Экоперспектива», 1997.

  7. Жук, Л. И. В гармонии с природой : методическое пособие. – Мн. : Издательство ООО «Красико-Принт», 2002.

  8. Кашлев, С. С. Диагностика экологической культуры : пособие для учителей и воспитателей общеобразоват. учреждений / С.С. Кашлев. – Мн. : Беларусь, 2003.

  9. Кашлев, С. С. Игры-путешествия с экологическим содержанием : пособие для учителя / С. С. Кашлев. – Мн. : МНЦентр, 1997.

  10. Кашлев, С. С. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Мн., 2001.

  11. Кашлев, С. С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Минск : Зорны верасень, 2007.

  12. Козлов, М. Юным зоологам: Наземные и пресноводные беспозвоночные. Для кружковой работы. – М. : Просвещение, 1981.

  13. Коростелёв, Н. Б. Воспитание здорового школьника : методическое пособие. – М. : Просвещение, 2001.

  14. Конюшко, В. С. Мир животных. 1000 задач и тестов : пособие для учащихся общеобразовательных школ / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Мозырь : Издательский дом «Белый Ветер», 2001.

  15. Красная книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных. Гл. редакция: Г.П.Пашков (гл. ред.) и др. Гл. редколлегия: Л. И. Хоружик (предс.) и др. Изд. 2-е – Мн. : БелЭн, 2006.

  16. Криволап, Н. С. Исследовательская работа школьников / Н. С. Криволап. – Мн. : Красико-Принт, 2005.

  17. Кузнецова, М. А. Сказания о лекарственных растениях : практическое пособие / М. А. Кузнецова, А. С. Резникова. – М. : Высшая школа, 1992.

  18. Маглыш, С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе : учеб-метод. пособие для учителей, кл. рук., воспитателей, рук. кружков / С. С. Маглыш. – Минск : ТетраСистемс, 2008.

  19. Мамаев, Б. М., Бордукова, Е. А. Энтомология для учителя. – М. : Просвещение, 1985.

  20. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию : пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Л. П. Молодова. – Минск : ООО «Современная школа», 2005.

  21. Новицкая, А. И. Экологическое воспитание. Подвижные игры. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя», 2003.

  22. Плешаков, А. А. Зеленые страницы : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 1996.

  23. Программы «Исследователи природы». Для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Мн. : Право и экономика, 2003.

  24. Рылушкин, В. И. Познаем мир природы : материал для организации экскурсий с детьми / В. И. Рылушкин. – Мозырь : Содействие, 2006.

  25. Савицкий, Б. П., Кучмель, С. В., Бурко, Л. Д. Млекопитающие Беларуси / под общ. ред. Б. П. Савицкого. – Мн. : Изд. центр БГУ, 2005.



Рекомендуемая литература

для учащихся


  1. Акимушкин, И. А. Невидимые нити природы : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 1998.

  2. Асладин, А. М., Малярова, М. А. Экологическая азбука для детей и подростков. – М. : МНЭПУ, 1995.

  3. Винчевский, А. Е., Бышнев, И. И., Фенчук, В. А. Зачем нужны заповедники, или 129 вопросов об особо охраняемых природных территориях Беларуси (ООПТ) / А. Е. Винчевский, И. И. Бышнев,

В. А. Фенчук. – Мн. : УП Рифтур, 2006.

  1. Гелетон, А. В. Жизнь зелёного растения : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 2002.

  2. Гричик, В. В. Занимательный мир животных / В. В. Гричик,

М.Ю. Немчинов. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010.

  1. Двораковский, М. С. Экология растений : практическое пособие. – М. : Просвещение, 2003.

  2. Земнаводныя. Паўзуны: Энц. Даведнік / Пад рэд. чл.-карэсп. АН Беларусі М.М.Пікуліка. – Мн. : БелЭн, 1996. – 240с.

  3. Наварич, А. Звери: встречи с природой / А. Наварич. – Мн. : РУП Мастацкая літаратура, 2006.

  4. Кашлев, С. С. Игры-путешествия с эколог. содержанием. – Мн. : НМ центр, 1997.

  5. Ковальчук, Т. А. Занимательные задания и вопросы о животных / Т. А. Ковальчук, В. М. Вдовиченко. – Мозырь : Содействие, 2008.

  6. Птицы Лошицкого парка : мини-определитель птиц / Буклет: автор текста и фото Р. В.Шайкин. – Мн. : ГеоПринт, 2007.

  7. Рылушкин, В. М. Живые барометры. – Мн. : Ураджай, 1993.

  8. Чумаков, Л. С. Экология для всех. – Мн. : Бел. наука, 2000.

Каталог: assets -> files
files -> Профессиональная идентичность студентов-психологов
files -> Инновации в образовании Рекомендательный список статей, составленный по страницам журналов «Высшее образование сегодня»
files -> Программа повышения конкурентоспособности
files -> К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе
files -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
files -> Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации
files -> Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
files -> Конкурентоспособность выпускников вузов как ориентир государственных образовательных стандартов
files -> Муниципального бюджетного дошкольного
files -> Анализ и выбор средств оценки самостоятельной работы будущего бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница