Викторова Ольга Александровна программа психологичекого спровождения учащихся старшей школы (предпрофильное и профильное образование) Викторова О. А. педагог-психолог



Скачать 175.8 Kb.
Дата22.02.2016
Размер175.8 Kb.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1213




УТВЕРЖДАЮ

Протокол №______от ____________

Директор ГБОУ СОШ 1213

_____________А.Е. Селиверстова




Программа психологического сопровождения предпрофильного и профильного образования в старшей школе

Возраст детей 15 – 18 лет

Срок реализации 3 года

Ф.И.О. педагога

Викторова Ольга Александровна




ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕКОГО СПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ (ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ И ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Викторова О.А. педагог-психолог

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ не только требования к наличию базового уровня образованности, но и наличию у них универсальных способов действия, ключевых компетентностей, высоких коммуникативных умений и навыков.

Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим значительно возрастает ответственность ученика за свою учебную деятельность.

В условиях профильного обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится  подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору.

Многочисленные исследования показали, что одной из серьезных проблем перехода на профильное обучение является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и проектированию собственного жизненного пути. В реальной образовательной практике выбор профиля обучения осуществляется на основе показателей успешности обучения, а также на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.

Именно в старшем подростковом возрасте задача определения и учета собственных склонностей, интересов и способностей выходит на передний план для каждого ребенка. Ведь именно на пересечении этих трех линий – склонностей, способностей и интересов, находится основное новообразование возраста ранней юности – жизненное и профессиональное самоопределение.



Цели: 

Помощь подростку в профессиональном самоопределении. Снятие экзаменационного стресса.



Задачи психологического сопровождения:

1.    Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения;

2.    Выявление интересов, склонностей и способностей учащихся, содействие в формировании представлений о мире профессий и характере труда;

3.    Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные  классы;

4.    Психологическая поддержка углубленной профориентации учащихся на этапе перехода  в профильные классы;

5.    Содействие в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников.

Известно, что одним из показателей эффективности пребывания молодого человека в стенах учебного заведения является его готовность к выбору дальнейшего жизненного пути. При этом совершенно необязательно, чтобы юноша или девушка выбрал узкую профессиональную сферу сразу после окончания школы, важно, чтобы он ориентировался в более широких профессиональных направлениях (гуманитарном, техническом, экономическом, естественнонаучном и т.д.), чтобы понимал, какая деятельность близка ему по способностям, по особенностям характера, по интересам.

Работу психолога в этом направлении можно условно разделить на три взаимосвязанных этапа.

1.    Предварительный - психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8-9 классы).

2.    Основной – психологическое сопровождение профильной подготовки (10 класс).

3.    Итоговый – диагностика эффективности профильного обучения (11 класс).
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8-9 классы)

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание следующих основных направлений работы: информационная работа, курсы по выбору, профильная ориентация, портфолио учащегося.

Основная цель психологического сопровождения предпрофильной подготовки заключается в актуализации проблемы профессионального и жизненного самоопределения школьников.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи, как:

Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения позиции в жизни.

Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем. Формирование положительного отношения к самому себе через знакомство с собственными индивидуальными психологическими особенностями, интересами, целями, ценностями и самоопределение в собственной жизненной и профессиональной стратегии.

Формирование способности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Развитие в детях открытости в отношениях с другими, выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Начальное построение жизненной перспективы каждого учащегося.

Развитие способности анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям;

Помощь подросткам при выборе обучающего профиля, построении профессиональной траектории.

Эта психологическая работа проводится как во время курса «Основы социализации личности», в рамках учебного процесса, так и вне его.

На данном этапе психологического сопровождения проводятся диагностические и развивающие занятия, посвященные исследованию личностных особенностей и возможностей каждого ребенка.изучаются следующие темы, касающиеся:

- общей направленности личности (на себя, на задачу, на взаимодействие);

- качественных особенностей мышления (определение ведущего типа: образное, словесно-логическое, творческое, математическое);

- качественных особенностей памяти (определение ведущего типа: образная, слуховая, механическая, логическая);

- особенностей внимания (общий объем, переключаемость);

- определения типа нервной системы (сильная, слабая, ригидная, лабильная);

- определения коммуникативных качеств личности, определение типа коммуникации;

- определения волевой организации личности.

Этот блок носит исследовательский и консультационный характер, поэтому к основным принципам работы психолога на этапе предпрофильной подготовки можно отнести:

Ø оценку не количественных,  а качественных  показателей сформированности различных психологических сфер подростка (не уровень развития мышления, а соотношение различных его сторон образного, логического, математического и т.д.);

Ø самодиагностику подростками своих особенностей. Психолог организовывает практические занятия, во время которых дети выполняют несложные психологические методики, направленные на изучение различных сторон личности, затем сами обсчитывают полученные результаты и составляют собственное индивидуальное представление и своих личностных особенностях. Такое изучение своих особенностей является важным мотивирующим фактором последующего выбора индивидуальной образовательной траектории.

Для психолога, на этом этапе работы, важно, чтобы подросток понял, что у каждого человека есть свои интересы, склонности и очень важно, чтобы будущая профессиональная деятельность (и профильная специализация) отвечала этим особенностям, только тогда она будет комфортна и эффективна для личности.

Ø групповой, творческий характер обсуждения полученных, в результате выполнения тестов и проведения деловых игр результатов, с определением сильных сторон личностного развития каждого ребенка.

Для того чтобы помочь обучающимся в построении дальнейшей образовательной траектории, выборе обучающего профиля на старшей ступени и профессиональном самоопределении в целом, в учебный план школы внесен авторский элективный курс «Моя профессия» (автор курса, педагог-психолог С. В. Бутакова, была признана лауреатом конкурса моделей и программ предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях Томской области).

Более глубокая проработка проводится в форме индивидуальных консультаций.

Для проведения диагностических срезов педагог-психолог использует самостоятельно созданный банк диагностических методик (результат работы в творческой группе при ОГУ РЦРО по разработке мониторинга областного эксперимента по введению предпрофильного и профильного обучения на территории Томской области). Результаты диагностических исследований позволяют выявить наиболее актуальные проблемы в личностном развитии старшеклассников, проанализировать динамику (на подростков ведутся индивидуальные диагностические карты).

 

Психологическое сопровождение профильной подготовки (10 класс).

Профильное обучение направленно на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, позволяющего существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, формировать умения адаптироваться к новым условиям жизни; критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем; анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность; владеть средствами коммуникации, добывать и пользоваться информацией. Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации системы психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения.

Переход к профильному обучению делает актуальной проблему самоопределения, как для ученика, так и для учителя. В первую очередь потому, что ставит перед каждым учащимся проблему выбора профиля обучения и потому, что приводит к необходимости изменения структуры и содержания учебного процесса.

Суть этих изменений состоит в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, которое рассматривает знание как средство, способствующее личностному росту учеников. В знании присутствует некий внутренний потенциал, придающий ускорение саморазвитию личности, процессам самостоятельного порождения личностных смыслов образования.

Смысл же производится субъектом познания тогда, когда созданы необходимые условия для включения его личностных структур, которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение как личностное отношение к ценностям культуры, знаний, опыта, жизненных и профессиональных целей.

Таким образом, профильное обучение есть путь перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценностей. Качество обучения должно определяться тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения учащегося к изучаемым знаниям, что и активизирует процесс его самоопределения.

При этом процесс самоопределения опосредован социальной задачей возраста и степенью зрелости личности учащегося.

Поэтому одной из важнейших составляющих процесса реализации профильного обучения является психолого-педагогическое сопровождение процесса самоопределения учащихся. Цель такого сопровождения понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.



Задачами психологического сопровождения на данном этапе выступают следующие моменты:

1.    Выявление и профилактика явлений дезадаптации учащихся в новых условиях обучения.

2.    Мониторинг эмоционального состояния обучающихся, уровня удовлетворенности выбранным профилем обучения, уровня осознанности сделанного выбора.

3.    Изучение степени соответствия изменяющихся интересов старшеклассника выбранному профилю обучения.

Практико-ориентированной задачей идеи сопровождения становится внесение в образовательный процесс средств, помогающих детям и подросткам «открывать» себя в различных видах деятельности, вхождение учащегося в сложноорганизованное широкое социокультурное пространство (в том числе – через вхождение в мир профессиональных субкультур) и, соответственно, восприятия им окружающего мира через призму собственных ценностей. Задача педагога-психолога – обнаружить субъективные и объективные препятствия, с которыми сталкивается учащийся в процессе этой сложной деятельности, и помочь ему подойти к ее самостоятельному разрешению.

Таким образом, психологическое сопровождение профильного образования может стать основным звеном работы школьного психолога, как в рамках просветительской деятельности, когда подростки знакомятся с основными возможностями психологии, так и в рамках развивающего направления, когда в легкой и спокойной форме корректируются и развиваются основные проблемные личностные качества.


Диагностика готовности к экзаменационным испытания, эффективность профильного обучения (11 класс).

На данном этапе происходит итоговая диагностика эффективности реализации программы профильного обучения. Отслеживаются динамические изменения таких показателей как: эмоциональное состояние обучающихся, осознанность выбора профиля, удовлетворенность сделанным выбором.

Еще одной важной задачей этого этапа является проектирование вариантов послешкольного образовательно-профессионального маршрута, выбор дальнейшего пути профессионального становления, образовательного учреждения в соответствии с индивидуальными интересами и способностями каждого учащегося. Эта проблема является одной из наиболее сложных, встающих перед старшеклассниками и требующих квалифицированной педагогической помощи. Она требует адаптации идей и технологий психолого-педагогического сопровождения, наработанных в теории и практике, с одной стороны – к изменяющимся социокультурным и профессионально-производственным условиям, с другой – собственно к специфике профориентационной проблематики.

Результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются сформированностьпрофориентационно значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта профессионального выбора, выражающиеся в готовности старшеклассника:

·  испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;

·  выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

·  ставить образовательную и профессиональную цель, использовать и соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

·  приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;

·  владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда;

·  выявлять ограничители свободы выбора направления продолжения образования и определять пути их преодоления;

·  распознавать и преодолевать внешнее манипулятивное влияние на процесс становления субъектной позиции, затрагивающей проблемы проектирования образовательного и профессионального выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.


Тематическое планирование:
Предпрофильная подготовка 


Виды работы

Условия проведения

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Диагностика состояния личностной и сферы обучающихся 9-х классов

Весь класс

Сентябрь-октябрь

Изучение психоэмоционального состояния обучающихся, их личностных особенностей

Мониторинг предпрофильного обучения (9-е классы)

Весь класс

Октябрь

Изучение запросов обучающихся на организацию профильных классов, выявление детей, испытывающих затруднения при выборе обучающего профиля

Диагностика познавательной сферы обучающихся 9-х классов

Весь класс

Ноябрь-декабрь

Определение уровня развития познавательной сферы

Диагностика профессиональных интересов и склонностей, определение типа будущей профессии (9-е классы)

Весь класс

Январь-март

Профессиональное самоопределение обучающихся, выбор профильного класса

Изучение мотивации учения и эмоционального отношения к обучению (9-е классы)

Весь класс

Март

Повышение учебной мотивации обучающихся

Мониторинг предпрофильного обучения (9-е классы)

Весь класс

Апрель

Изучение запросов обучающихся на организацию профильных классов, выявление детей, испытывающих затруднения при выборе обучающего профиля

Ведение курса «Основы профориентации» (9-е классы)

Весь класс

В течение года

 Просвещение учащихся по вопросам профориентационных мероприятий

Развивающая работа с обучающимися 9-х и классов (психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ, ГИА)

Весь класс, индивидуально

В течение года

Снижение уровня тревожности, способность к саморегуляции

Консультирование обучающихся 9-х классов, их родителей и педагогов по вопросам психологической подготовки к ГИА

Индивидуально

В течение года

Снижение тревожности, психологическая готовность всех участников образовательного процесса к сдаче ГИА

Консультирование обучающихся 8-9-х классов, и их родителей по вопросам профессионального самоопределения и построения индивидуальной образовательной траектории

Индивидуально

В течение года

Выбор образовательной траектории в соответствии с личностными потребностями и особенностями учащихся, профессиональное самоопределение

 

Профильная подготовка (10 класс).

 


Виды работы

Условия проведения

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Посещение уроков

Весь класс

Сентябрь-октябрь

Изучение взаимоотношений во вновь созданном коллективе

Промежуточный мониторинг профильного обучения

Весь класс

Апрель

Изучение степени соответствия индивидуальных особенностей выбранному профилю, уровня эмоционального отношения к профилю

Развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в процессе адаптации

Индивидуально

В течение года

Устранение и профилактика явлений дезадаптации

Развивающие занятия, направленные на сплочение классного коллектива, улучшение психологического микроклимата в классе

Весь класс

В течение года

Улучшение психологического микроклимата  в классе, повышение сплоченности классных коллективов

Консультирование учителей по вопросам формирования благоприятного психологического микроклимата в классе

Индивидуально

В течение года

Благоприятный психологический климат, сплоченность классного коллектива

Консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения и построения индивидуальной образовательной траектории

Индивидуально

В течение года

Выбор образовательной траектории в соответствии с личностными потребностями и особенностями учащихся, профессиональное самоопределение


11 КЛАСС

 


Виды работы

Условия проведения

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Диагностика типа отношения к сдаче экзаменов

Весь класс

Декабрь

Изучение особенностей отношения учащихся к предстоящим экзаменационным испытаниям с целью выявления имеющихся трудностей.

Проведение развивающих занятий «Снятие экзаменационного стресса»

Весь класс

Январь - апрель

Снятие экзаменационного стресса, выработка правильного отношения к сдаче экзамена. Планирование эффективной подготовки к экзамену.

Консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения и построения индивидуальной образовательной траектории

Индивидуально

В течение года

Выбор образовательной траектории в соответствии с личностными потребностями и особенностями учащихся, профессиональное самоопределение

Консультирование обучающихся, их родителей и педагогов по вопросам психологической подготовки к ЕГЭ

Индивидуально

В течение года

Снижение тревожности, психологическая готовность всех участников образовательного процесса к сдаче ЕГЭ

Список использованной литературы:

1. Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников «Профориентация», Москва «Академия» 2008

2. Е.А. Климов «Психология профессионального самоопределения», Москва «Академия» 2004

3. Ляудис В. Я. «Методика преподавания психологии: Учебное пособие», «УРАО» 2000

4. С. Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев «Профессиональное самоопределение» (учебная программа)

5. Корягин А.М., Бариева Н.Ю., Грибанова Т.П., Кошлакова Ю.Б. «Как выбрать колледж в Москве», (учебное пособие)



6. Диагностика профессионально важных качеств 
Автор: А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова


7. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники Пряжников Н.С.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница